Дидигов Магомед. Танцующий орел-виртуоз

           Чечня - благодатный край Северного Кавказа. Именно здесь высоко в горах небо целуется с землей, а ковш Созвездия Семи звезд семерых братьев( Созвездие Большой Медведицы) опускается до самой земли, чтобы высадить, приземлить тех, кто заблудился на ночном небе. Здесь покой Вечности охраняют холодные башни предков вайнахов, а вершины гор облетают горные орлы. Они парят так высоко, что с земли порой кажутся медленно двигающейся точкой.

         Здесь институтом воспитания всегда был танец.  Малышей с пеленок учат танцевать. Танец - это восприятие мира.  А требования проявляют не только к внешнему виду - осанке, пантомиме, движению, но и ритму  восприятия  жизненных процессов, ментальных требований этикета и норм поведения в обществе.

          Чеченская лезгинка - неординарный и один из самых красивых танцев - целая академия, неписанный закон, кодекс, расписанный до мелочей. Каждый шаг, движение, взгляд имеют глубочайший смысл, не говоря уже об организации торжеств(той) и игрищ (ловзар, синкъерам). Сравнивая, проводя параллели с танцами других кавказских народов, даже несведущий зритель находит яркие элементы чеченского народного танца и музыки.
         Лезгинка – летопись народа, визитная карточка всех без исключения кавказцев, несмотря на разные наименования: лекури - у грузин, ловзарг - у чеченцев, къурди - у аварцев, халхар - у ингушей, Арцвапар - у армян.           Быструю лезгинку  под четкую, динамичную музыку танцуют  и осетины, и азребайджанцы, и карачаевцы, и балкары, черкессы, лезгины, кабардинцы.  Это темпераментный танец свободолюбивых, гордых, мужественных народов, получивший популярность и известность во всем мире.
            Несмотря на стилевую разновидность характерных неизменных движений, используемых партнерами в танце, образ и рисунок лезгинки остается единым. Два образа: орел и лебедь. Гордая птица небес и символ любви и верности. Медленный темп  чередуется   стремительным. Грациозная осанка девушки с плавными движениями рук завораживающе плывущей  перед эффектно танцующим на носках парнем, который раскидывает руки в разные стороны. 

            Ритмичные пластические движения и выразительные положения тел танцоров неразрывно связаны с музыкой, эмоциональное содержание которой воплощается в образах  - фигурах и композиции.
              Виртуозное развитие внутренностного импульса свободолюбивых горцев характеризует их с точки зрения исторического и культурного наследия. Танец кавказцев - подлинное искусство, выражающее через движения тела душевные чувства, состояние. Лезгинка - экспрессия самовыражения посредством движений тела. Именно кавказский танец является нераскрытым феноменом объединения народов  региона. Эталон статности и благородства - прямое выражение характера свободолюбивых, гордых горцев. Костюм горцев и танец сохранили и аккумулировали в себе всю культуру: прикладное искусство, мифы и легенды, музыку и театр. В этом танце кроется непреклонная тайна формирования  шаблонов уклада жизни горцев. Сюжет лезгинки - выразительный чувственный рассказ посредством пантомимы, костюма, декораций, сценического освещения и прочих мелочей по сравнению с идеей.
               
          Стоит ли заострять внимание говоря, что лезгинка сыграла важную роль в становлении и развитии народов. К сожалению, приходиться констатировать, что в последнее время все больше  утрачиваются мифологии и обычаи чеченского танца. Тринадцатилетняя ссылка чеченцев и ингушей нанесла непоправимый ущерб  не только танцевальному искусству, но и всей культуре народа, пытавшегося выжить в невыносимых страшных условиях ссылки. Две  последние военные компании, когда людей подвергли нечеловеческим испытаниям. Надо отдать должное, говоря, что чеченцы продолжали танцевать, несмотря на смертоносный обстрел, химическое оружие, голод и холод. Да, танец претерпевал изменения, потому что исполнялся в условиях страха быть безвинно убитым.
             Самобытность чеченского танца не утеряна, и ее выразительные особенности бросаются в глаза. Он оказал влияние на классическое танцевальное искусство соседних республик региона. Чеченский шаг и правильность постановки ноги нравится не только профессионалам, но и любителям танца. Маленькая хитрость раскрытия пальцев придает танцу особую красоту.
             Чеченская лезгинка отличается яркой выразительной манерой исполнения. Экспрессивная "огненность" присуща, в первую очередь, мужскому танцу. Наравне с  экспрессией чувствуется благородство,  внутренняя сдержанность исполнителя.
              К священному ритуалу танца вайнахи  всегда относились требовательно. Это не только танец воина, но и возможность показать свою симпатии к понравившейся девушке (сделать предложение).
              Рисунок и пластика танца (движение по магическому кругу) указывают на культ Солнца и Луны. Мужчина в танце с разведенными в стороны в виде креста руками - символ Солнца на восходе и заходе. Сгибание руки, держание кисти у груди, когда вторая рука отставлена в сторону,  означает движение Солнца. Если танцор становится на носки и вскидывает руки над головой, то изображает Солнце в зените. Обхват талии партнерши без прикосновения к ее телу - затмение Луны.
             По преданиям  нахской старины, Солнце - искусный кузнец, влюбившийся в прекрасную девушку, не зная, что она -  его сестра. Убегая от брата, преследующего ее с головешкой в руках, она превратилась в Луну, а искры от головешки - в звезды.  До сегодняшнего дня Солнце не может догнать Луну.

