Профессор Вячеслав Шатько Мне черное иль белое и т

Пресс-досье:
 
Дата рождения: 4 апреля 1955 года.
 
Образование: Минское суворовское военное училище (1972 г.), Ленинградское высшее общевойсковое командное училище имени С. М. Кирова (1976 г.), Военная академия имени М. В. Фрунзе (1989 г.), адъюнктура Военной академии Республики Беларусь (1997 г.).
 
Воинское звание: полковник запаса.
 
Ученая степень: кандидат военных наук.
 
Ученое звание: профессор по специальности «военное искусство и военное строительство».
 
Почетное звание: «Заслуженный специалист Вооруженных Сил Республики Беларусь».
 
Член-корреспондент Академии военных наук Российской Федерации.
 
Стаж работы: научной — 19 лет, научно-педагогической — 23 года.
 
Опубликовал более 120 научных работ, в том числе монографию, два учебника (в соавторстве), около 40 учебных пособий и пособий (из них — 17 с грифом Министерства обороны).
 
Народная мудрость гласит: учатся у того, кто не только много знает, а у того, кого еще уважают и любят. Эти слова в полной мере относятся к профессору кафедры тактики (соединений и воинских частей, слушателей) Вячеславу Шатько.
 







«Вечером отправил домой телеграмму: «Поступил. Остаюсь»
 
…Герой этого материала родился в деревне Замосточье Чашникского района Витебской области. Ныне этой красивой деревушки, к сожалению, уже нет на карте… А в памяти Вячеслава Ивановича и сегодня — пение соловьев в соседней с домом роще, ватаги мальчишек, купающихся в прохладных и прозрачных водах озера Черное, туманные рассветы на рыбалке, вечерние костры…
 
В семье Шатько военных не было. Отец — Иван Яковлевич — прошел всю Великую Отечественную войну рядовым солдатом. В составе лыжного батальона он охранял Дорогу жизни, проходящую по Ладожскому озеру, затем освобождал Белоруссию. Закончил войну в Кенигсберге, был тяжело ранен. На его гимнастерке сверкали боевые награды: орден Славы ІІІ степени, два ордена Красной Звезды, две медали «За отвагу»…
 
Несмотря на тяжелые ранения, фронтовик пошел работать в колхоз трактористом. От отца сыну по наследству передались трудолюбие, ответственность и скромность. Еще школьником целеустремленный юноша понял, что путь к профессии лежит через упорный труд. Об этом всегда твердила Славе и мама. Она была учителем (35 лет ходила пешком по шесть километров в соседнюю деревню…) и мечтала о том, что сын пойдет по ее стопам. Тем более что для этого были все предпосылки.
 
Судьба же распорядилась так, что он стал профессиональным военным. А произошло это совершенно случайно.
 
— Накануне выпускных экзаменов меня вызвали повесткой в военкомат. Оказалось, что в то время ежегодно в каждый район доводился план кандидатов для поступления в суворовские военные училища. Выбирали из числа лучших учеников. Эту информацию подавали директора школ, самих же юношей, естественно, никто не спрашивал, — вспоминает Вячеслав Иванович. — Так было и в моем случае. В военкомате меня поставили перед фактом: будешь поступать в «кадетку». Что такое суворовское училище, чему там учат, кто такие кадеты — об этом я не имел ни малейшего понятия.
 
Без труда преодолев барьеры в виде медкомиссии и вступительных экзаменов, я поступил в Минское суворовское военное училище. Вечером отправил домой телеграмму: «Поступил. Остаюсь» — другой связи с родными в то время не было.
 
«Военное будущее Вячеславу Шатько предопределила
 сама жизнь»
 
Вначале, как и большинство других юношей, Слава и понятия не имел об армейских порядках и терялся от собственного незнания. Первые месяцы жизни вне стен родного дома стали для него настоящей суровой военной школой. Они изменили не только его внешний облик, но и многое в характере…
 
— В суворовском военном училище я получил прочные знания, начал осмысливать жизнь, осознал такие понятия, как честность, порядочность, скромность, уважение к старшим, нетерпимость ко лжи и хитрости. Именно в годы, проведенные в училище, я одержал первые победы над собой, почувствовал необходимость совершенствования, настойчивости в достижении поставленной цели. Огромную роль в этом сыграли мои педагоги.
 
Признаюсь, мне в жизни всегда везло с учителями.
 
