Трюки, девки, два козла

    Прорваться в кино  в роли «спортивной массовки» или «мальчиков для битья»  в советском кино было не сложно. Придурки, которые могли за семь рублей навернуться своей башкой о стену или пол были востребованы в каждом фильме. По своей сути каждый водила у нас каскадёр, едет и играет сам с собой в автогонщика, разведчика,  убийцу и убивает пешеходов.... по настоящему. В кино такие нарасхват.
    Закончилась эта малина в 1975 году после того,  как было введено положение о статусе постановщика и исполнителя трюковых номеров, разделивших  «спортивную массовку» на классы. К высшему классу патрициев трюка были отнесены бригадиры спортивной массовки, ставшие называться постановщиками, сами головой о пол не бившиеся, а получающие гонорар в десять раз больший, чем исполнители. Сами члены спортивной массовки или исполнители трюковых номеров, назвавшие себя каскадёрами тоже имели несколько разрядов оплаты своего рискованного труда от 10 до 50 рублей, что стало поводом для грызни, интриг и борьбы за место под солнцем. Вернее за право грохнуться головой или телом о землю на глазах всей честной публики под восторженные вздохи местных путан, толкущихся от нечего делать на съёмочной площадке.
          Вот с 1975 года в стране развернулась нешуточная борьба за право попасть в эту кагорту безумцев. Учитывая, что все советские люди, включая самих артистов, должны были иметь основное место работы, то нужно понимать, что борьба эта шла за подработку в свободное от основной работы время. А если подсчитать тот редкий случай, когда в фильме требовались трюковые номера, то можно догадаться , что вся эта шпана дралась не за место под солнцем, а исключительно ради «понтов».
         Как правило все эти герои «обломались» на спортивных аренах и выше второго взрослого разряда им подняться в спорте не удавалось. Ну разве что выпросить или выкупить у дружка знак мастера спорта СССР и поманить им на танцплощадке деревенскую простушку, приехавшую поступать в ПТУ. Ни один из этих «сорвиголов» не заработал трюковыми киносъёмками ни на машину, ни на квартиру. Тем более никто из них не заработал себе трудовой стаж для пенсии, как артисты цирка. Да и уровень серьёзности подготовки номеров в цирке после окончания циркового училища ни в какое сравнение с трюковыми киносъёмками в СССР и России не идёт.
        Целью этой кровожадной борьбы /подмётных писем, избиений и убийств конкурентов, таких как Виктор Романов из Питера или Саша Андреев из Москвы /  была только возможность бормотания  себе под нос  заклинания  « я каскадёр». Кроме самих этих героев, про них никто не знал. И даже, если случалось, что про них писала какая-нибудь жёлтая провинциальная газетёнка, всё равно никто не узнавал их в лицо и не бросался к ним в объятия /уж очень плохого качества была полиграфия/.
        Правда находились умники, такие как Массарский, Шулькин, Корытин, Иншаков,Балон которые окрестили себя основоположниками каскадёрских школ, суперменами и президентами каскадёрского сообщества России, что при посторонних заработках, позволяло им получить квоты на ордена, звания и представительство на международных форумах и кинофестивалях. Но интерес там они вызывали только у местных  путан, так как акулы за олигархами быстро распознавали их финансовые возможности, а их «понты»  у  дорогих девушек интереса не вызывали. Только у ****ей. 
  Характерным для всех них было то, что к 1990 они стали врать про начало своей трюковой деятельности примерно одинаковые истории, к которых стали постановщиками трюков с первой своей кинокартины - Балон В.Я в "Гусарской баладе" в 1962 года/там постановщиком фехтования был Леонид Блох/, Шулькин Д.Л. в "Гонщиках" в 1971 не имея опыта и спортивного разряда в автоспорте /там снималсь 9 атогонщиков-члены борной команды г.Ленинграда по ралли/, Массарский А.С. в "Звезде" 1948 года, не выполнив норматива 3 разряда по самбо якобы вел рукопашный бой с мастерами спорта СССР ЛОС ДСО "Динамо", Иншаков А.И. подставлял лицо своему учителю по карате Тадеушу Косьянову на съёках фильма "Пираты ХХ века".
        Качественный скачок в новый статус произошёл с этой профессией благодаря Александру Иншакову, организовавшему это прекрасное сообщество в Ассоциацию каскадёров России и легализовав себя её Президентом. Строго ограниченный круг участников, пышные празднества, объятия с режиссёрами возвели представителей этой профессии в ранг небожителей. Падают и бьются головами теперь те энтузиасты из спортивной массовки, те оголтелые паркурщики, которые бесплатно носятся по крышам и перилам балюстрад и которых отлавливает полиция. Пенсии этой работой по прежнему себе никто не зарабатывает. Путаны от них шарахаются, как от чумных. Но «понтов» стало больше. Вот только кому они нужны. Кино-то в России  закрывается. А в Америке и своих паркурщиков  навалом.
    
