Одиссея капитана Йорка 5

По следам  пропавших  «Крепостей»

До конца войны  на Дальнем Востоке американские стратегические бомбардировщики Б-29 «Флаинг Суперфортресс» наносили массированные удары по промышленным центрам и военным объектам Японских островов. Некоторые из них, поврежденные огнем  зенитной артиллерии  или истребителей-перехватчиков, шли на вынужденную посадку и пересекали границу СССР. Достоверно известно о четырех самолетах этого типа  и дальнейшей судьбе их экипажей.

Первым в списке оказался самолет  Б-29 № 42-6256, принадлежавший 771-й эскадрилье 462-й бомбардировочной группы ВВС США с надписью «Рэмп-Трэмп» на фюзеляже. Он был подбит  японской зенитной артиллерией при бомбежке города Аньшаня  в Маньчжурии 29 июля 1944 года. Командир, капитан Говард Джарелл, трезво оценив ситуацию с поврежденным двигателем, решил садиться в СССР. На границе был перехвачен истребителями и приведен на аэродром ВВС ТОФ «Центральная Угловая» под Владивостоком. Следуя инструкции, пилоты разбили секретное оборудование в кабине и совершили посадку. Экипаж, по уже проторенному Йорком пути, отправился под Ташкент, бомбардировщик остался на аэродроме.
Надо сказать, что самолетов подобного типа  в Красной Армии просто не существовало- союзники дважды категорически отказали просьбе Сталина о поставке тяжелых бомбардировщиков, крайне необходимых Дальней авиации СССР  для бомбардировок Германии. Советские четырехмоторные самолеты Пе-8 выпускались десятками, когда потребность в них исчислялась сотнями. Поэтому  исправный экземпляр новейшего стратегического бомбардировщика оказался  весьма  кстати.

Второй самолет Б-29 №  42-9329  из 395-й эскадрильи 40-й  бомбардировочной группы  был подбит во время налета на сталелитейные заводы в г.Явато 20 августа 1944 года. Командир корабля Роберт Мак-Глинн направил свой самолет  в сторону Советского Союза. После того, как бомбардировщик перелетел реку Амур, экипаж выпрыгнул с парашютами. Самолет разбился в районе Хабаровска, летчики были интернированы .

В ноябре 1944 года  на  Центральной Угловой  приземлились сразу два  Б-29.
Один из них (№ 42-6365),носивший название «Генерал Х.Арнольд спешиел» под командованием капитана У.Прайса, потрепанный тайфуном, потерял ориентировку  и направил самолет на советский радиомаяк. Приземлился буквально на последних каплях горючего.
Четвертая «крепость»-самолет Б-29 № 42-6358 с названием «Динг Хао» (командир лейтенант  Микиш) был поврежден истребителями в бою над г.Омуру  и на трех двигателях дошел до приморского побережья ,откуда советские истребители довели его на аэродром. Экипажи  обоих  самолетов были интернированы и направлены в лагерь под Ташкентом.
Таким образом, на территории Дальнего Востока  на аэродромах морской авиации оказались три исправных стратегических бомбардировщика с современной навигационной аппаратурой и новейшими техническими разработками. Такой шанс упустить было нельзя и нарком ВМФ СССР ,адмирал Н.Г.Кузнецов приказал начать изучение конструкции Б-29 и обучение пилотов. Для этого на ТОФ были командированы специалисты  НИИ ВВС (в частности полковник С.Рейдель),инженеры  и летчики, имевшие навыки управления  американскими самолетами. На  бомбардировщики нанесли красные звезды и бортовые номера, января 1945 года начались вывозные полеты с аэродрома Романовка.  Наконец, летчики получили достаточные навыки  управления  «Суперкрепостью», и было решено начать их перегон в Москву. Первым  на аэродром ВМФ в Измайлово приземлился Б-29 № 365 (б. «Генерал Арнольд »), затем  «Динг Хао» и в июле совершил посадку «Рэмп Трэмп»,затем самолеты перелетели на аэродром в Щелково, обладавший более длинной ВПП.
Самолет Б-29 № 256 «Рэмп Трэмп» (название так и не смыли с фюзеляжа) по просьбе командующего Дальней авиацией маршала Голованова перегнали на аэродром Балбасово под Оршей. Там в то время располагался 890-й ДБАП, целиком укомплектованный восстановленными после вынужденных посадок на занятой советскими войсками территории,американскими  бомбардировщиками Б-17 «Флаинг Фортресс», Б-24»Либерейтор» и Б-25 «Митчелл». Там самолет интенсивно использовался  для обучения пилотов и в качестве летающей лаборатории для новых двигателей самолета Б-4 (так в КБ А.Н.Туполева планировалось назвать проектируемый по заданию Сталина самолет-аналог).
А оставшиеся два самолета  ждала другая судьба. «Генерал Арнольд» перегнали на Центральный аэродром, где  разобрали на части для разработки эскизов и рабочих чертежей, затем перевезли по частям в Казань на завод № 22.
Там часть  узлов и агрегатов использовали для постройки пассажирского варианта Б-4 ,получившего наименование Ту-70. Причем в ход пошли даже детали разбившегося под Хабаровском  самолета Мак-Глинна.

