В плену у Воланда8. Мистика от начала до конца

В  ПЛЕНУ  У  ВОЛАНДА  ИЛИ 
СНЫ  МАРГАРИТЫ




(«Мастер и Маргарита: домыслы,
парадоксы, откровения»)



Новейший опыт культурной дискуссии на примере
виртуальной булгаковщины.


Продолжение.
Начало: http://proza.ru/2013/02/09/1892
http://proza.ru/2013/02/12/579
http://proza.ru/2013/02/14/888
http://www.proza.ru/2013/02/15/580
http://www.proza.ru/2013/02/16/750
http://www.proza.ru/2013/02/19/421
http://www.proza.ru/2013/02/22/396
http://www.proza.ru/2013/02/24/782





Рубрика чисто условна, ввиду полижанровости текста.

ЧАСТЬ  ВТОРАЯ. «Свита против Света»

 «—  По-твоему, - продолжила она, — никто не может усомниться в том, что не существует ничего, обладающего большим могуществом, чем Бог.
— Имеющий разум не может отрицать этого.
— Для того, кто всемогущ, нет ничего невозможно!
— Ничего, согласен.
—  Тогда, значит, Бог может содеять зло?
— Нет, — сказал я.
— Стало быть, зло есть ничто, если его не может содеять Тот, Кто может все.
— Не смеешься ли ты надо мной, создавая из рассуждений непроходимый лабиринт, из которого я не могу найти выхода?» Боэций



Глава 1. «Мистика от начала и до конца»


«Используй в тайных вещах Луну, под лучом не прибывающим, а убывающим» Гермес Трисмегист

«Когда с розовопламенной квадриги Снопами сыпет Феб свой свет,
Звезда бледнеет пред его лучами И исчезает в блеске их…
Феба огонь Луны колеснице Льдистой путь всегда уступает…
День благой Люцифер возвращает» Боэций

 «Разве это не смешно, когда в XIX веке автор, претендую¬щий на серьезность, преподносит все это «сынам прогресса», «знаменитым детям века железных дорог и телефонов», да еще вдобавок советует читателям остерегаться как клерикализма, так и материализма? Разве этого недостаточно, чтобы заставить современного скептика, тщеславного, пустого и нетерпеливого, бросить эту книгу в огонь?» Папюс


Концерт из опусов Оффенбаха, Шопена, Россини.

Внук предка. Рад приветствовать досточтимых стольников. Надеюсь, всем спалось. Тогда вопрос: а не сон ли все это грандиозное повествование от начала и до конца?

Чекист. Чей сон?

Внук предка. Вот я вас и спрашиваю…

Диссидент. Сон разума… Он, как водится, рождает чудовищ.

Внук предка. Судя по вашим ноткам, сами вы не мистик.
 
Диссидент. Реалист чистой консистенции, без ароматизаторов, сивушных масел и трансгенных добавок. Для меня весь колдовской элемент романа, не говоря про якобы библейский, – шелуха. Я вижу и ценю только сатиру. Советам Михаил Александрович наподдал по полной программе.

Внук предка. Какие еще будут мнения по структуре книги?

Аннушка. Ну, мое всем известно. Это гениальная пастораль на фоне земного ада с вкраплениями юмора, философии и мистики.

Эрудит. Для меня тут, как и везде, самоценны эстетические составляющие, начиная с композиции. Мало кто догадывается, что роман Булгакова признан одним из первенцев постмодернизма, таких как   "Поминки по  Финнегану" Джойса  и "Доктор Фаустус" Томаса Манна. А как ядрена смесь уникальных по сложности интертекстов. Автору удалось реализовать в его  художественной структуре редчайшую модель текста в  тексте и предвосхитить элементы гипертекста. Московские и ершалаимские  сцены  "наползают" друг на друга. Повторяемость финала. И одновременная троичность временных пластов в московском интертекстуальном слое повествования - это Москва «грибоедовская», Москва эпохи "Бесов" Достоевского и Москва 1930-х. А  паутина  интертекстуальных ассоциаций!  Это отметил в свое время и Борис Гафаров, филолог-постструктуралист…
 
Внук предка. А версификатор нам мигает ссылкой на «Словарь культуры ХХ века» Вадима Руднева. Вы блистательно увели нас от цели. Далее попрошу не отвлекаться.

Мачо. Я убежден, что Булгаков – трепетный поклонник Гоголя. Взять бесподобного колдуна из «Страшной мести». Горбун с выползающим изо рта клыком, который скромничает о своей меткости: «Я плохо стреляю. Всего за сто сажен пуля пронизывает сердце». После этого сам… кхм… велит вспомнить булгаковского мастера попаданий в сердце - Азазелло.

Аннушка. Да-да, сердце, конечно, сердце… Маргарита, пожелав убить Латунского прямо в сердце, так и повторила свое желание Азазелло, почему-то держась за свое сердце.

Эрудит. Азазелло вскоре туда и поразил! Ее…

Чекист. Да-да, одинокая женщина в готическом особняке умирает, держась за сердце…

Мачо. Азазелло ничего не пропускает и не забывает. Не забыл он и что она отказалась убить Латунского в сердце! Не забыл, не простил…

Инженер. Без Воланда Азазелло – ноль.

Мачо. А душа Катерины из той же повести Гоголя? Теряя память, то есть тело, душа ее переносится в другие места, творит неведомое. Чем не предтеча души Маргариты? Только чистая душа Катерины может выпустить грешника-колодника-кудесника из подпола ключом святого праведника. А еще Катерина побывала среди русалок, почти как Маргарита. Или вот самое начало повести: колдун явился, как только подали варенуху с изюмом. Варенуха по В. Далю, между прочим, это пьяный напиток из навара водки и меду на ягодах и пряностях. В романе Булгакова нечисть начинает отсчет одурманивания и преображения людей с Варенухи, он стал первым оборотнем.

