Вино и знаки

          
                ВИНО И ЗНАКИ
         
          Данное произведение написано в форме общения двух супружеских пар, встретившихся в
Крыму, и размышлений автора о вине, словах и знаках, где сделана попытка ответа на стихотво-рение Валерия Брюсова “Созвучья слова не случайны":
               
                “Созвучья слова не случайны!
                Пусть связь речений далека,
                В них неразгаданные тайны
                Всегда живого языка."

           С желанием увидеть в созвучьях не случайность не только слова, но и звуков, и букв,       также графики, символики, цвета знака, Среды - цвета вокруг знака, слова.
           Помимо этого в стихотворной форме выражена сущность производства вина, традиции его употребления, даны рекомендации по дегустации вина, что и по какому случаю пить, при какой температуре и из чего. Основными параметрами при дегустации являются “глаз, нос, рот", что означает - цвет, запах, вкус. А здесь прибавляется и послевкусие, оценивается значимость порядочности поставщика - “чтоб не пришла беда".               
          Большого искусства в средние века в этих вопросах достигли служители церкви, в поисках эликсира жизни, занимаясь приготовлением всевозможных снадобий. Так был изобретен спирт и темная бутылка под шампанское, которая помогла французскому монаху Дом Переньену в 1650 году, избежать эффекта увеличительного стекла. О целебных и дезинфицирующих свойствах вина знали и оставили нам много своих трудов древние римляне и греки: Плиний, Плутарх, Гипократ, а не разбавленным вином женщины Спарты даже омывали новорожденных. И в наше время виноделам многих стран удается создавать, производить хорошие вина, поддерживая имидж известнейших марок, в том числе Бордо, неповторимо воспетый А. С. Пушкина - “Да здравствует бордо, наш друг"!
       А вот сорокаградусное соотношение спирта к воде было предложено докторской диссертацией русским ученым Менделеевым Д.И., хотя это открытие приписывают его ученику Александру Хлебникову. И здесь можно спорить, ведь с таким именем и фамилией, когда водка называлась хлебным вином, кажется провидением - это мог сделать созвучием лишь ученик. Однако, значима сама цифра - сорок, ее Божественность, и это приоритетное право не нужно отдавать, как претендуют на название “коньяк" французы.
В свою очередь, через слово “Коньяк" и легенду о нем, хотелось вновь подчеркнуть высокое качество армянских коньяков, производимых на склонах благословенного Арарата, где виноделие ведет счет, как минимум со времен Ноя. Хотя в сопоставлении вина со змеем, вино можно рассматривать как искусителя, к чему часто возвращается автор, отчасти повторяя в новой интерпретации притчи царя Соломона: “...У кого вой? ...у кого горе?... У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет... впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид...”. Но более емкое и всеобъемлющее сравнение Иисуса с виноградной лозой, а Бога с виноградарем, дословно взято из Евангелия от Иоанна: “Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь”.
     Обращая внимание на разнообразие напитков, следовало бы отметить наиболее упрощенную классификацию вина в Арцахе (Карабах), чья тысячелетняя история его производства, как и все сложное - разумно просто, подразделяет все вина на два вида: мужские - сухие и женские - сладкие, подчеркивая во всем мужское и женское начало.
Вообще - то, почти Гамлетовский вопрос - “пить или не пить", прекрасно парирует Дагестанский поэт Мирза Шариф Вазех - “Цену вину не знает тот, кто пьет вино, как воду", что подтверждается армянским созвучием - “вино" и “цена" - “гини" и “гинэ", подтверждая значимость продукта, которому в народе всегда знали цену. И сейчас в России, и раньше в СССР, многое в шутку считали на пол-литра водки, делая из нее эталон товарообмена и услуг. Но еще интереснее раскладывается слово “водка” по-армянски - “арах” - на “ар” и “ах”, то есть на “на” по-русски и “соль”. А это можно интерпретировать как соль слов в сочетании с русской пословицей - “что у пьяного на языке, у трезвого - на уме”, напоминая об умеренности пользования и соли, и слов, и водки. К сожалению и сегодня, как правило, из-за недостатка средств, употребляются некачественные напитки, что приходилось делать в армии и автору этих строк. Так служа у Арпачая, где зимой от стужи плачут, пили чачу хохоча, ведь от запаха напитка, что над чайником витал, мухи дохли на лету. Так в горах, на границе с Турцией, мы пили в наряде на кухне низкокачественный самогон.
     Заостряя внимание на культуру употребления спиртных напитков как на искусство пития, имея в виду условности во время их употребления, хотелось бы учесть, что в кавказском застолье считается неприличным пошатывание мужчины от выпитого. Аналогия просматривается и в русских традициях - в дружину брали лишь тех, кто мог устоять после выпитой чаши. И шутка на “Русском Радио" - “Село у нас большое – четыре вытрезвителя" - уничижает народ и не вяжется с его исторической культурой. Тогда как образцом достойного употребления крепких спиртных напитков в советское время был полтора миллионный Ереван, в котором не было ни одного вытрезвителя, из-за отсутствия в нем необходимости, при условии, что Армения занимала одно из первых мест по производству и употреблению их на территории СССР.
      В России, со слов Козьмы Пруткова, решение известно давно: "Пить можно всем, необходимо только знать, где, с кем, когда и сколько" - дополнив - как, что, чье, с чем и в чем. Как - со старшим, почитаемым в обществе человеком, то есть не с дежурным, а с тамадой. Что - не “бормотуху", а достойное вино. Чье - от праведных поставщиков и попутчиков, чтоб не было в коньяке клофелина. С чем - дабы избежать несовместимость: под виноград - не пить вино, под дыню - медовуху. В чем - знать, из какого бокала и при какой температуре. И на вопрос многих трезвенников и обществ борьбы с пьянством - “пить или не пить", автор отвечает - пить, потому что вино, как и хлеб Господь даровал, и, по утверждению современных ученых, оно в малых дозах способствует долголетию.

