Друг Санька или случай в шахте

               
               


                Мы с Санькой друзья - не разлей вода. Так уж получилось, что приехали мы на Север  почти в одно время.  Правда, он из Вологды, а я из Валуек, это в Белгородской области. Вологодские мужики они упорные, добиваются в жизни  всего, что хотят, вот и Санька был такой: трудолюбивый, сдержаный, приветливый и надёжный,  на него всегда  можно положиться. Пока были холостяками жили  в общаге, в одной комнате. Вместе ходили по кабакам и по девочкам.Крепкая у нас с ним была дружба - мужская. Я Саньку  однажды здорово  выручил, когда его хотели  побить за девчонку в соседнем посёлке, но это отдельная история.Курсы электрослесарей окончили вместе, в одной группе учились, всё таки работать электрослесарем приятнее, чем грести лопатой уголь. Так получилось, что даже женились  в один год, - я весной, а он осенью.   И жёны наши из одного города – Копейска, есть такой городок на Южном Урале. Приехали девчонки  после техникума, по направлению, работать на углеобогатительной фабрике, - молодые, весёлые, а тут такие же весёлые и молодые ребята. Дело естественное,  познакомились, а потом поженились.Дружили семьями, ходили в гости друг к другу. Все праздники,  торжества,  именины, крестины и прочие даты совместно  отмечали.
       Вступила в строй новая шахта, мы с Санькой  перешли на неё работать. Сами понимаете, семья растёт, нужна жилплощадь. Получили квартиры, отпраздновали новоселья. С этой шахтой мы связывали своё будущее, заработки хорошие, условия работы тоже.  Я  электрослесарем в «Электроцех» оформился а он  на участок «Автоматизации». И  дальше наша судьба, как бы складывалась параллельно, Санька пошёл работать дежурным электрослесарем  и я тоже.
           Рабочее время в шахте – шесть часов, ну если не считать  спуск- подъем и всякие  переодевания, раздевания, да мытьё после смены. Работать дежурным – это вам не ремонтная смена. Не нужно ходить на наряды, это раз,  бывают дежурства, когда ты вообще палец о палец не ударишь, это два. Но и ответственность выше, скажу я вам.Решения нужно принимать быстро и без оглядки на кого нибудь.
  Приехал, переоделся в шахтёрскую робу, отметился в табельной, позвонил  диспетчеру, и отдыхай, до того времени пока не  понадобишься. Ждёшь вызова на поверхности, в цехе.   Там можно и книжку почитать и покурить, но бывают случаи, что спустишься в шахту, устранишь  неисправность, а до конца смены   час-полтора остаётся, выезжать смысла нет,  вдруг опять понадобится твоя помощь. Для таких случаев, переждать эти час-полтора,  у меня было тёплое местечко на распределительной подстанции. Там телефон всегда работает,связь с диспетчером есть. Придёшь туда и ждёшь когда дежурство окончится. А частенько когда у нас  совпадали смены мы с Санькой  вместе отсиживались на этой подстанции.
           В тот день моё дежурство проходила спокойно и только во второй его половине, мне позвонил диспетчер - на откаточном штреке*  погас и не включается свет. Захватив резервную панель  блока  освещения, я спустился в шахту.Быстро устранив неисправность - посмотрел на часы - до окончания смены оставалось ещё полтора часа, выезжать  на гора   было рано , и я пошёл скоротать время на  распределительную подстанцию. Придя туда я первым делом позвонил диспетчеру, доложил  о выполненной работе и сказал, что остаток рабочего времени я проведу здесь. Поставив неисправную панель в угол, я снял с себя сумку с инструментом, термос с чаем и самоспасатель.  Для тех, кто не знает, что это такое, я  попытаюсь объяснить. Самоспасатель –  такой прибор, типа противогаза, который носит с собой каждый шахтёр на случай аварии. Через него можно  дышать, если  воздух в шахте окажется загазованным.  Шахтёры говорят - включиться в самоспасатель. Если ты работаешь в шахте не один год,  и ничего не случается, ты привыкаешь к нему и относишься слегка пренебрежительно,  как к  ненужной вещи.
  Постелив телогрейку, я сел на неё  и  прикрыв глаза, стал думать, о том, что завтра выходной,  можно будет  устроить всей семьей культпоход в кино, отоспаться, поваляться с книжкой на диване, посмотреть по телику интересные передачи,  и конечно, поиграть с дочкой.  Наверное, я чуть задремал, мечтая о выходных, и встрепенулся, услышав чьи-то шаги. В помещение входил  Санька.
        -Привет  детям подземелья! Когда вся страна напрягается в едином порыве, что бы выполнить решения двадцать пятого съезда партии, некоторые несознательные элементы…. - тут он засмеялся и спросил:
          -Давно  сидишь?
          -Да, наверное, уже с полчаса. А ты откуда?
          -Был на «шестом»*, там у них "лента"*   остановилась, я им диод поставил*, пусть едут. А  мужики в ремонтную смену разберутся,- он постелил телогрейку и сел   рядом со мной.
          -О чём мечтаем? 
         - Да вот выходной завтра, думаю семью в кино сводить. Ты тоже выходной?
            - Нет,я сегодня Лёху подменяю. У него гости приехали, пьянки, гулянки. Сам понимаешь. А завтра моя смена.
 Мы поговорили, а потом погрузились в сладкую дрёму. Разбудил нас телефонный зуммер - звонил диспетчер шахты:
             -Сергей, «автоматчик»* у тебя?
             -У меня.
             -Вы только не пугайтесь. На Северном откаточном штреке  пожар - горит  электровоз и  предположительно вагонетка с лесом. Вы сейчас включайтесь в самоспасатели и выходите  на Южный откаточный штрек, на свежую струю. На поверхность подниматься по Южному  вентшурфу.*  К клетьевому стволу* не ходите, будем делать реверс  вентиляторов. Если кого встретите - направляйте туда же. Горноспасатели уже  выехали. Всё. Удачи.- я
