Путь к свободе. Общество потребления

Да, так и не построив коммунизм и даже социализм «с человеческим лицом», оголодав от партийного распределения холодильников и колбасы, мы попали прямиком в постсоветский вариант  первобытно-капиталистического общества потребления.

Такому обществу вовсе не нужен духовный и нравственный человек с развитым интеллектом. Напротив: чем меньше люди задумываются о катастрофических последствиях этого пути развития человечества, тем лучше.
Потребитель должен смотреть на содержимое корыта и ни в коем случае не поднимать голову к звёздному небу:
- пусть он будет свято уверен, что это Солнце, подобно услужливому продавцу супермаркета, вращается вокруг Земли;
- пусть он проходит литературу и историю по комиксам, обожает «мыльные оперы» и всё свободное время проводит у телевизора;
- пусть он станет «пищеварительно-потребительской трубой» или кишкой, в один конец которой непрерывным потоком поступают продукты и иные товары, а из другого конца в канализацию и на свалки вываливается известно что – отходы потребления. Задача рекламы – ускорить этот процесс. И выработать у человека условный «рефлекс потребления», как у «собаки Павлова». 

Обществу потребления нужно массовое производство товаров, а не интеллектуалов. Именно поэтому в нынешней России методично разрушается даже то немногое, что было неоспоримым достижением СССР – система образования. Потребитель должен иметь слаборазвитый мозг, большой рот и непомерный аппетит. Идеальный вариант – свинья, владеющая каким-то профессиональным навыком. В наиболее успешных странах «цивилизации потребления» внушительный «привес» многих представителей «простого народа» заметен невооружённым глазом.
Худощавый «руководящий слой» бесконечно улыбается, бегает «трусцой» и заботится о своём здоровье.
 
Средства массовой информации на наших глазах сделали человека рабом навязанных ему потребностей. Наивная жертва агрессивной рекламы готова из кожи лезть, чтобы всё было «как у людей»:
- пенсионер покупает «волшебную» электрогрелку – средство от всех болезней – «всего» за пятнадцать тысяч рублей;
-  домохозяйка – очередную «чудо-кастрюлю» известной европейской фирмы;
- жена крутого бизнесмена – иномарку под цвет новой шубы.
Список предложений – бесконечный. И на все эти непрерывно обновляющиеся блага цивилизации, их приобретение и всевозможные расходы по эксплуатации и сервисному обслуживанию нужно непрерывно копить, зарабатывать или красть кучу денег.

Конечно, многочасовые транспортные пробки в крупных городах и невыносимый смрад выхлопных газов ненавязчиво намекают всем участникам дорожного движения на сомнительные преимущества личного транспорта. Но как можно от него отказаться, если реклама круглосуточно доказывает, что личный автомобиль – обязательный признак успешного человека!
А ходят пешком и ездят в автобусах только пенсионеры и неудачники.

Но ведь если немного подумать, то после того, как российскими законодателями сказано «А», нужно сказать «Бэ»: вслед за запретом на курение в общественных местах следует запретить и пользование личным автотранспортом. Автомобиль «портит» воздух гораздо интенсивнее, чем заядлый курильщик с сигаретой в зубах.

Действительно, почему я, городской и сознательно «безлошадный» пешеход, освобождённый законодательством от курильщиков на улице, должен дышать выхлопным смогом, который производится миллионами личных автомобилей?
Возможно, автолюбитель чувствует себя более свободным в передвижении, чем я, но эта его личная свобода ограничивает мою свободу – не чувствовать себя потенциальной жертвой наезда даже на «зебре» при зелёном свете светофора, и дышать чистым воздухом, в котором нет выхлопных газов.

Кстати, в одном из определений личной свободы говорится, что она заканчивается именно там и тогда, где и когда начинает ограничивать свободу другого человека. А тут ведь речь идёт даже не о каком-то ущемлении свободы: чадящий автотранспорт сокращает жизнь множества людей.

Если учесть все энергетические затраты, связанные с созданием современного автомобиля, его эксплуатацией, и, в конечном счёте, утилизацией, если посчитать всех погибших и покалеченных в катастрофах, затраты на их захоронение или лечение,  то окажется, что этот продукт человеческого труда гораздо опаснее и разрушительнее водородной бомбы, как для человечества, так и для самой планеты Земля.

