Император Византии 1183 - 1185 Андроник Комнин и с

                «АНДРОНИК  КОМНИН
               (ИМПЕРАТОР  ВИЗАНТИИ  1183 – 1185 годы)
                И
                СУЗДАЛЬСКИЕ  ЗЕМЛИ»

                (МУРОМ     2012)



               
Кто такой Андроник Комнин? Странный вопрос? Нет. Занимаясь историей села Клементьево, что в суздальском районе, мне открылась интересная история Андроника Комнина.
В 1126 году  из Византия в суздальские края прибыла Дружина для колонизации и заселения этих земель в составе тридцать пять тысяч ратников, в основном из славян, под руководством Эбргольда Комнина.
В истории с именами людей и их званиями тёмная, очень тёмная проблема: терминология была другой. Эбргольд — это скорее кличка, в которой Эбр — это завоеватель (собиратель), а Гольд — это золото. Таким образом, это завоеватель (собиратель) золота, и в то же время он «Хозяин завоёванных земель». Он поставил свой шатёр на месте, где в этом крае было капище Сварога, РОДоначальника всех славянских богов.
Одним из военачальников в Дружине был Климент. Поскольку это была не только колонизация (завоевание) этих мест, но и заселение их, то Климент прибыл сюда с большой семьёй («Большое Гнездо», в истории это есть, но приписано другому лицу): дочь Елена (р. 1100), сыновья — Олеарий (р. 1104), Олександр (р.1106), Ондрей (р. 1111) и Олексий (р.1115). Климент разбил свой лагерь на местности, где сейчас село Старый Двор. Колонизация земель и присоединение их к суздальским под руководством Эбргольда шла до 1131 года.
В 1131 году Эбргольд берёт в жёны дочь Климента Елену и в этом же году он с частью Дружины уезжает в Византий.
Климент, как тесть, наследует руководство Дружиной, должность «Хозяин Земли» и место, то есть территорию, которую занимал Эбргольд. Это место (поселение) он называет своим именем Клементьево. Семья его большей частью остаётся на «старом дворе!», их старом дворе, где они расположились в 1126 году. Это их название сохранилось за поселением до сих пор (Старый Двор). Из истории мы знаем о «Всеволоде Большое Гнездо», собирателе русских земель, присоединяя их к суздальским (владимирским). Климент занимался этим же делом с 1126 по 1156 год. Во всех ратных походах первым помощником Клименту был сын Ондрей (Андрей).
Кто такой Эбргольд Комнин?
Анализируя статью «Комни(е)ны» в Энциклопедическом словаре, составленном Ф.А. Брокгауз и И.Е. Эфрон, том 30, страница 892, прихожу к выводу, что Эбргольд Комнин — это  третий сын Исаак императора   Византии    (1081 - 1118)               Алексея    1    Комнина.