                ВИНО И ЗНАКИ
                “Судьба желающих ведет,
                а не желающих тащит".
                Цицерон
                1
Давно с супругой мы мечтали на юге Крыма отдохнуть и надо ж, случай -
провидение, путевки в санаторий достались в бархатный сезон
И сразу две, да сносно по цене, на море южное нам предложил приятель,
однако знаем, у нас лечиться, железным здоровьем надо отличиться.
Решив заняться самолечением, хотел вином “Целебным" излечиться и тем,
что называют “Черный доктор", чем воскрешают шаманы под тамтамы.1
Душою чувствовал в теле хворь и знал, что нужно гнать засевшую заразу и
так изменить в себе молекулярный строй, где б мыслям был покой.
                2
Но чтоб очиститься и как бы народиться, тройным ударом бить надо гидру -
солнцем, морем и вином, которое по цвету красным отдает, как янтарем
И что весной, осадком многих винных лет, вдруг поднимается со дна сосуда и
дыша живым, взывая, воскрешает к жизни - благоуханием и цветом.
Ведь в вине букет, не значит только разноцветье лет и грозди сладость, вино как
ключ, родник животворящий, источник жизни, смелости и счастья.
Желал и я найти вино такое, чтоб угадать в нем день и час, движение, кураж,
когда биение сердца и вина - сойдутся и вытеснят болезнь из тела-дна.
  Примечания:1. По многим источникам, шаманы африканских племен, посредством совместного употребления настоев и ритуальных танцев над недавно умершим, оживляют его, как и врачи выводят из состояния комы, после нескольких дней клинической смерти. Тогда как в 70-80 г.г. в СССР сухое вино, называвшиеся – «Черный доктор», было очень популярно.
                3
И в поисках ключа такого, искал в вине не столько сок, сколько кровь земли,
жар солнца, лето юга, рук тепло, что холят землю и виноградную лозу.
Хотел услышать в винном перезвоне девичий щебет нежный, и в цвете зреть -
жизнь сада, где голову кружит бодрящий, терпкий аромат от вино-града,
А капли сока и вина, как слезы Бахчисарайского фонтана, беззвучно плачут,
оплакивая горький труд и вино-град-ар-я, и вино-дела, и вино-торг-овца.2
В грозди живет их душа и винную обретая плоть, в чаше - бродит, восстает и
через сорок дней в тень погреба уйдет или у солнца в бочках покой найдет.3
                4
Ной, тоже сорок дней плыл к Арарату, где вонзив лозу, воскликнул - живите,
размножайтесь, как виноград в вине здоровом, живите более ста лет.4
Так чело-век хороший, в отпущенные сто лет, неся чело, собой освещает век,
вино ж плохое, гасит его свет, чадит, не грея, и в нем не жизнь, а яд.5
Берегись, если испорчено оно, значит злое, не забывай о вероломстве - бойся,
как змей вино ужалить больно может, не столько тело, сколько душу.
И из вина, целебного прогноза, нежданно получишь узаконенную наркодозу,
что змеем кидается на людей и жалит ежедневно теплокровных.6
Примечания: 2. Слова “вино-град", “вино-дел" имеют по два значения, а в слове “вино-торг-овца", есть еще
и третье слово - знак “овца", обрекающее, предопределяющее, со времен Петра I, периодическое
заклание людей этой профессии.
3. Традиционное брожение вина соответствует сорока дням, после чего его хранят в погребах
(Армения), закапывают в кувшинах в землю (Грузия) или также в бочках, продолжая
обогревать под солнцем, дают возможность, созревая - жить (Крым).
4. Согласно Ветхому Завету, Ной - прародитель всех людей, сорок дней плыл к горам
Араратским, где у подножия и был захоронен.(см. фото на стр. 74)
5. Срок жизни вина равен примерно ста пятидесяти годам, но в период выдерживания оно
может заболеть, скиснуть и совсем испортившись - умереть.
6. Употребление некачественного вина, а также незнание меры, приводит организм к
болезненному состоянию и чаще всего к наркозависимости.
                5
Вино смышленное и знает точно точки, где боль очарования, разлуки и разгула,
ведь лоза, часть виноградника - по облику, будто змея, что как гюрза.
Хранительница ключа, лежит меж лоз, в песках и листьях, но ее глаза - без век,
не закрываются и как бы бдят, выискивая готовых расстаться с веком этим.7
Она, заметив жертву, глазами изюминками, изумрудным завораживая блеском,
вся извивается - кружась, от раздвоенного языка, до кончика хвоста,
Затем движением очаровывая тела, словно танцем смелым, увлекая - отвлекает,
чтобы, не ведая ни родни, ни чина, мгновенно в гневе жалить зубом - шприцом.8
                6
Больным вином, как дозу яда получают, в нем чувствуется запах и вкус кислый, и
вспоминается больница, пьяный бред и от похмелья привкус не привычный.
Да, опасно неискушенным путать лечение вином и радостное с ним продолжение,
ведь без вина день кажется нам непогож, советами врача здоровье поправляя,
А вот от доброго вина возвращаются друзья, где будто наяву - в грезах радужных
девичий лик лучистый видишь и нежность чувствуешь поспелых алых губ.
И все ж скорей, вино - букет мечтаний и радостных воспоминаний. Нет - машина
времени, где мелькают годы, вставил бы шутник и выдайте за мысль патент.
Примечания: 7. Глаза змей покрыты роговицей, как линзами, в связи с чем у них и отсутствуют веки, в
этом просто нет необходимости.
