Устаревшая скромность

Божественный Учитель, Который учит нас всему (1 Ин. 2:27), преподает нам в высшей духовной школе многие предметы, один из которых, откровенно говоря, очень плохо нами усваивается. Это – скромность.
«По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3). Апостола Павла беспокоили распри и превозношения в Римской церкви, обусловленные нескромностью ее членов: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело. Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:4-5).
Скромность некоторые люди истолковывают превратно. Вот христианин добросовестно трудится на производстве, но молчит, не свидетельствует о Христе, не исповедует имя Божье устами – дескать, надо быть скромным, главное – в душе верить, жизнью проповедовать... Это ли скромность? Вот молодой человек надевает джинсы известной фирмы, протертые чуть не до дыр. Скромностью ли он щеголяет?  Путаница в понятиях появляется там, где человека скромного неправильно отождествляют с тихим, стеснительным, мало успевающим в обществе или с безликим, плохо одетым.
Стоит заговорить об этой добродетели, как сразу наталкиваешься на раздраженную оппозицию: «С чего это вы беретесь рассуждать о скромности в наш энергичный и гордый век? Неужели кого-то привлекает эта черта характера, позаимствованная из запыленного архива добродетелей?» Поймет ли нас рабочий, который гордится своими трудовыми победами и настойчиво борется за перевыполнение плана? Понравится ли наша скромность космонавту, который, штурмуя небо, дерзает опровергать бытие Бога? Уж что-что, а скромность им не помощник! У каждого времени свои песни.
Апостол Павел, характеризуя людей последнего времени, пишет, что они будут... –  какими? - жертвенными, смиренными, скромными? Да ничуть не бывало! «Ибо люди будут самолюбивы, горды, надменны, злоречивы, ...наглы, напыщенны...» (2 Тим. 3:2-4). Как видим, наглость и напыщенность бесцеремонно вытесняют скромность.
В этом мире, где для преуспевания нужны хватка, напористость, так называемая «пробивная сила», скромность представляется слабостью. Многие люди сейчас исповедуют принцип: жить – хорошо, а хорошо жить – ещё лучше. Ошибочно полагать, что соревнование вокруг престижа – это выдумка нашей эпохи. Уже в Древнем Египте велась беспощадная борьба за славу. Фараоны состязались между собой, чья пирамида выше. Взбираясь на трон, очередной «кандидат в покойники» сгонял рабов и те сооружали ему великолепную гробницу. Каждому фараону мечталось, чтобы потомки, взглянув на его пирамиду, воскликнули: «Вот это да!»
До сих пор стоят в пустыне грустные памятники тщеславному безрассудству египетских царей. А в саркофагах лежат высохшие мумии. Кстати, и Вавилонская башня, и прижизненные памятники, которые воздвигли себе Саул и Авессалом, не стяжали славы их оригиналам.
Но перенесемся в наше время. Один норвежец попал в пресловутую Книгу рекордов Гиннеса только потому, что отпустил себе бороду длиной 5,34 м. Другой отрастил усы - 2,64 м. Леонид Брежнев имел 200 орденов и медалей. Качество, стимулировавшее этих людей на безрассудные «подвиги», отнюдь не скромность, а тщеславие, честолюбие. Скромность для таковых и им подобных – устаревший, утративший смысл рудимент, ненужный аппендикс. Таковым не ведома сходящая свыше мудрость, которая «мирна, скромна, послушлива...» (Иак. 3:17). Недаром японцы говорят: «Скромность – украшение мудрости».
Так что же такое скромность? Толковый словарь С.Ожегова определяет скромного человека как «сдержанного в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливого, умеренного, пристойного в образе жизни и поведении». Это человек, который не будет афишировать свои положительные качества, вроде того: «Скромность – это моё лучшее украшение!»
Скромность – нечто противоположное тщеславию, но, вместе с тем, это не кротость и не смирение. Быть скромным – значит, быть терпимым к недостаткам других, уметь снисходить и прощать, будучи требовательным к себе. Френсис Бэкон считал, что «скромность по отношению к душе – то же самое, что стыдливость по отношению к телу». Впрочем, Фазиль Искандер определял скромность как «очерченность границ достоинства».
Однако в любом понятии, связанном с духовным миром, помимо основной мелодии, есть немало дополнительных оттенков, составляющих музыку в целом. Поэтому рядом со скромностью можно поставить и кротость, смирение, застенчивость; даже простота, отрицающая излишества и склонность к рекламным эффектам, близко примыкает к скромности. Ум, поврежденный тщеславием и самомнением, уклонившийся от простоты во Христе, далекий от «мудрости, сходящей свыше», – такой ум считает, что проиграл, пропустив кого-то вперед, он таранит слабых во имя собственной карьеры, мобилизуя напористость и самоуверенность. Скромность этим умом рассматривается как недостаток, мешающий добиться того, в чем нуждается человек. «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем...» (Пр. 16:5). Ничто так не оппозиционно Богу, как самомнение, самореклама, самокоронование.