Диссидент. Все это чушь, натянутая на уши…

Желтый сгусток, как шаровая молния, отделился от монитора Майкопа и завис напротив его груди. Бледный Лев Брониславович застыл с распахнутым ртом. Шар качнулся, едва не прилипнув к его галстуку, и медленно пошел вокруг по сближающейся орбите. Выкатив глаза в бок, Диссидент не смеет вращать шеей и в ужасе жмурится, полагая, что в районе крестца траектория молнии пересечется с его телом. Публика, так же не колышась, затаила дыхание. Но, сделав какой-то неправильный виток, огненный шар пощадил Майкопа, поплавком клюнул пол и взлетел как аэростат к потолку, сначала с ускорением, а потом медленно тормозя. По мере взлета он меняется, накаливаясь добела, но ужимаясь в поперечнике. Ни движения, ни вздоха за столом, лишь 9 подбородков, слегка вздергиваемые невидимым крючком.
Кажется, все лампы мира набрякли и… взорвались. Каскад разводов, искр иллюминацией брызнул в глаза, и тотчас весь мрак мира засмолил пространство зала. Как долго господствовала мгла, не скажет никто.
 Потом - первый завиток дыма, и вот  уже облаком лунно-зеленоватого газа откуда-то из центра возвращается освещение. Более никто ничего не видит. Ни стола, ни окон, ни лиц. Лишь образовавшийся зеленый аквариум. В центре аквариума возникает сморщенный стебелек, в нем не сразу и угадаешь фигурку человека. Посреди большого кабинета, нелепо изогнувшись, он встревожено оглядывает интерьер. Каждый из присутствующих, лишь раз переведя взгляд на человека в центре, тотчас попадает туда сам и воспринимает окружающее его глазами. Гегемония прозелени не позволяет разобраться в цветовой гамме. Но сами предметы проступают вполне четко и даже кажутся знакомыми. Большое окно с беловатой фарой Луны, израненной рубчатыми коронами кленовой листвы. Большой стол с кипой бумаг. Настольная лампа-грибок. Раритетный телефон с медью, эбонитом, на фигурных рожках - трубка в форме затейливого кальяна. Сбоку старые куранты с боем, у окна высокий стул, напротив – пара кожаных кресел на копьевидных ножках...
За стеклом колыхнулись листья. Ты  невольно смаргиваешь, и вот уже к стеклу прилипло зловеще изогнувшееся тело. Руки, ровно присоски, как будто оттягивают стекло наружу. Голое зеленое тело с прекрасным, оскаленным лицом и буравящим лазером глаз.
Гелла! Она смотрит на тебя, гипнотизируя, обездвиживая члены. Ты уже не моргаешь, хотя и рад бы укрыться от наваждения. Щеколда откинута, сыроватый запах плесени струйчато вливается в поток несносного смрада. Скрежетнув зубами, мертвая дева проныривает в комнату и медленно идет к тебе, вытянув руки. Так хочется мигнуть, перекреститься, отмахнуться от кошмарного фантома. Но в том-то и дело, что это не фантом. Это явь. Навь в яви. А ты в каталептическом окоченении. В голове мутится от животного страха, сверхфизического напряжения, тошнотворной вони и, главное, ощущения неотвратимости пикового момента, когда инфернальность  ужаса станет реальностью.
 Лицо все ближе и ближе. Дурнота заливает голову. Запах трупа сильнее зеленой жути. Ее лицо затмило луну. Закрыть бы глаза. Но нет… Ледяные руки как шланги обвивают шею, ледяное шило вонзается в горло. Абсолютный ноль крошит тело.
Удалось моргнуть. И вот ты со своего кресла видишь поникшую в объятии голой Геллы фигурку Диссидента. Воющий стон раздирает невидимую оболочку виртосферы, разрастаясь по залу и распространяя дневной свет.
Содрогнувшись, стольники увидели друг друга, привычный антураж. Лишь кресло Л.Б. Майкопа опустело.

Внук предка. Вот и все. Благочестивые наши гости поимели возможность убедиться в том, что злые слова материализуются, и что наш версификатор не только безделица для объемного моделирования.
 
Аннушка. Но… Лев… Бронштейнович… О-ё…

Внук предка. Не переживайте за любезнейшего Льва Брониславовича. Он вернется. Ему есть, чем гордиться. На седьмом десятке он, наконец-то,  совершил свой первый гражданский подвиг, показав обществу, что не только бог любит троицу. От такого потрясения стоит прийти в себя. Предваряя возможные эскапады, напоминаю: своим согласием участвовать в записи «Геллеспонта» вы остаетесь нашими гостями до окончания съемки вне зависимости от собственного желания. Это всего лишь первый виртуальный эффект прямого воздействия. Ба, я смотрю, кой-кому взгрустнулось. Прекрасная Гелла, принесите вина и коньяку.
 
Появление и, в особенности, персональное приближение Геллы, практически у всех вызвало ступор различной продолжительности. Но алкогольная пауза эффектно сняла все противоречия. И хотя каждому дали на выбор солидную порцию коньяка, водки или вина, никто даже не захмелел.

Внук предка. Итак, мистика в романе есть! И знак вопроса, очевидно, излишен… Что чаще всего знаменует ее появление?

Мачо. Господа хорошие, нельзя же так. Вы, конечно, здорово напугали пионеров страшилкой про черную руку… Но стоит ли нас паровозиком на горшок водить? Когда-то уже и мы были взрослыми. Или мы теперь  заложники?

Внук предка. Простите, вспылил, считаю свое поведение безобразной ошибкой.

Мачо. Сперва о моей точке зрения. Булгаков замечательно отразил религиозный мистицизм, но не верьте писателю, когда даже Сталину он внушает, я, мол, «писатель мистический». Он был, скорее, мистификатором, но с редкостным строем реалистической мысли. Теперь к вопросу о верховном мистическом атрибуте романа. Это, само собой, луна. Луна сопутствует всем нечистым делам. Но и - гениальным прозрениям. Луна – атрибут демонизма. Но и - предвестие иной веры. Символ ислама, как-никак. Впрочем, это уже не Булгаков.