Пост скриптум.

1.Очень красноречиво моё умозаключение подтверждается в книге заслуженного деятеля культуры России, каскадёра, прокатившегося под тихо едущим поездом, Николая Сысоева "Каскадёрские байки". Там описана работа и паузы отдыха известных каскадёров с водкой, девками и отборным матом.
 2.Не менее ярко описана работа каскадёров в книге актёра и каскадёра Александра Карина   "Господа, каскадёры", где  каждый съёмочный день заканчивается дружеской попойкой, утро - тяжёлым похмельем, а трюки - переломами и ушибами. Особенно мерзко описаны каскадёры Александр Андреев и Евгений Богородский, с которыми мне повезло работать на "Петре Великом" в 1984 году, где я был постановщиком трюков, ещё спортивными и не пьющими столько.
3."За кадром и в кадре" А.С.Массарского. Этот самородок - позор еврейского народа, которого в детстве чуть не задавило брёвнами во время сплава по реке, всей своей жизнью и подработками в кино доказал, что можно ходить по лезвию бритвы, рискуя чужими жизнями без должного опыта и знаний. Исключительно на аферизме. Постановщик кинокатастроф и несчастных случаев, чуть не повесил на смерть лично меня, А.Ходюшина в "Звезде пленителного счастья", чуть не сжёг меня и моих товарищей В.Путина,Д.Момота,В.Момота,В.Шестакова...в вагоне поезда в "Блокаде", чуть не угробил свою жену Эллу, доверив её  такому же кошкадёру Диме Шулькину и Саше Пестову, сломавшему ей позвоночник, прыгнув на Жигулях с гнилого трамплина в "Как стать звездой", чуть не сжог насмерть самого Диму Шулькина на сёмках фильма "Десант на Орингу" и рассказывает эти истории , чтобы подчеркнуть опасность киносъёмок и свою смелость, не понимая ,что это прямые доказательства отсутсвия его профессионализма и многолетней преступной деятельности, подвергающей риску чужие жизни на ниве кинематографа.
4. Газетных статей о чудо-богатырях советского кинематографа, таких как Гадюшин, Филатьев,Отсысоев,Корыто не счесть. Из них можно узнать о том ,как можно при замедленной съёмке перекатиться под тихо едущим поездом в "Груз без маркировки", прыгнуть на лифте,как на аттракционе в парке, с Ласточкиного гнезда в Чёрное море, пролежать в луже два часа на съёмках фронта в "Красных колоколах" и ещё много чудес, которые и не снились артистам советского цирка, а может и мастерам "Дю Солей". 
5.Как я снимался у Никиты Михалкова /Как я дошел до жизни такой/

7 апреля 2013 Антон
 

Так получилось, что за последние три года я, тридцатилетний житель провинциального города, не имеющий никакого отношения к актерской профессии, снялся в трех фильмах известных режиссеров – Никиты Михалкова («Утомленные солнцем-2»), Виктора Мережко («Хуторянин») и Андрея Прошкина («Чарли»), работа над рядом эпизодов и сцен которых проходила в Таганроге.

Оказалось, что мне интересны съемки: это отрыв от повседневности, возможность побывать в тех местах, куда никогда бы не попал. А еще мне нравится смотреть на то, как ведут себя на съемочной площадке «люди из массовки». Ведь многие ждут от этих съемок чего-то необыкновенного, а потом разочаровываются. Меняется их привычный мир, и взрослому человеку порой трудно понять, зачем он встал в пять утра, нацепил старую шинель, измазал лицо сажей и пролежал целый час в грязи… А вот «массовочным» детям даже не приходится ничего объяснять они верят в магию кино. Наверное, я тоже немного верю, поэтому мне проще лежать в грязи и думать, что я делаю, что-то необычное и вношу «свой вклад в искусство»…

«Утомленные солнцем-2»