Самолет Б-29 № 358 «Динг Хао» был сохранен в качестве эталона и больше не летал.

Дольше всех продержался «Рэмп Трэмп», до 1949 года использовался  для испытания ракетных самолетов на аэродроме Теплый Стан, затем передан в ЛИИ  и ,еще немного полетав, был сдан на слом.
Так закончилась история  интернированных самолетов Б-29,ставших прототипами советского  стратегического бомбардировщика Ту-4,который,начав серийно строиться с 1947г, прослужил в ВВС СССР до середины 60-х годов,став основой советской стратегической авиации. А в ВВС КНР модернизированные Ту-4(оснащенные турбовинтовыми двигателями от Ан-12) дожили  до 70-х годов.
На фото- »Рэмп Трэмп» на аэродроме Центральная Угловая.   

Но в истории с другими интернированными самолетами все оказалось не так просто и ясно.(окончание следует)


Рецензии
Как всегда, Станислав, очень интересно! А так и не дали нам самолет сами америкосы-то. Хотя, одно святое дело делали.
Удачи!

Олег Шах-Гусейнов   25.02.2013 19:16     Заявить о нарушении
Молодая американская нация всегда впереди. Не зашоренная идеологиями, обеспеченная деньгами. 70% Нобелевских премий у них. Можно у них поучиться.

Алекс Савин   25.02.2013 21:39   Заявить о нарушении
Уже двадцать лет учимся.Толку особого не видно.Насчет денег у америкосов -это верно.Сколько хотят-столько и печатают.

Станислав Сахончик   26.02.2013 00:21   Заявить о нарушении
Эт точно! У нас денег тоже немало. У олигархов. ))

Олег Шах-Гусейнов   26.02.2013 00:34   Заявить о нарушении
Отличие американских олигархов принципиальное. Наши на науку ни копейки не потратили, а платят за дворцы в Англии и Испании, на яхты и футбольные клубы. Совки в общем по ментальности, что с них взять.
Американский же умеет извлекать прибыль из науки, многие исследовательские центры и университеты США финансируются ими. У них даже меценаты есть.

Алекс Савин   26.02.2013 21:37   Заявить о нарушении
Нынешнее поколение молодых ничему уже не научится - не тот менталитет.
А будущие будут вынуждены, иначе не выживут в новом мире. Борьба за выживание народов обостряется.

Алекс Савин   27.02.2013 11:45   Заявить о нарушении
"Насчет денег у америкосов -это верно.Сколько хотят-столько и печатают".
Так и у нас печатный станок есть :-)

Евгений Гончаров 2   05.12.2016 14:11   Заявить о нарушении
Ну,у нас хоть под гос.контролем печатают.Это же не 18трлн госдолга.

Станислав Сахончик   05.12.2016 14:45   Заявить о нарушении
Эти триллионы госдолга когда нибудь выйдут боком этим надменным америкосам. Найдутся штаты, не пожелавшие платить свою долю - Калифорния, Нью-Йорк и другие (уже ворчат). Пойдут брекситы по-американски.
Бомба демографического взрыва небелого населения тоже висит над головой.
В течение ближайших пяти лет это все может долбануть как супервулкан Йеллоустонский ихний. Спеси поубавится, жизнь всех учит и заставляет платить за ошибки.

Алекс Савин   05.12.2016 15:00   Заявить о нарушении