Кто имя дал славное городу

«Кто имя дал славное городу» - это название книги, в основе повествования которой - история города Прокопьевска (Кемеровская область), тесно связанная с именем Прокопия праведного, Устюжского юродивого и чудотворца.
Прокопьевск – ближайший «сосед» моего родного города Новокузнецка, расположенный в четырёх десятках километрах и сорока минутах езды. Но дело даже не в территориальной близости. Многие годы авторы этой книги сотрудничали с читателями Гоголевки, центральной новокузнецкой библиотеки, приезжали с лекциями и беседами (об одной такой встрече я уже рассказывала в публикации «Год Тушновой»).

Книга выпущена в 2011 году на средства авторов и их друзей, тиражом 90 (девяносто) экземпляров и сразу разошлась по прокопьевским общественным и личным библиотекам. Что-то досталось и другим кузбасским городам, в частности, Новокузнецку.
И вот сейчас у меня на столе лежит эта библиографическая редкость, которую я так долго Вам, мой Читатель, представляла. Надеюсь, дальнейший мой рассказ будет более интересным.  Рефератом его назвать не могу, это просто отдельные выдержки из трёх первых глав книги.
Из аннотации к сборнику: «…Почему сибирский город носит имя северорусского святого? Кем был Прокопий Устюжский? Из каких источников известно о его жизни? Как его образ был отражен в изобразительном искусстве, поэзии и художественной прозе? Сборник будет полезен тем, кто задает себе эти вопросы».

               
                ПАМЯТЬ ДУХА

… В представленном сборнике материалов отразилась определенная точка зрения на цепочку исторических событий, связанных общей темой «Гланда Камбила - Прокопий Устюжский в истории Сибири». Она сформировалась в результате осмысления событий, происходивших на южном побережье Варяжского моря в Пруссии и в древнерусских городах - Великих Новгороде и Устюге, в обширной сибирской тайге и на берегах сибирских рек Томи и Абы.
Наверно, многие задавали себе вопрос - почему наш город назван Прокопьевском? Обдумывали возможные варианты ответов: «Прокопьевск - потому что черный, прокопченный...» или «Прокопьевск - это промышленные копи ...».
Но есть что-то более благозвучное и могучее уже в самом звучании слова - ПРОКОПЬЕВСК.
В нем сила и мужество тех, кто осваивал Сибирь, тех, кто ставил на многотрудном пути первопроходцев часовенки в честь своего святого покровителя.
А еще смирение и любовь самого Прокопия праведного Устюжского чудотворца, благословившего свою новую Родину, жившего для людей и молящегося за неведомых ему странников…

                У ИСТОКОВ ГОРОДА

История Прокопьевска является одной из страниц истории освоения Сибири…
Первыми, кто узнал о землях Сибири, были жители Новгорода. Великий Новгород в XI - XIII веках активно расширял свои территории в северо-восточном направлении. Считается, что пушной промысел - главная цель продвижения в эти далекие края… Средоточием торговли сибирской пушниной стал город Великий Устюг, благодаря своему положению на перепутье… Позже с Печоры по ее притоку реке Усе был проложен «чрез-каменный путь» (через уральские хребты), которым выходили к реке Собь - левому притоку Оби в ее нижнем течении. На всем протяжении Печорского пути на северо-восток вырос ряд промышленных поселений и острогов, первыми из которых стали Тюмень (1586), Тобольск (1587), Томск (1604).
В 1611 году отряд сборщиков ясака из Томска пришел в Абинскую волость, которая находилась на реке Абе. В 1618 году на землях кузнецких татар был сооружен Кузнецкий острог. А в 1621 году в Сибирь для проповедования православия прибыл архиепископ Киприан. Это положило начало строительству в крае церквей и основанию монастырей.