Аннушка. И не Хасават Рашаев, что, к счастью, уклонился от нашей встречи…
 
Эрудит. «Будем смотреть правде в глаза»… И сразу по произнесении этих слов мастер повернул свое лицо в сторону ночного светила. Это пароль, предваряющий появление Воланда. «Изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце» - предвестник смерти Берлиоза. Луна распадается – наваждение проходит. Луна, и вправду, светило лунатиков. «И вы и я – сумасшедшие, что отпираться», - втолковывает мастер Ивану. А как луна уходит из оконного проема, тут и «мастеру» пора! Что есть путь мистики? Это когда имеется единственный путь, ведущий к Богу, через центр нашего «я», путем самоуглубления, созерцательного смирения и отречения от суетного желания.

ВС. Властвует над демонами Луна, по-гречески – Геката, а по-египетски -  Тот, он же владыка словес. Зная эти словеса, формулы заклинания, можно подчинить себе демонов. – Ф.Ф. Зелинский «Гермес Трижды-Величайший».
Одна из наиболее оккультных глав в Книге Мертвых озаглавлена «Преображение в Бога, Свет проливающего на Путь Тьмы», где «Женский Свет Тени» служит Тоту в его убежище в Луне. Сказано, что Тот-Гермес скрывается там, ибо он носитель Тайной Мудрости. Он есть проявленный Логос ее светлой стороны; и сокровенное Божество или «Темная Мудрость», когда предполагается, что он удаляется в противоположное полушарие. Говоря о своей мощи, Луна повторно называет себя: «Светом, сияющим во Тьме», «Женским Светом». Потому Луна стала принятым символом всех Богинь Дев-Матерей. Как в давние времена «злые» духи воевали против Луны, так же предполагается, что они воюют и сейчас, не будучи, однако, в состоянии осилить настоящую Небесную Царицу, Магу, Луну. Потому Луна была тесно связана во всех языческих Теогониях с Драконом, ее вечным врагом. Елена Блаватская «Война богов».

Мачо. кто-то посягает на чужое, вторгаясь в сферу Луны. Это мое. Впрочем, я могу пожертвовать желающим ущербный месяц. Но в целом - никогда. Полная Луна всегда была моей вотчиной.

Аннушка. Оккультный князь. Сатрап мистики. Как повторил за мною мой коллега и выученик Боборыкин, а я с полным правом могу претендовать на старейшину школы отечественного булгаковедения, так вот он сказал: «Даровано автором ощутить очарование сатанинских ночей и живительную их силу, и глубокую, очищающую душу грусть».

Поп. А кто вам сказал, что сатанизм не соблазнителен? Дьявол искушал и Христа. Маргариту ему искушать почти не пришлось. Выходит, Булгаков очаровательно рекламировал сатанизм.

Инженер. Вас послушать, Гете тоже лишь пропагандировал сатанизм.
 
Аннушка. И Данте, и Достоевский, и Бальзак, и Гофман, их мотивы явственно звучат у Булгакова. Хотя сам эпиграф романа («…так кто ж ты, наконец? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гете, «Фауст»)… сам эпиграф говорит за то, что у Булгакова был замысел реализовать концепцию о диалектическом единстве двух полюсов – Добра и Зла. Заимствованы черты и поступки многих гетевских героев, а то и имена. Мой единомышленник Михаил Акимов в монографии «Свет художника или Михаил Булгаков против Дьяволиады», слышите, почтенный батюшка, в этой книге он утверждает, что мнимое величие Воланда запрятано в центре тайнописи всего романа. Булгакову инкриминируют превознесение сил Тьмы, хотя он, по словам Акимова, просто показал, что Зло никогда не бывает примитивным и омерзительным. Оно, напротив, преподносит себя изощренно и даже красиво. В чем секрет магического обаяния Воланда и Со по Акимову? «Да в том, что они в привлекательной общедоступной форме воплощают тайные желания массового подсознания». Они - «низ», тварное начало нашего подсознания. Оно не может существовать само по себе, оно обретает силу и плоть, лишь обуздав грешную волю человека. Но, если человек имеет волю, способную противиться силе бесовской, перед ним нечистая сила – ноль.

Чекист. Ваш Гете скучен. Оно, может, по сюжету он и близок, но не на русскую душу.

Внук предка. Оказывается, у вас, Афанасий Бебелимеринович, нашелся продолжатель.

ВС. У нас на протяжении всей истории совершенно иные отношения и с Богом, и с нечистой силой. Что касается нечистой силы, то, конечно, и у нас были те, кто пытались вступить в сделку с дьяволом подобно Фаусту или безо всякой сделки сдуру сдавали себя или других нечистой силе, подобно тому как Маргарита сдает Воланду мастера по извлечении того из психиатрической лечебницы. Были и есть и те, кто живет по принципу «и Богу молись, и чёрта не гневи: хоть нечистая, а всё же сила». Но не эти подходы к нечистой силе определяют русскость в этом вопросе. В народном творчестве Руси живут умельцы иного рода: новгородские летописи повествуют, как на чёрте на моление в Иерусалим летал один из новгородских богомольцев; кузнец Вакула у Гоголя на чёрте летает в Петербург по хозяйственным надобностям при подготовке к свадьбе; сказка Пушкина “Поп и работник его Балда” — о том же. Это всё иносказательное утверждение мнения свойственного Русской цивилизации: коли нечистая сила есть, и она навязывает человеку общение с собою, то человек, — пребывая в ладу с Богом или стремясь к таковому, — в праве употреблять по своему усмотрению и нечистую силу, не подчинясь ей и не вступая с нею в сделки. - “Мастер и Маргарита”: гимн демонизму?»…

Эрудит. Дело в палитре! Лунный цвет, как и цвет в целом – не только главный атрибут в живописи. Теорией цвета занимались великие умы: Кант, Гете, Шиллер, Владимир Соловьев.

Внук предка. Но нам как-то ближе русские современники Булгакова.

