Луч любви

 

Сказка в старинам стиле 

В стародавние времена на берегу одного лазурного озера располагалось небольшое селение, там жили мирные радушные люди. Они выращивали пшеницу, овес, лён. Мужчины охотились, ловили рыбу. Женщины и девушки ткали полотно изо льна, ходили в лес по грибы и ягоды.
По вечерам молодёжь собиралась на лугу, водили хороводы, пели песни.
 Тихо-мирно проходили дни за днями. Пока откуда-то издалека в селение не приехала вдова по имени  Беспута со своей взрослой дочкой Яниной. Это девица очень отличалась от здешних девушек. Те были русоволосые, с голубыми и серыми глазами. У Янины же что коса, что глаза чёрные, словно зола в печи, а брови как два воронова крыла. Поговаривали, будто её отец был из кочевого племени, которое нападало на миролюбивые народы и грабило их.
Ещё шла молва, что мать и дочь были ведуньи, умели ворожить, знали язык зверей да птиц. Все парни по Янине сходили с ума. Но она была очень гордой и их ухаживания с презрением отвергала:
- Не нужны мне ваши убогие подарки: цветочки, худосочная дичь и мелкая рыбешка. Принесите что-нибудь диковинное.
- Экая капризуля, сама не знает, что хочет, - вздыхали ухажеры и уходили искать других невест. Лишь один молодец Воислав остался на месте. Он снял шапку со своих золотистых кудрей и смело спросил:
- Какой же подарок ты желаешь получить?
Дерзкая улыбка заиграла на алых устах красавицы, и она молвила:
- Однажды я слышала щебетание птиц. Одна другой рассказывала, что где-то очень далеко, за морями, океанами живут малюсенькие человечки гномы. Они добывают камни необыкновенной красоты. Я хочу монисто из этих камней. Принесёшь, стану твоей женой.
- Любое твоё желание исполню, охота тебе монисто, значит, оно у тебя будет! – сказал парень.
- Ну что ж, поглядим! - засмеялась Янина.
На следующее утро Воислав вместе со своим верным другом Добрыней отправились в лес, выбрали большое крепкое дерево да построили лодку. Молодец взял у матери кусок полотна, смастерил из него парус. И стал собираться в дальнюю дорогу, положил на дно лодки невод, лук и стрелы. Тут к нему подошла Ладамила, - она была совсем ещё юна, и сказала:
- Воислав, ты отправляешься не ведомо куда, ради каприза этой вздорной Янины, словно на ней одной клином сошёлся белый свет?!
- Эх, Ладамилка, Ладамилка – вздохнул парень, - милая девочка. Ты ещё мала и не знаешь, что такое любовь. Она будто верёвкой, затянет на сердце такой тугой узел, что никак не развяжешь его!
Он не послушал ни отца, ни мать и на рассвете уплыл на своей лодке искать гномов.
Ладамила села на берегу да загрустила: «говорит, я ещё мала, а матушка сказывала, мне уже пятнадцать весен – совсем взрослая. Неужели он не видит, что я его люблю?!»
Вдруг перед ней возникла красивая девушка в белом длинном, до самых пят, платье
с широкими, словно крылья птицы, рукавами и с венком из весенних цветов на голове.
- Ой, ты кто? - испуганно воскликнула Ладамила.
- Не бойся меня краса-девица, я Лела – покровительница девичьей чистой любви.
Мне ведома твоя печаль. И поэтому пришла, чтобы кое-то подарить тебе. Она крепко прижала ладонь к сердцу девушки, а когда убрала её, на том месте появился лучик, он был похож на солнечный.
- Это луч твоей искренней любви, он поможет  Воиславу  в минуту опасности.
- О, благодарю тебя, Лела! – обрадовалась Ладамила.
А тем временем, наш добрый молодец плыл день и ночь на своей лодке, пока не повстречался с викингами. Они были известными разбойниками, недаром их суда называли «Драконьими кораблями».
- Эй, кто в лодке? – спросил их предводитель.
- Я – Воислав, ищу гномов. Мне нужно попросить у них камни невиданной красы для моей невесты.
- Экий дурень, – засмеялись викинги. - Ради девицы пустился в такое опасное путешествие! Вот, мы тебя отдубасим, чтобы не занимался всякими глупостями.
Только главарь замахнулся на него своей огромной тяжёлой ручищей, в тот же миг что-то обожгло его кисть. Это был лучик, который Лела зажгла от любви Ладамилы.
- Ой, больно! – вскрикнул разбойник. - Что это? Неужто, ты чародей?!
- Я,  я ничего не знаю, - растерялся парень.
- Ладно, ребята, отпустим его, он кажется волхв, - приказал своим людям главный варяг.
Они уплыли на своём «Драконьем корабле». А молодец вздохнул с облегчением  да продолжил путешествие. Но одним ранним утром около лодки появилась огромная рыба. Не успела она открыть свою страшную пасть с длиннющими острыми, словно мечи, зубами, чтобы схватить путешественника, как чудесный луч прожёг ей правый глаз. Рыба подпрыгнула от боли над морскими волнами и скрылась под водой. «Видно я приглянулся дочке морского царя, вот она меня и защищает!» - усмехнулся про себя Воислав.
