Памяти Марата Каландарова

Я растерянно стояла в центре Москвы. Телефон Марата  не отвечал. Длинные гудки. Если он в метро, то скоро перезвонит. Но прошел час, два, он не перезванивал. «Что-то случилось»- сказал мой муж. И в эту минуту позвонила азербайджанская поэтесса Кенул (она приезжала к нам в город на вечера поэзии) и сообщила, что только что, в метро, у Марата остановилось сердце. Она плакала, не переставая, и повторяла одно и тоже…


-Тамара, он так волновался, чтобы встретить вас, передать последний выпуск журнала с твоим романом.

В это невозможно поверить – его больше нет…

В Москве светило солнце, шел снег, все искрилось.Пять минут назад я радостно кричала ему на автоответчик:

–Марат Ахмедович, я уже в Москве, и еду к вам на встречу!

Кем он был для меня? Что сделал для меня МаратАхмедовичКаландаров, президент международной ассоциации писателей и публицистов?

Все, что было в его силах и даже более того.

В России среди журналистов он непользовался особым авторитетом, его недолюбливали, считали авантюристом, мошенником, человеком, дающим пустые обещания.

Но этот человек, вызывавший такую бурю негативной энергии, сыграл большую роль в моей  судьбе…

Я знала его совсем другим человеком: искренним, любознательным, готовым помочь. Он был всяким: стеснительным, деликатным,  жестким, проницательным. Он приезжал к нам в Липецк на вечера поэзии, сам читал свои стихи- необыкновенно поэтичные, вызывавшие смех и слезы у всех, кто их слушал. Это был поистине человек – праздник, душа компании, он всех воодушевлял, заводил. А сколько знал интересных историй – ведь он объездил весь мир!Несмотря на свои 75 лет этот человек сохранил какое-то мальчишеское озорство, жажда жизни у него была необыкновенная. В один из приездов он побывал у нас на даче, увидел телескоп – и на всю ночь прильнул к нему, восхищаясь скоплением  звезд.

-Боже мой,-шептал он, – неужели такое возможно! И такое небо, и звезды и луна! И тут же, блестя глазами, принялся сочинять стихи, краснел, рвал бумагу, хохотал. Обожал рыбу, запеченную в фольге, простые льняные рубахи, красные цветы…

Журналист, военный историк, кавалер многих международных литературных наград. Первый журналист Европы, совершивший полет в стратосферу на сверхзвуковом истребителе и рассказавший в прямом эфире, что испытывает человек, проходя два звуковых барьера. За этот полет Каландаров в 1979 году был призван лучшим репортером СССР. Автор 14 документальных повестей.

И кто я была ему?  Мы впервые встретились с ним в Москве, я уже знала все недобрые слухи о нем, читала статьи в интернете и с недоверием смотрела и слушала его. «Верить ему нельзя, – думала я, а сама поддавалась и его обаянию, и  его неподдельной энергичности.

Каждый пишущий человек отлично знает, как сложно пробиться в крупное издательство.А издавать книги на свои деньги- дело вовсе неблагодарное, со всеми этими трудностями я столкнулась на личном опыте и естественно, пожаловалась МаратуАхмедовичу. Он слушал меня с большим вниманием, взял мои книги, пошутил, что чужие читать не любит, сумка маленькая и если бы он возил с собой все книги, с которыми его просят ознакомиться, то протянул бы недолго.На этом мы и расстались.

-Тамара!- позвонил он мне буквально через три дня.-Слушай меня! Я могу для тебя кое-что сделать!

Передавать этот разговор невозможно, Каландаров-человек очень эмоциональный, он обещал, советовал, обсуждал со мной всевозможные пути  прорыва моих книг в мир, у меня даже пересохло в горле от волнения.

-Ты давай пиши дальше! -продолжал кричать он в трубку. У тебя всего один роман, а надо больше. Давай,шевелись!

И я рванула к давно забытым белым листам, лихорадочно отыскивая ручку, карандаши, резинку.Почему, резинку? Марат поставил передо мной экстренную задачу- написать новый роман, и чтобы непременно были иллюстрации. За это он обещал печатать его с продолжением в международном литературном журнале «Настоящее время», главным редактором которого являлся. Журнал выходил в 40 странах.

-Нужны рисунки,- строго добавил Марат. Читатели  любят рисунки. Он поставил мне жесткие строки.

И я писала, чтобы его не подвести! Закончила курсы фотошопа, чтобы научиться рисовать! На несколько месяцев я буквально выпала из жизни, но справилась. Я мечтала, чтобы мои книги вышли за рубежом. Но проблемы, с которыми я столкнулась, оказались непреодолимыми. Перевод книг оказался дорогим, да и выхода на зарубежные издательства у меня не было. Каландаров познакомил меня с прекрасным писателем и переводчиком, Михаилом Блехманом, редактором иностранного журнала «Порт-Фолио». Тот взялся не только переводить мои книги, но и пристроить их в зарубежные издательства. Цена перевод была в два раза дешевле, чем у нас в Липецке и отличался высоким качеством. Марат  координировал всю деятельность, он в буквальном смысле торопил события, будто предчувствуя, что время его на земле ограничено. Мои рассказы, как я и мечтала,стали выходили за рубежом, во многих журналах, на русском и английском языке- Марат не обманул. За рубежом он как раз пользовался огромным авторитетом, его считали выдающимся человеком нашего времени, и одно упоминание о том, что « сам Марат просит» открыло мне много дверей. То, что книги  стали раскручиваться, и я получила признание за границей, очень воодушевило меня. Марат писал, звонил, интересовался, ругал, одобрял, подсмеивался.

И только после его смерти я узнала- так он относился не только ко мне. Он выполнял свою миссию на земле- подталкивал и вдохновлял поэтов и писателей, внушал веру в себя, заряжал своей неиссякаемой энергией. Публикуя стихи и рассказы начинающих в своей зарубежной газете» Российский писатель» и в журнале «Настоящее время», давал шанс – быть услышанном за границей. В книжной серии «Библиотека МАПП»  вышел мой двухтомник- книги с необыкновенно красочной обложкой, Марат Ахмедович взял на себя  часть расходов по пересылке, чем очень облегчил весь процесс. 21 февраля вечером, почти за час до своей смерти Марат позвонил и сказал: срочно приезжай в Москву.Я хочу тебя несказанно обрадовать, но это-только при встрече…


Марат Ахмедович, когда Вы покинули мир, восторг и истинное наслаждение жизнью ушло  вместе с Вами. За все Вас благодарю…

Светлой Вам памяти.

Тамара
член союза писателей


Рецензии
Я присоединяюсь к Вашим словам.
Марат и нам вёз сборники "Планета поэтов 6", "Зеркало жизни 3", где опубликованы произведения моего мужа...
Было много планов и мы тоже должны были встретиться, многое обсудить...
Для Марата не важно было "раскручено" имя автора или нет. У него было удивительное чутьё на талантливых людей.
А грязи, которая отравляла его жизнь было много. Каких только гадостей не писали "доброжелатели", которые считали себя обделенными.
Это тоже не проходило бесследно...
Теперь Марат Ахмедович выше злословия во всех смыслах, но... лучше бы он жил...
Спасибо за добрые слова.

Наталья

Красимира   27.02.2013 23:48     Заявить о нарушении