           не успел ничего ответить, как он повесил трубку. Пожар, это всегда страшно, а пожар в шахте,  страшнее даже не знаю в какой степени. Представьте себе  печку набитую углём, в которую постоянно дуют кислород, примерно так  в шахте. Громадные вентиляторы нагнетают в подземные выработки свежий воздух,а система вентиляционных перемычек разделяет потоки воздуха на свежий и отработанный. Нагнетание воздуха только усиливает горение, и отключить вентиляторы нельзя - люди без воздуха не выживут. 
                -Что случилось»?- спросил Санька.
                -Пожар Санёк, электровоз горит  на Северном откаточном.  Велено включаться  в самоспасатели  и выходить на Южный вентшурф. 
                - А почему не к клетьевому стволу, тут же  рядом?
                -Будут опрокидывать струю.
            Что такое опрокинуть струю или  сделать реверс вентилятора, знает каждый горняк, в этом случае движение воздуха в шахте пойдёт наоборот, чем в нормальных условиях.
                - Короче, собираем вещички и пошли!                Мы одели телогрейки и стали собирать вещи.
                - А где мой самоспасатель? – спросил Санька. Он глянул на меня, в его глазах я увидел растерянность и испуг. Мы осмотрели всю  камеру, но самоспасателя не нашли.
                -Я его, наверное, на «шестом» оставил. Повесил на сборку, а потом заторопился и забыл. Что делать!? Что делать!? - Он  нервно ходил по помещению.
                -Ты слышишь, гарью пахнет!
                - Сань, ты успокойся. Ты же знаешь, безвыходных положений не бывает. Придумаем что нибудь. Тут до перемычки, что бы выйти на свежую струю*, нам метров  пятьсот пройти нужно. Будем дышать по очереди. Замотаем  мокрой тряпкой лицо.  Дойдем, ты только не паникуй!
                -Да? Ты согласен по очереди? Тогда давай пошли!
                -Сейчас - я снял рубашку. Разорвал её  пополам, открыл термос и смочил  эти тряпки чаем.  Потом  отдал ему самоспасатель, сам замотал рот и нос влажной тряпкой.
                Давай включайся, и пойдём! – сказал я ему. 
                Когда мы вышли на  Северный откаточный штрек, он был  затянут дымом. За поворотом, в стороне клетьевого ствола, были видны отблески огня. Пятьсот метров до перемычки - это всего то, каких нибудь пятнадцать, двадцать минут ходу. Я где-то читал, что взрослый человек может задержать дыхание на  полторы-две минуты. Если чередоваться через минуту, то  каждый из нас должен был подышать десять раз через самоспасатель. Через минуту я тронул Саньку за плечо и показал на самоспасатель. Он  снял его и протянул мне загубник, а сам обвязал лицо влажной тряпкой. Я с жадностью стал дышать  очищенным воздухом, наполняя кровь кислородом.  Когда мы уже прошли половину пути,и я  в очередной раз коснулся его плеча с просьбой дать мне подышать, Санька остановился,  повернулся ко мне, и я увидел его глаза, они были наполнены  ужасом.Неожиданно он  толкнул меня в грудь,и развернувшись  побежал в направлении  вентиляционной перемычки. От толчка в грудь я упал. Бежать за Санькой мне не хотелось, да я бы и не смог  догнать его.Я видел, что он  обезумел от страха  за свою жизнь, в нём проснулся животный инстинкт самосохранения. И  тогда мне пришла мысль, что если я сейчас запаникую и не сумею перебороть себя - то погибну. Усилием воли подавив в себе страх я стал думать.  Мой мозг лихорадочно  искал выход их создавшейся ситуации.  И вдруг меня осенило -  мне не стоит  подниматься в полный рост - нужно ползти, до "перемычки"  не очень далеко, я успею.  Да! Только ползти!При любом горение выделяется  углекислый газ, он опасен для человек, только им можно отравиться. И этот газ легче воздуха, он скапливается  вверху, штрек высокий, и хотя дымом   заволокло его уже плотно  - внизу ещё газа нет, я должен  успеть добраться до выхода на свежую струю. Я  помочился на тряпку, намотал её на  рот и нос и пополз. Я полз  до вентиляционной двери, стараясь меньше  дышать, ещё минут двадцать.Временами липкий страх проникал в мою душу и тогда мне казалось, что я никогда не смогу выбраться на свежий воздуж и скоро задохнусь.Но собрав в кулак волю, я гнал от себя эти мысли и заставлял себя  повторять слова: "Я смогу, я доползу, я буду жить"! Когда я добрался до вентиляционной перемычки, у меня кружилась голова и появилась вялость теле.Что бы уравнять давление, я приподнявшись открыл окошко, и всем телом навалился на дверь. Дверь приоткрылась, я протиснулся в щель, упал на землю и открыв рот стал жадно глотать свежий воздух. Какое это было счастье, дышать чистым воздухом, не опасаясь отравиться! Дальше всё было просто. Я добрался до Южного вентшурфа, у меня немножко кружилась голова, и меня чуть тошнило. Там было уже полно народа, Саньки среди них не было. Мы выехали на  поверхность. Над головой было  небо, покрытое низкими серыми облаками, дул лёгкий ветерок, вокруг, сколько хватала глаз,  была зелёная летняя тундра. Ничего прекраснее я не видел в своей жизни не до, не после. Хотелось жить, вдыхать чистый воздух,  любить жизнь и дорожить каждым её мгновением.
           Ну а Саньку я простил. Но сам себя он простить не смог,- стал угрюмый, замкнутый. Наша дружба тихо  умерла и мы её похоронили без сожаления и слёз. С шахты он уволился, стал пить. А потом и совсем уехал в свою Вологду.