Дмитрий Никанорович Беликов (1852-1932), профессор Томского университета, архиепископ Томский, писал: «Около 1646 года был большой недород хлеба в северных и северо-восточных частях европейской России, и «государю ведомо учинилось, что с Руси с поморских городов: с Устюга Великого, с Соли Вычегодской, из Перми, с Вятки, с Кевроли, с Мезени и из иных русских городов, с посадов и уездов сошли в Сибирь посадские и многие крестьяне от хлебного недороду и бедности - и начали жить в сибирских городах и уездах на церковных землях....»  … В уцелевших печатных и письменных памятниках томской старины крестьяне из Устюга, Соль-Вычегодска, Кайгорода, Яренска, Вятки встречаются постоянно и особенно часто упоминаются они в названных старинных томских синодиках. Доселе крестьяне Томского и Кузнецкого округов высоко чтут праздник 8 июля. Они чтут его не потому, что это праздник Казанской иконы Божией Матери, а потому что это Прокопьев день, т.е. день Прокопия Устюжского, считающегося покровителем всего Вологодского края».
Историки нередко судят о первых обитателях местности по названию самого раннего возведенного здесь храма. В нашем случае, если церковь или часовня посвящены устюжскому чудотворцу, значит, первыми поселенцами были устюжане. И, наоборот, по первым поселенцам можно определить, во имя какого именно Прокопия была освящена Прокопьевская церковь.

«Сибирский говор есть говор устюжский, подражатель новгородского. Сибирь обыскана, добыта, населена, обстроена, образована все устюжанами и их собратией, говорившею тем же наречием. Устюжане дали нам земледельцев, ямщиков, посадских, соорудили нам храмы и колокольни, завели ярмарки, установили праздники Устюжских Чудотворцев», - писал замечательный русский исследователь нашего края Петр Андреевич Словцов (1767-1843) в «Историческом обозрении Сибири».

В 1648 году недалеко от Кузнецкой крепости был открыт мужской Христорождественский монастырь. Во владении монастыря, кроме угодий и четырёх мельниц, были крепостные, проживавшие в 33 верстах от г. Кузнецка в деревне Монастырской, состоявшей в приходе села Прокопьевское.
В 1769 году Христорождественский монастырь был закрыт, но деревня не умерла. В 1771 году в связи с открытием Томского железоделательного завода появилась потребность в каменном угле, которым так изобиловал наш край. По свидетельству современников, иные крестьянские избы стояли прямо на угле, и, чтобы подбросить в печку, достаточно было спуститься в подполье. Кустарно добытый уголь возили возами для нужд завода и получали плату: пять копеек за пуд. Чаще всего получали плату натурой: утюгами, пилами, топорами, приобретали ступы, сошники, наковальни и другую продукцию завода, необходимую на крестьянском подворье.

За бытовыми заботами жители нашего края никогда не забывали о духовной составляющей своей жизни.
Первый деревянный Прокопьевский храм в селе Монастырском был построен еще в 1763 году. Подробных сведений о нем не сохранилось.
На территории села Монастырского над родником стояла часовня, посвященная Прокопию праведному. Каждый год местные жители по нескольку раз совершали пышные шествия к часовне и брали святую воду из родника.

Почитание Прокопия праведного было столь велико у наших предшественников, что к 1868 году сёла Прокопьевское и Монастырское сливаются и получают общее название Прокопьевское. В 1872 году там было построено новое здание церкви святого Прокопия. После закрытия церкви в ее помещении разместился горпищекомбинат. Со временем здание снесли. В 2001 году на месте бывшей церкви был воздвигнут крест с памятной доской.