Я попал на кастинг случайно, мой папа узнал, что Михалков снимает в Таганроге сцены для «Утомленных солнцем-2». Мы с ним поехали, чтобы записаться и увидели огромную очередь из желающих попасть на съемки. В основном это была молодежь, дети, а также несколько взрослых мужичков, включая моего отца. Предстояло снимать сцену бомбардировки немецкими самолетами баржи, на которой пытались спастись советские беженцы, и ассистенты Н. Михалкова выразили сомнение в папиных физических возможностях (а он, как чувствовал, неделю перед этим походил в бассейн и набрал форму). Очередь перед нами продвигалась очень медленно, люди заходили с паспортом, их записывали и примеряли одежду (рубашки и гимнастерки, платья). Перед нами осталось несколько человек, когда сказали, что больше люди не нужны и чтоб не занимали очередь. Это было обидно, простоять полдня в ожидании и так и не попасть! В толпе нарастало напряжение… Но вот очередь подошла к нам, нас все-таки записали на съемки (правда, папу пропустили со скрипом), а остальных, увы, отправили домой…

Через пару недель мы наконец-то приехали на место сбора съемочной группы. Тут и обнаружилось, что на съемки пришло гораздо меньше людей, чем записалось. У многих, прошедших кастинг, желание сниматься, по-видимому, за эти дни иссякло… Нас погрузили в автобус и отвезли в порт. Там нас ждала баржа, многие люди здесь были уже не в первый раз и весело рассказывали о предыдущих съемках «актерам»-новичкам.

Нужно заметить, что мой папа - фанат кинематографа и давний поклонник Никиты Михалкова, издалека статью чем-то похож на него. И когда он появился на площадке, один из ассистентов выразил сожаление, что Михалков сегодня не снимается, а то бы папу взяли дублёром. Тем дело и кончилось, но папа это запомнил и очень этим гордился…

Итак, шли приготовления к съемкам, люди бегали и суетились, вокруг нас было много машин со съемочным оборудованием. На площадку прилетел вертолет, на него установили камеру и собирались снимать именно с него. Мы все стали фотографироваться на его фоне. Вскоре в рупор стали кричать, что пора отправляться, мы поднялись по трапу на баржу, костюмеры и гримеры начали нас одевать и красить. Нужны были «раненые», ко мне подошла девушка и спросила, что перевязать, голову или руку, я выбрал руку. Мне достался спасательный жилет, его я поддел под гимнастерку (правда, потом жилетов на всех не хватило).

Первой от берега отплыла баржа со съемочной группой, за ней - пожарный катер и несколько маленьких катеров МЧС. Прозвучала команда по рации, мы отплыли от берега и вскоре вышли в море. Чтобы доплыть до места съемок потребовалось минут сорок. Погода была хорошая, немного облачная, пробивалось солнышко. Судя по посадке корабля, глубина была больше трех метров. Помощник режиссера дала команду переодеться, в воду стали кидать инвентарь старые фляги, чемоданы, костыли, даже дверь деревянную, на нее потом забрался матрос. Прозвучала команду прыгать в воду, я подошел к борту и неохотно прыгнул. Режиссер сказал, чтобы в воде мы держались за реквизит, но многие предметы успели уплыть, и пришлось их догонять. Я один из первых очутился в воде, и так как у меня был жилет, я, спокойно держась на плаву, и помогал остальным подплыть к своим предметам: кто-то схватился за бочку, кто-то за костыли.

К этому моменту вертолет уже подлетел, через несколько минут от нас стала отплывать баржа, и мы остались одни. До берега было очень далеко, и если бы пришлось плыть «своим ходом», на это ушло бы полдня. Конечно, вдали стояли быстроходные катера МЧС, готовые подоспеть в любую минуту, но ощущение было, что мы действительно посредине моря и потерпели крушение…

Вертолет в это время завис над нами, и было непонятно, что делать дальше. Нас предупредили, что снимается самолетная атака, и что мы пытаемся спастись, а самолет нас расстреливает. Холод стал пробирать… Через десять минут кто-то из детей не выдержал и поднял руку, к нему быстро подъехал катер и его достали из воды.

Вскоре начали снимать, вертолет быстро стал приближаться к нам, имитируя атаку, ветер от его лопастей стал разбрызгивать воду, поднялись небольшие волны и брызги полетели в лицо, все старались держаться вместе, далеко друг от друга не отплывать, но кого-то сносило течением, я старался болтать руками и ногами, дабы не замерзнуть. Рядом со мной плавала одна молодая пара, девушка сильно замерзла и держалась за флягу, ей было тяжело на ней висеть, и чтобы она отдохнула, я несколько раз придерживал ее. Так мы снимали дубль за дублем, губы уже у всех посинели, а вертолет все кружил и кружил… По нынешним меркам для нас это было кино в формате примерно 10D. Наконец вертолет улетел, и к нам медленно стала подходить баржа. Все, конечно, облегченно вздохнули. Нужно заметить, что папа не ударил лицом в грязь перед молодёжью, и на баржу поднялся последним. На барже нас отпаивали горячем чаем с мятой. Какой-то солдат даже достал водку и стал всем предлагать. Мы отказались. На берегу нас ждала полевая кухня: на обед была гречка с мясом. Все так проголодались, что многие просили добавку, и ее охотно всем раздавали. Так что в итоге все остались довольны этим приключением…