8. Есть виды змей, которые в раздражении жалят без разбора и могут ужалить даже ветку.
В свою очередь медицинский шприц своим механизмом повторяет зуб змеи.
                7
Не всегда - вино коварно и кто завидует, гордится, бьет оно, как змей по завету в
ноги, движения превращая Ваши танца-песни в зов и пляску смерти.
Когда же жадно пьешь его безмерно - вино, как яд, с кровью попадает в чрево и
здесь, найдя похожую на ад среду, чревоугодников уничтожает.
А есть вино, как “Черные глаза", что через очи очаровывая жертву - жалит душу,
чтоб развращать - неся в себе частицы праздности и прелюбодействий.
Но если в глазах двоится и заплетается язык, знай - яд, что в вине, достигнул цели,
им властолюбца голова, даже слюна повреждена-поражена токсичною отравой.9
                8
Она больна и точно в ней повержена система атомов, нарушено устройство нервов,
грехами будучи заражена, она тревожится, хотя порой и кажется беспечной.
Скорее сторонись и жди безумных действий, и близких бедствий - такой несчастный -
опускаясь по лестнице глупых грез - падая, в вином омуте зачастую пропадает.
И может с ним к несчастью приключиться, что к пьяному вертепу он приблудится,
где у обочины - на дне, в нем просыпаясь, поднимается самомнение.
Что зачастую дутое в гордыне и пустое, как буква “Я" в русском алфавите, сигнал -
звук для змея, что поднимает факир дудя, чтоб он показал себя.
Примечания: 9. Перечисленные прегрешения: зависть, гордыня, чревоугодие, праздность, прелюбодействие,
властолюбие, часто взаимосвязаны с чрезмерным употреблением вина.
                9
Через вино, когда приправлено оно, искушая, обольщают слабых и, привораживая,
отнимают - честь, достоинство, а в жизни вниз - семью, друзей и состояние.
Закономерно, что своей не зная меры, становится так человек рабом вина и зла, и
незаметно для себя, став другом дьяволу, - у бестии сатаны он в чести.
Хотя вина вина лишь в том, что рождено лозой и зримое одно начало, как родник,
потом раздваивается на два ручья и будто жало несет в себе и истину, и ложь.
Вино и яд, и эликсир, начало зла и созидания начало, отрава, но часто и спасение,
оно в руках хороших, может приподнять и опустить в плохих.
                10
Так в размышлениях мы прилетели в вечный Симферополь, что словно Ставрополь,
передаваясь в письменах и звуках, названием от греков нам достался.
Но здесь иное сегодня государство, не тавры, а русские, татары и Киев уж не Русь,
а бывшая окраина России - Украина, теперь с оглядкой лишь союз.10
Уж новый герб и желто-голубой флаг над Самостийной, гражданство нынче свое,
хотя в границах прежних все это было некогда единое пространство.
Вот снова новшество, не как у нас, у них на лад канадский таможенники в шляпах,
что говорить предпочитают лишь по-украински и в гривны переводят рубли.
Примечания: 10. Тавры - древнейшее население южной части Крыма (Таврики), 9 в. до н. э. - 4 в. н. э., позже
попавшие под влияние Византии, где государственным языком был греческий.
                11
С трудом заполнив декларацию в английском шрифте, нам вспомнился великий -
русский, которым Гоголь происхождением прославил украинцев.
Такое встречалось, к сожалению, в Москве и в Ереване, где зачастую плохая норма,
когда в порту декларация по-английски, но нет по-русски, армянски, украински.
Забыли, что многоязычьем богат народ, переводил с армянского на русский поэт -
Валерий Брюсов, не отдавая предпочтения англичанам, немцам и французам.
Через родной язык и звук, мир познавать верней, не напрягая зрения и слух - умней,
так чтить алфавит народов, чтобы не лаяться со своими и не ласкать чужих.
                12
К счастью, нас в порту встречал водитель - брата, который был бесконечно рад
увидеть родственные души - внимание брата всегда нормально.
Его трудами нам удалось увидеть звезды телефестиваля, бьющий с моря фейерверк,
чудесный храм армянский и радугу крестом, что завораживала с небес.
Однако знаем, чтоб на море отдохнуть, в застолье санаторном желательно встретить
людей достойных и невзначай собрать компанию на лето нам близких
И на авто, по дороге в Ялту, виделся хороший круг и вдруг, чета из Харькова Кучма,
буквально взбудоражила и потрясла – настроем, душой и дюжинной силой.

                13
Бывает и такое, однофамилец и может быть родня президента Украины, засуетились
официанты в зале, сменили скатерть за столом, подали свежие приправы.
В Крыму они были не впервые и повели вдоль берега морского нас, царскою тропой,
дворец в Ливадии посетили, где жили раньше них монархи из России.
Там восхитил строением нас - храм Воскресения, как Кижи - творением внеземным,
зашли тогда и в санаторий “Форос", где Горбачев был в заточении.(см. фото на стр. 73)
Тогда в зарю, я вспомнил старую строку - “Не виновато в том вино, что мимолетно,
будто кино, наверно все уж сочтено, как в шахматах и домино".
                14
Но мысли мучили и как пчелиный рой неслись в ночи и не хотели ложиться в соты,
будто в сонетах ноты, ответы на вопросы - зачем, откуда, почему?
Вдруг оказавшись в санатории “Парус", над рукотворным “Ласточкиным гнездом",
казалось нам - вроде случайно, здесь повстречались летом вчетвером.(см. фото на стр. 73)
Не зная жизни правды всей - дат, чисел, звуков, слов, запахов и символов значения,
испытывали мы мирские заблуждения, вкушая от природы наслаждения.
