Кочис. Точка отсчета

27 марта отряд сонорцев численностью 230 человек под командованием Мигеля Лосада и капитана Саманиего около гор Флорида вышел к ранчерии бэнда недни ханерос вождя Колето Амарильо, и атаковал ее, убив семерых воинов и двадцать одну женщину. Шестнадцать индейцев мексиканцы взяли в плен. Среди мертвых значились лидеры недни: вождь Колето Амарильо и военный лидер Эль Чинито. Также сонорцами было захвачено имущество недни: 39 мулов и лошадей и 24 коровы.
Потеря лидеров общины вынудила бэнд покинуть Мексику, и перекочевать на территорию США в Нью-Мексико. Но жить в мире с американцами ни недни, ни чихине долго не могли, и после серии результативных набегов вновь уходили на территорию Мексики, преимущественно в Чиуауа.
Что же касается бэнда чоконен, то в начале 50-х годов ХIХ века он состоял из следующих локальных групп.
Первая – кочевала на стыке границы Аризоны, Нью-Мексико (США), Соноры и Чиуауа (Мексика), горы Питайлаче считались их излюбленным местом отдыха. Лидерами этой группы являлись: Посито Мораго, Тригуэно и Тебокуита.
Вторая – обитала на юге гор Чирикауа, горах Анимас и Пелонсильо (группа лидером, которой был вплоть до своей смерти Иригольен). После смерти Иригольена лидерство в группе заняли: Чепильо, Эскуиналине, Иринко и Агирре.
Третья – располагалась в Апач-Пасс, горах Чирикауа и гор Драгун. Лидерами группы были: Мигель Нарбона, Кочис и Карро.
Стоит отметить, что местоположение указанных групп чоконен чисто условно. Строгой привязки к местности чирикауа не придерживались, так как являлись в полном смысле слова кочевниками.
Например, в указанный период, группа Кочиса кочевала на юге Аризоны, чтобы быть в недосягаемости мексиканских солдат. Там же обитала в это время и группы Посито Мораго.
Период 1852-53 гг. является точкой отсчета в возвышении персоны Кочиса в среде своей бэндовой группы. Влияние Мигеля Нарбона на группу стало ослабевать, по причине преклонных лет последнего,  данные обстоятельства благоприятствовали росту и укреплению авторитета Кочиса среди соплеменников.
 «Мастерство воина и мудрость делают человека лидером. Гораздо легче получить признание людей, если ты хороший воин. У нас лидера не выбирают. Его просто признают, и он им становится», – говорил один из чирикауа апачи в после резервационный период.
Общеизвестно, чтобы стать настоящим лидером  у апачи требовалось сочетать в себе несколько качеств: воинское мастерство, мудрость, ораторские способности и щедрость по отношению к малоимущим членам общины.
С 1852 по 1856 гг. чоконен под предводительством Кочиса проводили локальные военные действия на территории Мексики, продолжая грабить северные провинции. Налеты чоконен Кочиса были настолько эффективными и дерзкими, что имя предводителя стало нарицательным для мексиканцев. После рейдов Кочиса редко кто из мексиканцев оставался в живых, и мог определить нападавших.  По количеству упоминаний, ссылок в мексиканских документах указанного периода, имя Кочиса встречалось гораздо чаще, чем имя «самого страшного апачи» Мигеля Нарбона.
Каждую зиму Кочис присоединялся к Мангасу Колорадосу в рейдах по северу Мексики и каждый раз его воины возвращались с большим количеством добычи: скота, оружия и др. В этой связи возрастала его репутация как племенного лидера.
В начале 1853 года чоконен мигрировали в северную Сонору, разбив ранчерии  южнее отрога гор Чирикауа. Зимне-весенняя компания  индейцев в этих краях проходила под предводительством Мангаса Колорадоса. 11апреля возвращаясь с добычей из внутренних районов Соноры, чирикауа мимоходом нагрянули во Фронтерас. Сначала они убили пятерых юношей, пасших овец в окрестностях селения. После, захватив лошадей и стадо коров, ушли в направлении долины Сан Бернандино.
Командующий гарнизоном во Фронтераса капитан Мендоса, ринулся в погоню, но столкнулся с арьергардом отряда Мангаса. В ходе схватки при потерях с обеих сторон отступить пришлось сонорцам. Согласно рапорту Мендосы апачи потеряли восемь человек убитыми, а мексиканцы четырех. Позже Мангас Колорадос вспоминал, что в том бою с Мендосой он потерял троих воинов.
