Аквариум

                А К В А Р И У М

     Каждый человек размышляет не «абы как», а с учётом своего жизненного опыта и выстраивает пирамиду своих суждений из того, что он где-то когда-то слышал или видел, сдабривая эту смесь собственными домыслами. Потом человек привыкает к такого рода строению и считает, что лучшего и быть не может. Встречаются и сомневающиеся, но они в большинстве случаев у людей не в чести. А натолкнули меня по подобные размышления – лягушечьи серенады. Давно, с самых далёких детских лет я их не слышала, а тут – бандероль, от родственников с Украины. Для меня бесценный подарок!  Как умели родственники засняли фильм окрестностей моей Малой Родины, села, погоста и речки Мурафы, именно в том самом месте, где мне каждый камушек знаком. Так мне казалось раньше, но просматривая фильм я с трудом узнавала памятные мне места. Что было неизменным – так это лягушечий хор. Лягушки, как пьяные мужики, пели громко и самозабвенно, не важно что пели и как. Незнакомые мне люди ловили рыбу, раков, о чём-то говорили, но из-за крика лягушек их голосов было не разобрать. Да они меня мало интересовали. Сама природа Украины настолько отличалась от сибирской природы, что я рада была каждому кадру. Фильм закончился, я выключила компьютер и прилегла на диван. Фильм вызвал из памяти воспоминания давних лет, от которых я, как ни поворачивалась с боку на бок, никак отделаться не могла. Лягушечий хор, засевший в моей голове, и близко не подпускал желанный в этот поздний час сон. Однако постепенно выдвинулось вперёд одно воспоминание, от которого меня даже смех разобрал. А дело вот как было. 
     Мои родители, если надо было идти в какое-то людное место, детей с собой брали неохотно. За ними глаз да глаз нужен, да ещё взболтнут то, чего чужим людям знать не надо. Пусть уж лучше дома сидят, спокойнее будет. Но дома сидеть ни мне, ни брату, как раз не хотелось. Это именно тот возраст, когда маленький человек познаёт окружающий мир. Что и говорить, я тоже просила маму, а чаще всего бабушку и дедушку «взять меня с собой», вовсе не важно куда, лишь бы выйти за ворота. А старики шли к своим знакомым тоже старикам, у них там свои разговоры. Меня же брали только потому, что я росла тихой, застенчивой девочкой и никаких проказ от меня не ждали.
     Однажды мои милые старики гостили у каких-то родственников в соседнем селе. В тени старой шелковицы стояла длинная, с вкопанными в землю ножками скамейка. На той скамейке расположились разновозрастные незнакомые мне родственники. Они о чём-то между собой говорили, о ком-то расспрашивали у моих стариков и громко смеялись. Грузному пожилому дядьке и мне, поскольку мы не участвовали в разговоре, нашлось местечко только на самом краю скамейки.
     Сначала я спокойно сидела рядом с этим очень большим человеком, чей живот заслонял собой всех говоривших родственников. Это обстоятельство меня не очень расстраивало, да я и к разговору не особо прислушивалась. Только когда от чьих-то слов все громко хохотали, немного привставала и вытягивала шею, пытаясь понять, что их там так рассмешило. Куда интереснее для меня было наблюдать за подрастающими, и от того некрасивыми утятами, которые не желали слушаться маму-курицу. И всё бы ничего, но меня, время от времени, настораживали звуки, доносившиеся из глубины необъятного  живота этого большого человека. Почему-то недовольное урчание и кваканье доносилось с левой части тела под полосатой рубахой, похожей на матрац, где как раз мне и было приказано сидеть. Я с опаской поглядывала на его живот, который занимал всё пространство ног до самых колен, и невольно перевела взгляд на то место, где у меня полагалось быть животу. Даже рукой попыталась прощупать, но живота почему-то не оказалось, а только пупок, который торчал пуговичкой посрединке. Такое обследование вызвало только горький вздох. «Твой пупок каши просит, - упрекала меня бабушка. – Сытый пупок в ямочку прячется…» Подсоленную кашу есть не хотелось. Вот, если бы хоть немножко сахарком присыпала бабушка, да с молочком…
     В эту минуту угрожающе заквакало в брюхе большого человека и я опять перевела взгляд на дядькин выпирающий живот. «Нет, это не живот, это – пузо! И в этом пузе кто-то живёт… Этому существу так же скучно, как и мне. Он там ворочается, сердится и желает выйти погулять…», - думала я. Тот, кто там прячется явно не мягкий котёнок, а что-то страшное, кусачее…  Я уже в этом не сомневалась и, как можно дальше отодвинулась от сопящего и вздыхающего человека, на самый краешек скамейки. Теперь всё моё внимание занимало кваканье того, кто сидел в большом пузе дядьки.
     В моей маленькой головёнке с косами колобродили мысли, тщетно искали ответ: что прячет дядька под рубахой? Неожиданная мысль вернула меня домой, где недалеко от ворот моим отцом была выкопана копанка, этакий маленький прудик. Вода в нём была холодная, особенно в том месте, где из-под земли бил родник. Холодная вода не пугала лягушек, которые по вечерам собирались на посиделки и пели нестройным хором.
     «А может в его пузе живут лягушки?..»  Я даже вздрогнула от такой мысли.
     Однажды мой отец с рыбалки принёс целую вязанку рыбёшек. Вынес во двор большой полутора ведёрный чугун, принёс с копанки воды, вылил в него и выпустил рыбок. Я с братом долго не отходили от чугуна, пока не пришёл соседский мальчик, Василь. Он посмотрел, чвыркнул слюной сквозь щель между двух больших передних зубов и молча ушёл. Через какое-то время он опять объявился. В своей мокрой кепке принёс маленького лягушонка и вытряхнул в чугун с рыбками. Мы сразу испуганно отпрянули назад и только издали смотрели на это пучеглазое чудовище, пытавшееся вскарабкаться по стенке чугуна и, обессилев, опять падало в воду. Мне было страшно и немного жаль лягушонка. Мой братик заплакал, а Василь громко захохотал, хватаясь за живот. Бабушка услышала плач внука, подошла, прямо рукой выловила лягушонка и бросила его в траву под забором. Василь обиделся и ушёл домой.
     Вечером вернулся с работы отец и долго мне с братом втолковывал: что такое аквариум. Я кивала головой и тщетно пыталась представить, как это у нашего чугуна будут прозрачные стеклянные бока…
     Теперь я с опаской покосилась на сопящего мужика, прячущего под полосатой рубахой огромный чугун с лягушками. Мне так стало страшно, что я уже готова была расплакаться, но в эту самую минуту подошла хозяйка дома и одарила меня пряником. Мои, бабушка и дедушка, прощались с хозяевами и позвали меня.
     Дома меня расспрашивали о том, что я видела в гостях? И я охотно  рассказывала о большом дядьке, который прячет аквариум с лягушками под рубахой. Эту историю про «дядькин аквариум» меня просили рассказать каждый раз, как только кто-то к нам в гости приходил… и хохотали до слёз. Вот только мне почему-то объяснить никак не хотели причину своего веселья. Дескать, вырастешь – сама поймёшь.
                07.12.12 г.


Рецензии