19 февраля 2013г

*- шахтный  тоннель, по которому ездят  электровозы;
*- номер участка;
*- ленточный конвейер;
*- выключил устройство защиты;
*- дежурный электрослесарь автоматизации;
* -вертикальный шахтный ствол для проветривания шахты;
* -вертикальный шахтный ствол, для спуска-подъёма людей;
* -свежий воздух;


Рецензии
Хороший рассказ, правдивый, правильный. Неправильны здесь только два момента.
Первое. Диспетчеру не дано раздумывать:"Возможно, будем делать реверс вентиляторов". Для этого перед ним находится его главный документ: ПЛА (план ликвидации аварий), в котором четко расписаны все действия диспетчера в случае возникновения любых аварийных ситуаций. И при получении информации о возгорании в любой точке шахты, он открывает соответствующую страницу ПЛА и действует только по его указанию.
И второе. Для того, чтобы выйти с исходящей (задымленной) струи на свежую, надо не тянуть вент. дверь на себя, а наоборот - толкать. На свежей струе давление выше. Это ты просто забыл.

Сергей Бурый   17.03.2013 18:07     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Согласен с Вами. Давно это всё было. Спасибо за подсказку, я исправлю. С уважением Борис Беленцов

Борис Беленцов   17.03.2013 18:19   Заявить о нарушении