1
«Алексей сыну своему Исааку удостоил достоинство Севастократора. Севастократор был выше Кесаря, и имя его провозглашалось вслед за именем царя. Но звание Севастократора, как и Деспота и Кесаря, не было соединено, ни с какой должностью….
Исаак был человек воинственный и храбрый, одарённый отличным ростом и прекрасной наружности. Разойдясь с братом вследствие ничтожного огорчения, он убежал из пределов римских…. Перебывал у многих других народов….»
Взято из книги Никита Хониат «История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина» том 1, Спб., тип. Г. Трусова, 1860, С.40.
Севаст — византийский придворный титул, введённый в середине XI века. Комнины жаловали им свою родню и высшую знать.
По всей вероятности, город Севастополь принадлежал кому то из этих Севастов или им основан.
У четы Эбргольд и Елена 25 декабря 1133 года в Крыму родился сын, имя которому дали Андроник.
В первый свой завоевательский поход Андроник отправляется в 1142 году воевать Словению. Словению они не завоевали, но вернулись с богатыми трофеями и драгоценностям, оставив на полях сражений около десяти тысяч ратников.
 «Этот  Андроник, чтобы не попасть в руки царя Мануила, обрёк себя на постоянное бегство, и, побывав во многих городах и увидев много иноземных крепостей, …., и усвоил себе их нравы…» (С. 290).
«Он был, как едва ли кто другой, опытен в словесных науках, и послания духовного витии  Павла  были  у  него  постоянно на  устах». (С. 295).
С 1147 года Андроник гостит у Ярослава Галицкого, являясь почти, что членом его семьи. Ярослав даже дал ему в удел село Левитское, близ Дорогобуша. После 1149 года он уходит в Любеч и собирает там для себя Дружину, а затем отправляется с нею в колонизационный поход.
В 1155 году Андроник со своей Дружиной появляется в суздальских землях и разбивает свой лагерь на реке Нерль.
ПО КАКОМУ МАРШРУТУ прошла Дружина Андроника от Любеча до Боголюбово? Можно только предположить, что она шла маршрутом отца Исаака Комнина, который руководил колонизацией суздальских земель с 1126 по 1131 год, но в истории не известен.  Я попытаюсь построить маршрут продвижения Дружины Андроника по построенным в этом отрезке времени соборам. Ведь это были соборы, все посвящённые, как это ни странно, Золотому Тельцу и предназначались для хранения завоёванных драгоценностей.
Есть информация, что с 1147 года в Киеве находился Климент со своим сыном Андреем, решались дела Андрея, а Климент был назначен
2
«митрополитом». С большой вероятностью можно предположить, что Климент был ознакомлен с замыслом своего внука Андроника, и помогал ему советом и не только. Маршрут движения согласовывался с Климентом и Андреем, а также местность образования новых крепостей подсказаны Климентом, так как он был «Хозяин этих земель» и их хорошо знал. Климент и Андрей, наверное, сопровождали Дружину Андроника в этом походе, возвращаясь из Киева в Суздальские земли.
Первоначально Дружина Андроника в 30 тысяч ратников, по всей вероятности, шла торговым   путём к   Белоозеру.   Появившись   на Клещином озере, они в понравившемся им месте строят крепость, внутри которой возводится Собор Золотому Тельцу. Неизвестную им речку они называют Трубеж, как у них в родных местах. Это 1152 год, но «принято считать датой окончания строительства собора 1157 год, при Андрее Боголюбском».
Взято из книги И. Пуришев «Переславль-Залесский», Искусство, М., 1970, С.8.
Поскольку Андроник собирал свою Дружину, в так называемой «Киевской Руси», то и название они дали этой крепости Переяславль, так как здесь осталась часть Дружины сформированной в Переяславле. Пройдут годы, и собор получит название Спасо-Преображенский. «Строгий и суровый древний переславский собор непоколебимо стоит, как вечный памятник тем, кто строил среди лесов первые города, возводил первые каменные храмы».
Взято из книги И. Пуришев «Переславль-Залесский», Искусство, М., 1970, С.11.
Затем, оставив часть Дружины для достройки крепости, её обороны, и заселения этих земель основная Дружина движется и приходит к месту, которое им очень понравилось.  Это берег реки «Колокши, рядом с устьем её притока – реки Гзы».  Здесь они также строят крепость, и так же возводится храм Золотого Тельца.  «План крепости имеет почти круглую форму; она была обнесена хорошо сохранившимися валами с деревянными стенами.  Её периметр достигал 1000 метров, а вал, шириной в основании 12 метров, имел высоту до 7 метров».
Взято из книги Н. Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский», Искусство, М. 1967, С. 258.
Поскольку здесь остаётся часть Дружины сформированной в Юрьеве, то и крепость свою они называют Юрьев. Это уже потом, к названию Юрьев добавляется Польской, то есть расположенный в поле, или среди полей. Часть Дружины направляется в район главного города суздальских земель Сузи, где на территории нынешнего села Кидекша строится собор Золотого Тельца, который теперь называется церковь Бориса и Глеба, а на реке Каменка  в  крепости  строится  собор  Золотого