И лишь распробовав тогда вина - Божественный букет - Массандровских подвалов,
решение пришло само, как откровение, что из неведомого - дано.11
Примечания: 11. Массандра - поселок городского типа в Крыму, а также крупнейший Винодельческий
Комбинат, основанный Львом Голициным, который построил самое большое в мире хранилище
вина; а также ныне действующий институт вина и виноградарства “Магарач”, от названия
которого, возможно, и пошло слово “магарыч”.
                15
Судьбой по-русски называется оно, иль рок - что неизбежно, но по-армянски емче -
слово - “чакатагир", дословно - налобное предначертание иль книга лба.
Тогда, если у нас на лбу написана жизни книга, в которой дни страницами листаем,
то биография-“судьба" возможно не случайна, в ней Богом скрыта наша суть.
Ведь кто-то нас собрав, усадил за стол, под номером тринадцать, четверка в сумме -
значит крест, по духу близких, чтоб было с кем на море поделиться.
А может, нас тогда объединили, чтобы пришло нам от язычества раскрепощение,
ведь всегда - условием прозрения была, необходима и является среда.
                16
Здесь лукавый свел бы к шутке, указав - “но почему не пятница, а именно среда",
однако, думается, юмор не уместен, пред нами выбор - наш порог и предел.
Чтоб всем понятнее было, разложу в пространстве, где вертикально вверх - к свету,
вниз - в бездну или иначе - горизонтально вправо - жизнь, а влево - смерть.
Но к счастью пляж, он как всегда - спасает нас от сложных помыслов и действий,
тогда, прихватив с собою шнапс, спустились к морю - на лежбище в тот раз,
Где, отдыхая, отмачивают морем тело и жарят его солнцем, как мясо на вертеле, и
мы с Владимиром, расположившись, заговорили - о знаках, мистике и вине.

                17
Крым - знаковое место, здесь этот храм, где и сегодня не угас лампады свет,
что предпочел другим, тогда князь Киевский - всея Руси Владимир.
Когда в конце тысячелетия - Красно-Солнце, именем как Кучма, союз заключил
с христианской Византией - избрав религию - крестился сам с дружиной.
И из Царь-града царицу Анну получив, всех прежних жен перекрестил, затем детей,
близких и водами Днепра их окрещая, к христианской вере приобщил.12
Пошли сподвижники на север и восток, единоверием славян объединяя и Русь
приграничьем укрепляя, в свой стан сзывали язычников и иноверцев.
                18
Но Крым сегодня - заграница, нет братства православных, не спокойно спится и
потому потомки Мономаха не могут здесь святыням поклониться.
Вот на Российском севере, где Свирь течет и лес берегами, живут веками вепсы,
русские, саамы - здесь можешь испытать простор на расу не взирая,
Река играя - блестит, кружа - сверкает, свирелью, нежно зазывая, грусть навевает,
она как живая, размахом покоряя, в свое вбирает тело ширью
И обернув молоком тумана, будто рубашкой усмиряя, в тебе - все злое убивает,
вновь окрещая тело, душою заново порождает, словно на Анзере - у Валаама.
Примечания:12. В 988 году князь Киевский Владимир, прозванный в народе "Красное Солнышко", ввел на
Руси христианство, за что причислен к лику святых. У него было 12 сыновей и 3 дочери,
которых он посылал для управления в другие города. А дети от брака с Анной - Борис и Глеб,
были одними из первых причислены к лику святых, как первомученики.
                19
В России есть места святые, как монастырь на Соловках, что откровением -
на одном меридиане с Иерусалимом, размерами в спасительный ковчег.13
А вот на Валааме, где как и прежде распев одноголосый, не молчат десятки лет,
вериг не носят, а к вере приобщают - величие былое возрождая.
На островах - земной, для православных, рай; здесь заповеди веками выполняют,
где скитники молитвой и врагов встречая, меча на них не поднимают.14
Не удалось порушить все здесь шведам и Советам, где первозванного Андрея -
над всем витая - ограждает дух и мощи старцев-чудотворцев обитают.
                20
Рядом, знаковым примером, лежит нетленно лет пятьсот Александр Свирский,
который, укрепляя духом, освещает телом - фрески, монастырь и местность.
На подвиг подвигая, не беспечных, а верных слову, делом честных - незримо,
памятью о себе, помогает - быть милосердным и мужественным на земле,
И потому на плавунах могучих, здесь миром удалось воздвигнуть гидроузел,
что напряжением удерживая воды, свет электричества подает народам.15
Восточнее в Сарове, в разгадках тайн пондоры, помог Серафим Саровский и
братья монастырские, что в храмах молятся и светят крестным ходом.16
Примечания:13. Соловецкий монастырь, повторяющий в размерах ковчег Ноя, расположен на одном - 36 меридиане
с Иерусалимом, дни здесь исчисляют от сотворения мира (В 2000 году от Рождества
Христова, было 7508 лет).
14. Монахи (скитники - аскеты) Валаамского монастыря, выполняя основную заповедь - не
убей, встречали нападавших на них врагов молитвой или, не желая встречи с ними, удалялись
в лес, сохраняя главное - мощи основателей - Германа и Сергия.
15.Свирь - река на северо-западе Европейской части России, длиной - 224 км. Соединяет
Онежское и Ладожское озеро Часть Волго-Балт. водного пути. На Свири - ГЭС, где рядом в
мужском монастыре находится нетленное тело Александра Свирского.
16. Пандора - в греческой мифологии женщина, открывшая из любопытства ящик с
бедствиями. Саров - город атомщиков в России, а рядом, в женском монастыре города Девеево,
находится в раке тело Серафима Саровского.