Спустя некоторое время, папа весьма неудачно упал и ободрал в кровь колени. А через пару дней прилетев на отдых в Турцию, он с загадочным видом ходил по Кемеру в шортах с поцарапанными коленями, и, хлебнув ракии, рассказывал юным русским туристкам о тяжкой доле российского каскадёра: типа они (кинозвёзды) на проволоке кувыркаются, да в постелях на крупных планах... а вот мы – «каскадеры» за них в атаку ходим и в на море тонем ... тра-та-та... за сущие копейки... и т.д. ...«Чарли»
1941 год. Нацисты занимают русский провинциальный город… Не знаю, как для кого, но для режиссера Андрея Прошкина идеальной площадкой для съемок фильма о немецкой оккупации под рабочим названием «Чарли» стал Таганрог.
Попасть на кастинг телесериала «Чарли» было непросто, я два раза звонил и оставлял свои данные, но никто не перезванивал. Наконец я плюнул и попросил папу позвонить и попросить: он человек уважаемый, член Союза кинематографистов России, и ему бы не отказали. Через пару дней раздался звонок, позвонила женщина и сказала, что нужен молодой мужчина для съемок, будут снимать общую сцену, в которой нужно много массовки.
В памяти еще были прошлые съемки у Н.Михалкова и В.Мережко, и я предвкушал очередное приключение. На этот раз вставать пришлось не так рано, в полвосьмого я был уже на месте. На кастинге народу было опять много, и очередь снова продвигалась медленно. Из гримерки выходили люди одетые в бушлаты, платки и кепки, детей одевали в школьную форму. Но вот, наконец, и на меня надели пальто, кепку, повязали голубой шарф. Выглядел я старомодно, но фильм-то про военные годы, и мое изображение в зеркале напомнило мне старые фотки, на которых был мой дедушка, сходство было очень большое.
Нас повезли в автобусе на старый вокзал, киношники снимали на площади возле паровоза. Паровоз — это памятник на привокзальной площади. По легенде в годы гражданской войны в здании вокзала засели юнкера, а большевики, начинив паровоз взрывчаткой, разогнали его и, протаранив здание вокзала, одержали победу. Раньше об этом факте рассказывала мемориальная доска. Сейчас эту историю вспоминают редко…
Удивительно, но в Таганроге много мест, которые почти не изменились с сороковых годов. Старый вокзал – не исключение, тем паче, что это красивое здание постройки начала прошлого века стоит в запустении уже несколько лет. К вокзальному балкону привязали пять веревок с петлями на концах. Они свисаливниз почти до самой земли, под ними стоял грузовик. Картина была ясная – подпольщиков будут вешать, подумал я. Нас расставили вокруг балкона, мы должны были играть толпу, пришедшую на площадь…
Я стоял в толпе, тут на балкон стали выходить немецкие офицеры и главный герой, которого играет Виталий Хаев.
- Вы актер? – услышал я сзади чей-то голос.
- Нет, – ответил я, обернувшись.
В глаза мне смотрел знакомый мужичок. Я его сразу вспомнил, это был боцман из «Утомленных солнцем-2» Тогда он всем рассказывал историю, о том, что Никита Михалков его снимал в четырех эпизодах, что у него была роль со словами, что обязательно попадет в кино.
- Этот Михалков снимает только себя и свою дочку!! Это же надо было так всё вырезать, что два раза только спину мою показали - и все!!! - негодовал он.
Потом он увидел режиссёра Андрея Прошкина, подбежал к нему, пожал руку и сказал, что очень нравится ему как режиссер. А.Прошкин улыбнулся в ответ и прошел дальше. Тут я подумал, наверное, если и Прошкин «боцмана» вырежет, тот этого уже не переживёт…
… Толпа волнуется и кричит, выводят пленных, ставят под веревками и накидывают петли, я пытаюсь прорваться сквозь немецких солдат и выкрикиваю ругательства, с балкона раздается выстрел, толпа затихает, слышится речь на немецком. Чарли, герой Хаева, начинает переводить на русский. Речь у него сбивчивая надрывная, когда он закончил говорить, офицер отдал приказ рукой казнить несчастных, грузовик зарычал и стал трогаться…
- Стоп... снято, - сказал режиссер.
В толпе стояла бабушка, на глазах у нее были слезы, кто-то спросил, почему плачет, она рассказала что в ее детстве точно также повесили ее отца и она все это заново пережила, кто бы мог подумать, что через семьдесят с лишним лет, человек увидит картинку из детства, но это будет уже история, рассказанная в кино.
Проведя весь день на улице, я стал замерзать (холодный выдался в Таганроге март 2013 года), солнце уже садилось, и киношники зажгли софиты, массовка была уже не нужна, и мы грелись в сторонке в весенних лучах. Последние дубли. Всем спасибо, все свободны…
Покормили поздно. Массовке не досталось ничего кроме чая и кофе, но к обещанному гонорару, добавили 50 рублей компенсации за обед. Режиссёр Андрей Прошкин мне показался высокопрофессиональным, снимал по несколько дублей, внимательно относился к деталям, нюансам актерской игры и исторической достоверности. Было ощущение, что он точно знает, чего хочет. Мне кажется, что у него получается неплохое кино. Осталось дождаться премьеры…