3
Тельца, на месте которого в 1225 году возведён Собор Рождества Богоматери, к 100-летию начала колонизации и 50-летию христианизации
Андроник с остальной своей Дружиной в 1155 году разбивает свой лагерь на реке Нерль.
Легенду о выборе места Андреем Боголюбским можно отнести к Андронику Комнину, так как он выбрал это место и по «его проектам» строится на острове реки Нерль Собор Золотого Тельца, для хранения трофеев и драгоценностей, а также его дворец на местности, которая сейчас известна, как Боголюбово. Кроме этого здесь Андроник создал свой «Свод правил христианской релизии (сознания)».
Рельефы на Соборе (церковь Покрова на Нерли) обозначают: вверху сидит царь, не Давид, а царь, созданной Андроником релизии (сознания). Птицы — символизируют Дух. Львы — это сила, а маски — это золото, серебро, драгоценности. Львы внизу — это охрана. Теперь становится понятно, почему церковь расположена в таком неудобном для прихожан месте.
Сразу же по приезде, Андроник берёт себе в помощники дядю, то есть сына Климента Ондрея. Он во всех делах является его заместителем, и они вместе ходили в завоевательские походы в этих краях. Под его руководством строится Собор Золотого Тельца, который сейчас называют Дмитриевский собор во Владимире.
«Релизию Христову», рукопись «Свод правил христианской релизии (сознания)»  Андроник Комнин создал в Боголюбове в 1155 году для народа, и передал её Клименту. Сын Климента  Олександр (1106 — 1163) – «книжник и художник» сделал шесть копий этой рукописи. Они переданы в Ярославово дворище, ныне Ярославль, Ростов и Суздаль.
 В Истории Ярославль - это «Великий Новгород» с 1380 года по 1560 год. Иван Грозный разгромил Великий Новгород и назвал его Ярославлем, в 1560 году.
Несколько копий «Свода» взял с собою Климент и ушёл в 1156 году проповедовать идеи «Свода правил христианской релизии». Свод был похож на современное Евангелие от Иоанна.
Когда в 1156 году Климент ушёл проповедовать идеи, изложенные в рукописи Андроника Комнина «Свод правил христианской релизии (сознания)», то должность «Хозяин Земли» унаследовал сын Климента Андрей. Но так как резиденция его была в Боголюбове, то он стал зваться Андрей Боголюбский.
Получается так, что из Боголюбово и села Клементьево проложена тропинка к христианизации суздальского (владимирского) края. Здесь   же,    в    Клементьево,    по   всей    вероятности,   идеи христианства по «Своду» Андроника Комнина проповедовал сын Климента Олексий. Это  из его колена исходит архиепископ Ириней Клементьевский (1753 — 1818), похороненный в Александро-Невской