В наше время люди гордятся своими знаниями, достижениями в сфере информационных технологий. И приходится только удивляться скромности Сократа, заявившего: «Я знаю, что ничего не знаю». Но наибольших успехов в овладении знаниями достигают те, кто скромно оценивает свои способности. Замечено, что скромность в притязаниях на будущее пропорциональна энергии, необходимой для преодоления трудностей. «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:2-3).
Еще один синоним скромности употребляется в Новом Завете – смиренномудрие. «...Облекитесь смиренномудрием...» – предлагает апостол Петр (1 Пет. 5:5). А Павел призывает: «...Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил. 2:3). На шкале духовных ценностей скромность стоит высоко. Она поистине венец всех добродетелей. «Скромность – это не только орнамент, но и страж добродетели» (Д. Аддисон).
Моисей заслужил репутацию кротчайшего из всех живущих на земле. Однажды, после тесного общения с Богом, он сходил с горы и народ увидел, что лицо его стало сиять. Преображенный Моисей не знал этого, да и в дальнейшем нисколько не превозносился над своими сотрудниками. Кто-то из его друзей попытался было возбудить в нем чувство ревности – кстати, близкой родственницы тщеславия – тем, что «Елдад и Модад пророчествуют в стане». Иисус Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: «Господин мой Моисей! Запрети им» (Числ. 11:27-28). Но Моисей решительно опроверг свою исключительность и незаменимость в деле служения Богу. Противоположное стремление – «диотрефствовать» продиктовано отнюдь не скромностью. Более того, как заметил Жан Поль, по-настоящему «скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям».
Как вы думаете, в чем была сила Иоанна Крестителя, которого Сам Христос охарактеризовал как «большего из всех, рожденных женами»? В том ли, что он пламенно и бескомпромиссно обличал книжников и фарисеев? Не совсем. Пожалуй, секрет его силы объяснялся простым правилом поведения: «Ему (т. е. Христу) должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30).
Скромность не кичится личными заслугами, не выставляет их напоказ. Таковым, бесспорно, был римский сотник, имевший больного слугу. Окружающие свидетельствовали о нем Спасителю как о человеке достойном, однако сам офицер был о себе скромного мнения. «Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой», – сокрушался он перед Христом. Да, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать!
Интересна диалектика скромности апостола Павла, за которой можно проследить, читая в хронологическом порядке написанные им послания: «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом...» (1 Кор. 15:9); «Мне, наименьшему из всех святых...» (Еф. 3:8); «...Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15). Заметим, что имя Павел означает «маленький». Прежний Савл не мог воскликнуть: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19-20). Теперь он с полным правом говорит: «Я же, Павел, который лично между вами скромен...» (2 Кор. 10:1). Хвалился Павел не собой, хотя однажды жрецы Зевса хотели ему даже жертвы принести, – он хвалился Господом (1 Кор. 1:31; 2 Кор. 10:17).
В наши дни люди нередко хвалятся даже тем, чего следовало бы стыдиться. И вообще, в последнее время оскудевают даже духовные чувства. Старомодная скромность не в состоянии соперничать с напористостью. Пожалуй, ее сейчас надо защищать, как цветы, от грубого рвачества. Скромности нужно учить, и лучшим Учителем будет Христос, призывающий: «Придите ко Мне... ибо Я кроток и смирен сердцем...» (Мф. 11:28-29).
Скромные люди – мудрые. Им не нужно напрягать голос, чтобы быть услышанными. Излишни для них энергичные действия, направленные на самоутверждение. Тихий, но уверенный их голос слышат многие. Они совершают труд не ради славы и почестей, смущаясь, когда о них громко говорят. Их добродетель всегда в тени. Они не трубят о себе. И в Царстве Небесном они будут на первых местах. Таков удел скромности. Будем беречь и преумножать эту духовную ценность, собирая себе сокровища на небе!


Рецензии
Александр! Все ваши статьи прочла с интересом. Спасибо Вам за добрый вечер. Доброй Вам ночи! С ув. Екатерина

Кузнецова Екатерина Первая   21.06.2013 23:58     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Екатерина,
За чуткость искренней души:
Мне Ваше творчество открыло
Добра святые рубежи,
И то, что Вам небезразличны
Обиженные малыши.
Гнойник общественный отлично
Вы вскрыли там, где барыши
Считают сутью жизни личной,
Отправив нравственность на слом.
Дай Бог, Вам так же динамично
Сражаться за добро со злом!

Высоко ценю таких честных авторов и рецензентов, как Вы, которые одновременно являются хорошими читателями и писателями.
С глубоким уважением –

Александр Азовский   22.06.2013 18:05   Заявить о нарушении