Антон Барсуков, артист спортивной массовки, каскадёр (2013) Таганрог

И ещё один свидетель карьеры основоположника трюкачества в СССР А.Массарского

Под скромной личиной таксиста, скрывался...

Алексей Анатольевич Карпов

«На съёмках фильма «Даурия» в Сибири был подготовлен и снят единственный в советском кино уникальный эпизод, в котором актёр Шелохонов в роли Северьяна Улыбина верхом на коне прыгает с 70-метрового обрыва в реку. Прыжок коня с обрыва снимался с укреплённым на коне манекеном в казачьей форме. Во время съёмки этого единственного дубля конь погиб, а в следующей сцене, когда герой актёра Шелохонова плывет по реке, держась за гриву своего коня, уже использовался другой конь той же масти».
Мне удалось познакомиться с человеком, которого Википедия назвала «манекеном», это таксист из города Хвалынска Анатолий Геннадьевич Кузнецов.     На съемках фильма «Даурия» тоже чудом остался жив, - продолжает свои воспоминания Анатолий. Постановщик трюков,тренер по самбо из г.Ленинграда Алексадр Самуилович Массарский набирал в массовке крепких мужиков, способных рискнуть здоровьем и жизнью за 10 рублей/ массовке платили 3 рубля/
- Нужно было прыгать верхом на лошади с высоченного обрыва. Меня спрашивают, ты с лошадьми-то обращаться умеешь? Говорю, что была у нас в детдоме лошадь, но верхом на ней никогда не ездили. - Ничего, раз с техникой умеешь обращаться, то и с лошадью управишься.
 Прыжок в воду с обрыва окончился для лошади трагически. Видимо, в последний момент она испугалась и попыталась остановиться. Меня спасло то, что не вставил ноги в стремена, вылетел из седла и улетел по инерции в воду, а лошадь, не долетев до реки, разбилась о берег. Во второй раз решили не рисковать, и на лошадку посадили манекен в казачьей форме. Но мне еще дважды пришлось прыгать верхом на лошади с обрыва, уже с шести метровой высоты. В «Даурии» снималось много знаменитых актеров, включая Василия Шукшина. Но я приезжал только на время постановок трюков, и у меня, к сожалению, не осталось каких-то личных впечатлений от их присутствия на съемочной площадке. Каждый  занимался своим делом.Но этого Массарского я запомнил на всю долгую жизнь,которую мне подарил Бог в той съёмке.


© Copyright: Алексей Анатольевич Карпов, 2012
Свидетельство о публикации №212022001199

