Камешек

С нетерпением жду часа , когда программа «Россия1» начнёт показывать фильм Никиты Михалкова «Цитадель». Вчера вечером здесь же прошло «Предстаяние».
Эта кинодилогия лиший раз подтвердила : талант не пропьешь и не продашь. Можно льстить власти, можно самому на себя возложить святость бесогона, но как только душа прикасается к Божьему делу, то художник тотчас становится со-Творцом – и являет миру чудо.
Так и Никита Сергеевич создал нечто, от чего хулители русского мира подняли настоящий, извините, хай. И чем выше вал гнева, тем недоступнее для разрушителей становится настоящая цитадель души. Не та «Цитадель», что воссоздана режиссером в фильме. А та нерукотворная, которую не разрушить , как воплощение замысла Божья.
Тут у меня нет никакой высокопарности. Я вижу, что Михалков своим кино создал мистическую Энциклопедию войны и мира. Он языком притчи поведал о народном бедствии гораздо выразительнее, чем это делают документалисты. Михалков нащупал нерв бытия , и предложил зрителям возложить перста на пульс времени.
Когда режиссера упрекают, что он нарочно ушел от известных событий войны и сделал её подчас нелепой, фантасмагоричной, полной небывальщиной, то не хотят понять, что нелепости войны только таким языком и можно выразить полнО. Никита Михайлович говорит, что сама война – бред, выход за пределы разумного целых народов. И показывает нам этот бред в деталях, мастерски, выпукло. Я думаю – в мире сейчас нет режиссеров, сопоставимых с Михалковым. Так выстроить кадр во всю глубину дано только избранным.
Но за всем бредом сущего в фильмах Михалкова хорошо читается дьявольская логика массового убийства людей и народов. Художник говорит : война – это никогда ни справедливость, ни борьба за свободу. Это жерло для миллионов, и адской прорве всё равно, какими порывами руководствуются армии. Главное – убить как можно больше людей – солдат, цыган, детей,виновных и невиновных.
И в таком свете совершенно убийственно выглядит фигура Сталина. Я не знаю, как в жизни относится к Генералиссимусу Михалков. Но в фильме он уничтожает монстра, который и есть олицетворение войны. Сталину нужны массовые жертвы, массовый террор, но с непременными публичными деталями.
Будете смотреть фильм – прислушайтесь к беседе Сталина с Котовым. Там есть сцена, когда Вождь спрашивает Котова: «Обижаешься за арест и лагеря? И задаешь себе вопрос: За что? А вопрос неверен. Надо спрашивать: почему я?»
И дальше Сталин разворачивает людоедскую сущность любой верховной власти, и своей тоже. Мы, говорит Сталин, строим великую державу. Но получается плохо. Но не могу же я, товарищ Сталин, признаться в том, что не справляюсь с делом? Значит – причину провалов надо объяснять иначе. Народу нужно показать врага, мешающего товарищу Сталину строить великую державу. Чем крупнее враг – тем больше веры товарищу Сталину.Но внешний враг для нас пока недосягаем. Значит – нужно находить и показывать народу врага внутреннего.Вот и идут под нош маршалы тухачевские, теоретики бухарины и прочие зиновьевы. Враги у товарища Сталина не могут быть малого калибра. И ты, комдив Котов, как всенародный герой Гражданской войны,пошёл в лагеря не потому, что враг, а потому, что – герой. Народ знает: если такие значимые военачальники, как Котов, оказались наймитами капитала – то как же трудно товарищу Сталину строить для нас счастливую жизнь. Поэтому твоим арестом товарищ Сталин укрепил власть. И ты должен не обижаться на товарища Сталина, а благодарить его за то, что причислил тебя к числу равноправных игроков на политическом поле.
Такая вот в фильме теория власти. Но разве нельзя опрокинуть её в наше время? Вспомните, какой всплеск одобрения вызвала в народе отставка Сердюкова? Враг должен крупным, чтобы вместе с ним вываливались из сознания народа целые отрасль, целая армия неудач и провалов. И тут Навальный явно мелковат. Тут нужен теперь Медведев, на худой конец. И понятно, что чем дальше мы будем заходить в тупик, тем большие щуки начнут попадаться в бастрыкинские сети.
В нынешний день опрокинута и ключевая картина фильма «Цитадель» - собственно штурм крепости. Да – вся нелепая операция по взятию неприступной цитадели подразделением штрафников с черенками лопат вместо винтовок – это наглядная попытка построить коммунизм в одной, отдельно взятой стране. Ясно, что таким образом ни коммунизма не достичь, ни крепости не взять, Но эту картинку – штрафники с черенками – можно ставить эпиграфом к любой штурмовщине развитого социализма. Коллективизация, индустиализация, целина, космос, перестройка – все голыми руками, по приказу партии.
В этих штрафниках – все мы, россиянские люди. Главное в такой штурмовщине – не победа, не результат, а стремление удержать в узде народ, занять его хоть каким-нибудь делом. И, по возможности, скинуть с плеч государства лишнее поголовье, дабы не тратиться на школы и больницы.
Но у Михалкова наполнена живым смыслом и сама каменная цитадель. Это – не просто фортификационное сооружение. Здесь модель государства. Его не взять штурмом, ни лобовыми ударами, ни подкопами, ни бомбёжкой. Цитадель есть совершенное устроение незыблемости, это жесткая конструкция, как треугольник.
Это и Третий Рейх, и Советский Союз, и современная Российская Федерация. Я не провожу сравнений между государствами – не обвиняйте меня . Просто сии государства нанизаны на похожие вертикали власти, сравнимые по соподчиненности и чинодральству, извините.
Гибель Третьего рейха случилась не потому, что его разгромили союзники. Смерть гитлеровской Германии жила уже в ней же, в заявленной немцами собственной богоподобности. Гордыня погубила Рейх.А спусковым крючком, возможно, стал безобидный полет Гесса в Англию.
Что-то подобное случилось и с Советским союзом. Не Америка с НАТОй уничтожила сию цитадель, и даже не штрафники с черенками от лопат. Советский Союз тоже лопнул от гордыни, добившись неуязвимости, на пике могущества.А спусковым крючком стал беспрепятственный пролет маленькой «Сессны»,с мальчишкой Рустом,через все системы ПВО прямо на Красную площадь.
Думаю, напрасно нынешние наши правители видят в Российской Федерации новую Цитадель. И зря они чувствуют свою неуязвимость от ракет НАТО и штрафников Навального. Гибель цитадели уже заложена в её устройство. Мы можем догадываться, что станет спусковым крючком на сей раз. В фильме Михалкова движение хвоста мышки повлекло за собой цепь нелепых случайностей, закономерно приведщих к катастрофе. Так будет неизбежно и у нас.Не мышка, но нелепица случится. Может – взорвет пространство очередной педофил. Возможно, вырвется на поверхность небывалый читновный цинизм. Неважно что, главное – камешек повлечет за собой лавину.И НАТО, заодно со штафниками либералами-патриотами-коммунистами и всем мировым зрителем станет свидетелем саморазрушения Цитадели…
Вот о чём кино Михалкова, по большому счету. И раскрывается здесь не столько содержание и causa belli, сколько суть мира.
Это кино чрезвычайно многослойно. Думаю – так вряд ли задумывалось.Но, как настоящий художник, Михалков подсознательно высказал то, что подспудно живёт в каждом из нас. Так что – берите на плечо черенок лопаты – и присоединяйтесь ко мне. Идём на штурм киноцитадели, которую нам в лобовую ни за что не взять.


Рецензии