4
лавре, в Санкт-Петербурге. В сборнике «Владимир» 2003 г. на стр.150 Андрей Торопков пишет: «В феврале 1753 года в семье священника с. Клементьево родился мальчик, назв. Иваном…. В истории церкви архиепископ Ириней …»
Я считаю, что с инициативой  Иринея связано переименование церкви (1807 г.) в селе Клементьево с Преображения Господня с приделом Святого Чудотворца Николая в  церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с введением нового  придела в честь Архистратига Божия Михаила, который является предводителем всего войска небесного. Придел в честь Архистратига Михаила - это Память о колонизации, то есть завоеваниях, под руководством Эбргольда Комнина (1126 – 1131) и Климента (по нашим историям «Всеволод Большое Гнездо») (1126 – 1156) суздальских, теперь владимирских, земель.
Тема Покрова Пресвятой Богородицы связывается с дочерью Климента Еленой, матерью Андроника Комнина. Согласно исследованиям Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко (смотри их книгу «Царь славян» М.: Астрель АСТ, 2007), Андроник является прообразом Иисуса Христа. В те годы это не было такой Тайной, как сейчас. Служители были более образованны и осведомлены...
Андроник уехал из Боголюбово в 1157 году и снова вернулся к Ярославу в Галич.
«Изьявив неудовольствие Ярославу, Мануил прислал, наконец, в Галич двух митрополитов, которые уговорили Андроника возвратиться в Царьград».  (Н.М. Карамзин История государства Российского М. Эксмо, 2004, С.180).
«Между тем Мануил, производивший свой род от Комниных, отправляется в Тавроскифию – напомнить их правителю (Галицкому князю Владимеру, которого сын Ярослав принял под своё покровительство бежавшего Андроника) о клятвенных условиях, которыми он заключил с царём и укорить его за дружбу к галицкому князю Ярославу, который нарушив договор с римлянами и в иных статьях, кроме того принял ещё и удостоил дружбы Андроника, тогда, как этот Андроник бежал из дворцовой темницы, где находился в заключении, кажется, около десяти лет».
Взято из книги: Иоанн Киннам «Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комниных (1118 – 1180), Санкт-Петербург, 1859, С.257.
 «Андроник был тогда принят блистательнейшим образом и удостоился великолепного угощения, какое прилично такому человеку, возвратившемуся после долговременного отсутствия.
Потом его препроводили в Эней с тем, чтобы он, поселившись там, на жительство успокоился от долговременного странствования и отдохнул, после долголетней бродячей жизни.

5
И Мануил и Андроник знали, что пребывание их в одном и том же месте снова приведут их к прежним столкновениям».
Взято из книги: Никита Хониат «История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина». Т. 1,Спб., тип. Г. Трусова, 1860, С.293.
«По возвращению Андроника из Тавроскифии, как было сказано, царь не только удостоил его дружбы, но и щедро одарил золотом, послал в Киликию, чтобы он привёл в порядок  тамошние дела; а для ведения больших расходов, представил в его пользу сбор податей с Кипра».
Взято из книги: Иоанн Киннам «Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комниных (1118 – 1180), Санкт-Петербург, 1859, книга 6, С.277.
Мне показалось, что Иоанн Киннам приписывает некоторые дела Андроника, сына Алексея I-императора, Андронику, сыну Исаака-Севастократора.
В присяжном листе Мануилу и Алексею Андроник писал: «… и если я увижу, или узнаю, или услышу что либо такое, что клонится к вашему безчестию и ко вреду для вашего венца, то и вам дам о том знать, и сам, сколько мне возможно, буду тому противодействовать…».
«Эти слова вполне годились для присвоения власти, которой он давно сильно домогался, как человек с гордым характером и с душой властолюбивою. …. У него были руки способные к бою, и персты его были научены на брань. …. При прекрасном телосложении он имел, завидную наружность. Стан у Андроника был прямой, рост величественный, лице, даже и в глубокой старости, моложавое. Он был необыкновенно здоровый человек, потому что чуждался изысканных лакомств, не был ни обжора, ни пьяница….»
Взято из книги: Никита Хониат «История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина». Т. 1,Спб., тип. Г. Трусова, 1860, СС. 295, 321, 322.
«Мануил процарствовал 38 лет без трёх месяцев. После кончины царя Мануила Комнина царствовать начал его сын Алексей, ещё не достигший юного возраста, но имеющий ещё нужду в няньках и дядьках» (С.290). Царствовал Алексей три года и то не сам.
Андроник Комнин «Во время восстания в Константинополе, направленного против венецианских купцов и ростовщиков, провозглашён императором (1183 — 1185). Провёл ряд реформ в пользу мелких землевладельцев, боролся против крупных феодалов. Недовольная им аристократия призвала норманнов, и в 1185 году Андроник был низвергнут Исааком II Ангелом и умерщвлён». (В.Д.Гладкий  Энциклопедический словарь  Славянский мир    I – XVI в, М. Центрполиграф, 2001, С.18).
 «Царствовал Андроник два года и один год управлял делами без порфиры и диадемы».

