Мои встречи с людьми, удивившими меня

Мне кажется, что любой человек, проживший достаточно долго, может вспомнить несколько своих встреч с людьми, умеющими делать нечто, недоступное обычным людям, и вызывающее их удивление и восторг.

Я никогда не был в Индии, не встречался с настоящими йогами, но за свою жизнь мне довелось увидеть действия, на которые только йоги и способны. Я знал, в принципе, что йоги способны лежать на остриях гвоздей часто набитых в доску или на битых стеклах без получения повреждений. Но это знание было теоретическим: либо из рассказов знакомых, либо вычитанное из книг. Только не надо вспоминать Рахметова из романа «Что делать». Это совсем не тот пример – ибо Рахметов это пример сильной воли, человек, способный перетерпеть боль от лежания на гвоздях, но никак не человек могущий полежать на гвоздях и не получить при этом повреждений. Но воочию видеть таких йогоподобных людей мне не доводилось лет до тридцати шести.

В 1987 году, когда я работал в научно-исследовательском витаминном институте, меня послали в командировку в город Пап, Наманганской области, что в Узбекистане. Я не сопротивлялся такой дальней командировке еще и потому, что в Таджикистане жила родная сестра моей первой жены, которая попала туда по распределению после окончания педагогического института в городе Николаеве (тогда в Советском Союзе могли распределить куда угодно, ведь страна была большая и вся была единым государством). Так и оказалась природная украинка в далеком Колхозабаде Таджикской ССР, что расположен почти на границе с Афганистаном. Она учила в этом поселке русскому языку и литературе таджикских ребятишек. Попутно выучила таджикский, узбекский и персидский языки. Вот я и задумал во время командировки заехать к ней в гости.

И вот я, посетив завод нетканых материалов в городе Пап Узбекской ССР, начал на перекладных добираться до Душанбе. Это только глядя на карту, висящую на стене лаборатории в Белгороде, можно было решить, что все там недалеко друг от друга. На самом деле расстояние от Папа до Душанбе очень даже приличное. Почему-то я решил, что легко доберусь рейсовыми автобусами. Сначала я поехал на автобусе в Самарканд.

История о том, как я пересек всю советскую среднюю Азию, добираясь из Узбекской ССР на юг Таджикской ССР достойна отдельного рассказа, и описывать ее в этом рассказе я не буду. Скажу только, что путешествие было долгим и утомительным. Но, вот, наконец, вечером, на третий день пути, я иду по Колхозабаду и спрашиваю, как мне найти Онищенко Людмилу Гавриловну. Мне показывают. И, наконец, я заворачиваю за какое-то одноэтажное здание, оказавшееся жилом домом, в котором жила и Люся со своими детьми, и, наконец-то вижу ее саму. Суматоха встречи. Обед на скорую руку. Бутылка водки, и я ложусь отдохнуть. Несмотря на апрель месяц, на улице и в комнате очень душно и жарко. Но, кое-как удалось задремать. Вечером меня будят и приглашают на той. Той устраивает завхоз школы по поводу обрезания своих сыновей. Той – это такое праздничное застолье, по какому-нибудь торжественному поводу, на котором множество, собравшегося народа пьют, едят и наблюдают выступления, которые подготовил устроитель тоя. В общем, чем больше народу соберется на той, тем выше почет той семье, которая этот той устроила. Помню, что уже тогда подумал, что устройство тоя – это очень недешевое удовольствие. Попробую описать той, на котором я был. Буквой «П» расставлены особые столы-сиденья, так называемые дастарханы. Дастархан – это такая невысокая (до 40 сантиметров высотой) лавочка, шириной примерно метр, в длину лавочка составляет метра три. С трех сторон лавочка имеет невысокую окантовку, высота такая, чтобы удобно было опереться на окантовку локтями, когда сидишь за едой. Люди сидят вдоль окантовки, а центральная часть дастархана, ближе к свободной от окантовки стороне застелена небольшой скатертью или широким полотенцем, ее заменяющим. Скатерть уставлена различной едой. На нашем тое в центре скатерти стояло большое блюдо с пловом, вокруг него были расставлены тарелки и тарелочки со сластями и фруктами. Стояло там толи две, толи три бутылки водки и стаканы по количеству едоков.
В середине площадки, ограниченной дастарханами располагался очаг с большими котлами с пловом. Остальная часть площадки предназначалась для выступлений актеров перед гостями. Гостей рассадили по дастарханам. Меня усадили на дастархан, который стоял примерно посередине торцевого ряда. Со мной рядом оказался молодой мужчина, неплохо говоривший по-русски. Как я понял, это было сделано специально, чтобы он комментировал для меня происходящее и отвечал на мои вопросы. Несколько раз выпили, под тосты, произносимые централизованно. Потом на площадке появились музыканты и молодая девушка. Она спела какую-то песню в среднеазиатском стиле.