              Магомед Дидигов - один из тех  мастеров танцевального искусства, который в совершенстве овладел техникой этого искусства. Танец стал делом всей его жизни.
              Его красивые, элегантные движения дают зрителю почувствовать глубину музыки. Практически незаметны  касания земли, когда он парит в танце, исполняя "Сай болар" (походка оленя). При исполнении жесткого, приземистого "БухIи болар" - полной противоположности вышеназванного, кажется, что содрогается земля. В этот короткий миг в середине танца виртуоз позволяет себе дать волю чувствам.
             Отточенность движений танцора говорит о торжественности и аристократизме, чувстве собственного достоинства, уважении и подчеркнутом внимании к партнерше.
             Магомед овладел всеми  акробатическими и гимнастическими элементами. Пластика его движений показывает силу,  ловкость, мужество чеченца. Язык танца Дидигова не нуждается в перевода, так как способен поведать зрителю о самобытности и сущности национального характера.
        Его величественная осанка, обворожительная улыбка и  взгляд  орла не отпускают внимание зрителя, а  резкие ритмичные движения танцора одновременно плавны и гибки. Импровизация в сочетании с эмоциональной хореографичностью - душа танца.
Вкладывая в танец всю мощь своего духа Дидигов раскрывает принцип гордости кавказцев, соблюдающих свой кодекс чести, когда мужество и храбрость соседствуют со  справедливостью, мягкостью, непредвиденностью. Свободный сильный орел в бурной страсти на изящном фоне легко и плавно плывущей лебеди.

          Магомед Дидигов овладел всеми видами лезгинки: массовым, парным, сольным.
         Родился  на чужбине четырнадцатого числа мая месяца  1946 года. И Казахстан стал его вынужденной Родиной, как и для всех сородичей, до возвращения на историческую Родину. Впервые вышел на сцену в семилетнем возрасте во Дворце Пионеров города Алма-Аты. В пятнадцатилетнем возрасте его приняли в Государственный ансамбль песни и танца Чечено-Ингушской АССР. И через несколько лет он стал ведущим солистом ансамбля "Вайнах".
          Несмотря на возраст, Магомед полон сил и энергии. Народный артист Чечено-Ингушской АССР, Заслуженный артист Кабардино-Балкарской АССР, Народный артист Республики Ингушетия, Заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия, ветеран труда, профессор   сегодня работает   заместителем директора Государственного драматического театра им. Х. Нурадилова.

            Ему рукоплескали во многих странах Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Полный достоинства, высокий красивый солист грациозно представлял Кавказ. В триумфальных  лучах  славы ансамбля "Вайнах" яркий свет исходил от  Магомеда.
             Пропуская  творческое искусство через свое сердце, танцор всегда заинтересовывал зрителя, приковывал  его внимание своим талантом. Формализованные "па" Магомеда Дидигова навсегда останутся в  нашей памяти,  как достижения высшего искусства красоты в сопровождении звуков музыки.
              Несмотря на свой личный непрофессионализм, признаюсь, очень легко танцевала с этим чудо-танцором от Бога.


Рецензии
Зура,как же он танцевал! Какая осанка! Нуриев мог позавидовать! И написала ты очень хорошо! просто блестяще!

Таисия Ирс   02.03.2013 00:01     Заявить о нарушении
Он и сейчас великолепен. Выглядит лет на двадцать моложе. В прекрасной форме.

Зура Итсмиолорд   02.03.2013 02:30   Заявить о нарушении