А вот и статистика по нашей стране:
- в 2011 году на дорогах России погибло  27 953 человек, ранено 251 848 человек;
- В 2012 году на наших дорогах погибло 27 991 человек, и было ранено 258 618 человек.
- за январь-ноябрь 2013 года погибло 24 380 человек, а ранено 235 316 человек.
- за январь-октябрь 2014 года погибло 22 063 человека, а ранено 208 603.

Эти ежегодные потери на дорогах России сравнимы с гибелью людей в нынешней гражданской войне на Украине.
За последние четыре года физически уничтожено население стотысячного города России, и ещё миллион (без малого) человек получили ранения и увечья. И погибли на дорогах, в основном, не пенсионеры, а граждане репродуктивного возраста.
Вот цена личной свободы передвижения на автомобиле.

Однако у общества потребления свои безумные представления о свободе: оно  скорее примет Всемирный закон о всеобщем и обязательном владении автомобилем, чем запретит личный транспорт – символ нынешней цивилизации – методично уничтожающий энергетические ресурсы, запасы полезных ископаемых и атмосферу планеты, и ежегодно уносящий сотни тысяч человеческих жизней.

Путь к свободе, о котором пойдёт речь, – дело спорное, сугубо индивидуальное, добровольное и, к сожалению или счастью, совершенно непонятное и невозможное для большинства даже взрослых людей: они настолько одурманены идеалами цивилизации потребления, настолько зависимы от так называемых «общепризнанных ценностей», что уже не способны к сколь-нибудь самостоятельным мыслям и поступкам.
О наших великовозрастных детях, которые ещё играют в «дочки-матери», в «машинки», в «политику» и «бизнес», я уж вообще не говорю. Они очарованы взрослой жизнью, увлечены карьерными перспективами, а их потребности в значительной степени подчинены стадным (читай – общественным) и половым инстинктам.   

Продолжительность жизни – единственное соревнование, в котором мы все принимаем невольное участие. Только в этих бесконечно повторяющихся «забегах» поколений от родильного дома до ближайшего кладбища побеждает тот из людей, «рождённых в таком-то году», кто придёт к финишу последним из своих ровесников. Я пишу для тех, кто не торопится умирать. 
Я попробую поделиться крамольными мыслями о неправильности некоторых «ценностей» с тем, кто прожил много и многое пережил, был и тем и сем, достиг того и сего, но сохранил способность к самоиронии, не утратил интерес к жизни и ещё способен примерить на себя какой-то новый и непривычный её вариант.
Я обращаюсь к тем, кто понимает, что биоресурс его организма по меркам российской статистики уже почти выработан, и хоть времени до конца осталось не так уж много, но его достаточно, чтобы успеть приложить некоторые старания и максимально отодвинуть сомнительную радость личной встречи с давно умершими друзьями и родственниками. 



Продолжение http://www.proza.ru/2013/03/15/884


Рецензии
Когда появилось человечество, да вообще весь живой мир, природа предусмотрела наверное, население - несколько десятков миллионов людей, жить они будут не долее 30 лет. А мы размножились до нескольких миллиардов и живем до 80 и более лет. То есть мы выжимаем из планеты много больше, чем она может дать. Да еще нужно учесть, что нам недостаточно потреблять блага обеспечивающую нашу элементарную жизнедеятельность. Мы хотим закутываться в чернобурки жить зимой в теплых квартирах с золотыми унитазами. Перемещаться по земле в индивидуальных шикарных машинах. И этот избыточный комфорт, мы повышаем и повышаем. Когда земля нам скажет - Хватит! не знаем. Но ведь этот момент подойдет. Не знаю уловил ли я своей рецензией мысль Вашей стать или нет. Но она у меня вызвала именно эти мысли. Артем.

Артем Кресин   08.11.2014 19:27     Заявить о нарушении
Спасибо. Именно об этом я и говорю. Технократическая цивилизация ведёт образовавшееся общество потребления к гибели вместе с планетой.

Василий Тихоновец   08.11.2014 19:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.