6
Никита Хониат очень подробно описывает последние дни жизни и все издевательства над Андроником и то, что «ему отрубили секирою правую руку», а спустя какое-то время, «повесили за ноги между двух столбов».
Однако в книге Никиты Хониата не приведено ни одной конкретной даты никаких событий.

Андроник был распят 30 марта 1185 года в EROSALIME, что был возле города Византия.

Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко считают, что «Иерусалим — это старая крепость Ерос на азиатском берегу Босфора, у впадения Босфора в Черное море,  рядом с  горой Бейкос»,  «Иисусова гора»,
на вершине которой находится символическая «могила святого Иисуса» = место евангельской казни Христа.
Следовательно, Андрей Боголюбский — это дела Андроника Комнина (1155 — 1157) и Андрея, сына Климента — 1155 и после 1156 года он Андрей Боголюбский «Хозяин суздальских земель».
Я не знаю, по чьей воле он стал сыном Юрия Долгорукого (Longimana). В наших «Историях» с именами очень и очень тёмное дело.
Сын Климента Ондрей родился в 1111 году. В этом, 2011 году, во Владимире проходили торжества по поводу 900-летия Андрея Боголюбского. В «Палатах» организована выставка в честь этого события... В литературе есть разногласия по году рождения Андрея в 10 — 15 лет.
Но ... По «нашей Истории» Андрей Боголюбский это совсем другой человек.
Се ля ви...

7
Кто такой Климент?

Из статьи «Климент Смолятич» в Энциклопедическом словаре, составленном Ф.А. Брокгауз и И.Е. Эфрон, том 30, страница 394: «Климент Смолятич   (  то   есть   родом   из   Смоленска) — киевский   митрополит (1147 — 1155) — один из крупных деятелей древнерусской духовной литературы.
Биографические сведения о нём, сохранившиеся в летописи и извлекаемые из его трудов, крайне скудны.
Летопись сообщает, что митрополит Климент был таким «книжником и философом, какого ещё не было в русской земле» и что он оставил после себя много литературных трудов».
В БСЭ третье издание том 12, С. 312 (924), из статьи: «Климент Смолятич»: «Клим Смолятич …...... монах Зарубского монастыря (около Киева)».
В книгах Петра Сытника «ОР — Диалоги» и «Интервью через века (ОР — Диалоги)» есть информация о том, кто такой Климент.
Климент - славянин, прибыл, в составе колонизационной Дружины под руководством Эбргольда Комнина, с семьёй, родом он из Александрии. Жена у него тоже была славянка. У него была библиотека, книги в основном о завоеваниях, на языке санскрит. Дети его родились тоже в Александрии, это город в устье реки Нил, ныне Египет.
Он прибыл с семьёй в суздальские земли в составе завоевательной дружины, так как была не только колонизация (завоевание) Земель, но и их заселение.
В книге Митрополита Макария «История русской церкви», том 3 в главе «Состояние русской церкви от митрополита Климента Смолятича до начала второго периода, или до митрополита Кирилла II (1147 — 1240)» описана деятельность Климента, как митрополита. Но …. Официально митрополитами считались только те, кто был назначен  или утверждён в Византии. Климент не был утверждён в Византии, это была попытка выйти России из подчинения Византии, и он был назначен митрополитом представителями только русских церквей. С 1147 года Климент был с сыном Андреем в Киеве, где он помогал сыну Андрею в решении его вопросов. Более подробно это описано в наших историях об Андрее Боголюбском. Затем они возвратились в суздальские земли. В 1156 году Климент снова уехал в Смоленск и Киев проповедовать идеи, изложенные в «Своде», написанном Андроником Комниным.
«Святитель полоцкий и Мануил Смоленский, враг Климентов, (в 1156 году)…. в первом совете уничтожили все церковные действия бывшего митрополита; наконец, рассудив основательнее, дозволили отправлять службу иереям и диаконам, коих посвятил Климент».
Взято из книги Н.М. Карамзин История государства российского, М., Эксмо, 2004, С.172.

