Статья о театре, за которую увольняют

                ИСКУССТВО КОНЦА СВЕТА

В прошлом году министерство культуры назначило руководителем Русского Драмтеатра Литвы Владимира Тарасова, известного музыканта  - джазмена. На состоявшемся собрании в новом сезоне В. Тарасов произвел  сильное впечатление своими речами и обещаниями, от финансовой заинтересованности до перспективных постановок - прозвучали имена Р. Виктюка, Н. Фоменко и т.д. Первым появился известный в Москве теоретик и неизвестный в Литве постановщик Борис Юхананов с проектом “Недоросля” Фонвизина. После двухмесячных лекций начался аврал по реализации спектакля, на который ушло 80 тысяч лит. На фоне красивой сценографии и хорошей игры актеров достаточно нелепо выглядели “животные” находки самого режиссера. С премьеры после второго акта ушла половина зрителей - такого позора в истории театра еще не было. На первые спектакли зрители по инерции еще ходили, затем поток иссяк и дальше классику просматривали в основном школьники- “добровольцы.”
После провала впервые коллектив познал на себе, что такое Владимир Петрович в гневе. Вместо того, чтобы вместе со всеми разобраться в причинах неудачи и сделать выводы, Тарасов начал учить коллектив “работать профессионально.” Абсолютное неумение и, главное, нежелание признавать собственные ошибки привело к тому, что все было свалено на голову людей, не один год выпускавшим раньше до 10 премьер за сезон. А другая черта характера нового руководителя перевернула поговорку “Работать не за страх, а за совесть!” наоборот.
Эту перемену в атмосфере театра очень тонко почувствовали зрители, которых стало как-то поменьше, и на рождественскую премьеру сказки “Пеппи - Длинныйчулок” пришло до неприличия мало зрителя. Сказка была сделана за минимальные деньги и максимальное напряжение всех сил коллектива, но, поскольку эта постановка не была “проектом” главного, администрация в основном наблюдала за работой со стороны. До этого была сдана работа самого Тарасова “...И немедленно выпил!” по мотивам повести В. Ерофеева “Москва - Петушки,” больше похожая на литературно-музыкальную композицию, чем на действенный спектакль, к тому же опоздавший лет на 15 -  реализация личного отношения режиссера-постановщика  к тому времени.
К сожалению, Владимир Петрович, прекрасный музыкант и организатор джазовых инсталляций с собственным участием, не смог почувствовать разницу между джазом и театральным искусством, что опять же отразилось на взаимоотношениях между ним и коллективом. Если мнение кого-нибудь из театра не совпадало с руководящим, можно было услышать (дословно): “Не забывайте, на улице много безработных бомжей!”, или: “Заявление мне на стол!”, похвала звучала примерно так: “Если бы вы мне не подходили, то я давно поменял бы вас на кого-нибудь из своих техников,” - неординарное чувство такта и этики.
Одновременно Владимир Петрович начал фильтрацию коллектива по своим понятиям. Первой пострадала продюсер театра, но, поскольку женщина она была достаточно сильная, воевать с ней Тарасов не решился  и уволил ее из театра по сокращению, т.е. с полным пенсионом. Меньше повезло пресс-атташе из литературной части, женщине эмоциональной и чувствительной. Всего два месяца давления и травли, в результате - две “скорые” и заявление по “их” собственному желанию. В этом случае театр потерял быструю и эффективную связь с прессой. С менеджером-администратором, опять же женщиной, поступили проще - была возможность избавиться от ненужного, с точки зрения руководителя, человека  на законном основании, чем и воспользовались.
Проявилась еще одна черта В. Тарасова - болезненное самолюбие не терпело людей, чем-то превосходящих его таланты и достоинства. Начал происходить НЕ естественный отбор “профессионалов” (ругательное теперь в театре слово)  по - тарасовски. Следующей жертвой стал репертуар. По непонятным до сих пор коллективу причинам штатному режиссеру Ю. Попову никак не давали добро на новую постановку, хотя сцена после Нового года пустовала четыре(!) месяца. Вместо этого В. Тарасов позволил не  востребованному  режиссеру О. Кесминасу поставить на Малой сцене спектакль “Малышка Элис,” затем там же была реализована идея Т. Макараса “Палата №6.” Оба “шедевра” честно просмотрели друзья и родственники актеров и постановщиков, после чего поток зрителей опять иссяк. На вопрос В. Тарасову, не лучше ли было поставить хорошую кассовую комедию, последний сказал: “Мы не пойдем на поводу у зрителя!” (?)... Несколько раньше Б. Юхананов на реплику о том, что на его спектакль не идут люди, ответил (простите, ради бога, но дословно): “А мне нас...ть на зрителя!” Хороший дуэт, только причем здесь театр?  Хотя, если прочитать интервью В. Тарасова в журнале “ТЕАТР” под номером 1, который вновь начал выходить после длительного перерыва, более-менее становится понятна его позиция по отношению к театру: “Когда друзья сообщили, что меня избрали на должность руководителя театра, я долго хохотал...”???..   Комментировать нечего.