                21
Хватит - это сложно, давайте лучше о простом и бренном - о водке и вине,
что наше согревая тело - веселит, а иногда и приобщает к делу.
Вот мой конек, подумал Павел, здесь блеснуть в беседе можно, ведь я родился,
работал, в крае рос, где виноград растили и о вине не понаслышке знаю.
Что истина в вине, учили с юности латынью в классе и “А", как “С", но к низу
дном - в армянском алфавите, напоминая чашу - указывает на исток.17
Звучит, как “гини” по-армянски, в грузинском называется “гвино” оно, а в русском
слышим лишь - вино, где буква письменная “г", прообраз змея - скрылась.
                22
Дух - на латыни значит спирт, что изготовлен винным в монастырской келье,
когда в двенадцатом столетии в Италии монахи искали камень жизни.
Продукты виноделия делят просто: те, что бродят - пиво и вино и те, что пьют -
после перегонки, получая крепкие напитки - ликеры, водку, ром, виски.
И применяли спирт, как “жизненную воду", но иногда было другое назначение,
так “огненной водой" народы спаивали и отнимали у них свободу.
А араб ученый, назвал такую брагу “алкоголем", что означало дурманит всех, и
точную оценку дав напитку, знал - его выпаривают из бутылки.
Примечания: 17. И говоря - “Ин вино веретас", думали, что истина в вине, хотя она всегда посередине, а
буква “А" на армянском пишется как чаша - “U". Хотя “А” в соответствии с древнеармянской
символикой соотносится с орлом - арм. Арцив, что согласуется с первой буквой алфавита и
всевидящим - арм. Аствац - Бог, слагающейся из первой “А”, связующей “с” и “твац” - арм.дающий.
                23
Спирт выкуривают, через змеевик и там эфир витает в воздухе зеленым змеем,
что в рай мифический ввергая лестью - пронизывая души, губит тело.
Выкуривать, есть в слове этом - что-то оскверняющее, оно как будто от исчадья ада,
а жить-курить и словно лис выкуривать душу, не пожелаешь детям или брату.
А чтоб из браги выпарить душу, сначала в чанах нагревают сусло, затем уж гонят -
через фильтры, откуда спирт вытекает, будто ядом - слеза скорей прикид.
И если, изготавливая виски, используют ячмень, то для водки, как “золотая рожь",
берут отборную пшеницу, что плачет после ада перегонки - хлеба в водку.
                24
Но в водке главное - вода, какая мягкость, какова очистка и по-английски джинн-
“вода живая" - важно всегда, чтоб вода была не мертвой и тяжелой, а живой.
Конечно, больше нам нужна вода и здесь сравнения не уместны, но иногда вода,
что с буквой “к", то есть вод-к-а, когда чиста, несет собою свет и очищение.
Классифицируют давно и различают вино по градусам, пристрастиям, региону,
цвету, но главное - калорийность, и звали на Руси вином из хлеба - водку.
Выпаривая из браги спирт, здесь из пшеницы жидкость получают и если чистая,
то пузырьками столбом стоит, а мутная, значит вышла из под жала.

                25
Ведь водка “белою" зовется и хорошо, когда очищена она и как вода, но в слове
знак есть - “к", как крючок, что за душу хватает и иначе достает до дна.
“К" - это крепость, что от дубовой бочки приобретает так же цвет и тут скорей -
коньяк, где буквы две эти, он из винограда и тоже светлый после перегонки.
Хайк - по легенде, прародитель всех армян, попив коньяк, скрутив коня за гриву -
обуздал, затем, надев ярмо на яка, склонил обоих и поставил на колени
И стали рядом - “конь" и “як", как в присказке, где “а" “и" “б" сидели на трубе, и
“а" упало, “б" пропало, но “и" осталось, здесь “и" пропало, “коньяк" остался.
                26
Как дегустировать вино, что значит на латыни вкус, могу совет дать небольшой,
чтоб не играть судьбой и, если надо, отличать - хорошее вино от плохого.
Сначала посмотрите на вино и постарайтесь распознать, откуда оно родом, кто,
каков производитель, как хранится, при какой температуре,
Известна ль местность и созревания срок, время производства и напитка марка,
урожай - был ли он тогда хорош и, как активно было солнце,
Какая сахаристость, сколько спирта, встряхнув - проверьте, нет ли в нем осадка,
указана ль на бутылке емкость и государства отличительная марка.

                27
Кто продает, желательно узнать, кто поставляет и есть ли аннотация на этикетке,
как смотрится с вином бутылка, из чего и хороша ли пробка,
Сразу не пейте, посмакуйте, сравните вкус, цвет, насыщенность, запах, на выдох -
познайте послевкусие, лишь убедившись, что все в пределах нормы - пейте.
Но не забудьте вспомнить и возблагодарить Создателя, к вину причастных всех -
от созревания, до розлива и поставки, затем родителей, детей, друзей,
А далее дерзайте сами, как Вам быть, есть ли желание, в порядке ли здоровье и
лишь тогда решайте - остановиться или продолжить - пить или не пить.
                28
На каждый случай и знак судьбы, свое вино пьют, со своим предначертанием,
к причастию “кагор", что сладок и цветом к жизни призывает.
В помин пьют сухое или водку, что тонкой горечью смерть близких омрачает,
под “горько" - пьют вино на свадьбах и водку горькую устами услаждают.
Шампанское выпивают в новый год, фуршет - построив теплоход, на радость
оно дано и если должное содержание и любви предмет - жди побед.
А жидким золотом - эликсиром жизни - ликеры, пунши называли и, растворяя
в них снадобья, к десерту подавали, чтобы продлить веселье и беседу.
                29
За дружбу пьют на брудершафт, за упокой души - не звенят бокалом и громко,
в бой пьют за юбиляра - здоровья, радости и счастья в день его желая.
