патриотическое воспитание в условиях СССР

У нас во дворе всегда было чисто. У нас во дворе порядком заведовал дворник дядя Леша Безухий. Безухий – это у него фамилия была такая, не прозвище. Ухи-то у него  как раз все были на месте, да и ноги у него были и руки – всё по паре, как по уставу положено. Только вот на правой руке у него был не боекомплект – там не хватало половины второго, и целых третьего и четвертого пальца, и этот недочёт его так нас впечатлял, пацанят, что мы подлетали стайкой, как воробьи – сами боимся, но интерес сильнее страха – и кричали:
- дядя Леша, старая калоша!!!! – и бегом врассыпную, пока по жопам не получили!
Дядя Лёша скверно ругался нам вслед, а сам ухмылялся в свои обвисшие усы, грозил метлой и продолжал наводить порядок во дворе.

Дядя Лёша ещё любил пошутить – и на радость всей ребятне начинал «мозг почесать» - он засовывал свой полупалец в нос, и было полное впечатление, что он им мозг чешет.
Мой папа, когда мы утром выходили во двор, чтоб разбежаться по интересам – папе в институт, мне в школу, мой папа всегда с дядей Лешей здоровался за руку, и это впечаталось в мою пряничную душу: папа – доктор наук, физик, - и дворник дядя Лёша Безухий – они были равны, как в моей тетрадке, где я решал, что три плюс пять равняется восемь.

Еще в нашем доме жил «половник» на нашем детском наречьи, - он был полковник в отставке, ещё тот старый пень, упёртый и твердый, как камень. Он если и выходил в Город, то только по необходимости, весь в орденах и медалях, и все соседи бурчали:
- о, о, пошел, кузькин хрен, скотина старая.
Ему мы, дети, не кричали вслед, потому что мамы нам сразу – по губам, молчите, хрен бы с ним, пусть себе идёт…
Он в своё время, когда был в силе, пересажал треть дома, - а я-то тогда был уверен, что у моих друзей папы – погибшие лётчики и танкисты!
Его боялись и не видели, он шел через весь двор и все отворачивали глаза…
Я тогда впервые понял, что есть чувства, глубже, чем Ненависть – это чувство Презрения, это когда люди не могут посмотреть тебе в глаза, потому, что им за тебя стыдно…
Но я видел ордена на его кителе, и я так мечтал, что вот я вырасту, пойду в армию, и не стану дворником без орденов, а буду вот таким мужественным, в кителе, и вся грудь в орденах….

… в нашем дворе, в честь дня Победы, решили устроить Праздник.  Расставили лавочки - сцена, дети, музыка и воздушные шарики, ветераны, соседи, просто люди на шум прибежавшие.
Начинается концерт. Все садятся на лавочки, все стайкой сбиваются в первый ряд, чтоб лучше видеть, и тут входит наш  Полковник и начинает читать лекцию. О любви к Родине, и ещё раз о любви к родине. И напоследок – контрольный о любви к родине.
Все молчат – надо, значит, надо.
И вдруг я вижу – это как в немом кино, как в замедленной съёмке – я не вру, это я видел въявь – встаёт наш дворник, дядя наш Леша, я не знаю, как это рассказать –  он всё это выслушав, встал ногой на метлу,  и у него в руке образовался дрын вместо метлы, - вы понимаете, читатели мои, - он подскакивает, дядя  Лёша, как чёрт из табакерки, и этому Ветерану, который в орденах , вот этим колом осиновым и припечатывает.
Он зажал ему, Ветерану, горло поперек дрыном, тот хрипел и  брыкался,  его ноги стучали, мелкой-мелкой дробью о песок. И никто  их не разнимал, и никто не знает, что говорил дядя Лёша этому Ветерану, придавя его коленом в грудак и зажав горло череном от метлы…
Вышел жуткий скандал, который быстренько замяли.
Ветеран во двор больше после этого не выходил, через месяц увезли его детки на большой машине, и весь дом смотрел на это и перекрестился.
Дядя Леша  по-прежнему мел двор.
Когда я спросил у папы – папа, что это было?
Папа закурил и сказал, выдувая свои думы через усы:
- Одна медаль «за отвагу» стоит больше, чем куча купленных побрякушек.
И рассказал мне, где и как воевал наш дворник дядя Лёша, и за что он получил свою медаль, и почему у него клешня, вместо руки…
Наверное, я тогда-то всё и понял.
Мне хотелось подвигов, и чтоб всё было в мире по-справедливости. И я, чистя свой деревянный автомат, мечтал – я подрасту и стану настоящим солдатом, таким, как дядя Лёша.


Рецензии
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.