ВС. Лунный свет отнюдь не такая простая вещь, чтобы можно было сразу взяться за вскрытие его мифологии; и тут не мало можно было бы установить аналогий и уравнений, если бы взяться за сопоставление всех «лунных» интуиции в различных религиях, искусствах и поэзии. Можно написать целую историю интуитивной мифологии луны; и этой увлекательной задачей займутся тотчас же, как только начнут серьезно относиться к непосредственным восприятиям жизни и перестанут заслонять от себя жизнь просветительским верхоглядством и абстрактной метафизикой, материалистической или спиритуалистической. Выйдите на луг, когда над вами безоблачное летнее небо и когда луна одна парит в высоте, так что ни ветер, ни тучи, ни дождь, ни какое-нибудь особенное состояние атмосферы не отвлекают вашего внимания, и вы можете сосредоточиться только на луне. Этот лунный свет в самом существе есть нечто холодное, стальное, металлическое. Он есть нечто электрическое и в то же время как бы нечто механическое, машинное; действительно... Этот свет дейс¬твует так, как действуют над нами врачи, желая нас незаметно для нас самих усыпить, как пассы гипнотизера. Лунный свет есть гипноз. Он бьет незаметными волнами в одну точку, в ту самую точку сознания, которая переводит бодрственное состояние в сон. Вы чувствуете, что в темени у вас начинает делаться что-то неладное. Там темнеет и холоднеет мозг, но не настолько темнеет, чтобы заснуть нам без сновидений, и не настолько холоднеет, чтобы прекратилась жизнь. Вы не засыпаете, нет. Вы переходите именно в гипнотическое состояние. Начинается какая-то холодная и мертвая жизнь, даже воодушевление, но все это окутано туманами принципиального иллюзионизма; это — пафос бескровных и мертвенных галлюцинаций. Луна — совмещение полного окоченения и смерти с подвижностью, доходящей до исступления, до пляски. Это — такое ничто, которое стало металлом, пустота, льющаяся монотонным и неустанным покоем, галлюцинация, от которой не стынет кровь в жилах, но которая несет вас в голубую пустоту, какими-то зигзагами, какими-то спиралями, не вверх и не вниз, а влево и вправо, в какую-то неведомую точку, вовнутрь этой точки, в глубины этой точки. Чувствуется, как мозг начинает расширяться, как образуются в нем черные провалы, как из этих провалов встает что-то черное и светлое, как бы прозрачное, не то скелеты, не то звездные кучи, не то огромные, со светящимися глазами пауки. Ощущается сначала легкая тошнота, потом томление усиливается. В груди тесно. Потом как бы все пропадает, и становится скучно. Прохладно, пусто, сонно и — скучно. Но это ненадолго. Потом уже совершенно явственно начинается пляска скелетов с оскаленными зубами и длинными-предлинными руками. Нет уже никакой луны, никакого луга, нет ни вас, ни ночи. Только слышен стук скелетов друг о друга; и оскаленные рожи вертятся все быстрее и быстрее, и их становится все больше и больше. Они заполняют луг, землю, небо, они заполняют весь мир. То вдруг стук пропадает и вся вакханалия происходит в абсолютной тишине; только луна, показавшись ненадолго в этой голубой бездне, лукаво кивает и моргает, зовет и хихикает как ни в чем не бывало. То вдруг стук превращается в гром, и тогда кто-то оглушительно хохочет и высовывает красный язык, и вы как бы насильно лезете куда-то кверху и в то же время бьетесь головой о что-то твердое и черное…
Холод и смрад, оборотничество и самоистязание, голубое и черное, гипноз и жизнь, вихрь и тишина — все слилось в одну бесшумную и окостеневшую галлюцинацию. Недаром кто-то сказал, что у бесов семя холодное. - Алексей Лосев «Диалектика мифа».

Чекист. Холодное - горячее. Игра в слова. Еще давайте начнем про левое – правое. Я вот всю жизнь левый, а укушАнный товарищ – правый (облачное небо над рекою, что на заднем фоне его герба, посмурнело, 2-й по счету желтый зигзаг вонзился в голубоватую складчатую ленту, попеременно зажигая буквы: INRI). Святые угодники, братцы мои кролики, это за какие ж такие прегрешения?

Инженер. Вы сделали несколько ошибок, а какая роковая, решайте сами. Во-первых, не укушАнный, а укушЕнный. Укушаться тут не дадут. Во-вторых, если вы всю жизнь левый, то всю жизнь пребываете в лукавстве, а господин Майкоп, называясь «правым», завсегда привержен правде! Правое – оно и есть правое, правдивое, правильное. От  ПРАВи. Тогда как левое – фальшивое, от лукавого.

ВС. ПРАВЫЙ, десной, прямой, истинный, истый, чистый, непорочный»…. ЛЕВЫЙ, шуий, противоположный правому, с некрещеной руки. Забрало Фоку с левого боку. Левой ногой с постели ступил. Права рука, лево сердце. Говорит направо, а глядит налево. - В.И. Даль «Толковый словарь русского языка».
 
Мачо. Еще герметики в «Избранных фрагментах Стобея» распространили эту особенность на природные склонности народов: «восточные предрасположены к борьбе и суть приверженцы Стрельца (отличные стрелки); западные защищены от опасности и часто сражаются левой рукой, и все то, что иные выполняют правой рукой, они выполняют левой» («Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада»).

Инженер. Давно пора пересмотреть предумышленно испорченный понятийный аппарат, которым оперируют все политики России, и где левое – правое, а правое – левое. Такого не бывает в обиходе: мы отличаем одно от другого. Это противоречит самой природе. И после этого вы хотите, чтобы правое и левое полушария головного мозга справлялись со своими функциями? Терминологическая каша, чем дальше, тем больше травит душу и туманит мозги. И ни за что не приведет к правде, будьте вы хоть трижды благонамеренным. Поверьте, это не мелочь, а принцип, проверенный веками. Подмена терминов и понятий гробит правое дело, ибо дело должно быть делом, а не профанацией, какой бы массовой и героической она не выглядела и не казалась вам все 70 лет. Вот и вы, Афанасий Бебелимеринович заматывали и заматываете сотни и тысячи не понимающих профанаторства вожаков, но фанатически преданных «рядовых» энтузиастов «красного дела», хотя оно изначально обречено на нулевой результат?!

