Карьера за четвертак

Этот случай произошел с Сергеем, моим добрым другом и сослуживцем, в самом начале его военной карьеры. Мы с Сергеем познакомились в Хабаровске, в штабе ВВС Дальневосточного округа. Нам предстояло вместе ехать к новому месту службы в отдаленный гарнизон. Сергей тогда только что прибыл после окончания Рижского высшего авиационного инженерного училища. По специальности он был инженером радиолокационного оборудования летательных аппаратов.  Нас вместе направили служить в  истребительно разведывательный полк. В военном городке мы поселились в общежитии.  Жена Сергея, Наташа, в то время находилась в Уссурийске. Там же раньше жил и Сергей, до того как поступил в Рижское училище. В гарнизоне ему, через неделю после прибытия, выделили двухкомнатную квартиру на четвертом этаже общежития. И сразу дали короткий отпуск, чтобы привезти в гарнизон молодую жену и небогатые пожитки.

Сначала Сергея назначили на скромную должность техника по прицельному оборудованию. Инженер полка приветствовал его суховато:
—  С прибытием, лейтенант. Будешь пока техником. Наберешься опыта, — поставлю на инженерную должность.

Наташа к тому времени закончила Дальневосточный педагогический институт искусств по специальности «преподаватель сольного пения и хоровой подготовки». В гарнизоне работа для неё нашлась сразу: в местной школе не было преподавателя пения. К тому же, она еще и организовала в гарнизонном клубе хоровой кружок. Насыщенные дни пролетали быстро.

Наташа была очень красивой женщиной, на неё заглядывались многие наши сослуживцы. Рост 176, длинные вьющиеся волосы натуральной блондинки, голубые глаза, пышные ресницы, тонко очерченные губы. Великолепная фигура мало кого могла оставить равнодушным. Они с Сергеем потрясающе смотрелись вместе. Сергей — высокий и красивый темноволосый мужчина с атлетической фигурой (кандидат в мастера спорта по волейболу). Когда эта пара приходила летом на местный пляж, ими любовались и мужчины и женщины. Через год у них родились прекрасные близнецы: мальчик и девочка.  Близнецов назвали Сашей и Машей. После рождения детей, к ним переехала жить мама Наташи, а командование  выделило трехкомнатную квартиру.

Мы продолжали дружить, вместе отмечали все праздники, и гарнизонная жизнь текла своим чередом.
Когда детям исполнилось три года, родители решили показать близнецов родным. Взяв отпуск, они поехали в Уссурийск. Возвращались через месяц. Сергей с Наташей поехали на вокзал покупать билеты на поезд. От Уссурийска до гарнизона ехать двадцать часов, поэтому им надо было купить полностью купе на поезд Владивосток – Москва, в общем вагоне с малышами не поедешь. Сергей подошел к кассе, показал удостоверение личности офицера и воинские проездные на себя и семью. Ему выдали билеты на поезд, отправлявшийся через два дня, купе для семьи нашлось. Когда Сергей отходил от кассы, пряча в карман билеты, к нему подошёл мужчина лет тридцати на вид, среднего роста, коротко стриженый и прилично одетый, только слегка не бритый:
— Извините, я видел, что вы покупали билеты по воинскому требованию и показывали удостоверение личности офицера. Я тоже офицер — майор ВВС, служу в Хабаровске. Дело в том, что меня обокрали, пока я спал. Хорошо, что документы я по привычке в карманах оставил. У меня к вам большая просьба.  Вы не смогли бы мне помочь? Мне нужно купить билеты до Хабаровска. По приезду я вам верну эти деньги. Вот мое удостоверение, посмотрите.

 
С этими словами он показал им своё удостоверение личности. Серегей посмотрел на удостоверение и вернул его владельцу. Потом достал портмоне и отдал пострадавшему майору двадцать пять рублей одной купюрой.

— Купи билет себе сам.  Отдашь, когда сможешь.

 Майор записал адрес, номер войсковой части, фамилию, имя, отчество Сергея. Сергей и Наталья пожелали ему удачной дороги и поехали к своим родным.