Потом на площадку вышел таджик лет сорока и разразился какой-то речью по-таджикски. Мой «чичероне» сказал по-русски, что этот человек, чему-то долго учился, и сейчас нам покажет свое умение. Я спросил:

- А, что он нам покажет?
- Сам увидишь.

И я стал смотреть. Вышли несколько молодых ребят, двое из которых расстелили на земле, метрах в десяти перед нами, какое-то полотно. К нему подошли попарно другие ребята с пустыми бутылками в руках, и начали разбивать бутылки об бутылки. Куски бутылочного стекла так и посыпались на полотно. Потом подошла другая пара и проделала то же самое со своими бутылками. После четвертой пары полотно было густо усыпано битыми бутылочными осколками. Подошел давешний таджик, посмотрел на груду битого стекла. Он был босой и без рубашки. Что-то ему не понравилось, и он голой пяткой разбил, какие-то, наверное, чрезмерно крупные с его точки зрения, осколки.

Таджик прошелся вдоль дастарханов, показывая зрителям свою спину. Спина, естественно, была чистой – без ран и шрамов. Он прилег левым боком на край полотна и спиной накатился на груду осколков. Четыре парня, из тех, которые били бутылки, подошли к таджику, лежавшему на стеклах и, взявшись за руки, встали ему на грудь. Потоптавшись немного на груди лежащего, они тем же порядком слезли с него. Таджик встал и повернулся к нам спиной. На спине были видны два осколка вдавившихся ему в спину. Он встряхнулся, как собака, вылезшая из воды, и осколки отвалились. Таджик снова прошелся перед зрителями, показывая спину. Спина была без порезов, и только в двух местах виднелся слабый отпечаток стекол, которые он стряхнул. Мы бурно зааплодировали.

Так я первый раз видел, чтобы человек голой спиной лежал на битых бутылках и при этом не порезался.

Второй случай, когда мне довелось наблюдать необычные возможности человека, произошел в середине девяностых годов ХХ века. Как-то во время моей командировки в Москву меня пригласили на представление частного цирка. Сначала шло стандартное цирковое представление с акробатами, клоунами и прочими чисто цирковыми номерами. А потом артисты стали показывать номера, присутствующим на трибунах администраторам зарубежных цирковых коллективов в надежде, что их пригласят выступать за рубежом. Вначале шли выступления гимнастов и жонглеров, правда, довольно высокого уровня. А в конце на арену вышли двое молодых мужчин и молоденькая девушка. Один из мужчин начал рассказывать, как юная Гульнара была похищена злыми дэвами, унесена в дальние края, как она сумела убежать от похитителей и начала пробираться домой, почему-то при этом она была без обуви. И однажды ей пришлось перебираться через глубокую пропасть по мосту, сделанному из мечей. В это время на арену вынесли две подставки и второй мужчина начал их устанавливать, имитируя пропасть. В заключение он уложил два слегка изогнутых меча заточенной стороной кверху. Потом, чтобы показать, что мечи заточены и заточены хорошо, он взял один из мечей, подбросил вверх шелковый платочек и пока он падал, разрубил его в воздухе. Подняв обрубки платка, мужчина прошел к трибунам и отдал их зрителям. Как я понял, зрители были именно те, ради которых и затевалась демонстрация. Мечи были снова установлены вместо мостика, Гульнара взобралась на одну из подставок, посмотрела в «пропасть», потом на мостик и застыла, как бы в раздумье. Через минуту она решительно шагнула к «мостику» и медленно скользящим шагом пошла на другую сторону «пропасти». Успешно пройдя по мечам, девушка пошла вдоль трибун, показывая периодически свои подошвы зрителям. Естественно, подошвы были без порезов и каких-либо ран. Аплодисменты прокатывались по мере обхода девушкой трибун.