Чекист. Я б ответил, да только что желтую пилюлю отхватил.

Мачо. Напрасно вы оба так. Это упрощенчество. Есть более продвинутый подход. И ни какие не враги, а самые мудрые знатоки эзотеризма вкладывают в «левое и правое» глубокий смысл.

ВС. Поток слева известен в нашей литературе как Сыновья Каина. Они полны позитивной энергии и являются искусными мастерами мира, phreemessen, которые пробивают себе дорогу в жизни, радуясь препятствиям, которые, как они знают, укрепляют характер; они работают через интеллект, изображаемый лампой, из пламени которой выходят девять лучей, говорящих о позитивном пути, выбранным изучающим эзотеризм. Другой поток развивает сердечную сторону жизни, а божественное пламя, исходящее из него, изображается восемью лучами и говорит о негативном пути; те, кто по нему идет, желают, чтобы у них был лидер, коему можно было бы следовать и поклоняться; они являются церковниками мира, которые подчиняются учениям своих лидеров. - Макс Гендель «Мистерии розенкрейцеров».

Мачо. Та же картина с другими словами и цифрами. Взять всем с детства ненавистное число 13. В чем его эзотерический смысл? А довольно просто. Если мы соберем несколько шаров одинаковой величины и сгруппируем их вокруг центрального, то понадобится ровно двенадцать шаров, чтобы спрятать тринадцатый внутри. Он и является глубинным, скрытым, тайным на фоне 12 явных. И нет в этом ничего дьявольского. В итоге, двенадцать видимых шаров плюс один скрытый являются числом, которое отражает космические взаимоотношения, и поскольку все Мистические Ордена основаны на космических линиях, они составляют двенадцать членов, собранных вокруг тринадцатого, который является невидимой головой. Если разобраться уравновешенно, без крика: «Масоны, сатанисты, держи их», то в любом Мистическом Ордене обязательно отыщутся семь Братьев, которые время от времени выходят в мир и выполняют в нем работу, необходимую для продвижения людей, во благо коих братья и служат. Но пятерых никогда не видят вне храма. Ибо их удел – работать строго с теми, учить, просвещать и совершенствовать тех, кто прошел через первичные стадии духовного раскрытия, кто способен посещать храм в своем духовном теле. Это подвиг, которому учат при первом посвящении, и оно обычно происходит вне храма, так как не все могут посещать это место просто физически. А уже вся последующая работа связана с посвящением, но знатоки утверждают, что дверь истинной Школы Мистерий не открывается даже золотым ключом. Она открывается лишь в награду за служение человечеству, и любой, кто афиширует себя как розенкрейцер или берет плату за обучение, тем самым показывает себя шарлатаном. Истинный ученик любой Школы Мистерий слишком скромен, чтобы об этом заявлять; он презирает любые титулы и почести, он не считается с богатством, кроме богатства любви со стороны тех, помогать и наставлять которых стало его привилегией.

Инженер. Насколько я помню, мистер Гендель, чьи тезисы вы столь упоенно популяризуете, век назад основал Братство Розенкрейцеров. Оно и возвестило о наступлении Века Водолея – «Века, когда Солнце, проходя через созвездие Водолея, выявит все интеллектуальные и духовные потенции человека, символизируемые этим знаком».

Чекист. Не увлекайтесь краснобайством. Вы мне скажите прямо: Булгаков, сказав Сталину: «я мистик», был розенкрейцером?

Аннушка. ЧУшь на постном МАсле.

Инженер. В булгаковском контексте: ЧУ-МА! А в историческом - совсем  даже и не ЧУМА: известный писатель Михаил Булгаков, возможно, входил одно время в московскую ложу розенкрейцеров, считают, как минимум, два маститых автора: А.Л. Никитин «Мистики; розенкрейцеры и тамплиеры в Советском Союзе»; Виктор Брачев «Масоны и власть в России».

Внук предка. Воспользуюсь своим правом на вето. Розенкрейцеры – ранний плод. Он должен созреть. Насчет мистиков какие будут мнения?

Мачо. Макс Гендель и его последователи учат, что есть две четких группы среди продвинутых, то есть эзотериков: «В одной доминирует интеллект, и люди стремятся постигнуть духовные тайны из любопытства, дабы насытить холодный разум. Они неотступно следуют путем знания ради самого знания, считая его целью. Идея, что знание ценно только тогда, когда используется практически и конструктивно, похоже, им чужда. Данный класс людей можно назвать оккультистами. Другая группа не заботится о знании, а ощущает внутреннюю тягу к Богу и следует путем преданности высшему идеалу, который явлен для них в Христе, делая то, что делал Он, насколько позволяет их плоть; со временем это приводит к внутреннему просветлению, которое приносит с собой знание, накопленное первым классом, даже намного большее. Этот класс людей можно назвать мистиками. Мы рискнем сделать утверждение, что существует единственный грех: невежество, но и единственное спасение: примененное знание». Вот суть разделения.

Поп. Спасибо, утешили. Мистик все-таки не вурдалак.

Мачо. Обижаете, пастырь. Первый и самый знаменитый мистик Майстер Экхарт, чрезвычайно деятельный теолог, был не только признаваем богословами довольно-таки мракобесного 14-го века, но имел даже свою кафедру. Он просто ввел свое небольшое разделение. Для мистика, учил Экхарт, существуют мысли человеческие и божественные. Человеческая - является отражением божественной, Бог же мыслит себя в человеке. Мысль мистика представляет органическую жизнь его «я». Раскрытие этого «я», основа и сущность его божественны. Человек постигает вещи не только внешними чувствами, но и внутренним прозрением. Свет этого познания Экхарт  называет «искоркой» души. Но только просветленный этой искоркой постигает мир духовно, а не телесно. Человек стал человеком благодаря самостоятельному «я». «Где кончается тварь, там начинается Бог», - учит М. Экхарт, поэтому для него во Христе воплощено Слово, а все Палестинское действо – отображение духовного мира. Все, что совершилось на земле, совершилось на Небе, то есть было реальностью духовной или чистыми символами» (М. Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения»).
 