В дорогу, уже с посохом, пьют на посошок, из стремени пьют ее - стременную,
когда же за бугром дивчина ждет, с ней за курганом пьют - за курганную.
Но главное всегда поют, на Руси забава и такая, где в знаках кроется отгадка,
ведь петь и пить похожи словом, здесь окончание одно и букв начало.
Традиции свои и пристрастия различны в странах, но водку на Руси пьют все -
всегда, в день радостный и скорбный, когда победа и, меньше, если беда.
                30
Чтоб разыгрался аппетит, на вкус подают аперитив - кто пьет шампанское,
есть те, кто предпочитают водку, бывает, пьют коньяк или сухое.
Под борщ, уху, селедку - водку, а к мясу - красное, и белое сухое - к рыбе, текилу -
с солью, под хаш - тутовку, но грог, коньяк и сладкие напитки - на десерт.
Не жарко на Руси, своя среда, и есть места, где больше сорока зимой бывает,
здесь водка замерзает, а выручает спирт - спасая тело, сохраняет душу.
Пьют с перцем в грипп, с солью, если живот бурлит, в жар - прикладывают ко
лбу и растирают, боль в горле полоская - удаляют, а зуб болит - вата, спирт.
                31
Бытует мнение в России, что от хорошей водки нет вреда и, если в круг попал нежданно
новый друг, на “свой", “чужой" лояльность водкой проверяют
И потирая бокал с напитком, греют душу у вина, и как из сказочной лампады наполняя
ароматом дом, незримо появляясь, желания исполняет джинн,
Старайся распознать, не кроется ли кто за ним, вино бывает доброе и злое, и
если спьяну в яму угодил или в су-гроб, где от природы уготован гроб.
Не слушай сатану, что тихо шепчет здесь: «приляг, засни» - скорей беги, узреть в
вине таком, думается, не сложно, кто притаился - дьявол или джинн.
                32
Помногу, с тамадой - вино пьют на Кавказе, здесь целый ритуал употребления,
вино смакуя, ублажают тостом длинным, его лелеют, под него поют.
А там, где жара за сорок, когда идет двойной дурман - усиленный и встречный,
здесь не спроста закон - Коран, считает водку злом бесчеловечным.
Есть, правда, сказ такой, как мулла мусульманина бранил за то, что пил вино тот
с христианином, не чтит Аллаха, у них закон - Коран это запретил,
Но правоверный - виноградный сок поставив у окна мечети, тогда у прихожан -
спросил: “А можно сок?” “Да” - отвечали. “Что ж, выпью позже, пусть побродит".
                33
На Кубе предпочитают ром, в Европе любят ликеры, виски, в Штатах - джин,
что из бутылки вылетая, как из лампы Алладина, манит долларом в грезы.
Прибалты пьют бальзамы, пунши, на Рейне любят рейнское вино и почитают
из Бордо французы, калифорнийцы - калифорнийское, чилийцы - свое.
Из кактуса делают текилу мексиканцы, из риса японцы саке, вьетнамцы змея
погружают в водку, как перец украинцы, а карабахцы огурец в тутовку.
В России настаивают на облепихе, смородине или рябине, кавказцы на кизиле,
там из тутовника шелк ткут, а влагой ее водки - стягивают от язв разрывы.18
                34
Найдя сорока-процентное - идеальное соотношение спирта в водке, Менделеев
открыл попутно таблицу элементов и словно брагу гнал по трубам нефть.19
Он раньше распознал знаки вина, представив миру, и лишь познав его истоки и
природу, и Вы узнаете, что несет оно - зло рабства или дух свободы.
В вине есть запах, цвет, вкус и послевкусие, где все - сложив, прибавив к образу
звон бокалов, наш организм откладывает это клеткой в мельчайший чип,
Что через годы возмущает дух, беда грядет для тех, кто пьет коньяк, как водку,
водку, будто вино, вино, как пиво, а пиво, словно воду - мера не ерунда.
Примечания:18. В соответствии с кавказской народной медициной, принимая натощак по столовой ложке
настой тутовки, излечивают язву желудка, как и спиртом лечатся в России, хотявероятность того, что ткущих веществ, элементов в шелковнице больше - очевиднаназванием, а также отсутствием мышьяка (мышь-як), который правилом находится во всехспиртных напитках. Но здесь также важна вода, ее вкусовые качества, а естественная
жесткость родниковых вод Армении, применяемая при купаже, признана одной из лучших в мире.
19. Менделеев Д.И. - русский химик, ученый, помимо многих открытий мирового уровня предложил(докторская диссертация) сорокаградусное соотношение воды и спирта в Московской водке,тогда как спирт-сырец фракционируется в свою очередь на спирт, головную и хвостовую фракции.Оставим на совести производителя, какая из фракций применяется в изготовлении водки.

                35
Через соломинку коктейли пьют в Европе, а чтоб не иссякала чаша, не допивают
чуть вино армяне, в России ж пьют до дна, на счастье звонко посуду разбивая.
Из рога любят пить вино грузины, не оставляя, о чем тут просят пьющие гуртом,
пьют европейцы джин со льдом, эстонцы ж пьют вино горячим и с огнем.20
Коньяк руками согревают, предпочитают холодной водку, на вкус подогревают
сладкое вино, сухое пьют, когда оно прохладно, а пиво сильно охлаждают.
Не просто, сказать красиво тост, вести застолье, под каждое вино, своя закуска, свой
бокал, температура, к вину нужны слова и чувства, вино красиво пить-искусство.