Через некоторые время, причалил к чужеземному берегу у дремучего леса. Спрятал свою лодку в зарослях высокой травы и  отправился искать гномов. Шёл он по тропинке, тут ему на встречу выбежала стая волков. Парень застыл на месте от испуга. А волки подкрадывались всё ближе и ближе, вот он уже отчетливо слышит лязг их зубов. Вдруг появился луч и зажёг сухой куст. Волчья стая увидела огонь да убежала. «Надо же, опять этот чудесный луч выручил меня. Это Янина ворожит, чтобы облегчить  моё странствие» - решил  молодец.
За три дня он, одолев лес, вышёл к подножью горы. «Ну, и где ж искать этих гномов?» - вздохнул он. Тут услышал шорох у себя под ногами. Присел на корточки да  ахнул, между камнями бегали маленькие человечки с окладистыми бородами и оттопыренными ушами, что смешно торчали из-под разноцветных колпачков. Один крохотный старичок задрал голову и увидел путника.
- Ты, кто будешь? - спросил он.
- Я Воислав, пришёл к вам с миром. Хочу попросить немного ваших камешков,  чтобы монисто сделать для моей невесты.
- Ишь, хитрый какой, явился незнамо откуда, и за здорово живёшь, отдай ему драгоценные камни! – со злостью топнул ножкой гном. – Знаешь ты, дурья твоя голова, как тяжко искать их под землёй?!
-  Как же ворочусь домой без мониста? - запечалился молодец. – Я же обещал привезти его.
- Ты заработай, - предложил маленький человечек. – Вижу у тебя лук, невод, - будешь охотиться и рыбу ловить да нас кормить. Проживёшь у нас с годик, а там видно будет.
Так парень остался в чужом краю. Жил в пещере с гномами. Охотился, ловил рыбу, собирал хворост, готовил еду да кормил своих новых друзей. Те делились с ним своими секретами. Показали чёрный камень – уголь, объяснили, что он горит лучше дров и даёт  больше тепла. Алмаз - самый твердый, если его обработать, он будет блестеть, словно чистая девичья слеза.  Шло время, лето сменилось осенью, зима весною. И вот снова пришло лето. И в один прекрасный день наш молодец подошёл к главному гному, что первый с ним заговорил и попросил его:
- Дедушка Август, год уж прошёл, отпустите меня домой.
- Больше ты ничего не хочешь попросить? – хитро прищурился старик.
- Камешки для моей невесты, - не решительно произнёс Воислав.
- Эй, ребята, идите сюда, совет  будем держать! – крикнул старый гном.
Тут же прибежали все маленькие человечки:
- Дедусь, ты нас звал?
- Вот, наш друг желает покинуть нас и возвратиться домой.
- Ох, как жаль, он как вкусно нас кормит, - расстроились гномы.- Может останешься с нами?
- Нет, друзья, надо в родные края, там меня ждут родители и невеста,- ответил молодец.
- Ну ладно, - сказал старик Август, - ты честный трудолюбивый человек. Год был нам хорошим товарищем, за это держи камушки для твоей невесты.
И по его приказу два самых сильных гнома принесли мешочек, с драгоценными камнями. Парень тепло попрощался с новыми друзьями и отправился в обратный путь. На берегу отыскал свою лодку, и без приключений  доплыл до родного края.
Родители и друзья очень обрадовались ему. Они уже не чаяли его увидеть живого. Всё селение собралось поглядеть на героя. Пришла и Янина, на шее у неё блестело монисто из серебреных монет.
- Это  откуда у  тебя? – спросил наш молодец.
- Подарок от моего суженого, - ответила та. – Он купец, привозит мне дорогие наряды и украшения.
- У тебя есть жених? Но ведь ты обещала выйти за меня, если привезу камни необыкновенной красоты. Вот они, - Воислав достал из котомки мешочек, высыпал себе на ладонь  его содержимое, и засияли на солнце дары гномов.
- Вот это красота! – в один голос воскликнул восхищённый народ.
- За такой дар я готова выйти за тебя,- сказала Янина.
Но тут парень увидел красивую девушку, скромно стоящую в сторонке. Подошёл к ней да спросил:
- Ты кто, краса-девица, не из наших мест чай будешь?
- Воислав, разве ты  меня не узнаёшь? – удивилась она. - Я - Ладамила.
- Л а д а м и л а? – изумился молодец. – Какой красавицей ты стала!
Он не мог отвести взгляд от её длинной золотистой, словно колосья спелой пшеницы, косы, от бирюзовых бездонных глаз, от алых, будто лепестки мака, губ. А из её сердца исходил лучик.
- Так это ты посылала это чудо, что не раз выручало меня из разных бед? – спросил парень.
- Да, - ответила девушка, скромно потупив глаза.
- Ах, ты моя спасительница! – восхищенно воскликнул Воислав. - Тогда это тебе, и протянул ей свой подарок.
Но Ладамила отрицательно покачала головой:
- Не нужны мне ни украшение, ни наряды, лишь бы ты был жив, здоров и я могла видеть тебя, хотя бы издалека.
- Не поняла, что тут происходит, – возмутилась Янина. – Ты мне привёз камни, почему же отдаёшь их другой?!
- Да, я отправился в дальний путь, рисковал жизнью, чтобы выполнить твой каприз, ты же тем временем нашла себе другого жениха. А та, которой действительно я дорог, не раз спасала меня своей любовью. 
- Ладамила, ты выйдешь за меня?
- Да, - смущенно ответила девушка. 
А Лела стояла за деревьями и радовалась, что помогла восторжествовать настоящей искренней любви.