Поп. Лиха беда начало. Палестины, распятия не было. Была только идея Христа! Скатываемся все к тому же гностицизму. Не отсюда ли зародыши булгаковского  «мастерства» – не от Майстера ль и прочего майстеризма?

Внук предка. Перестаньте, стольник Терносливов. Вы верите, и верьте. И каждый имеет право на свою веру. Во всяком случае, в пределах «Геллеспонта». Вопрос к вам, Африк Симон. Если мистик это так благородно и мило, откуда же у Булгакова, гордо называвшегося мистиком, такая страсть к упырям и ведьмам?

Мачо. Существует научно выраженная позиция, согласно которой вампиры – это не выдуманные персонажи страшилок, а довольно-таки несчастные люди, которые страдают по причине избытка мелатонина.

Чекист. Опять…
 
ВС. Гормон мелатонин (продукт деятельности шишковидной железы) был выделен медиками и получил свое название лишь в 1968 году. Люди с высоким содержанием мелатонина сильно реагируют на солнечный свет, который воздействует на их умственные способности. Поэтому они склонны к ночной жизни, а сам мелатонин еще называется «гормоном темноты», так как вырабатывается только в ночное время или где нет ультрафиолетовых лучей. Избыток естественного освещения ведет к уменьшению шишковидной железы и снижает возможности восприятия, в то время как темнота и высокая активность шишковидной железы обостряет интуитивное знание и снимает фактор стресса. Таким образом, мелатонин является «ночным тружеником», что и отражено и названии - от греческого melos (черный) и tosos (труд). – Лоренс Гарднер «Царства властителей колец по ту сторону сумеречного мира».

Эрудит. Можно перебью? Так вот откуда все странности вампиров, их тяга к ночи и крови, способности к левитации и невероятная сила. И отчего бы эту аксиому не внести в учебники по биологии? Хотя лично я никогда бы не взял в союзники таких удивительных ученых, как штамповщик посредственных детективов Гарднер. Вы бы лучше рассказали о литературных предшественниках Булгакова, как писателя-мистика.

Внук предка. Для начала я бы поправил нашего удивительного Бенджамена. Версификатор воспроизвел слова не именитого детективщика по имени Эрл Стенли Гарднер. Есть еще один Гарднер - Лоренс, и он не менее именитый спец в проблематике Святого Грааля, а также ведущий исследователь в области генеалогии. А теперь маленькая лекция о разновидностях вампиризма. Сам Вампиризм, ставший популярным с подачи английских розенкрейцеров, в большинстве своем основывался на каббалистических воззрениях, согласно которым кровь обладает многими магическими свойствами, а жизнь растворена в крови. Введено даже такое успокоительное понятие в медицинских терминах – порфирия, то есть вампирическая тяга к питию крови. Составлен целый реестр мировых персонажей, в той или иной степени страдавших этим недугом. Преобладающее количество их дают так называемые «черные роды» старинных властителей, связанных с властью и мистериями посвященных, требовавшими употребления крови. Это фаланга античных владык, это легендарный Дракула, он же – исторический князь Трансильвании Влад Цепеш, правивший в 14-ом веке, это английский король Георг Третий и его современный потомок принц Чарльз. Более того, вампиризм на полном серьезе изучается массой серьезных же ученых: психологов, медиков, литературоведов, биоэнергетиков и т.д. Проводится даже Международный фестиваль Дракулы.

Инженер. Ну а что до предшественников Булгакова на ниве мистики и оккультизма, то их счет открывают иностранные прообразы Ивана Бездомного.

ВС. Предсказание Воланда, что Иван Бездомный окажется в сумасшедшем доме, восходит к роману английского писателя Чарльза Мэтьюрина (1782-1824) "Мельмот Скиталец" (1820). Там один из героев, некий Стентон, встречается с Мельмотом, продавшим душу дьяволу. Мельмот предсказывает, что их следующая встреча произойдет в стенах сумасшедшего дома ровно в двенадцать часов дня. Бездомный обрел свою "малую родину", сделавшись профессором Поныревым (фамилия происходит от станции Поныри в Курской области), как бы приобщаясь тем самым к истокам национальной культуры. - «Булгаковская Энциклопедия».

Эрудит. У Вадима Руднева не менее достойная интерпретация, уходящая своими истоками к великому Борису Михайловичу Гаспарову. Самым насыщенным в этом плане он считает имя Ивана Бездомного. Прежде всего, как мы уже отмечали, оно ассоциируется с Демьяном Бедным,  "придворным" поэтом-антиклерикалом. Далее, это так же нами упомянутый член ВАППа Андрей Безыменский. В дальнейшем, по мнению Руднева, "прототипом"  Бездомного становится, да-да, Чацкий. Не зря же он приходит в ресторан, которому автор придал имя гениального Грибоедова. А перед этим  "помылся" в Москве-реке - образно говоря, с корабля на бал. После чего он безуспешно пробует внушить, втолковать, пытается открыть людям глаза на истину. Однако его не только не слышат, но громко объявляют сумасшедшим и, связав, на "карете скорой помощи" упекают в сумасшедший дом. «Карету мне, карету!» – на новый лад…В этой точке своего развития,  когда из агрессивного гонителя Иван превращается в жертву, меняются и ассоциации,  связанные с его именем  и  фамилией. Его помещают в клинику  Стравинского - и он становится сказочным Иванушкой. Он знакомится с Мастером - и становится  его учеником, а поскольку Мастер ассоциируется  с  Иешуа, то Иван (который впоследствии станет историком) закономерно  уподобляется  Иоанну Богослову - автору четвертого Евангелия и любимому ученику Христа. И, наконец, бездомность, которая  подчеркивается  в  облике Иешуа, и также тот факт, что Иван идет по Москве в  разодранной толстовке,  с бумажной иконкой на груди,  проделывая свой "крестный путь" от Патриарших прудов к "Грибоедову", довершает последнюю ассоциацию…

Чекист. Во, напулял! Сразу видно: эрудит. Я для себя в этом тексте помечу одно: Иван Бездомный в Москве-реке сделал омовение. Хотя купель дюже грязна, с нефтью. И отныне он как бы новый Иоанн Креститель, потому добывает образок, свечку и начинает тернистый путь к истине. Донося правду, набивает шишки…

Эрудит. Вот к чему приводит абсолютизация случайного или подгонка совпадений. Случай становится законом движения, а потом и трансцендентальным вершителем.