Через два дня Сергей, Наталья и близняшки сели в поезд и через двадцать часов благополучно приехали, на нашу станцию. Я встречал их на «Москвиче-412», который одолжил у общего знакомого из нашего общежития. Пока ехали, Наташа рассказала мне эту историю.
— Думаешь, вернет? – с сомнением в голосе спросил я – Удостоверение-то у него не липовое было? Четвертак – большие деньги.
— Да вроде, настоящее, — ответил Сергей, — и на фото точно он.
Через месяц после отпуска, денег от майора еще не поступило. Супруги решили, что и не поступят. Сергей махнул рукой:

— Мы от этой суммы не обеднеем. Значит, майору нужнее.

Вскоре про эту историю все забыли, а через шесть месяцев из штаба ВВС пришёл приказ о назначении Сергея на должность инженера группы прицельного оборудования. Это была капитанская должность. Звание капитана мы вскоре все вместе и обмыли.

 Через месяц я восстановился на лётную работу и перевёлся в вертолетный полк вдали от того гарнизона, а через год меня отправили на новое место службы, в город на Транссибирской магистрали, но уже ближе к друзьям. Сергей и Наталья с детьми часто меня навещали, про ту историю мы и думать забыли.
Прошло еще  три года. Военная карьера Сергея складывалась весьма удачно, его назначили на должность начальника группы прицельного оборудования. По воинскому званию — майорская категория. Потом пришел вызов на поступление в  академию Жуковского в Москву. Сергей успешно сдал все экзамены и вернулся в гарнизон за вещами. И вдруг, в один прекрасный день, ему приходит письмо от неизвестного адресата из Хабаровска:
Здравствуй Сергей!
Прости, что не выслал тебе сразу четвертак. По приезду в Хабаровск меня назначили  заместителем начальника управления кадров ВВС округа, и я так закрутился на новой должности, что та история просто вылетела из головы. Честно говоря, я еще и забыл, куда сунул бумажку с твоими данными – погано получилось, даже стыдно тебе писать. Потом её нашла жена. Мне было ужасно неудобно, и я решил помочь тебе в продвижении по службе. Всё, что я смог для тебя сделать, я сделал. Дальше ты уж сам себе дорогу пробивай. Я думаю, ты сможешь, у тебя есть потенциал (кадры знают всё). Еще раз большое спасибо за то, что ты меня выручил. Большой привет твоей красавице-жене.
С уважением Николай.

P.S. Будешь в Хабаровске, вот мой адрес. Рад буду тебя увидать. Станешь генералом, не зазнавайся.

Это письмо Сергей показал мне с улыбкой:

— Представляешь, мы-то с Натальей думали-гадали, кто же мне так помогает, ведь у нас никого нет с «лохматой лапой» ни в штабах округа, ни в Москве. Одно время казалось, что старший лейтенант для меня предел. А видишь, как судьба распорядилась?

Сергей, с Наташей и близнецами, уехал в Москву. Генералом он, правда, не стал, но, после академии, до полковника дослужился. Недавно вышел на пенсию и живет под Москвой. Вот такая интересная история произошла с моим сослуживцем.

На фото: банкнота 25 рублей (по-простому, — четвертак) образца 1961 года. В те времена — очень большие деньги.

http://www.proza.ru/2013/03/18/1617 


Рецензии
Прошу прощения за длинную цитату из В.В.Конецкого(http://lib.ru/KONECKIJ/unluckfc.txt)

Начало Цитаты:

