Что там играют на картинах? Попурри вокруг пюпитра

 ЧТО ТАМ ИГРАЮТ НА КАРТИНАХ?
************************************Из досье коллекционера
   На многих картинах художников разных времён встречаются "Музыкальные сюжеты". В Египте на стенах древних храмов запечатлены целые ансамбли - юноши и девушки, играющие на кифарах, лютнях, гобоях. Ни одно изображение Орфея не обходилось без лиры. В эпоху Возрождения были в моде поющие и дудящие ангелы. Святые обычно играли на органе. Бродячие музыканты извергали мелодии из волынок, дудок, лютней.
   Но ЧТО ОНИ ИГРАЛИ? Какие мелодии "изливались" с полотен? В эпоху Ренессанса некоторые художники как бы подсказывают зрителям, что именно исполняют персонажи их сюжетов.
   В государственном Эрмитаже есть впечатляющее полотно неизвестного художника - "Музыкантши".  Музицирует женское трио. Одна играет на флейте, другая на мандолине, третья поёт. Перед ними нотные листы. Оказывается, нашелся-таки любознательный музыкант,который расшифровал ноты и выяснил, что женщины исполняют арию: "Я дам вам радость" модного в то время композитора КЛОДЕНА де СЕРМИЗИ.
   В том же Эрмитаже привлекает внимание картина итальянского художника МИКЕЛАНДЖЕЛО КАРАВАДЖО "Лютнист". Долгое время считали, что в нотной тетради перед ним набросан случайный набор знаков.. Однако едва ли художник, тщательно выписавший на холсте каждую деталь, мог позволить себе такую вольность. Тщательно проанализировав ноты, установили, что юноша исполняет мадригал французского композитора ЯКОБА АРКАДЕЛЬТА "Вы знаете, что я вас люблю".
   Если рассматривая картину, мы включим все органы чувств, а не только зрение, то можем её слышать и даже обонять. Взгляните, например, на картину ВАСИЛИЯ ТРОПИНИНА "Гитарист".  Прислушайтесь, звучит мотив русского романса АЛЕКСАНДРА ВАРЛАМОВА "На заре ты её не буди". ПО крайней мере, именно его очень удачно "подложили" под это полотно создатели телефильма о сокровищах Русского музея.  А "лесные" картины ИВАНА ШИШКИНА пряно пахнут нагретой солнцем хвоей.
                **************************
   


Рецензии