                ПРОКОПИЙ УСТЮЖСКИЙ, БЕЖАВШИЙ ОТ РОДА

Существует несколько версий жития Прокопия праведного, как церковных, так и светских, они различаются хронологией событий и тем, как появился Прокопий на Руси.
Согласно церковным источникам, святой Прокопий был богатым иностранным купцом, ходившим по «обычаю гостей иноземных» на своем корабле в Новгород для торговли. Происходил он «из западных стран, от латинского языка, от Немецкой  земли («немец»: общеслав. от немъ — «неясно, непонятно говорящий». Первичное значение - «всякий иноземец, говорящий на чужом, непонятном языке» (из этимологического словаря)). Родился и воспитывался он в великом богатстве».
Житие говорит, что в Новгороде Прокопий обратился к православию, пленившись красотой величественных храмов, звонами колоколов и благолепием православных богослужений. Он роздал свои богатства бедным и поселился в Хутынском монастыре.
Но легенда о варяжском купце, приехавшем в Великий Новгород по торговым делам - не единственная версия появления Прокопия праведного на Руси.

Биографические сведения о Прокопии собрал его потомок, краевед из Мурома, Александр Александрович Епанчин (1948-1998). Работая над своей родословной всю жизнь, он вёл огромную переписку с различными музеями и архивами. Вот что он писал о своих предках: «Род наш, ух какой древний. По преданиям, да по хроникам, с IV века берем начало, к аланам себя производим, ну, а те потомками массагетов были. Затем в Пруссии жили, а после её завоевания тевтонцами - на Русь бежали, в 1283 году. И, как гласит предание, «выходцем из Прусс» был первый русский юродивый праведный Прокопий Устюжский. А в миру его звали Гланда-Камбила Дивонович, князь прусский. И пошло от него много славных русских дворянских родов - императорский дом Романовых, Шереметевы, Коновницыны, Сухово-Кобылины, Епанчины».

Гланда Камбила - персона, отчетливо фигурировавшая в истории. В «Хронике» Петра из Дусбурга упоминается Гланде, вождь самбийцев, возглавивший восстание своего народа против крестоносцев в 1260 году. …Восстание пруссов было жестоко подавлено тевтонцами. «Хроника» упоминает убитых и плененных прусских вождей и бежавших в Литву. Имени Гланды среди них нет.
Но это имя появляется на Руси. Потомки более 20 боярских родов России возводят к нему свою родословную, говоря о знатном пруссе, воевавшем с тевтонцами и бежавшем со своей завоеванной родины.

На Руси Гланда Камбила принимает православие с именем Иван, а вскоре постригается в иноки и вновь меняет имя. Теперь он Прокопий.
С глубокой древности известно о связи имени и судьбы. Недаром при крупных переменах в судьбе человека меняется имя.
Имя определяет цель в жизни, предлагает определенный способ существования в этом мире. Интересно, что линия имен Прокопия (Гланда, Иван, Прокопий) едина и идет по нарастающей: «утешение» - «милость Божья» - «вынутый из ножен, обнаженный меч». Так или иначе, все они говорят о Служении.

Инок Хутынского монастыря Прокопий привлек к себе внимание новгородцев, и многие восхищались его смирением. Избегая мирской славы, он с благословения духовного наставника покинул монастырь и отправился на восток. Пройдя не одну сотню верст, держась течения рек, Прокопий добрался до Устюга.
В Устюге святой Прокопий вступил на путь юродства Христа ради: ночи проводил в молитве на паперти Успенского собора, а днем ходил по городу в изорванной одежде, смиренно перенося насмешки и побои.

Юродство - самый тяжелый и необычный вид православного подвижничества Безумство ради Христа предполагает в человеке наличие двойной жизни: внешней и внутренней, непохожих одна на другую. Такая жизнь есть отрицание «мудрости» этого мира.
Внешняя - жизнь вне всяких правил поведения, законов, ограничений, скинувшая любые оковы.
Внутренняя жизнь юродивого развивается в тех чудесных глубинах человеческого существа, где душа встречается с Богом.
Под покрывалом «безумия», отвергнутый этим миром, Божий избранник - Христа ради юродивый, следует тернистым путем восхождения.