8
«Мануил Смоленский, враг Климентов» - дело в том, что Мануил был назначен Византией и являлся из рода Комниных, а Климент проповедовал, идеи «Свода христианской релизии», сочинённой Андроником Комниным, который был в опале у правящих Комниных. Климент приходится тестем третьему сыну императора Византии Алексея 1 (1081 – 1118), так как его дочь Елена была женой Исаака Комнина.
«Ростислав в 1163 году, отдавая, наконец, справедливость достоинствам изгнанного святителя, Климента, желал возвратить ему «сан архипастыря нашей церкви…».
Взято из книги Н.М. Карамзин История государства российского, М., Эксмо, 2004, С.180.
 «… великий князь киевский, Изяслав Мстиславович, решил поставить своего митрополита, родом русского, без сношения с Константинопольским патриархом. Кандидатом на митрополита был выставлен Изяславом Зарубский схимник Климент Смолятич. Ипатьевская летопись по 1147 году сообщает, что поставили Климента Смолятича  в митрополита «главою святого Климента, 27 июля 1147 года». Когда в 1149 году Киевский стол занял Юрий Долгорукий, Климент вместе с Изяславом оставил Киев и удалился на Волынь. А когда в 1151 году Изяслав опять добился великого княжения в Киеве, то и митрополит Климент мог спокойно пребывать в Киеве до самой смерти великого князя (1154). Но затем, при водворении в Киеве Юрия Долгорукого, не признававшего Климента законным митрополитом, его дальнейшее пребывание в Киеве стало невозможным.
По смерти Юрия Долгорукого (1158), …, Ростислав задумал в 1162 году «отправити Клима на метрополию» и послал по этому делу особого посла в Константинополь, но этот посол на дороге встретил вновь назначенного на Киевскую митрополию грека Иоанна, и Климу уже не пришлось более вступать на митрополитскую кафедру».
Взято из книги Л.Я. Лавровский «Послание митрополита Климента Смолятича …., как историко-литературный памятник XII века», Смоленск, 1894.
В книге Л.Я.Лавровского имеется перевод «Послания Климента Смолятича ….» на русский язык (раздел IV страницы 84 – 107).
У Николая Никольского в 1892  году издана в Санкт-Петербурге книга «О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века», в которой он опубликовал найденные труды Климента, а также труды, приписываемые ему.
Таким образом, Владимирская земля приобретает своего забытого древнерусского писателя. Надо только перевести литературные труды Климента на современный русский язык.
Известен и его потомок «суздальский самородок» архиепископ Ириней Клементьевский (1753 — 1818), тоже писатель. Это веточка из того древа, которое посадил сын Климента - Олексий.

9
Теперь мне хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты истории церкви Георгия в Юрьеве.
«Сын Всеволода III Святослав, став владетелем Юрьева и его края, разрушил в 1230 году постройку деда, так как она, по словам летописи, «обветшала и поломалася». На её месте к 1234 году была уже построена новая каменная церковь, которую князь украсил великолепнее других церквей, ибо, как говорит летописец, снаружи всей церкви были резаны из камня святые «чудны велми».
Взято из книги: Н. Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский», Искусство, М. 1967, С. 264.