"-- В каком году вы окончили училище и какое? -- спросил я.
-- Еще раз "вы" скажешь -- не дам Витте читать. А
демократизм мой проистекает из одного сказочного приключения.
Назовем его "Золотая Рыбка", а эпиграфом возьмем: "Все по
блату, все не так, вот где истый кавардак!" Училище закончил в
прошлом году, артиллерист.
-- И уже капитан-лейтенант?
-- Сам до сих пор удивляюсь, -- сказал Коля и рассказал
следующее, время от времени заливаясь беззвучным хохотом.
Коренной москвич. Первый после училища офицерский отпуск
проводил дома в столице. Где-то на Арбате из моряцкой
солидарности высвободил из лап сухопутного патруля какого-то
заблудшего старшину второй статьи. Когда опасность для старшины
миновала, тот спросил у новоиспеченного офицерика фамилию и
название флота, на котором Дударкину-Крылову предстояло
служить. Затем, вежливо попрощавшись, заблудший старшина второй
статьи загадочно сказал: "Дударкин, сегодня ты выпустил на
свободу Золотую Рыбку!"
Назначен был правнук кухарки дедушки Крылова на гадчайшую
должность -командиром мелкого зенитного подразделения
эскадренного миноносца. На военно-морском языке -- "командир
пульно-вздульной группы": масса подчиненного личного состава,
то есть масса неприятностей за каждого загулявшего на берегу
матросика, и никакой реальной возможности эффектно
продемонстрировать начальству свои таланты. За полгода получил
десяток взысканий. После чего приказом Главкома ему было
досрочно присвоено звание старшего лейтенанта. Поудивлялись,
пообмывали, начальство продолжало лепить Коле взыскания еще
щедрее. А через полгода приходит приказ о присвоении ему звания
капитан-лейтенанта, хотя даже должность-то его такому званию не
соответствовала. Тут уж не только начальство озадачилось и
обозлилось, но и корешки стали отчуждаться -- блатует парень
без стыда и совести. Дударкин и сам не рад, и чувствует себя в
ирреальности, от которой с ума сходят: нет у него нигде
никакого блата и никакой руки. Бах! Получает письмо,
подписанное "Золотая Рыбка". Заблудший старшина пишет из
столицы, что, к сожалению, присвоить Коле капитана третьего
ранга пока не может, так как это уже старший офицерский состав,
а он, старшина, сидит в Москве писарем ВМС на младшем
офицерском составе, и вставить фамилию Дударкина в списки
очередного представления пока невозможно; но не все потеряно; и
когда его, старшину, переведут за хорошую службу на старший
офицерский состав, то он обещает довести Дударкина до капитана
первого ранга за оптимально минимальный срок.
Приказы Главкома, как известно, не обсуждаются,
исполняются беспрекословно, точно и в срок. И Дударкину
подыскали должность, соответствующую званию." Конец цитаты

Это старая армейская байка о "Некоем офицере", оказавшем пустяковую услугу "Некоему незначительному типу" и о Большой Благодарности за
эту пустяковую услугу .

Сергей 5   21.03.2013 16:11     Заявить о нарушении
Сергей-5 Так таких случаев полно.Я сам из тьмы - таракани поехал служить в Германию в которой платили западными марками. Всё из-за того,что тесть моего бывшего командира был при должности начальника отделения кадров Дальневосточного округа. Другой мой однокашник с должности командира звена(капитанская должность) поехал в Монинскую академию в Москву.Хотя туда принимали только с майорской должности. Всё очень просто полюбила его дочь генерала полковника авиации, вместе оказались в санатории. В Москве папашка был командующим дальней авиации. Так сделали без проблем,служили потом молодые в очень хороших местах,на очень тёплой должности. Однокашники рассказывали ,что до полковника быстро дорос. Сколько баньщиков в полковничьих погонах. Или егерей в звании генерал лейтенант, один кажется полный кавалер ордена "За службу Родине в вооруженных силах."Т.Е. все три степени имеет, а это к Герою СССР приравнено. Так, что у нас половино Арбатского военного округа таких друзей,сватов,кумов,банщиков и т.д. Так, что если начать искать по книжкам, можно очень много таких примеров найти. Начиная с царской армии и до сегодняшнего дня. Как кому повезёт. Спасибо за комментарий.

Борис Кириллов   21.03.2013 17:42   Заявить о нарушении
У нас весело.

Сергей Кристел   19.01.2014 01:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.