«ВС. Случай есть событие, непредвиденное для человека, совершающего действие, но происшедшее в результате стечения причин. Совпадать же и соединяться причины заставляет порядок, порождающий связи, которых невозможно избежать; он, проистекая из источника провидения, все располагает во времени и пространстве. -  Боэций «Утешение философией».

Внук предка. У Пушкина короче: «Случай – мощное мгновенное орудие Провидения»…

Инженер. А сама фамилия Понырев – говорящая. Прежде чем обрести настоящий Дом с прочной крышей над головой, судьба уготовила герою со «съехавшей крышей» попасть в дом «без крыши» – в приют скорби. А для этого он основательно понырял.

Внук предка. Фольклорно-жаргонная версия не без соли. В самом деле, Бездомный сначала понырял в затхлой атмосфере Патриарших прудов, там избавился от атеизма. Потом – в вонючей Москве-реке личного демонизма, откуда вылез голый и готовый к новой мировоззренческой информации…
 
Мачо. Если следовать этой логике, то убедительна версия, что автором мистической саги, если не всей книги является профессор Понырев, коего ежегодно посещают сезонные наваждения. Так сказать, лунные затмения сознания. В ходе этих затмений ему являются всякие видения, реминисценции и, не исключено, литературные замыслы. Затмения расходятся волнами шизофрении. Их цикл и диктует структуру романа. По мере их прохождения – от волны к волне - растут интеллект и прозорливость Понырева. Первая же глава начинается с… Нет, не Берлиоза – то проходная пешка, эрудированный, но, никуда не деться, пустой и циничный тип, не верящий в душу. В отличие от Вани. Ваня – вот, хоть и слегка зазнавшийся юнец, но душою чистый, искренний, неиспорченный человек, для которого не все потеряно. И дальше показано, какая ему уготована школа духовного перерождения и избавления от гордыни.

Аннушка. Вилами писана ваша версия по гнилой-гнилой лужице, ой, извините меня, пожалуйста. Но ведь, честное пионерское, ваша схема слишком, простите за тавтологию, схематична.

Мачо. Попытаюсь изложить внятно. С чего все начинается? С первого наваждения Понырева - покамест юного поэта-графомана Ивана Бездомного. Наваждение исключительно реалистичное. Некто Воланд творит чудеса и повествует похожую на гипнотический сеанс притчу, которая вскоре находит продолжение в очередном наваждении. Это когда тот же Бездомный вроде как попадает в психлечебницу, где ему является некто Мастер и продолжает рассказ о Понтии Пилате и некоем Иешуа Га-Ноцри. Причем, как верно отметил один из критиков, этот некто явился гладко выбритым, тогда как Мастер, знакомый Маргарите, в ту пору изрядно оброс, а бритву заполучил много позднее. Прошу запомнить. Не следует упускать из виду и то, что Булгаков, пускай и устами Берлиоза, именно перед Иваном с первых же строк поставил задачу – написать опус об Иисусе Христе. А Булгаков, как мы условились, по праву гения ничего не делает случайно. И роман, надо сказать, был-таки написан. Его последняя глава знаменует эпилог творческого преображения и последних наваждений Понырева. И давайте не будем думать, что он ничего не помнит из своих наваждений. Булгаков ясно показывает: профессор истории и философии Понырев досмотрел концовку дружбы-дуэли тех, с кого начал свой рассказ Воланд: Иешуа и Пилата. А, досмотрев, уснул здоровым сном, что и случается с человеком, который с чистой совестью закончил тяжелый сочинительский труд. Роман дописан. Автор выздоровел. Мастер не зря в свое время сам поручил ему: «вы о нем продолжение напишите» и сказал еще: «Прощай, ученик»… Нет сомнения, что автор он.

Аннушка. Мастер?

Чекист. Иван!

Инженер. Понимаю: «Боги, боги мои!» - так начинается 32-я, заключительная глава романа. «Боги, боги мои» - это постоянные слова, это заклинание Ивана Николаевича Бездомного, когда он думает о жертвах луны. «Боги, Боги», - восклицает его двойник Пилат, возмущаясь «пошлой казнью». Вот она где - судьба писателя, его метаний, его тягот, его наваждений! Да, начал плохо. Был Иван Бездомный. И псевдоним, и имя говорят сами за себя. Бездомный - без дома, без рода, тот, кто забыл свои корни, свою историю. Короче, Иван, родства не помнящий.
 
Мачо. Вот-вот. Потом Бездомный прошел через испытания, терзания, Родовая фамилия и память возвращались по мере познания, проникновения в глубины наук – истории и философии. Все это - сквозь ураганы наваждений и тягот. И вот награда - катарсис, обретенная мудрость и творческий финал в виде выполнения поставленной задачи.

Поп. Любителей чистой мистики, думаю, вполне устроит модель попроще, но с тем же персонажем: дескать, вся эта история – плод многоступенчатой галлюцинации товарища Бездомного-Понырева. Кто присутствует с первых до последних строк романа? Кто начал опус о Пилате, потом бросил, потом лечился (изменял сознание), кто узрел концовку и, стало быть, ее запечатлел? Бездомный. По большому счету, ваш Понырев –  не столько персонифицированное торжество духовного поиска. Это же чистый продукт социальной инженерии. Обратите внимание, какая у Иванушки сложная иерархия учителей. Сначала его наставник Берлиоз, потом ненадолго – лингвопрограммист Стравинский. Иешуа и Воланд – две противоречивых школы в обучении ученика и подмастерье. И, наконец, мастер – последний учитель Ивана. Мудрено ли, что у парня всего лишь раздвоение сознания? А не распятерение.

