Сева Багрицкий. Попытка портрета

 
В 1942 году на фронте двадцатилетний юноша горько писал о своём одиночестве.
Он вспоминал отца, который умер восемь лет назад, и уже давно являлся для него скорее литературной фигурой,
чем родителем, о котором тоскуют. Он вспоминал мать, томящуюся в Карагандинском лагере,
свидание с которой за время страшной разлуки случилось лишь однажды.

- Мамочка, увижусь ли я когда-нибудь с тобой? – восклицал в тоске юноша.
Скорее всего, он предвидел, что нового свидания не состоится.
Предчувствие не обмануло молодого человека...

Пройдёт совсем немного времени, и его смертельно заденет осколок бомбы
во время выполнения редакционного задания. Он погибнет, едва перешагнув за двадцать.
 
Юноша был литературным сотрудником фронтовой газеты и звали его Всеволод, Сева Багрицкий.
В свободное от служебных заданий время он вёл дневник и писал стихи.
Стихотворчество пришло к Севе рано, неслучайно вырос он в доме одного из самых замечательных поэтов современности.
То, что мальчик был наделён литературным даром, не удивляет.
Поражает другое – с раннего возраста трагическое восприятие мира...
В его поэзии почти нет жизнеутверждающих мотивов, чаще всего, растерянность, напряжённое ожидание беды...

Когда знакомишься с короткой биографией Севы, то понимаешь – это не случайно.
Он рано повзрослел и задумался над сложными проблемами мира.
Так распорядилась жизнь.

Ему в девятнадцать лет, когда люди радостно распахиваются навстречу будущему счастью, было неуютно и тяжко.
Болью пропитаны все его довоенные стихи, за исключением, может быть, самых ранних.
Сева признавался, что его поэзия навсегда повенчана с криком чёрного ворона:

Над дальней равниной –
Зимой или летом –
Летел чёрный ворон
И каркнул над бором.
И в эту минуту я вырос в поэта,
И в эту минуту, и в это мгновенье
Взяла меня жизнь в суровые руки.

В стихотворении «Гость» 1938 года Сева с тоской восклицает:

Но где ни взглянешь –
Враги, враги,
Куда ни пойдёшь –
Враги.
Я сам себе говорю:
Беги!
Скорее беги!
Быстрее беги!

Он, едва выйдя в большой мир, скитается в поисках заработка, сотрудничает в «Пионерской правде»,
в «Литературной газете», в театральной студии. Существовать приходится на скупые заработки.

Матери в лагерь Сева пишет: ты не думай, что я тружусь из-за грошей, потому что одолела нищета.
Я живу нормально, хочется приобщаться к творчеству.
Но он просто успокаивает мать.
В стихах прорываются совсем иные признания – о неустроенном быте, о нищете, о коммуналке,
из которой хочется вырваться на волю – пусть в дождь, пусть в непогоду:

Из кухни чад налезал столбом,
Давил на лоб, на глаза.
А мир за окном, а дождь за окном, -
Как мне их осязать?
За дверью ходят взад и вперёд.
За дверью – толкотня.
И примус шипит,
И ребёнок орёт,
И кто-то зовёт меня.

С началом войны скитания стали ещё горше.
Сева очутился в эвакуации в ставшем писательским Чистополе.
Картинки неустроенности, трагической действительности давят на него, заставляют страдать
и сочинять почти мученические стихи. Он рвётся на фронт, думая, что там – спасение от унылого и горького быта.
Но на фронт Севу не берут из-за сильной близорукости.

Юноша пишет:

Мне противно жить не раздеваясь,
На гнилой соломе спать.
Каменея, прятаться от ветра,
Забывать погибших имена,
Из дому не получать ответа,
Барахло на чёрный хлеб менять.
Дважды в день считать себя умершим,
Путать планы, мысли и пути,
Ликовать, что жил на свете меньше
Двадцати.

Он добивается назначения во фронтовую газету, он спешит из беспросветности навстречу смерти.

Сева – странный юноша. Неоднозначный.
С очень сложным характером, полученном в наследство от отца.