В июне 1853 года военные отряды чоконен со всей яростью  налетели на Сонору. Апачи не щадили ни женщин, ни детей. Воины Посито Морага и Тригуэно свирепствовали вдоль реки Сонора. Отряды вождей Карро и Касимиро утром одного из июньских дней, дождавшись момента, когда жители поселка Гранадос покинут свои дома и отправятся в поле, напали на селение, убив девятерых жителей, захватив в плен женщину и двоих детей.
Затем их нападению подвергся поселок Тепаче, откуда индейцы похитили несколько мулов и волов.
На протяжении следующих трех недель месяца, чоконен терроризировали поселения, расположенные вдоль западных склонов гор Сьерра Мадре. Объединившись, отряды Касимиро и Посито Мораго двинулись к Текорипа, на юго-восток от Уреса, столицы провинции. По пути апачи разгромили отряд из двадцати солдат национальной гвардии.
 На следующий день около двухсот чирикауа атаковали ранчо Хасиенда де Генекуита, убив двенадцать человек его обитателей.
 Один из раненых Хосе Вега успел рассказать капитану Паскуалю Кота пришедшему на помощь с отрядом национальной гвардии, о зверствах апачи: «Они вспороли живот Симону Вентуре и размотали ему кишечник, Алисии Рамос вырезали веки, а потом застрелили. Точно также они поступили с некоторыми другими вакеро (пастухами). Иные же, дабы не подвергаться пыткам покончили с собой…».
 Под впечатлением рассказа, многие солдаты из отряда Кота отказались от дальнейшего преследования индейцев. Сам же Кота зарекся, что больше никогда не поведет граждан против апачи.
Следующей зимой 1854 года походы в Сонору возглавляли другие лидеры чирикауа, а отряды вождей Мангаса Колорадоса, Делгадито и Мигеля Нарбона действовали уже в их составе.
В январе был убит вождь Касимиро и чирикауа начали мстить за его смерть. На протяжении февраля апачи двигаясь на юг, грабили и убивали на своем пути.
 Губернатором Соноры была предпринята тщетная попытка мобилизовать жителей окрестных селений для  организации отпора индейцам во время возвращения тех на север, к своим ранчериям, но апачи легко миновали все, расставленные им ловушки.
Через несколько месяцев Сонора подвергалась нападению еще одного объединенного отряда чирикауа, который возглавляли Делгадито (бэнд чихине) Косталес (чихине), и Мигель Нарбона (чоконен) несмотря на возраст.
Пока чихине отсиживались в горах Опута, Мигель Нарбона  с пятьюдесятью воинами чоконен напали на мексиканцев в болотистой местности вблизи Фронтераса. Апачи завладели 16 мулами и лошадьми, пленили мальчика.
По договору Гадсдена между Мексикой и США подписанного в конце 1853 года, и ратифицированного Сенатом США 25 апреля 1854 года Мексика продала США огромные территории, примыкающие к современной границе США с провинциями Сонора и Чиуауа. Сонора и Чиуауа мало тревожились о потере этих земель, так как они входили в Апачерию, и считались малопригодными для освоения.
 Договор имел  значение в деле конфликта между чоконен и Сонорой. Согласно условиям договора мексиканские войска теперь не имели права пересекать границу севернее Сан-Бернандино. Об этом стало известно и индейцам, которые набедокурив в Соноре, спокойно переходили границу, скрываясь в горах Чирикауа и Могольон на территории США.
Мексиканское правительство, изведенное таким положением вещей, свой гнев обратило на американских поселенцев и государственных представителей США, упрекая их в том, что они предоставляют индейцам оружие и боеприпасы в обмен на украденный в Мексике скот. Разумеется, обвинение имело долю истины.
 Весной 1855 года отряды чихине и чоконен, объединились для совершения набегов в Мексику.
Локальные группы чихине, проживавшие около Санта-Рита дель Кобре перекочевали в Апач-Пасс, где стояли чоконен и присоединились к Кочису.
Как только объединенный отряд вошел на территорию Мексики, Кочис разделил его. Чоконен Кочиса сконцентрировали свои набеги в Соноре, а чихине под предводительством Хосесито, Косталеса и Итана вторглись в Чиуауа.
Набеги был удачными и, прежде чем быть настигнутыми войсками Теран Тато, Кочис успел увести своих людей с добычей в Аризону. Чихине тоже были удачливы и вернулись в свои лагеря вдоль берегов реки Мимбрес. Там их уже поджидали коварные американцы, которые начали навязывать им  очередной за последние четыре года договор об уступке земли чихине правительству США. Многие лидеры чихине подписали этот договор, несмотря на возражение Мангаса Колорадоса.


Рецензии