Это было еще не все. Дальше Гульнаре предстояло преодолеть дорожку, усыпанную битым стеклом, что она и проделала без малейшего затруднения. Но и это был еще не конец пути. Дальше помощники вынесли нечто вроде металлического корыта наполненного горящими древесными углями. Помощники помахали над углями квадратами из фанеры, заставив угли засветиться и даже запылать. Я уже не помню, каким текстом эти действия сопровождались. Впрочем, текст был не слишком профессионально написан – это был тот случай, когда смотреть было интереснее, чем слушать. Да и видно все было прекрасно. Девушка постояла немного, как бы в замешательстве, а потом решительно ступила на светящуюся дорожку и решительно пошла по углям. О таком я только слышал, а вот видел вживую хождение по горящим углям в первый раз. Перейдя через угли девушка, как и в случаях хождения по мечам и по битому стеклу, снова прошла возле зрителей, демонстрируя неповрежденные подошвы, и получила заслуженную порцию аплодисментов. На этом представление закончилось, и я в тот же вечер уехал домой. Я и думать не мог, что хождение по горящим углям можно наблюдать никуда не уезжая непосредственно в Белгороде.

В том же витаминном институте только в другой лаборатории работал Попович Владимир Иванович. И вот когда мы создали свой первый кооператив, его пригласили в нем работать. Как оказалось Володя уже давно увлекается восточными единоборствами и даже ведет секцию по ушу. Он и стал агитировать всех членов нашего кооператива заняться под его началом восточным единоборством. Мы, недолго думая согласились. Ведь это же даже звучит притягательно: УШУ, КУНГ-ФУ. Время было такое, когда всякие запреты снимались. И вот я, заказав сшить себе кимоно, которое на самом деле было догой – то есть одеждой для занятий восточными единоборствами и с кимоно имеет очень мало общего. Просто в русском языке сложилась ошибочная традиция называть догу термином «кимоно». Так вот я в этом неправильном «кимоно» дважды в неделю занимался ушу. Честно говоря, я даже не думал, что могу отжаться от пола на кулаках или даже на трех пальцах пятьдесят и более раз. И вообще, цифра пятьдесят приобрела для нас сакральный смысл – любое упражнение мы выполняли по 50 раз. Да что там говорить, сейчас, когда я почувствовал, что без физических упражнений скоро не смогу двигаться вообще, я составил для себя комплекс упражнений и выполняю их по 50 раз ежедневно.

Но, я снова отклонился от темы рассказа. Итак, уже в середине первого десятилетия нового века я от знакомых узнал, что Владимира Ивановича показывали по местному телевидению, и он прославился, как тренер, который может научить ходить по горящим углям. Я порадовался за него и мысленно пожелал ему всяческих успехов. К тому времени я уже оставил занятия в секции ушу. Встретив его как-то случайно, я попросил его рассказать о хождении по горящим углям. Володя подтвердил эту информацию, сказал, что он называет это хождением по тропе, и рассказал, как это происходило в предпоследний раз:

- Предупредил всех, что нужно готовиться к хождению по тропе. Те четыре хлопца, которые у меня занимались, довольно скептически отнеслись к тому, что к этому нужно готовиться. Мол, мы уже по ней, в смысле по тропе, ходили, к чему тут готовиться. Ну, так спустя рукава они и отнеслись к подготовке. Я решил их наказать – пусть на собственном опыте поймут важность подготовки к тропе. И не стал настаивать. Один из парней имел машину, на которой он и отвез парней и меня на берег водохранилища, где должно было состояться хождение по тропе. Подготовили тропу, прошли. На обратной дороге машина выглядела так. Алексей, шипя и чертыхаясь, ведет машину босиком. Все стекла в машине опущены и из них торчат босые ноги, и только я еду нормально. С тех пор парни поняли, что к тропе нужно готовиться.

Я поблагодарил Володю за интересный рассказ, но у меня самого желания ходить по горящим углям почему-то не появилось.


Рецензии
Классные факты. Интересно бы понять физику процессов сверхвозможностей...

Михаэль Сапожников   02.07.2013 15:31     Заявить о нарушении
Может быть. Но, я не любопытен. Получается и хорошо. Спасибо за отзыв. Удачи, удачи, удачи во всем. Геннадий Хоружев.

Геннадий Хоружев   03.07.2013 19:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.