Юродство Прокопия навлекает на него от людей «досаду, укорение и биение», но он молится за своих обидчиков.
Житие он ведет жестокое: не имеет крова над головой, спит «на гноище» нагой, после - на паперти Успенского собора.
В глазах горожан Прокопий ничем не отличается от прочих нищих. Но, как истинный юродивый, он обладает пророческим даром, неотъемлемым от юродства…

В 1290 году Прокопий предвидел стихийное бедствие - сильную бурю с грозой и смерчем большой разрушительной силы. Блаженный ходил по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от страшной участи…, но ему никто не верил.
25 июня над городом сгустились черные облака. В Житии Прокопия рассказывается о том, что из туч сверкали молнии и «гром многий и страшный был над городом Устюгом, так что не было слышно, что друг другу говорили, и земля от того страшного трясения непрестанно колебалась и сотрясалась, а огненные тучи сходились в одно место… Многие же люди, видя это неизреченное и неописуемое страшное чудо ... вспомнили блаженного Прокопия и его проповедь ...».
Вместе с народом в соборной церкви Пресвятой Богородицы Прокопий «молился Господу и Пречистой Его Матери со многими слезами, не вставая с пола церковного, за град Устюг и за всех живущих в нем людей ...».
Согласно Житию, именно молитвы Прокопия избавили устюжан от гибельной напасти.

В Житии немало говорится о круге общения Прокопия, который был особым. Когда Прокопий пришел в Устюг, были еще в живых престарелые супруги Иоанн и Мария, заслужившие от современников название праведных. Юродствуя по городу, он иногда заходил к ним в дом, беседовал с ними о пользе души.
Особенным другом и собеседником его был преподобный Киприан, основатель Устюжского Архангельского монастыря. После их кончины ближе других к юродивому стал благочестивый клирик соборной церкви Симеон.
Но даже у них блаженный не искал прибежища от холода и голода.

Однажды зимой во время лютой стужи, когда птицы замерзали на лету, Прокопий хотел найти приют в домах бедноты, но никто не принял его. Даже собаки, около которых блаженный хотел погреться, убежали or него. Восприняв это как волю Божию, Прокопий не стал более искать приют и отправился к Успенскому храму, где он обычно ночевал. Он уже замерзал на паперти, когда внезапно повеяло неземной теплотой и Ангел коснулся его лица прекрасной райской ветвью...
Об этом Прокопий поведал клирику Симеону с просьбой не говорить о том до его кончины. Только после смерти блаженного Симеон сделал записи, где изложил это событие из жизни святого.
Прокопий любил подолгу сидеть на большом камне на берегу реки Сухоны, смотря на проплывавшие мимо суда с молитвой о тех, кто находился на них. Он так любил это место, что в последние годы своей жизни говорил, чтобы его здесь и похоронили…
                ***

Далее в книге следуют главы: «Прусские корни Прокопия праведного»,
«Все началось с уничтоженной иконы», 
«Орбита жития Прокопия праведного»             
«Связь времён». Литературная композиция.

Книга богато иллюстрирована (я насчитала 46 иллюстраций, почти все они цветные).
В конце помещен список использованных источников (20).


ББК 63.3 (2Рос - 4Кем)  К87
Кто имя дал славное городу [Текст]: сборник статей по краеведению / Составители: Т.С. Вегерова, О.Н. Люшицына, А.П. Рахманова. - Прокопьевск: 2011. - 86 с.


И ещё. Просматривая в Интернете похожие материалы, нашла информацию о презентации книги, тогда ещё в электронном формате, летом 2011 года, под заголовком «Германские корни русского святого»,  газета «Диалог», где можно узнать об истории создания книги:
http://www.27trk.ru/gazeta/1707 


Иллюстрация: Н.К.Рерих. Прокопий праведный за неведомых плавающих молится.


Рецензии
Здорово! Сколько узнала

Нина Тур   11.01.2021 20:03     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Нина!
Сколько ещё непознанного и неведомого в историческом прошлом нашей РОДины, а значит, и в нашей Жизни.
С уважением,

Вера Третьякова   13.01.2021 13:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.