                36
Наш организм состоит из плоти - массы, но плазмы - жидкости в нем больше и
ежедневно потребляя воду, пиво, водку - себя, как чащу заполняем
И все это усердно бродит, когда живые все наполнители - напитки и дно, что от
рождения дано - не загрязнено, то влага по сосудам вверх и вниз проходит
По графику, известному природе, в нас Богом сотворенному, что наш приводит
организм в движение, где тянет механизмом, как на земле приливы и отливы.
Для жизни важно, что ты пьешь, чтоб не пришла беда в полночь, это на востоке -
“халал"- чистое, от добрых, или “харам"- другая крайняя противоположность.
Примечания:20. В Грузии традиционно у пьющего из рога или из большого фужера, находящиеся рядом
дружно просят выпить до дна, вторя хором - “пей до дна, пей до дна, пей до дна".
                37
Еще по Ветхому Завету, через Иисуса Навина, остановив воды в Иордане и дав
“на супротивныя” победу, Господь даровал тогда израильтянам землю,21
Затем на ней Иисус Христос гласил: “Я есть истинная виноградная лоза, а Отец
Мой - виноградарь" и подав чашу, говорил, что это Кровь его Нового Завета.
Когда с семьей и друзьями веселишься - пей, пой, танцуй, закусывать не забывай,
Господь, и хлеб – подав, как власть имеющий, сказал - сие есть его Тело.
А непреложные постулаты надо выполнять, хоть атеистам все равно, но хлеб и
вино Господь завещал - ешьте, но не объедайтесь, пейте, но не упивайтесь.
                38
И все-таки вино - эфир-наркотик, продолжила врач Людмила, как в кофе кофеин,
когда же курим, глотаем никотин, и получают героин, выращивая маки,
Сажая коку, вдыхают кокаин, бывает - кушают грибы и видят грезы, а есть и те,
что балуют гашиш - марихуану, не ведая, куда их заведут - Мари с Хуаном.
- Вот в древнем Риме вино, не разбавляя, пить разрешали лишь после тридцати и
грех на душе у тех, кто приобщает к пьянству малолетних - подхватила Нина.
Сегодня выкурил он папиросу, нанюхался завтра клея, потом пиво, вино, а позже -
водку, следом героин или иной наркотик, не наших что кровей и посильней.
Примечания:21. Здесь в имени отгадка, через Иисуса На-вина, Господь даровал им землю, направляя
преемника Моисея на захват обещанных израильтянам территорий и именем сказав еще
тогда - “на-вина".
                39
Однако, продолжим разговор о знаках, известно в миру давно, в случайностях -
закономерность, погрешность в равенстве не велика - в году, как день и ночь,
Луна - знак ночи, солнце - дня, температура знак тепла, в часах измеряют время,
в литрах емкость и в метрах расстояние, а если время и длина - то скорость,
Есть знаки зодиака и отличительные знаки у военных - лампасы, лычки и звезда,
знак в цвете и как повязана чалма, монахи в черном, священство в белом.
Букв символы, даты - имена, жизнь в настоящем, фамилия в будущее устремлена,
но отчество, которое с отечеством получаем - дается прошлым честью от отца.
                40
Судьбу определяют эти знаки, в них по кириллице цифровое выражение, где “а"-
один, а “р" - пятьсот, оно весомей в сумме цифр, но за ним в алфавите.
Конечно, влияет среда, но она скорее воспитатель, как садовник - природа в нас
сильней, не нами сотворена, из яблони не получишь вишни, а из змеи слона.
Нам в радуге даны семь основных цветов, семь нот мы знаем, обозначаем звуки,
скорее вкусов главных семь, как дней в неделе, через нее настрой и получаем.
Четверка - символ, ей ближе крест и через сорок дней - с нулем, и значит упокой -
душа восьмерками покидает, как сорок мучеников севастийских за Христа.22
Примечания: 22. Червёрке (4) как цифровому символу ближе всех крест, а ноль (0) как начало в восьмерках
символизирует бесконечность. В городе Себастии, 320 году (Армения), 40 воинов христианотказались принести жертву идолам, за что их нагими загнали в покрытую льдом воду,растопив на берегу баню. Но они не поддались искушению и, не замерзнув, были зверскиперебиты и сожжены.
               

               
                41
Мы в суете мирской о многих знаках сами забываем, так Бог поставил радугу в
завет меж нами и Ною обещал за прегрешения больше не губить народ
И вспомнил дни на теплоходе, как радугой, не одной, двумя - дугою параллельно,
вслед светя туристам, нас грешников прощал - Спаситель в раз очередной.
Зависит от того, как знак рассматривать, с чем сопоставлять, писатель польский
говорил, что он не понимает - зачем нам папиросы марки “Беломорканал",
У них не курят сигарет “Освенцим". Да канал, как концлагерь, памятью угнетает,
но тут сегодня грузы переправляют, на теплоходах музыка играет и загорают.
                42
Есть скрытый смысл в именах, конечно, всего не знаем, но Христофор Колумб -
Христом Америку открыл, как князь Влад-и-мир - через лад владея миром.
Мы знаки подписью ежедневно выводя, себе судьбу пророчим, не ведая иной раз,
что сами попадаем цепью в ряд, себя в созвучных знаках с нами окружая.23
От Хайка изначально армянин и имя Хачатур популярно в Хайастане, что крест
дающий значит буквой “х" - крестом, где первая страна христианства,
Там у горы захоронен Ной, где маяком на вечном, священном Арагаце, незримо
светит огнем неугасаемым - Григорий, Армении Великой просветитель.24
Примечания: 23. Невольно тянемся мы к людям, близким нам по знаку - звуку, имеют здесь значения имя,
фамилия, отчество, потом национальность, местность, все можно объяснить близостью духа
и местом рождения.
