Одиссея капитана Йорка 5
До конца войны на Дальнем Востоке американские стратегические бомбардировщики Б-29 «Флаинг Суперфортресс» наносили массированные удары по промышленным центрам и военным объектам Японских островов. Некоторые из них, поврежденные огнем зенитной артиллерии или истребителей-перехватчиков, шли на вынужденную посадку и пересекали границу СССР. Достоверно известно о четырех самолетах этого типа и дальнейшей судьбе их экипажей.
Первым в списке оказался самолет Б-29 № 42-6256, принадлежавший 771-й эскадрилье 462-й бомбардировочной группы ВВС США с надписью «Рэмп-Трэмп» на фюзеляже. Он был подбит японской зенитной артиллерией при бомбежке города Аньшаня в Маньчжурии 29 июля 1944 года. Командир, капитан Говард Джарелл, трезво оценив ситуацию с поврежденным двигателем, решил садиться в СССР. На границе был перехвачен истребителями и приведен на аэродром ВВС ТОФ «Центральная Угловая» под Владивостоком. Следуя инструкции, пилоты разбили секретное оборудование в кабине и совершили посадку. Экипаж, по уже проторенному Йорком пути, отправился под Ташкент, бомбардировщик остался на аэродроме.
Надо сказать, что самолетов подобного типа в Красной Армии просто не существовало- союзники дважды категорически отказали просьбе Сталина о поставке тяжелых бомбардировщиков, крайне необходимых Дальней авиации СССР для бомбардировок Германии. Советские четырехмоторные самолеты Пе-8 выпускались десятками, когда потребность в них исчислялась сотнями. Поэтому исправный экземпляр новейшего стратегического бомбардировщика оказался весьма кстати.
Второй самолет Б-29 № 42-9329 из 395-й эскадрильи 40-й бомбардировочной группы был подбит во время налета на сталелитейные заводы в г.Явато 20 августа 1944 года. Командир корабля Роберт Мак-Глинн направил свой самолет в сторону Советского Союза. После того, как бомбардировщик перелетел реку Амур, экипаж выпрыгнул с парашютами. Самолет разбился в районе Хабаровска, летчики были интернированы .
В ноябре 1944 года на Центральной Угловой приземлились сразу два Б-29.
Один из них (№ 42-6365),носивший название «Генерал Х.Арнольд спешиел» под командованием капитана У.Прайса, потрепанный тайфуном, потерял ориентировку и направил самолет на советский радиомаяк. Приземлился буквально на последних каплях горючего.
Четвертая «крепость»-самолет Б-29 № 42-6358 с названием «Динг Хао» (командир лейтенант Микиш) был поврежден истребителями в бою над г.Омуру и на трех двигателях дошел до приморского побережья ,откуда советские истребители довели его на аэродром. Экипажи обоих самолетов были интернированы и направлены в лагерь под Ташкентом.
Таким образом, на территории Дальнего Востока на аэродромах морской авиации оказались три исправных стратегических бомбардировщика с современной навигационной аппаратурой и новейшими техническими разработками. Такой шанс упустить было нельзя и нарком ВМФ СССР ,адмирал Н.Г.Кузнецов приказал начать изучение конструкции Б-29 и обучение пилотов. Для этого на ТОФ были командированы специалисты НИИ ВВС (в частности полковник С.Рейдель),инженеры и летчики, имевшие навыки управления американскими самолетами. На бомбардировщики нанесли красные звезды и бортовые номера, января 1945 года начались вывозные полеты с аэродрома Романовка. Наконец, летчики получили достаточные навыки управления «Суперкрепостью», и было решено начать их перегон в Москву. Первым на аэродром ВМФ в Измайлово приземлился Б-29 № 365 (б. «Генерал Арнольд »), затем «Динг Хао» и в июле совершил посадку «Рэмп Трэмп»,затем самолеты перелетели на аэродром в Щелково, обладавший более длинной ВПП.
Самолет Б-29 № 256 «Рэмп Трэмп» (название так и не смыли с фюзеляжа) по просьбе командующего Дальней авиацией маршала Голованова перегнали на аэродром Балбасово под Оршей. Там в то время располагался 890-й ДБАП, целиком укомплектованный восстановленными после вынужденных посадок на занятой советскими войсками территории,американскими бомбардировщиками Б-17 «Флаинг Фортресс», Б-24»Либерейтор» и Б-25 «Митчелл». Там самолет интенсивно использовался для обучения пилотов и в качестве летающей лаборатории для новых двигателей самолета Б-4 (так в КБ А.Н.Туполева планировалось назвать проектируемый по заданию Сталина самолет-аналог).
А оставшиеся два самолета ждала другая судьба. «Генерал Арнольд» перегнали на Центральный аэродром, где разобрали на части для разработки эскизов и рабочих чертежей, затем перевезли по частям в Казань на завод № 22.
Там часть узлов и агрегатов использовали для постройки пассажирского варианта Б-4 ,получившего наименование Ту-70. Причем в ход пошли даже детали разбившегося под Хабаровском самолета Мак-Глинна.
Самолет Б-29 № 358 «Динг Хао» был сохранен в качестве эталона и больше не летал.
Дольше всех продержался «Рэмп Трэмп», до 1949 года использовался для испытания ракетных самолетов на аэродроме Теплый Стан, затем передан в ЛИИ и ,еще немного полетав, был сдан на слом.
Так закончилась история интернированных самолетов Б-29,ставших прототипами советского стратегического бомбардировщика Ту-4,который,начав серийно строиться с 1947г, прослужил в ВВС СССР до середины 60-х годов,став основой советской стратегической авиации. А в ВВС КНР модернизированные Ту-4(оснащенные турбовинтовыми двигателями от Ан-12) дожили до 70-х годов.
На фото- »Рэмп Трэмп» на аэродроме Центральная Угловая.
Но в истории с другими интернированными самолетами все оказалось не так просто и ясно.(окончание следует)
Свидетельство о публикации №213022501234
Удачи!
Олег Шах-Гусейнов 25.02.2013 19:16 Заявить о нарушении
Алекс Савин 25.02.2013 21:39 Заявить о нарушении
Станислав Сахончик 26.02.2013 00:21 Заявить о нарушении
Олег Шах-Гусейнов 26.02.2013 00:34 Заявить о нарушении
Американский же умеет извлекать прибыль из науки, многие исследовательские центры и университеты США финансируются ими. У них даже меценаты есть.
Алекс Савин 26.02.2013 21:37 Заявить о нарушении
А будущие будут вынуждены, иначе не выживут в новом мире. Борьба за выживание народов обостряется.
Алекс Савин 27.02.2013 11:45 Заявить о нарушении
Так и у нас печатный станок есть :-)
Евгений Гончаров 2 05.12.2016 14:11 Заявить о нарушении
Станислав Сахончик 05.12.2016 14:45 Заявить о нарушении
Бомба демографического взрыва небелого населения тоже висит над головой.
В течение ближайших пяти лет это все может долбануть как супервулкан Йеллоустонский ихний. Спеси поубавится, жизнь всех учит и заставляет платить за ошибки.
Алекс Савин 05.12.2016 15:00 Заявить о нарушении