Жизнь в Ленинграде после возврвщения из Башкирии

Слава богу вернулись в Ленинград. Коммунальная наша квартира опустела, остался один жилец Лейба Сахаров. Он. Старичок и  в блокаде остался жив.
Это чудо чудес, Я у него спрашиваю как вы выжили, он говорит богу молился, 
у входа на лестницу, и каждое утро ходил в Синагогу молиться. Я думаю ничего себе, такая длинная дорога, до Лермонтова проспекта, где стоит Синагога. Люди проходя мимо нашего дома,говорили ему, молись дедушка. В квартиру когда мы вошли,было грязно и полно пыли Пойти в Синагогу , это значит: от нашего дома
на среднем проспекте Василеостровского района, это огромное расстояние. Надо пройти мост Лейтенанта Шмидта через реку Нева, затем площадь ТРУДА,затем через ПОЦЕЛУЕВ мост речки МОЙКА , мимо дворца Юсупова, далее, пройдя
Мариинский оперный театр, потом уже Лермонтов проспект.
Я стал учиться в Оптико-механическом институте. В квартире где мы жили,
поселили еще много семей с детьми, и жизнь наша стала веселее.
У нас в квартире поселился один пьяница, из бывшей Чапаевской дивизии.
Он хулиганил и ругался матом и приносил много неприятностей соседям.
А мой папа считался много лет,  главный по порядку в квартире, и, приходилось
с ним беседовать. Здоровье после длительной блокады у папы подорвано
и он получил инфаркт и умер. Умерая он со всеми своими детьми и мамой попрощался. Мой старший Роман хотел этого забулдыгу убить, еле его оттащили.
Я стал жить вдвоем с мамой. Вскоре мне пришлось бросить учебу в институте.
Пришлось поступить работать на фабрику по производству пианино.
Через два месяца я ушел с работы  и решил за два года закончить
техникум  электро-связи. А после окончания меня послали работать на Украину.
Перед тем, как мне ехать, по направлению техникума на Украину,появился мой родной брат Семен. Прибыл он из госпиталя украинского города Ровно. До отечественной войны он окончил Ленинградский Сельскохозяйственный институт и поехал после распределения в Казахстан, в город Алма-Ата. Министерство сельского хозяйства направила его работать в М.Т.С (машинно-тракторная станция ). Он был там  главным  инженером. В конце 1943 года подал заявление в военкомат, что-бы послали его на фронт добровольцем. Он офицер запаса. В 1944 год на восточном фронте штурмом брали крепость Кенигсберг, при штурме которой, брат получил ранение в легкое. Семен был спортивным человеком. Он преподавал физкультуру в школе глухонемых. Брат играл в футбол за заводскую команду Металлист.
После отечественной войны играл в баскетбол за Ленинградский Спартак.
Он также был судьей республиканской категории. При поездке в поезде на соревнование за Спартак, он простудился и получил воспаление легких, которое прострелено, и, в результате — туберкулез легких.  После сложной  операции он скончался. Осталась у него дочка 4 годика. Мой старший брат Михаил во время войны с Финляндией в 1939 году и в отечественной, служил офицером и, получив ранение, вернулся в блокадный Ленинград. Потом он эвакуировался с семьей в Сибирь, и вернулся после войны.
Война разбросала  наших братьев и семей во все концы СССР.


Рецензии
Спасибо Вам за воспоминания, Ефим! Удачи!

Эльвира Гусева   26.02.2013 20:18     Заявить о нарушении