Пугало

 В огороде стояло старое-старое пугало с треснувшим котелком вместо головы. В котелке жила такая же старая крыса.

 Крыса всё время говорила пугалу: «Кто ты без меня?! Лишь старая вешалка на палке! Я — твоя душа, ты — моё вместилище. Я даю хоть какой-то смысл твоему существованию.»

 Изредка пугало сетовало на свою тяжёлую бессмысленную жизнь, на холод, пронизывающий всё ветхое существо, на ветра, что грубо рвут и без того изодранную одежду, на солнце, что раскаляет старый котелок до невозможности.

 Время от времени крыса отгрызала кусочек обветшалой ткани от рукава или подола халата для дальнейшего обустройства мягкого гнезда. Пугало слабо возмущалось, на что крыса всегда отвечала: «Вот оставлю твою пустую башку. Что от тебя тогда останется? Лишь истлевшая тряпка на палке да треснутый котелок! Я же буду гулять по белу свету, любоваться блистанием красок, пока не найду себе новое вместилище. Я верю в переселение крыс! Я знаю, что вечно буду жить! Ты же будешь гнить на помойке, никому не нужное!»

 Однажды крыса делала очередную вылазку в свет — в дом хозяина огорода. Там она воровала сухари и сыр. За этим занятием и застал её хозяин. Разгневанный, он запустил в крысу трость со словами: «Так вот кто у меня портит и ворует продукты!»

 Трость перебила крысе голову. Несколько раз дёрнув лапками, крыса затихла.

 Тем временем пугало страдало от затянувшейся пустоты в голове. Оно не знало, чем бы себя занять. Пугало разглядывало глиняные черепки на ближайшей помойке, пробовало считать деревья вблизи хозяйского дома, пыталось пугать ворон, размахивая изгрызенными крысой рукавами. Но пустота в голове не проходила. Наверное, это смерть, — подумало пугало. Но вместо тоски почему-то почувствовало свободу, лёгкость и даже называть стало себя не в среднем роде — тело, вместилище, пугало — а в мужском!

 — Слава Богу, наваждение прошло!

 Он приветливо помахал хозяину огорода рукавами и впервые за много лет подумал, что плохим он был пугалом. Теперь же ни одна ворона не залетит в огород.


Рецензии
Александр, доброго времени суток!

Лично я восприняла Вашу притчу так: иногда нам навязывают мысли извне, что мы не можем обходиться (существовать) без конкретно "кого-то".

Например, муж жене: "Да кем бы ты была без меня, если бы я не подобрал тебя и не женился на тебе? Без меня ты - никто!"

Или начальник подчиненному: "Да если бы я не подобрал тебя с улицы, куда бы ты тогда пошел, без опыта работы? Я тебе дал возможность жить и развиваться!"

Может, аналогия несколько притянута за уши, но все же мне кажется, именно в этом и был смысл притчи. Нам всегда в жизни кто-нибудь пытаются донести, что если бы не "он", то наше существование было бы бессмысленным. При этом этот "кто-то", как правило, живет независимо от нас и нашего мнения (чувств), но активно нами пользуется.

С уважением, Светлана.

Киттнесс   24.04.2016 09:50     Заявить о нарушении
Добрый день, Светлана!
Вполне нормальное толкование притчи.
Только это внешнее влияние я понимаю более широко. Это и навязанные формы поведения, и все виды пристрастий и увлечений (у каждого своя крыса). То есть, всё, что отнимает свободу у человека и заставляет его жить в навязанном крысой режиме.
С благодарностью за ещё одну трактовку притчи,

Александр Кобзев   24.04.2016 10:48   Заявить о нарушении
Спасибо за пояснение. Теперь мне четко понятно, какую мысли Вы хотели донести до читателя.

С уважением, Светлана.

Киттнесс   24.04.2016 11:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.