Инженер. Отнюдь, не мастер последний учитель. Маргарита – вот, кто закодировал Иванушку на перманентное помрачение с лунными фазами и межлунными паузами. Напомню: безумно глядя мимо призрака мастера, он говорит: «я другое хочу писать». Вдохновленный этими словами мастер с энтузиазмом благословляет его на «другое» продолжение. А поцелуй демонической Марго скрепил это обещание печатью. Обучение продолжила супруга профессора, которая в его жизни выполняет функцию медсестры со шприцем наркотика.

Аннушка. Что вы тут про призраков мастера, про демоническую Марго?

Внук предка. На этот раз, Морена Гренадовна права. Рановато. Прошу высказываться по заявленной теме.

Чекист. Вот что я вам скажу на всю эту мистическую пудру. Ваш Иванушка – довольно пародийный субчик. Иванушка-дурачок, который  проходит через дурдом и даже вроде как остепеняется: поумнел, женился и все такое, но окончательно от дури так и не избавился. Так что, друзья, как не старайтесь, не возникает этого… пиетета к нему, хоть ты, Ваня, обложись титулами, степенями и научными трудами…

ВС. Чистосердечно вспомните свое впечатление от знакомства с тру¬дами мистиков. Автор зовет нас отправиться в удивительное, самое удивительное путешествие. Он утверждает, что побывал в средоточии Универсума, в недрах абсолютного. Он приглашает нас повторить этот путь вместе с ним. Мы радостно готовимся послушно следовать за нашим провожатым. Однако мы слегка удивлены, что тот, кто погрузился в столь необычную стихию, в ту бездну, какой является Бог, или Абсолют, или Единое, остался невредим, не изменил человеческого облика, иначе говоря, не стал другим или иным, чем мы… Как правило, мистики виртуозно владели словом, были очень точными писателями. Любопытно и — как мы увидим — парадоксально, что во всем мире классиками языка были мистики. Наряду с изумительной  остротой ума  мистики всегда обладали огромным драматическим талантом.  Драматизм — это   особое   напряжение нашей души, вызванное тем, что ожидается в будущем, приближаясь с каждым часом, так что любопытство, страх или влечение, возбужденные этим будущим событием, ежеминутно   накапливаются и усиливаются сами по себе.  - Хосе Ортега-и-Гассет «Что такое философия?».

Эрудит. Гениальный психолог-вундеркинд Отто Вейнингер дал безукоризненно четкую градацию мистиков: «Мистик (будь он теософ вроде Бёме, или рационалист вроде Канта) тождествен с мазохистом; немистический человек — садист. Мазохисты — жители севера (также евреи); садисты — жители юга. У немцев и греков встречается и то и другое: там преобладает мазохизм. Венецианские эпиграммы, Германн и Доротея (?) садистичны; Ифигения, Тассо, Вертер, Фауст (большей частью: исключение отчасти представляет эпизод с Гретхен) мазохистичны… Эсхил, Рихард Вагнер, Данте, но прежде всех Бетховен и Шуман — мазохисты; Верди (равным образом Масканьи, также Бизе) — более садист... Шекспир имеет много садистического, но он более мазохист, не проводя, однако, по отношению к женщине резкого разграничения между половым чувством и любовью, как у Гёте, Данте, Ибсена, Рихарда Вагнера»…

Поп. Характерная тенденция: вы лезете к нам в душу с западными мистиками, еврейскими мазохистами? Что ж, если вам авторитет – сугубо Запад, будем беса побивахом на его же поле. Недюжинный христианский мыслитель Тейяр де Шарден сказал таким как вы: «Христианская любовь непостижима для тех, кто не испытал ее. Многим известным мне людям кажется просто невозможным и почти чудовищным, что можно любить бесконечное и непостижимое и что сердце человеческое может наполняться истинной любовью к своему ближ¬нему. Но независимо от того, основано оно на иллюзии или нет, как можем мы сомневаться в том, что такое весьма сильное чувство действительно существует?.. И разве не факт, что многие тысячи мужчин и женщин, однажды испытав силу этого чувства, каждый день отказываются от всякого другого стремления и радости, все больше и больше предаваясь служению любви? И, наконец, разве не факт (я в нем ручаюсь), что если бы в душе верующих погасла любовь к Богу, то огромное здание церковных обрядов, иерархии и доктрин, с помощью которых и образуется Церковь, мгновенно бы рухнуло?»

Мачо. Во-во, без нас, без нашей любви к женщине, к Богу, к человеку, церковь таких вот сухарей давно бы рассыпалась. И что есть церковь? Железный каркас для колокола с миллионом пристяжных ремней. Если нету веры. А веры почти что и нет.

Поп. Правильно. Пиршество сатанистов, мистиков, ведунов, магов, предсказателей. Кашпируют, чумачат, лонгуют, глобят, грабят…
 
ВС. В наши дни, когда подобные вещи входят в моду, когда «маги», «великие посвященные», «профессора оккультизма и колдовства» растут, как грибы, и осаждают издателей книг и журналов своими неудобопонятными трактатами, в такое время луч света необходим. Нужно было дать возможность каждому добросовестному исследователю оценить этих «великих людей» по достоинству. Если предлагаемое сочинение, хотя сколько-нибудь, поможет им в этом деле, мы будем вполне вознаграждены за наши труды. - Папюс «Практическая магия».

Гелла (с толстым черным котом на плече, блюдцем сметаны и примусом). Молоко, молоко. Вместо бидона примус. Кому молока? За   вредность… И в преддверии важных встреч.

 Эрудит, Поп и Аннушка по-пионерски тянут вверх руки.





Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/03/01/338


Рецензии