Зададимся вопросом: какое событие произошло в промежутка 1230 – 1234 годами?
Ответ и сложен, и прост. В этом промежутке годов отмечается 100-летие со дня рождения Андроника Комнина и 50-летие со дня его казни. (Точнее – 49 лет).
Таким образом, восстановленный Георгиевский собор в Юрьеве, это грандиозный памятник окончанию колонизации и заселения суздальских земель Византией.  В то время, да и во все времена, славянский род был самый многолюдный, храбрый и усердно использовался, как ломовая сила, во всех битвах при колонизации на всех участках земного шара.  Ими заселялись колонизированные земли.  Мне кажется, что с этой точки зрения и надо рассматривать изображения на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
 «Изваянные на капителях собора головы воинов и серия изображений голов и погрудных фигур в килевидных и полукруглых арочках, венчавших барабан главы, с большим основанием осмысляются как образы святославовых победоносных воинов-дружинников».
Взято из книги: Н. Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский», Искусство, М. 1967, С. 286.
Мне бы только хотелось эту фразу уточнить тем, что это были воины-дружинники под руководством Исаака Комнина (1126 – 1131), Климента (1126 – 1156), знаемого по истории, как «Всеволод Большое Гнездо» и как Климент «Смолятич», и затем Андроника Комнина (1152 – 1157), а также Андрея Боголюбского, сына Климента «Смолятича» (с 1156 года и далее) и с руководителями отдельных подразделений его Дружины и простыми воинами-ратниками.
Суздальская земля стала колонией Византии и они начали строить столицу этой колонии, с религиозным обеспечением с 1152 года, названную потом Владимиром. В честь какого Владимира, может Владимира Галицкого, сын его Ярослав принял к себе Андроника? Такова главная линия истории суздальской (владимирской) земли, а разыскать её истинные тропинки это задача энтузиастов.

10
Для рассмотрения изображений людей на стенах Георгиевского собора в Юрьеве, я воспользуюсь репродукциями в книге Г.К. Варганова «Мастера древнерусской скульптуры. Искусство, М.,1966.

 

На репродукциях № 14 и 60 изображены: Иоанн Богослов и сотник Логин из композиции Распятие.
Я же считаю, что здесь изображена Елена, дочь Климента, и её сын Андроник, в молодости. Когда прибыл Андроник в  суздальские земли, то ему было всего 19 лет. Образ его очень похож на описанный в литературе (Никита Хониат). Смотри страницу 27.

Распальцовка правой руки у Андроника означает Мудру «Энергия».  Я просмотрел большое количество репродукций икон.  В них только благословляющие Мудры «Жизни» и «Земли». «Окно мудрости» встретилась только в иконе «Спас недремлющее око» XVII век у Господа Саваофа. После XVI века изображение, благословляющих мудр, непонятны.

11

                Сотник Логгин* (Лонгин,  Longinus)

Я просмотрел многие изображения мученика Лонгина сотника на фресках и мозаике**.
Поза сотника Логгина на резном камне  напоминает позу святого мученика Лонгина сотника на мозаике из монастыря Неа Мони на Хиосе, около 1050 года.
Но давайте посмотрим на выражение лица Логина на резном камне. (Предстоящий из композиции «Распятие»?!)
Лицо здесь выражает радость. Оно всё сияет. Рот в улыбке и прищур глаз выражают возвышенное духовное состояние от выполненных работ, удовлетворение своим действиям по завоеванию и заселению земель, а также строительству городов, храмов… Это не мученик Логгин сотник. Это счастливый воин-завоеватель, довольный своими действиями.
Жаль, в книге «Мастера древнерусской скульптуры» не воспроизведена композиция «Распятие».
Но, то духовное эмоциональное состояние предстоящего Логгина и то, что храм является памятником завоеванию и заселению суздальских земель, и построен к 100-летию со дня рождения Андроника Комнина и 50-летию его казни в Византии, позволяет мне сделать вывод, что в образе сотника Логина изображён именно Андроник в молодости. Может он тоже был сотником?
Распальцовка на правой руке соответствует распальцовке на мозаике и представляет собою мудру «Энергии».
Я считаю, что на этой композиции изображён Андроник в молодости, когда он и прославился своими действиями, а в композиции «Малый Деисус» Андроник изображён уже в 52 года, когда он был уже императором и казнён в Византии. Это 1185 год.