Известно из многочисленных мемуарных свидетельств, что гениальный Эдуард Багрицкий был самолюбив, капризен и своеволен. Он был тяжёл в быту, порой мучил окружающих. Семья скиталась, жила в нужде.
Мать Севы, Лидия Густавовна Суок, порой выбивалась из сил, чтобы сохранить видимость семейного благополучия.
Отец мало считался с её запросами и желаниями, его эгоистичный характер отравлял и без того не очень радостную атмосферу...

Маленький Сева обитал, взрослел, познавал мир в странной обстановке, в которой стихи смешались с нищетой и капризами.
И он не мог вырасти иным.
Хулиганские выходки сына поражали мать и доставляли удовольствие отцу.
Сева мог облить чернилами гостей – известных поэтов, приезжавших к ним в Кунцево, мог нагрубить матери,
сказать дерзость отцу. Это было в порядке вещей.

Я запомнил эпизод из мемуарной книги поэта Семёна Липкина, младшего современника Эдуарда Багрицкого
и знакомца ещё по Одессе. В Москве Липкин пришёл навестить мэтра.

- У тебя деньги есть? – без обиняков спросил юношу Эдуард Георгиевич.
- Двадцать копеек, – признался обескураженный Липкин.
- Лида! – закричал жене Багрицкий. – У него есть двадцать копеек. И он очень любит шпроты.
Сходи в магазин за банкой шпротов.

На улице был дождь – ненастная промозглая погода. Идти в магазин было довольно далеко.
Лидия Густавовна стала отказываться. Но муж настоял на своём капризе.
Вздохнув, недовольная женщина оделась и ушла в  сырую мглу...
Багрицкий, как ни в чём не бывало, принялся читать Липкину стихи.

Через некоторое время Лидия Густавовна вернулась.
Её муж выхватил банку со шротами, открыл её и жадно съел консервы без хлеба.
Маленький Сева, оторвался от шашек, за которыми сидел, и с удовольствием прокомментировал:
- Всё сожрал!

Учась в школе, пока был жив отец, и потом, в первое время после его кончины, Сева многое себе позволял
из того, что как-то шло вразрез с общепринятой моралью.
В частности, уже в очень юном возрасте его уличили в плагиате.
Он выдал за своё стихотворение Осипа Мандельштама «Щегол». Юношу разоблачил Корней Чуковский.

Кстати, история эта имела продолжение в 60-ые годы, когда по недосмотру издательства стихотворение было опубликовано
в одном из сборников с авторством Всеволода Багрицкого.
Тогда с протестом выступила жена Мандельштама Надежда Яковлевна, и Лидии Густавовне пришлось извиняться.

У Севы обнаруживались не очень приятные для окружающих наклонности – лёгкая бравада, самолюбование.
Впрочем, эта шелуха очень быстро слетела с него под напором жизни.
И он стал тем, кем стал – несчастным, неустроенным молодым человеком,
у которого,
если что и осталось светлое в жизни, так это воспоминания о раннем детстве в доме родителей.

Современники рассказывали, что была у Севы любовь.
И не кто-нибудь, а Люся Боннэр, будущая великая правозащитница и жена академика Сахарова.
Но что-то у них не сложилось. Сева скоропалительно женился, уже в отсутствии матери, на другой, нелюбимой.
Так же быстро расстался с ней.

Он признавался в одном из стихотворений:

Хотел я написать поэму…
Казалось, в волны – и плыви…
Решать простую теорему
О нищете и о любви.
Не вышло. Потому что болью
В зубах нависла нищета.
А то, что называл любовью,
Была смешная суета.

Перед смертью Сева вспоминал в стихах детство, отца.
Это, может быть, единственные светлые его строчки:

Пережитое повторится…
И папа в форточку свистит.
Синица помешала бриться,
Синица в форточку летит.
Кляня друг друга,
Замерзая,
Подобно высохшим кустам,
Птиц недоверчивых пугая,
Три стихотворца входят к нам.
Встречает их отец стихами,
Опасной бритвою водя.
И строки возникают сами,
И забывают про меня.

