Нетрадиционно об искусстве

          Каждый второй житель Екатеринбурга знает дорогу в Библиотеку имени Белинского, и, возможно даже частенько в неё заглядывает. Ведь это не только тихое местечко, где можно уединиться с любимой книгой, не только бюро информации, но ещё и некий организатор познавательных мероприятий, связанных с творчеством и искусством.
      В этот раз Белинка собрала всех почитателей творчества поэта и бизнес-тренера - Дмитрия  Шкарина. Встреча носила некое завораживающее название: «Ар Брют – безумие творчества». Интригует, неправда? Вот и наша газета «Культурный Екатеринбург» сочла не оставаться в стороне и побывать на этом событии.
     Люди всё тянулись и тянулись. Беседа оттягивала своё начало… «Ну- ну! Давайте же начинать!» - эта фраза буквально вырывалась из уст каждого, кто уже устроился по - удобнее и был готов к путешествию по закоулкам искусства.  На задних рядах кто-то бурно обсуждал, то, как узнал о мероприятии: «А я листала – листала, увидела прикольное название и решила прийти».
      А еще подальше сидел уж точно истинный ценитель искусства, готовый к встрече с поэтом ещё задолго до начала. Небрежно намотанный шарф, пиджак, очки и исключительно серьёзное выражение лица, что он истинный приверженец творчества Дмитрия.
     Сам Дмитрий был очень солиден, но, тем не менее, это не помешало ему общаться со всеми гостями на дружеской волне.
     Наконец-то все в сборе. Можно начинать...
     Искусство. Насколько оно многогранно. Сколько неизведанных путей в нем кроется? Сколько непроторенных троп в нем прячется? Знаете ли Вы?
   К сожалению, все мы привыкли лишь к традиционным видам искусства: театр, музыка, балет, поэзия, живопись. Но существуют не менее интересные и увлекательные, о которых знают лишь немногие. Искусство, выходящее за грани традиций, возможно? Именно этот вопрос освящался на встрече с поэтом.
    Начав свою экскурсию по неизведанным уголкам искусства, Дмитрий рассказал нам предысторию Ар Брюта и, собственно, то, в чем же заключается этот загадочный вид творчества.
    Итак, начнем с того, а что же вообще за название такое заморское - Ар Брют? В переводе с французского «Аrt brut» – грубое, сырое искусство.  «Самая базовая посылка появления Ар Брюта – отделение части искусства от традиционного в 1945 году Жаном Дебюффе.» - вводит зрителей в курс дела сам гвоздь программы.
   Оказалось, что Ар Брют включает в себя творчество душевнобольных, заключенных, детей, маргиналов и первобытных народов. «Ар Брют – грубое необработанное искусство» - вот самое точное определение нетрадиционного творчества.
     В этот момент у всех сидящих в зале в голове застыл один и тот же вопрос: «А зачем же вообще нужно такое искусство, ведь пугает, не дает духовного наслаждения?»  На что тут же последовал ответ, будто Дмитрий ожидал увидеть такие удивленные лица зрителей.
«Дети, не сформировали логический статус, душевнобольные – потеряли, преступники – исказили, а первобытные вовсе не обрели. Наличие свободного времени в условиях вынужденной изоляции приводит к «что – нибудь деланию». При свободном времени человек занимается искусством, ведь ему больше нечего делать. Именно искусством для себя, а не на вынос». – с улыбкой развеял весь туман поэт.
     После такого объяснения в головах зрителей понемногу всё встало на свои места. Так что же такое Ар Брют? Нет, это не направление искусства, это вид творчества, отличающийся от того, что мы называем традицией. В Ар Брюте не владеют ни техникой, ни задачами, нет ни рамок, ни барьеров. Но ведь в этом и есть вся прелесть. Может быть, творить для себя, а не на вынос, творить без ограничений и рамок и есть настоящее искусство?
     Далее последовала рекламная пауза в виде стихотворения Дмитрия Шкарина.
Возрадуйтесь, друзья,
Я слышал глас небесный.
Он мне сказал: «Нельзя
Иметь рассудок пресный»
     На протяжении всего времени лекцию также сопровождали стихи, которые вызывали бурю эмоций у зрителей, а некоторые произведения даже смех.
    Оказывается, Ар Брют включает в себя много сфер: создание музыки, живопись, обустройство домов – всё, что создает человек, не пользуясь при этом особой техникой. При написании стихов Ар Брют также не пользуется никаким планом составления. «Хитрость заключается в том, что сам процесс создания произведения является для автора неожиданным» - рассказал формулу своего «стихоплетства» Дмитрий Шкарин. Кстати, надо заметить, что Дмитрий не только пишет стихи и занимается бизнес - тренингом, но еще и со своими собратьями по взглядам на искусство занимается музыкой, не изменяя при этом в своей технике, а точнее её отсутствия.  В создание музыки нет места этапу шлифовки и обрабатыванию материала. «Сразу берешь и делаешь.» - главный принцип в этом деле. Главное сделать так, чтобы никакой системы не было. 
«В нашем случае гитара перестраивается совершенно в хаотичном порядке. После этого гитаристы садятся друг против друга и начинают играть. Соответственно, через несколько минут надо создать новое произведение и тут включается Арбрютовское мышление: сознание обостряется, играть можно хоть до утра»
    По словам Дмитрия, В Ар Брюте, как ни странно отсутствует интерес к будущему своих творений в социальном мире. Да, внутри человека этот интерес, безусловно, присутствует, а вот, в мире внешнем - нет. Творцы Ар Брюта сохраняют своё произведение внутри себя как реликвию и уносят её с собой в могилу, как нечто сокровенное, именно поэтому зачастую воплощённый Ар Брют остается незамеченным.
    Всё это нам поведал поэт, музыкант, бизнес – тренер, нестандартно мыслящий человек – Дмитрий Шкарин. После этого он принялся отвечать вопросы заинтересованных зрителей, но тут сигнал: «Уважаемые посетители, наша библиотека закрывается…», монотонный голос прерывает беседу и, не поставив точку в конце встречи, слушатели начинают выползать со своих стульев, спеша в гардероб, дабы не остаться без верхней одежды. Напоследок Дмитрий рассказал нам ещё парочку своих стихов, получил заслуженную бурю аплодисментов, и нам пришлось попрощаться (всё – таки гардероб обязывал).
     Является ли Ар Брют искусством решать Вам.
 Возможно, когда- нибудь нетрадиционное искусство заменить нынешнее. Может быть… Но опять же это решать Вам.


Рецензии