Раб

                Р А Б

Работает, как раб на плантациях.
Быть рабом самого себя – худшая из форм рабства, освобождение от цепей которого только от нас самих зависит.
Безвольное подчинение власти существа низшего есть удел рабов.
Я раб своих привычек.
Чрезмерное стремление педагога влезть в личную жизнь ребёнка приводит к порабощению личности.
Раб тот, кто боится других.
Лучше царить в Аду, чем быть рабом на Небе.
Лучше быть рабом умного человека, чем другом злого.
Ложь – линия рабов и хозяев, правда – Бог.
Дети рабов – вдвойне рабы.
Гениальный человек – это раб своего гения.
Нужно служить науке, но не быть её рабом.
На одного раба – три прораба и толку нет.
Хамство – это психология раба.
Лучше свободному умереть, чем жить в рабстве.
Свобода для раба – есть рабство общее.
Лучше умереть, чем рабство терпеть.
Революции всегда совершаются рабами.
Все мы рабы своих страстей.
Только раб подчиняется силе.
Тиранов делают рабы, а не рабов тираны.
Лучший раб – это раб, который не знает, что он раб.




     Двести тысяч человек! Было в них что-то общее для пришельца с Земли. Наверное, то, что все они, почти без исключений, были ещё не людьми в современном смысле слова, а заготовками, из которых только кровавые века истории выточат когда-нибудь настоящего гордого и свободного человека. Они были пассивны, жадны и невероятно, фантастически эгоистичны. Психологоически почти все они были рабами – рабами веры, рабами себе подобных, рабами страстишек, рабами корыстолюбия. И  если волею судеб кто-нибудь из них рождался или становился господином, он не знал, что делать со своей свободой. Он снова торопился стать рабом – рабом богатства, рабом противоестественных  излишеств, рабом распутных друзей, рабом своих рабов. Огромное большинство из них не в чём не было виновато. Они были слишком пассивны и слишком невежественны. Рабство их зиждилось на пассивности и невежестве, а пассивность и невежество вновь и вновь порождали рабство. Если бы они были все одинаковы, руки опустились бы и не на что было бы надеяться. Но всё-таки были люди, носители искры разума. И постоянно то тут, то там вспыхивали и разгорались в их толще огоньки неимоверно далёкого и неизбежного будущего. Вспыхивали, несмотря ни на что. Несмотря на всю их кажущуюся никчемность. Несмотря на гнёт. Несмотря на то, что их затаптывали сапогами. Несмотря на то, что они были не нужны никому на свете и все на свете были против них. Несмотря на то, что в лучшем случае они могли рассчитывать на презрительную жалость…
     Они не знали, что будущее за них, что будущее без них невозможно. Они не знали, что в этом мире страшных призраков прошлого они являются единственной реальностью будущего, что они – фермент, витамин в организме общества…
                Братья Стругацкие «Трудно быть Богом»

     И покуда я боролся, люди вокруг меня с жаром говорили о свободе,  и чем больше защищали они это единственное в своём роде право, тем глубже увязали в рабстве – одни были рабами  родителей, другие – супружеского союза, при заключении коего обещали оставаться вместе «до гробовой доски», рабами режима и строя, рабами званых обедов с теми, кого не желаешь видеть. Рабами роскоши, и видимости роскоши. Рабами жизни, которую не сами себе выбрали, по которой вынуждены были жить, ибо кто-то долго убеждал и наконец убедил их, что так будет для них лучше. И вот так тянутся для них дни и ночи, неотличимые друг от друга…
                Пауло Коэльо «Заир»

     Симон же Пётр, имея меч, извлёк его, и ударил первосвященнического раба, и отсёк ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
                Евангелие от Иоанна

Никогда я не буду рабой.
Извините, но я ничья.
Вновь встаёт, невзирая на боль,
Ваша девочка для битья.
               Наталья Неизвестных

«…Когда б, - я думаю, - когда б
Таким покорным не был раб,
То оскверненных над Невою
Не возвышалось бы палат.
Была б сестра, и был бы брат.
А то лишь слёз и горя много,
И нет ни Бога, ни полбога…
Псари с псарятами царят,
А мы с ухваткой доезжачих
Борзых собак растим и плачем».
              Т.Г. Шевченко.