А вот ещё светлое:

- На дачку едешь, наудачку, -
Друзья смеялись надо мной.
Я был влюблён в одну чудачку
И бредил дачей и луной.
Там пахло бабушкой и мамой,
Жила приятная семья,
И я твердил друзьям упрямо,
Что в этом вижу счастье я,
Не понимая, что влюбился
Не в девушку, а в тишину,
В цветок, который распустился,
Встречая летнюю луну.

Сева погиб, так и не узнав настоящего счастья.
Его стихи в послевоенное время включались в сборники поэтов-комсомольцев,
павших на фронтах Великой Отечественной.

Мне кажется, что хотя формально Сева считался комсомольцем, но в душе у него не было комсомольского мироощущения. Он промелькнул трагической фигурой на обочине поэтического небосклона и очень быстро погас – маленькая, пульсирующая, как сердце, звёздочка.

В 1964 году я приобрёл в книжном магазине и запоем прочитал книгу «Всеволод Багрицкий Дневники. Письма. Стихи».
Потом медленно перечитал эту тоненькую книжку, почти брошюру ещё раз.
Потом задумался.

Я никак не мог связать воедино победительного отца и несчастного сына.
Было страшно.

                Р.Маргулис


Рецензии
Доброе вечер, Рафаил!

Я тебе уже писала, что рецензия на Севу Багрицкого, почти написанная, неожиданно исчезла, когда произошёл сбой в работе компа. Расстроилась. Писать заново бывает непросто. Стараешься вспомнить что написала, что хотела написать. Однако, забыв о прежней рецензии, начала заново, и даже пришли в голову новые мысли, которых не было до того. Не написать рецензии о сыне Эдуарда Багрицкого после того, как написала об его отце...
Ты знаешь, мне очень понравилось, как ты подал своё зссе. И это и неудивительно. Есть у тебя особенный талант рассказчика, писателя. Поэтому и читается с интересом, и хочется всегда написать в ответ 2-3 слова.., правда "иногда" меня уносит! Поэтому , если и эта рецензия выйдет длинноватой - извини!
Ты знаешь, о Всеволоде, Севе, Багрицком, ты пишешь с такой болью, жалостью, за неудавшееся детство, юность, за всю неустроенность его жизни, за гибель, как за кого-то родного и понятного.
Бесспорно, детство у Севы было несчастливым, что и наложило отпечаток на нём в целом. Отец был не из лёгких типов, мать, скажем, в положении несколько униженном. Считаю, что никакая болезнь не должна так влиять на характер, повадки человека, как это случилось с Багрицким старшим. И его характер был уже из сложных и противоречивых, о чём можно судить после прочтения 2-х предыдущих частей, и болезнь добавила. Так что, Сева сразу становится понятен: в кого же, да и как, ему быть, как некоторым детям, жизнерадостным, не вредным и пр. ребёнком.Но, как с отрицательными, наследственными чертами характера от Багрицкого старшего, Сева унаследовал и положительную, яркую - его поэтический дар. И не каждый поэт может такое сказать о своих детях. Поэтический дар все-таки врожденная способность и у всех обнаруживается в разное время и неожиданно. Ну, я имею в виду ПОЭТОВ, и очень редко этот дар наследуется.
Конечно, если бы Сева Багрицкий не погиб так трагически рано, то вырос бы во Всеволода Багрицкого, большого поэта, т.к. задатки уже были видны. Думаю, главным "соперником" в его творчестве навсегда бы оставался его отец, Эдуард Багрицкий, несмотря на то, что, как отца, как личность для подражания, он его не приветствовал. Так я думаю. И ещё приходит в голову мысль, что и его бы постигла участь его матери, и его бы нашли за что упрятать в лагеря. И неизвестно, выжил бы он там. Но если бы и выжил, то вернулся бы ещё более искалеченным морально, чем от смертельного осколка бомбы.

Вот, пожалуй и всё, Рафаил!

Доброго вечера, последнего, февральского! А с завтра - ВЕСНА!

ЖЕЛАЮ ТЕБЕ РАДОСТНОЙ ВЕСНЫ!

ПОКА!

ЛЕЯ!

Лея Рлея   28.02.2013 19:52     Заявить о нарушении