Второй режиссёр Мосфильм Борис Вельшер / Сибириада, Интердевочка.../

;Борис Вельшер; для Николай Ващилин
9 октября 2013 г. в 17:41 · Москва ·
Коля,привет! Спасибо тебе за всегдашние тёплые слова в мой адрес!.Вопросы получил и всё пытался копаться в памяти, с кем из твоих "собратьев" по профессии мог где-то и когда-то пересекаться. И прихожу к неутешительному выводу, что ты у меня по этому "депортаменту" проходишь как единственный и неповторимый. С другими постановщиками трюков или каскадёрами,почти не довелось работать по-серьёзному - были какие-то проходные мелочи,что не оставили значимого следа.Несколько раз работал с Олегом Савосиным - он ставил у нас захват чекистами ближайшего помощника Бориса Савинкова -полковника Павловского( Евгений Матвеев) в фильме Владимира Чеботарёва "Дело Бориса Савинкова"( в прокате "Крах", две серии). Это была практически драка,которую он и поставил.В ней участвовали сами актёры -Е. Матвеев, Г.Воропаев(ваш,из т-ра Акимова),Н.Граббе,Л.Куравлёв,И.Косых. он- О.Савосин, много работал на "Мосфильме",его знали,часто к нему обращались.Не знаю подробностей,но он потерял глаз во время одной из работ,но это ему не мешало быть всегда задействованным. С ним работали тогда и многие начинающие,в основном бывшие спортсмены,имена-фамилии которых сейчас не вспомню...
Все бони были отличные,интеллигентные ребята .Это уже потом появились Иншаков и компания , их "контора". ещё какие-то дутые личности,. ходили по студии как "мэтры",но большого уважения к ним мало кто испытывал,что постоянно витало в оценке тех, кому доводилось их приглашать.Много болтали,пудрили мозги,иногда вообще исчезали.. Кстати, об этом упомянул у тебя и Андрон Кончаловский, не поверивший в Речи" тех,кого ему до тебя предлагали...
Вот то,что могу тебе сообщить...Уж извини,что огорчаю малой толикой подробностей,а вернее,их отсутствием......Жму руку и всегда на связи! Борис.

Комментарии: 1
Комментарии


Николай Ващилин
Николай Ващилин

 Андрон упомянул в Речи../это что и где?/ . Савосина, Иншакова и Япончика я ,кстати, приглашал на "Сибириада" ,но они слиняли на "Пираты 20 века". Жалко, что ты не знаешь Глеба Рождественского. Я про него вычитал во французской книге, а потом нашёл маленькое упоминание у Сергея Эйзенштейна. Ни фото,ни даты смерти....Так мы чтим своих героев. И всё начинаем делать заново.



Друг и одноклубник по самбо Миша Семененко




Самбист-дзюдоист Михаил Семененко: «Раньше девушки любили сильных»
Воспоминания самого музыкального самбиста

ПОДЕЛИТЬСЯ
Михаил Семененко — возможно, единственный в своем роде самбист-дзюдоист. Поющий! Мастер спорта по этим двум видам борьбы, чемпион Ленинграда, призер чемпионатов страны — он еще и известный питерский бард, который и в свои почти 70 лет профессионально выступает на сцене.

Воспоминания самого музыкального самбиста
ФОТО: ЗАМИР УСМАНОВ
Кроме того, Семененко входил в каскадерскую группу знаменитого Александра Массарского, работавшую на многих советских фильмах. Неудивительно, что, когда Петербург боролся за право проведения Олимпиады-2000, именно ему заказали написать олимпийский гимн. Семененко его сочинил, но Олимпиаду нам не дали. Зато другая его придумка, новый вид спорта бадфайт — смесь карате с бадминтоном (в нем соперники лупят руками и ногами по летящему через сетку волану) — вполне успешно реализуется.

Тренер высшей категории Михаил Семененко работает в СПбГУ уже 45 лет, долго возглавлял отделение борьбы на кафедре физкультуры. И, конечно, помнит студента-борца Володю Путина. Более того, своим наметанным глазом Семененко постоянно замечает, как президент Путин в своей политике руководствуется принципами и приемами дзюдо.

Нет ли лишнего билетика на самбо?

Михаил Семененко пришел в борьбу в 1962 году. Дзюдо еще не было. Только самбо. И интерес к нему в стране был огромный. Чтобы попасть на чемпионат города на Зимний стадион, лишний билет спрашивали. Все мальчишки тогда хотели быть сильными. Это еще было связано и с подростковыми войнами. Например, Михаил жил в военно-морском городке в Песочном, где выходили биться квартал на квартал. Но дрались благородно: заточки никто с собой не брал, если кому-то разбили нос — он выходил из драки. А на следующий день после нее уже в футбол друг против друга играли.

— Раньше и девочки были другие. Сегодня они любят умных мальчиков, а тогда любили сильных. Так что хотелось быть сильным. А я еще маленький — рост 162. Поэтому пошел в самбо в 14 лет (это считалось очень рано — обычно брали с 16!). Попал к Александру Массарскому, который потом спустя годы станет знаменит и как тренер, и как создатель советской каскадерской школы. Тогда он был главным инженером на Ленинградском металлическом заводе и одновременно взялся вести 2–3 группы самбистов.

— Сам Массарский имел только 2-й разряд. Но педагог был хороший, умел разбудить что-то в человеке. Наше спортивное общество называлось «Зенит», главным противником у нас было «Динамо», но там делали упор на силу, а Массарский — на гибкость и ловкость. Он нас заставлял думать. Например, велел вести дневники — своеобразные досье на всех соперников, с которыми боролись, заносить туда их слабые и сильные стороны. Динамовцы, конечно, были грозными самбистами, но «Зенит» Массарского никогда им не уступал. И не случайно в нашей группе из 20 человек 15 стали мастерами спорта. И еще Массарский ненавязчиво прививал подопечным философию — культ доброты и клубной спортивной спайки.