Художник Алевтина Зиновьева рисует ногой. http://artnow.ru/ru/gallery/0/5832.html


Рецензии
А еще Лела похожа на Покровительницу Азовского моря! Здравствуйте!

Юрий Евсигнеев   11.03.2013 14:20     Заявить о нарушении
Я живу на Азовском море, но о покровительнице не слышала.

Ирина Карпинская   11.03.2013 15:17   Заявить о нарушении
Знаете, имена некоторых сказочных персонажей трудно обьяснить. Допустим, Гвидон. Очень похож на слово "говядо" -скот. А ведь это Велеса изображали с рогами. И это один из немногих богов, перешедших в христианство под именем св. Власия. А Царевна - Лебедь - его жена. Людям показывалась именно в таком виде.

Юрий Евсигнеев   12.03.2013 05:55   Заявить о нарушении
Велес это наподобие дрокона. Читайте мою сказку "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗАБЫТЫЙ МИР".

Ирина Карпинская   12.03.2013 14:08   Заявить о нарушении
У балтов был хозяин загробного мира - Вяльнас. Был еще культ медведя - хозяина леса. Тоже похож на Велеса. А вообще Велес - покровитель торговли и достатка. Допустим, Садко похож на него. Древних Баянов звали внуками Велеса. Так как он - покровитель сказителей и поэтов. В проекте "1000 лет Руси" он изображен за Рюриком.

Юрий Евсигнеев   12.03.2013 18:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.