* Правописание имени взято из книги Г.К. Вагнера «Мастера древнерусской скульптуры».
** Они почти все воспроизведены в интернете на сайте «В гостях у Кудесницы», главная страница 30 октября 2011 года.


12


На репродукции 58  «Малый Деисус» изображены в центре – Андроник, распятый в Византии в 1185 году, ему тогда было 52 года, слева - его мать Елена и архангел Михаил; справа - Климент и Архангел Гавриил. Андроник был внуком Климента. Климент был митрополитом в Киеве с 1147 года, а в колонизации суздальских земель участвовал с самого начала 1126 года, «Хозяином этих земель» он стал в 1131 году и был им до 1156 года.  С этого года звание «Хозяин земли» наследует его сын Андрей (Боголюбский)
Архангелы Михаил и Гавриил олицетворяют воинские подвиги и Андроника, и Климента при завоевании суздальских земель, то есть при колонизации.
Распальцовка на обеих руках – Мудра «Земли».

13

На репродукции 57 и 42 изображён апостол Пётр.
Я  не нашёл изображения апостола Павла, а жаль, так как пишет Никита Хониат, «послания духовного витии Павла были у него (Андроника) постоянно на  устах». (С. 295).

14

На репродукции 19 апостол Марк. Но одеяние на нём определённо гуцульское.




15
                ВИЗАНТИЯ

                РОДОСЛОВНАЯ  КОМНИНЫХ*

IОАНН, император (1059 – 1081) (3 доч., 5 сын.)

АЛЕКСЕЙ I, император (1081– 1118) (род. 1048 – ум.15.08.1118)
  I                I          I                I                I               
Иоанн, имп.      Андроник      Исаак, Севаст       Анна, писат.      Феодора
(1118 – 1148)                ократор           ельница         I   
   I           I           ( суздальские земли)                (внук)
 Исаак,   Мануил,              1126 - 1131                АлексейII 
Севасто     император                I 
                Андроник,                Ангел
кратор      (1148 – 1180)               
                император                царствовал    
          I           -              (1183 – 1185)                (1195 -1203)
          I                ( суздальские земли) 
                1152 - 1157               
          I                I               
               Алексей  II,                Мануил               
               царствовал                I               
              (1180 - 1183)               
               
               
               
               
               

* Родословная по инфор. из «Брокгауз и Эфрон …».

Дочь Мстислава Владимировича (сын Владимира Мономаха) и Кристины (шведка) была в «брачном союзе с греческим царевичем, думаю сыном императора Иоанна, Алексеем, коего супруга именем и родом неизвестна по византийским летописям».
Н.М. Карамзин История гос. росс., Эксмо, М.,2004, С.138.





 


Рецензии
С интересом прочитал Ваш труд. Что могу сказать? Имеет право быть.
К сожалению, история является самой "мутной" наукой, где встречаются противоречивые утверждения и выводы, она же часто становится оружием идеологической борьбы, а исторические фантазии вошли в учебники разных стран.
Довелось мне заниматься историческими исследованиями, потому и осторожен бываю в оценках.
Успехов Вам, Пётр!

Виталий Валсамаки   04.01.2016 07:01     Заявить о нарушении
Виталий, здравия тебе и благ. Эта история с Андроником написана при помощи "Сварги" ("неба"). В нашей литературе есть только отрывочные сведения. Я был очень скорпулёзен к полученной информации. Всё, что можно проверялось разными путями. Более подробно всё это изложено в моей книге "OR-Диалоги". Там есть некоторая графика (фото), которая не воспроизводится при опубликовании.Опубликую более краткую - "Интервью через века".Будь! Твори! Пётр.

Пётр Сытник   08.02.2016 22:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.