В этой группе вместе с Семененко занимался и Анатолий Рахлин, будущий тренер Путина. Так что Массарский через него повлиял и на манеру борьбы, а возможно, и на жизненные установки будущего президента. Но об этом чуть позже...

Хулиганы с гитарами

А у Михаила Семененко в те годы, помимо самбо, была еще одна страсть — песня. Он даже на соревнования всегда ездил с гитарой. Бардовская песня вошла в его жизнь в 15 лет — вместе с борьбой. «Пить, курить и говорить я начал одновременно», — шутит Михаил Алексеевич.

— Тогда были в моде правильные песни советских композиторов. Было и то, что сейчас называют шансоном. И я, как и все пацаны, пел в подворотне эти уличные, приблатненные песни на три аккорда: «Жил в Одессе славный паренек. Ездил он в Херсон за голубями. И вдали мелькал его челнок с белыми большими парусами». И вдруг как гром среди ясного неба для меня прозвучал тихий голос Окуджавы. А сначала одноклассник напел его песню: «Во дворе, где каждый вечер все играла радиола, и пары танцевали, пыля, все ребята уважали очень Леньку Королева и присвоили ему званье короля...».

Авторская песня вспыхнула, как костер. Умные нестандартные слова. Они сразу забирали слушателя. Сначала был Окуджава, потом в 1965 году в Ленинграде в кафе «Восток» на первом этаже ДК Пищевиков вечерами стали собираться Юрий Кукин, Евгений Клячкин, Александр Генкин, Борис Полоскин. Попеть, поиграть на гитаре. Народ ломился на них. Так возник клуб авторской песни «Восток». Потом появился Высоцкий.

— Я забросил блатняк и самозабвенно стал петь эти новые песни, — рассказывает Михаил Семененко. — Даже пробовал вступить в клуб «Меридиан». Но меня не взяли. Мы с лучшим другом Владимиром Кюллененом (знаменитый самбист, чемпион мира. Владимир Путин гордился, что боролся с ним, хотя и проиграл. — Ред.) спели песню Высоцкого: «Выучи, вызубри, не забывай и повторяй, как заклинание. Не потеряй веры в тумане, да и себя не потеряй». Спели громко в два голоса. А в «Меридиане» был культ Дольского — тихих, мелодичных песен. Нам на прослушивании сказали: «Хватит хулиганить! Слишком громко поете. Еще цыганщину нам тут устройте». Мы обиделись.

И с тех пор Семененко в клубы больше не ходил (вступил в клуб «Восток» всего 10 лет назад). Но петь продолжал. И бардовское творчество, оказало прямое влияние на его судьбу. Тогда оно были тесно завязано на геологов и туристов. Эти песни были очень популярны, но считались полуподпольными и не имели выхода на концертные площадки — им самое место было в лесу у костра. Неудивительно, что и сами барды воспевали, романтизировали такой походный образ жизни и творчества. Так что Семененко совершенно логично расстался с кораблестроительным институтом, где в то время учился, и перевелся на геологический факультет университета — его, как и многих, тогда потянуло «за туманом и за запахом тайги».

Драться было весело

Интересная жизнь началась и в секции Массарского. Свою борцовскую группу тот превратил в каскадерскую.

— Мы вечно участвовали в киношных драках. «Объяснение в любви», «Интервенция», «Виринея», «Республика ШКИД» — всего у меня 12 фильмов. Нас гримировали. Массарский всех расставлял. Давал свисток — и понеслась… В фильме «Белый флюгер» я дублировал мальчишку-беспризорника, которого вытолкнули из поезда и он летел под косогор. Были реальные косогор и поезд. Правда, скорость небольшая — километров 30 в час. Потом уже в фильме посмотрел сцену своего падения и сам себе не понравился: уж больно красиво падал, сгруппировался — переиграл.

А в «Республике ШКИД» в сцене драки в столовой Михаила скидывали за какую-то веревку с деревянных козел. И он падал с трехметровой высоты. Сначала на маты, потом и их убрали. Чем сильнее падал, тем больше нравилось режиссеру. И так пять раз. Массарский говорил: «Если хорошего самбиста выбросить с 3-го этажа, ему ничего не будет». И, по словам Семененко, это правда.