24. Григорий Просветитель - первый католикос Армении, усилиями которого страна первой в
мире приняла христианство в качестве государственной религии, 1700-летие которой было
широко отмечено в 2002 году. В честь которого был построен один из пределов собора Василия
Блаженного на Красной площади. По преданию, на одной из вершин Араратских гор, Арагаце,
горит, зримый только для чистых сердцем, неугасаемый свет лампады Григория Просветителя.
                43
Мы благодать от неба получаем, в ответ из недр пороки грешные приобретаем и
от того, что совершаем за день, зависит - переживем ли день, неделю, месяц, год.
Детей растим - даем им имена и воспитанием формируем Богу - угодный образ,
а маги, заклиная через фотообраз, нас подношением приносят в жертву бесу.
Значения в знаках выражая, мы будто из ларца, когда нам нужно,- их получаем,
все - время, деньги, килограммы, метры, система есть такая – «СИ»,
Но от незнаний и поспешности люди в ней грешат, и пропадают, спасение здесь -
вера и мораль, крест и порядочность, что значит заповеди Божьи по порядку.
                44
Все ж лучше, вмешался тут Владимир, когда к хорошему направляют и, верное
движение ощущая, достойным поведением на жизнь свою влияют.
На Анзере, у распятского скита, где Северная Голгофа, монахи воздвигли храм,
но после святыни разрушений - в назидание - береза здесь проросла крестом (см. фото с. 73)
И в жизни нашей все отражается, как монастырь на Соловках в озере святом, и
все наружное у нас равно тому, что в нас, и лучше - если это благодать,25 (см. фото с. 74)
А заповеди, что правилом даны, нельзя не помнить и не выполнять, чтоб через
это Бога не гневить, для них нет завтра, есть только сегодня и сейчас.
Примечания:25. “То, что внизу, подобно тому, что наверху" - по выражению Гермеса Трисмегиста, ученого,
жившего 5 тыс. лет назад в Египте. И в жизни равенство: за делами - вознаграждение.
                45
И чтобы не было в жизни неприлично и лично не потерять лица, ты через совесть -
соизмеряй мораль, она по расам, как по мастям дана и заповеди выполняй.
Страшатся люди номера тринадцать, перебежала кошка - знак, но все создания
имеют благодать, не нам решать, что отдадут они - ее или от пороков часть.26
Через проведение управляет Бог - судьба не предлог, хоть тень сатана и нагоняет,
не бойся - в согласии вера, вино и мера, нет места греху пьянства и суеверию,
А пития искусство - традиция, часть культа и культуры, как памятники - ваяния,
музыки, литературы, где заповедью дана ограда - не сотвори себе кумира.
                46
Шестерка кругом к низу - знак к земле, девятка к верху - к небу, как инь и янь -
стихий энергию получаем - лампой и огнем или от Бога - солнцем и звездой.
Жить прошлым нельзя и не использовать прогресс - не греть газом и углем,
не ездить на авто, за это приняли давно смерть Прометей27 и Дизель.28
Не нравится арабской вязью цифра, знак смущает, писать можно и по римски,
ведь в них разгадка троицы единосущной и самодостаточной единицы.
Еще благословенному Авраму и Саре - жене дополнив буквами имена, на - Сарра и
Авраам, Господь тем повлиял на их судьбу, дав в продолжение рода - чадо.
Примечания: 26. Всего нам не познать, что лучше - с ведром ли полным, когда идут навстречу иль с сердцем
чистым.
27. Прометей - в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и
передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на муки.
28. Дизель Рудольф - немецкий инженер. Создал (1897г.) двигатель внутреннего сгорания,
названный его именем. Утонул при невыясненных обстоятельствах в 1913 году.
                47
И говорил Валерий Брюсов: “Созвучья слова не случайны, в них неразгаданная
тайна", попробуй эту тайну звуков в случайностях закономерных распознать.
Есть знаковые числа и почему, в чем цифры сорок суть - ведь только сорок дней,
были на горе Синай - Господь и Моисей, и сорок искушался дней Христос.29
Есть знаковые имена, где буквы носят внеземную благодать, так Ивову монаху,
нареченному Иисусом, явились Богородица и преподобный Елизар.30
Иисус - наверно свято слово, где буквой первой “и" нам дважды указывают знаком -
в бесконечность и через “у", связуя звуком “с", с небом, светом тянут в вечность.
48
За век, от знаний получая благодать, мы укорачиваем жизнь свою, ее во времени
теряем, и если жили раньше тыщу лет, теперь за сто не перелезаем
И говорим за все спаси-бо, что нам судьбою насылают, но верней спаси - Бог,
где в словосочетании, как в вине, с годами “г" пропало - в науке языкознания.
Жаль в августе иль в травень, как говорили в семье Кучмы, прощаться с Ялтой,
здесь, понял я, на Черном море лечат тело, на Белом море - спасают душу.
Но дни в Мисхоре, как и в вине, к сожалению, сочтены, в чем нет нашей вины и,
завершая назидание о вине и знаках, прошу прощения, если что не так.31
                сентябрь 2000 - май 2003
Примечания:29. Знаковым образом имя Божьего избранника Моисея, объединяет два значения - Мои и сей.
30. Преподобный ИОВ (Иеросхимонах Иисус) - духовник Государя Петра 1, являлся продолжателем иноческих традиций преподобного Елизара - основателя и строителя скита,а позже церкви Живоначальной троицы на острове Анзер, уроженца г. Козельск. А основателем Голгофо - Распятского Скита, там же на Анзере, являлся Иеросхимонах Иисус.
Проводя параллель знаковости имени Иисус, как Иисус Навин и Богочеловека Иисуса Христа.
31. Мисхор - приморский климатический курорт на Черном море, в 13 км. к Западу от Ялты.


Рецензии