Я с большой теплотой вспоминаю офицера-воспитателя Валерия Алексеевича Кузьмина. Это был человек огромной души и порядочности. Он был для нас требовательным отцом и заботливым товарищем, его авторитет был непререкаем. Кстати, он был мастером спорта по трем видам: гимнастике, тяжелой и легкой атлетике. Когда утром нам не хотелось выбираться из-под теплых одеял на физическую зарядку, Валерий Алексеевич с улыбкой спрашивал: «Вы что, не хотите научиться делать так же, как и я?». После этого принимал на спинках кровати стойку на руках и таким образом не спеша «прохаживался» вдоль спальни казармы… Естественно, мы все дружно вскакивали и бежали на спортгородок. Позже, когда я уже стал офицером, будучи командиром взвода, роты, никогда не пропускал физзарядку…
 
Следует заметить, что из 25 собратьев кадета Шатько по взводу только один был второразрядником, все остальные имели первый взрослый разряд по различным видам спорта. Сам Вячеслав Иванович достиг определенных спортивных высот в тяжелой атлетике и лыжах. Физическая подготовка помогала суворовцу и во время подготовки к парадам — начиная с роты барабанщиков и заканчивая группой управления «коробки» он 25 (!) раз маршировал «под грохот барабанов» по площадям различных городов страны.
 
К слову, уже в те далекие семидесятые годы прошлого века у кадет была рейтинговая система. Вячеслав Шатько занимал в этой «турнирной таблице» далеко не последние строки.
 
Два года обучения в СВУ пролетели как два дня. Предстояло сделать выбор в отношении своих дальнейших жизненных планов.
 
— Не знаю почему, но перед окончанием училища мне очень захотелось стать военным топографом. Об этом я и поведал своему офицеру-воспитателю. Внимательно выслушав меня, он сказал как отрезал: «Ты туда не пойдешь. А в Ленинград хочешь — поедешь».
 
«На протяжении всей службы рядом с его званием и фамилией звучало слово «лучший»
 
В итоге в 1972 году Вячеслав Иванович был зачислен в Ленинградское высшее общевойсковое командное дважды Краснознаменное училище имени С. М. Кирова. Курсант Шатько всегда занимал активную жизненную позицию. Буквально в первые дни учебы его назначили командиром отделения, затем заместителем командира взвода. Кстати, военное училище будущий офицер окончил с золотой медалью. Как и полагается медалисту, у Вячеслава было право самому определить место дальнейшей военной службы. Выбор стоял между Дальневосточным военным округом и Южной группой войск. В итоге местом его офицерского старта стал… Одесский военный округ — так распорядилась судьба.
 
После отпуска лейтенант Вячеслав Шатько вместе с супругой Анной прибыл в город Николаев — в 92;ю гвардейскую учебную дивизию.
 
— Освоение военной специальности никакого труда не составило, потому что Ленинградское ВОКУ давало сильную подготовку. Однако я понимал: тех знаний, которые приобрел в училище, недостаточно, нужны упорный труд, опыт, навыки. Я жадно впитывал все увиденное и услышанное, старался постичь армейские премудрости, — вспоминает Вячеслав Иванович свое офицерское становление.
 
С первых же дней лейтенант Шатько зарекомендовал себя трудолюбивым офицером у сослуживцев и командования, сумел правильно организовать работу в подразделении. На протяжении всей службы рядом с его званием и фамилией звучало слово «лучший»: лучший командир взвода, лучший командир роты, лучшая казарма в Одесском военном округе… У него был определенно командирский потенциал.
 
…А спустя пять лет службы старший лейтенант-мотострелок вдруг переквалифицировался в командира учебной роты — старшего преподавателя окружной школы прапорщиков (техников). И вновь не по собственному желанию, а волею судьбы.
 
Нельзя сказать, что все в его жизни и карьере складывалось гладко. Были не только взлеты, но и падения, разочарования… Тем не менее Вячеслав Иванович ни о чем не жалеет. Падения оборачивались новыми взлетами, и офицер продолжал двигаться вперед. Около года майор Вячеслав Шатько исполнял обязанности начальника учебной части школы прапорщиков, однако назначения не получил — общевойсковая военно-учетная специальность помешала. Вскоре офицера поставили перед фактом: ищи себе место. Но, как говорится, все, что ни делается, — все к лучшему… В 1986 году он подал рапорт начальнику о своем желании поступить в Военную академию им. М. В. Фрунзе — и вскоре вместе с семьей отправился в златоглавую. Во время учебы в академии Вячеслав Иванович проявил большой интерес к исследовательской работе, труду военного педагога. Впереди перед ним открывалась новая, более широкая дорога…
 
«Главное — не знание исторических событий,
 а выводы, которые из них сделаны»
 
После окончания академии майор Шатько возвращается в Беларусь — его назначают преподавателем тактики Минского высшего военно-политического общевойскового училища. В течение пяти лет он обучал ратному делу курсантов, вместе с этим параллельно читал лекции по военной истории. Когда в 1995 году была создана Военная академия, Вячеслав Иванович в числе первых поступил в адъюнктуру, выдержав довольно высокий конкурс. На пять мест в тот год претендовало шестнадцать человек…
 