— Мы были еще пацаны, — вспоминает он. — Все делали лихо. Нам было весело и не трудно. И, например, даже когда съемка драки заканчивалась, мы еще минут пять не могли остановиться — мутузили друг друга. Потому что кто-то кого-то в драке уже обидел, за кем-то погнался. В «Виринее» одному из парней в потасовке на голову надели кастрюлю. У него из носа пошла кровь. Он разозлился. Массарский свистит, а драка продолжается...

А в «Объяснении в любви» каскадеры должны были бежать как бы по минному полю — взрывы вокруг.

— Мы пробежали, нас отсняли, а следом — массовка. И все, что взлетело в воздух от взрывов во время нашего пробега, на них упало. Мы чистые, а они грязные как черти. Массовка бастует — мол, каскадерам платят больше, а настоящие каскадеры — мы. Об одном только жалею. Все наши снимались в «Белом солнце пустыни», а я не поехал с ними — поступал в тот год в институт.

Хитрюга Аркаша Ротенберг

Путин на пять лет младше Семененко. Но они иногда вместе выступали за одну команду — Ленинградского университета, где Михаил уже работал, а Владимир учился.

Когда дзюдо в СССР только начиналось, Семененко и другие ребята из группы Массарского уже были кандидатами в мастера по самбо. Кто-то из них тогда перешел в дзюдо, кто-то совмещал эти два вида борьбы. Разница между ними раньше была небольшая.

— Путин тренировался у Рахлина в секции завода ВТУЗ. Он хороший борец. Ловкий, техничный. Мастера спорта не на халяву получил. Я с Путиным не боролся. А вот против его друга Аркаши Ротенберга, который за СКА выступал, пришлось выходить. Он очень хитрый. Оригинально неожиданно действовал. Обычно ты сначала выполняешь руками захват и потом начинаешь бороться, а он даже без ручного захвата ногами делал зацепы — так оплетет тебе ногу, что не устоишь.

Чем труднее жизнь, тем больше бардов

Семененко работает в университете уже 45 лет. Он все-таки стал бардом. В свои почти 70 лет (исполнится 31 октября) выступает с концертами — поет Окуджаву, Вертинского и свои песни — они у него в основном о спорте.

С 60-х годов многое изменилось — и в музыке, и в дзюдо. Бардовской песни сегодня не слышно и не видно. Кажется, что ее больше нет. Но это не так.

— С ней ничего не случилось. Вы, возможно, будете удивлены, но, наоборот, сейчас пик авторской песни, — говорит Михаил Семененко. — Она всегда была на подъеме в трудные времена. В одном только Петербурге сегодня 22 клуба — в каждом не меньше 100 человек. Никогда столько не было — мы живем клубной жизнью, из одного клуба в другой кочуем. В среднем в Питере ежедневно проводится 5 бардовских концертов! Просто этой песни нет в телевизоре и на радио. Она всегда была немножко элитной. Негромкая музыка для неглупых людей. Может, поэтому еще ее сегодня не пускают на ТВ. Бардовская песня ушла в Интернет. Правда, теперь она стала другой — в ней больше музыки, но меньше философского смысла. Приходят в клубы авторской песни и люди из рок-культуры. Но у нас с ними не получается — они пока 12 аккордов не сыграют, слова не споют. Или споют два-три слова и повторят их десять раз.

В отличие от современных бардов Семененко до сих пор играет на семиструнной гитаре. Словно в память об авторской песне 60-х так и не перестроился на шестиструнку.

Борьба тоже меняется. Как и отношение к ней. Лишний билетик на соревнования уже не спрашивают.

— В последнее время в дзюдо почему-то стало много искусственных ограничений, например, отменили захваты за ноги. Ни так ни сяк соперника не возьми. Один может все время атаковать и из-за этого проигрывать. А другой — ходить, ничего не делать и выиграть. В самбо такое не прокатит. Там по-прежнему можно все. Оно сегодня даже больше может дать в плане самообороны. Правда, многие юноши выбирают не классическое самбо, а спортивно-боевое, где разрешены удары руками и ногами. Думают, они суперменами станут. Но этот вид борьбы — суррогат. И в итоге те, кто боевым самбо занимается, ни бросать, ни бить не умеют. Зато они жестокие — потому что там разрешено бить коленом, бить лежачего. А я это не люблю.

ЧИТАЙТЕ «МК В ПИТЕРЕ» НА GOOGLE NEWS

ПОДПИСАТЬСЯ
Владлен Чертинов
Авторы: ВЛАДЛЕН ЧЕРТИНОВ


Рецензии
Николай Николаевич Ващилин (07.04.1947 - 22.07.2023). Светлая память...

Константин Семынин   16.11.2023 14:56     Заявить о нарушении