«Кто рабами владеет, от раба недалёк»
              Михаил Кукуревич

…Самое худшее, что может быть в человеке – это душа заячья, душа раба!
              О.Гончар «Собор»

     Человек всегда был и будет рабом условий, в которые он попадает. От человека зависит всё и в то же время не зависит ничего. Как это у Державина: «Я царь – я раб, я червь – я бог!»
                Н. Жданов «В окрестностях тайны»

О, рабский дух!
На самом тайном дне,
Под бронзой слов
Ты жив ещё во мне?
           В. Белкин

     Второе не публиковавшееся при жизни письмо Чаадаева: «Эти рабы, которые вам прислуживают, разве не они составляют окружающий вас воздух? Эти борозды, которые в поте лица взрыли другие рабы, разве это не та почва, которая вас носит? И сколько различных сторон, сколько ужасов заключает в себе одно слово: раб! Вот заколдованный круг, в нём все мы гибнем, бессильные выйти из него. Вот проклятая действительность, о неё мы все разбиваемся. Вот что превращает у нас в нечто самые благородные усилия, самые великодушные порывы. Вот что парализует волю всех нас, вот что пятнает все наши добродетели».

… дело состоит в том, что мы, борясь с рабством, пока ещё рабы.
                «Комсомольская правда» 31 дек. 1989 г.
                Ролан Быков «1 руб. 20 коп. для дракона»

Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья…
                Грибоедов

     Рабство ведь есть не что иное, как пользование одних подневольным трудом многих. И потому, чтобы рабства не было, надо, чтобы люди не желали пользоваться подневольным трудом других, считали бы это грехом или стыдом. А между тем возьмут отменят внешнюю форму рабства, устроят так, что нельзя больше совершать купчих на рабов, и воображают и себя уверяют, что рабства уже нет, и не видят и не хотят видеть того,  что рабство продолжает быть, потому что люди точно так же любят и считают хорошим и справедливым пользоваться трудами других. А как скоро они считают это хорошим, то всегда найдутся люди, которые сильнее или хитрее других  и сумеют это сделать. То же и с эмансипацией женщины. Рабство женщины ведь только в том, что люди желают и считают очень хорошим пользоваться ею как орудием наслаждения. Ну, и вот освобождаю женщину, дают ей всякие права, равные мужчине, но продолжают смотреть на неё как на орудие наслаждения, так воспитывают её и в детстве и общественным мнением. И вот она всё такая же приниженная, развращённая раба, и мужчина всё такой же развращённый рабовладелец.
                Л. Толстой «Крейцерова соната»

                Р А Б
Поднял руки он, бросив винтовку,
В смертном ужасе перед врагом.
Враг скрутил ему руки верёвкой
И погнал его в тыл под бичом,
Нагрузив его груза горою,
И – зачёркнут он с этой поры.
Над его головой молодою
Палачи занесли топоры.
Словно рабским клеймом ненавистным
Он отмечен ударом бича,
И согнулось уже коромыслом
Тело, стройное, как свеча.
Разве в скрюченном этом бедняге
Сходство с воином в чём-нибудь есть?
У него ни души, ни отваги.
Он во власти хозяина весь.

Поднял руки ты перед врагами –
И закрыл себе жизненный путь,
Оказавшись навек под бичами,
И что ты человек – позабудь!
Только раз поднял руки ты вверх –
И навек себя в рабство ты вверг.

Смело бейся за правое дело,
В битве жизни своей не жалей.
Быть героем – нет выше удела!
Быть рабом – нет позора черней!
              Мусса Джалиль        Январь 1943 г.

Ах, странно так я создан небесами,
Таков мой рок,
Чтоб хлеб полей, возделанный рабами,
Нейдёт мне впрок!
         Н.А. Некрасов «На Родине»

     Много сотен лет назад, когда могущественны и славны были цари Египта – фараоны, томился в египетском рабстве еврейский народ. Дети их рождались рабами, и внуки их трудились на египтян, и уже забыли они, что значит быть свободными. Но пришёл день, и по воле Господа восстал народ, и пришёл из египетского плена, и пошёл на восток – в обещанную ему добрую землю.
                А. Ефремов «Пострадай за имя мое»

Дело веков поправлять не легко! –
В ком не воспитано чувство свободы,
Тот не займёт его; нужны не годы –
Нужны столетья, и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба.
                Н.А. Некрасов «Саша»

«Человек не становится рабом, пока хранит свой разум…»
                Сервантес


 


Рецензии