В народе говорят — незаменимых людей нет. Но, как оказалось, заменить в процессе обучения молодого педагога в Военной академии было некому. Поэтому в адъюнктуре будущий кандидат военных наук учился по сокращенной программе, успешно сочетая статус обучаемого и обучающего. Однако обязанность написания диссертации с офицера никто не снимал. В итоге днем Вячеслав Иванович проводил занятия, а вечером корпел над научным трудом «Построение обороны механизированной бригады на водной преграде», который впоследствии успешно защитил. За полгода до окончания адъюнктуры подполковника Шатько назначают доцентом цикла истории войн и военного искусства на кафедре оперативного искусства. Затем начальником цикла, заместителем начальника кафедры по научной работе…
 
На его лекциях, как признаются офицеры, которым посчастливилось учиться у этого педагога, всегда уважительная тишина. Страстный поклонник науки, Вячеслав Иванович вкладывает в лекции все свои знания, весь свой темперамент. Они всегда конкретны, содержательны, новы, научны и вполне доступны для понимания каждым слушателем.
 
В чем же заключается педагогическое искусство профессора Шатько?
 
— Я никогда не позволял себе прийти на занятие неподготовленным и никогда не читал лекции по листу, — признается военный педагог. — К тому же мне самому неинтересно доводить до слушателей из года в год одну и ту же информацию, поэтому каждый раз я выискиваю какие-то новые сведения, изучаю новые подходы к той или иной теме.
 
Я твердо уверен: если преподаватель в конце лекции не вспотел, значит, он ее не отработал…
 
Большую часть педагогической деятельности Вячеслав Иванович посвятил преподаванию истории военного искусства. Он убежден в том, что знание военной истории необходимо офицерам не только для профессионального роста. Педагог на своих занятиях всегда подчеркивает, что главное в его предмете — не знание исторических событий, а выводы, которые из них сделаны. И часто повторяет слушателям слова видного историка и философа Василия Ключевского:  «История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».
 
Профессор Шатько считает, что в жизни ему всегда везло с учениками. Он с гордостью говорит о том, что принял определенное участие в подготовке и обучении тех 11 офицеров, которые впоследствии стали генералами белорусской армии. Причем все, кого бы он ни назвал (генерал-майоры Олег Белоконев, Геннадий Казаков, Виталий Киреев, Сергей Куприк…) были примерными учениками. Некоторых из них он даже учил по два раза: на командно-штабном факультете и на факультете Генерального штаба Вооруженных Сил.
 
Вячеслав Иванович подготовил трех кандидатов наук. Это люди, чьи имена широко известны в научных кругах: полковники Николай Бузин (ныне доктор военных наук, начальник НИИ Вооруженных Сил), Владимир Киреев, Александр Курмашов.
 
— Подготовка диссертантов, — говорит он, — это особая сторона моей научной деятельности. Я рассматриваю диссертации моих учеников как неотъемлемую часть моего научного творчества. Стараюсь максимально глубоко войти в тему, освоить ее…
 
Руководство факультета и коллеги по работе ценят его аналитический ум, работоспособность, относятся с большим уважением и прислушиваются к мнению профессора Вячеслава Шатько. Работа — это не просто его хобби, это та ниша, где ему всегда комфортно, где он счастлив.
 
«Все, что мы делаем,
 мы делаем ради женщин»
 
Сам Вячеслав Иванович признается:
 
— Мой большой недостаток в том, что я очень конкретный человек в жизни, у меня нет полутонов, нет пресловутых «пятьдесят на пятьдесят». Мне черное иль белое — и точка!.. Всегда ставил и ставлю очень высокую планку требовательности — не только к себе, но и к окружающим. Все это в жизни чаще мешает, чем помогает, но я ни о чем не жалею. Есть такое хорошее высказывание: «Все, что мы делаем, мы делаем ради женщин». И я полностью с этим согласен. Все в жизни я делал ради семьи…
 
К слову, его супруга Анна Николаевна — педагог по профессии. Как настоящая офицерская жена, она всегда с пониманием относилась и относится ко всем житейским трудностям, не жалуясь на судьбу. Скорая на подъем, могла в короткое время собрать вещи, мебель — и вслед за мужем хоть на край света!.. Понимала, что жизнь военного человека не бывает спокойной.
 
Вместе они воспитали двоих замечательных детей. Надо сказать, что Шатько-старшие никогда не навязывали детям свое мнение, и те выбрали путь, абсолютно отличный от пути родителей. Сын Виталий — врач, а дочь Светлана — инженер. Теперь вся надежда на внуков, а их в семье Шатько также двое.
 
…Уже прощаясь, я спросила собеседника: «А всего ли вы достигли, чего хотели?». «В плане семейного счастья — да, а что касается работы — ничего особенного я и не достиг. Это просто доказательство профессионализма», — ответил Вячеслав Иванович.
 
Природная скромность не позволила ему произнести более весомые слова. Но по оценкам руководства факультета, мнениям коллег, высказываниям слушателей КШФ имею все основания характеризовать его словами, каждое из которых пишется с большой буквы: Человек. Офицер. Ученый. Педагог.


Рецензии