Той же весной для постановки спектакля был приглашен из Москвы молодой, перспективный режиссер Дмитрий Черняков (“Свидание в Санлисе,” РТД Литвы, 1993г.). Функции администрации свелись к переговорам и обещаниям, финансовую сторону администрация взять на себя не  решилась и отдала на “откуп” предполагаемым спонсорам. Денег спонсоры за столь короткое время (Д. Черняков был в Вильнюсе месяц) не нашли и постановка сорвалась. В данный момент Д. Черняков  работает по приглашению в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре оперы и балета, а нам остается только позавидовать питерским любителям искусства  (как тут не вспомнить бездарно потраченные 80-т юханановских тысяч.)   
Параллельно  с непривычной работой по управлению искусством  Русского Драмтеатра в Литве Владимир Петрович начал реализовывать свой “основной инстинкт” -  джазовые концерты или  официально - “Музыкальные вечера.” Не имеющие никакого отношения к деятельности театра концерты не приносили материального дохода театру, поскольку  раненный проектом “Недоросля” зритель не рисковал жертвовать моральным здоровьем и игнорировал мероприятия, проходящие под эгидой джазмена.
Тем не менее театр все равно продолжал существовать, играть спектакли и в апреле отправился в Санкт - Петербург на фестиваль “Балтийский Дом.” Естественно, В. Тарасов повез туда оба своих проекта - “Недоросль” и “...И немедленно выпил.” Посмотреть на творчество известного джазмена пришло около ста человек (спектакль шел на Малой сцене), однако  критики фестиваля проигнорировали этот проект. На следующий день показывали “Недоросля.” 800 зрителей начало смотреть спектакль Б. Юхананова, досматривала половина. Несмотря на это В. Тарасов заявил, что критики остались довольны, хотя в прессе прозвучала совсем другая точка зрения.
На этом фоне можно вспомнить, как в феврале театр был на ежегодном фестивале в г. Рокишкес со спектаклем “Кин 4-й,” и впервые за время существования фестиваля наш спектакль завоевал у литовской публики 100-процентный приз зрительских симпатий!   Руководство же равнодушно проигнорировало этот успех, вот если бы тот же “Недоросль” или что другое, тогда да! Очередной плевок в сторону коллектива. Подобное отношение начисто отбивает любое желание работать с удовольствием и интересом, какое может быть творчество в тяжелой атмосфере страха и напряжения? Если еще учесть, что в среднем в театре получают около 500 лит, и в театре работают  не из-за денег, но из любви к искусству, творимому театром для общества, можно представить себе, как хамское отношение руководителя  к людям убивает желание работать творчески и с любовью к делу.
Создается впечатление, что В. Тарасов или ничего не понимает в театральном искусстве, или сознательно подрывает инфраструктуру театра, постепенно убирая  людей, долгие годы беззаветно служивших искусству. В любом случае мучиться театру и зрителям придется еще два сезона, но маловероятно, что при таком руководстве театр столько проживет. Уже сейчас, при отсуствии  опытного менеджера - администратора практически нет гастрольной программы, стабильно поддерживающей бюджет театра,  рекламная  информация о спектаклях появляется в последний момент, репертуар составляется с точки зрения личных интересов В. Тарасова, что имеет мало общего с интересами зрителя, для которого существует театр.
Если такое положение сохранится, Русский Драмтеатр прекращает свое полувековое существование в Вильнюсе и вообще в Литве. Если театр еще нужен обществу, просим Вас, уважаемые наши зрители, отреагировать на это обращение. 
    
P.S  Последний штрих: вместо того, чтобы подготовиться и достойно отметить знаменательный юбилей нашей замечательной актрисы Елены Майвиной, которой 15 октября исполнилось 75 лет, руководство театра во главе с исп. директором И. Марковым вовсю занималось подготовкой очередной инсталляции В. Тарасова “Нью-Йорк, Нью-Йорк.”

Надеюсь, что любой здравомыслящий работник или поклонник театра поставит свою подпись под этим документом.
Виктор Арефьев, звукорежиссер театра.

P.S. После опубликования статьи В.П.Тарасов уволили меня из театра за профнепригодность при молчаливом несогласии коллектива театра. Несколько позже Э.Некрошус предложил мне работать в его команде, и за 10 лет я объездил полмира с трилогией *Макбет* - *Гамлет* - *Отелло*. 
 


Рецензии
Далек от театрального мира, однако выводы делаю по своей специфике...Ваш "персонаж" быть может и сам вполне талантливый человек, но его испортил доступ к "бюджету"...возможно причина в этом...С уважением, спасибо.

Иван Таратинский   04.06.2015 09:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.