Все будет хорошо?

В феврале 2013 года следствие по делу гибели дизель-электрохода “Булгария” (10 июля 2011 года) завершилось. Одновременно была озвучена и причина катастрофы: негодность судна к плаванию по техсостоянию и уровню подготовки экипажа... неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей судовладельцем, плавсоставом, должностными лицами контролирующих органов. В общем-то, все было ясно еще полтора года назад. Однако... На портале “Школа жизни” в том роковом июле 2011 года поспешили опубликовать материал, посвященный безопасности речных путешествий и различным возможным ЧП на воде. Статья лежит там и по сей день, поскольку до людей вообще не доходит. “Давайте реально оценим опасности речных путешествий. Какие аварии бывают? Столкновение, посадка на мель, пожар, ну и наконец, затопление.” - пишет автор данного опуса. Ну что ж, давайте оценим. Реально.

Столкновение судов

“По статистике, столкновения судов на реках случаются намного реже, чем на море. Парадокс? Ничуть! Просто на реке суда идут, как по дороге – каждый по своей полосе движения. Как и на дорогах, принято правостороннее движение. При этом, они ещё договариваются по рации о расхождении. Судно, идущее снизу, первым выходит на УКВ-радиосвязь и предлагает встречному судну разойтись левыми бортами, ещё и светоимпульсную отмашку включает. Почему именно судно, идущее снизу? А оно идет против течения, и в случае чего – ему проще остановиться. Встречное судно выражает согласие или несогласие. Если нет – его пропускают. Такое часто случается на труднопроходимых участках реки – перекатах. Судоводитель, управляющий судном, несмотря на знание данного плёса наизусть, постоянно сверяется с картой атласа. При подходе к участку пути, закрытому для расхождения и обгона, он сообщает об этом по УКВ-радиосвязи, чтобы окружающие суда могли скоординировать свои действия.” (с) “Школа жизни”

Ох как оно гладко да складно на бумаге... Вот только никто не берет в расчет привычное наше разгильдяйство и “человеческий фактор”. Примеры? Да они даже во времена СССР встречались – вспомнить хотя бы аварию одной из “Ракет” (пассажирское судно на подводных крыльях), которую пьяный капитан угнал из порта и посадил на мель. Или таран теплоходом “Суворов” железнодорожного моста на Волге с гибелью как минимум 176 человек. А уж в новейшие времена – сотни их. И сон на вахте, и отмеченный “всего-то по 300 граммов” день рождения механика, и отлучившийся без подмены рулевой... Столкновения судов на внутренних водных путях происходят часто, только информацию о них широкой публике не доводят. Кому надо – тот знает.

По реке суда идут в пределах судового хода – чистая правда. Однако автор статьи, похоже, реку себе представляет по Москве-реке. А ведь есть Волга, Енисей, Объ и еще множество рек, ширина которых больше напоминает морской залив. Есть масса водохранилищ и озер, от моря отличающихся лишь пресной водой и более мелкой волной. При ширине судового хода в 2-3 километра – по сути то же самое море. Берега видны, но “не всякая птица долетит”.

Да-да, на речных судах штатно устанавливаются радиолокаторы и средства связи. Но исправна ли РЛС – вот в чем вопрос. Новенький импортный FURUNO стоит денег, вот и пользуются советскими еще радарами, которым по 30 и более лет стукнуло. Рации, к слову, тоже допотопные вполне, хотя тут прогресс идет быстрее. Но даже с исправной рацией не всегда возможно с кем-то связаться, радиоволне не прикажешь.

Посадка на мель

“Посадка на мель бывает только в случае неграмотных действий судоводителя. Пассажиры тогда почувствуют толчок – судно налетело на препятствие. Могут упасть, ушибиться, падает и бьется посуда. В общем, все как в фильме “Волга-Волга”. Если судно только зацепило немного поверхность дна, то оно может самостоятельно сняться с мели и продолжить спокойно свой рейс. Днище судна без труда выдержит подобную нагрузку. Но судно может сесть и капитально, при этом ещё и повредить днище. Это уже серьезная авария, туристам это грозит сорванным графиком экскурсий в ближайших паре городов. Так как самостоятельно судно с мели не снимется, придется вызывать буксир, ждать его прибытия, да и операции по съему “хорошо” сидящего судна могут занять не один час. Если образовалась пробоина – её заделывают с помощью цементного ящика.” (с) “Школа жизни”

Опять “все спокойно на Дунае”! А ведь мель на реке – это не всегда мягкий песочек. О коварстве мелей еще Марк Твен писал в своей знаменитой “Жизни на Миссисипи”. Там встречаются весьма твердые и острые предметы. Иногда затонувшие суда, которые течение вполне способно перемещать с места на место. Иногда просто бревна, которые после многолетнего пребывания под водой твердостью мало уступают камню. Сами камни тоже имеются. Ну а “Волга-Волга” это комедия. В реальность все обстоит далеко не так весело.

Но раз уж речь зашла о комедии – припомните, в каком техническом состоянии находился пароход “Севрюга”? Как у него отваливались трубы, ломались палубные ограждения? Тогда это было смешно, а сегодня... Сегодня, когда все знают, что “круизный лайнер” “Булгария” являлся по сути ржавым корытом, что энная доля всего речного флота России ничем не лучше – смеяться не хочется. Не факт, что прогнившее дно выдержит столкновение с препятствием. Не факт, что на борту найдется чем заделать пробоину. Да вообще не факт, что ситуация отведет достаточно времени это сделать.

Пожар

“Самое страшное, что может быть на судне – это пожар. Горьким опытом установлено, что современные речные суда сгорают дотла за 25 минут. Поэтому больше всего на любом судне уделяется внимания именно пожарной безопасности. Везде висят огнетушители, оборудованы специальные щиты с пожарным инвентарем. Если вы обнаружили очаг возгорания на судне, надо немедленно сообщить об этом любому члену экипажа. Лучше всего подняться в ходовую рубку и сказать об этом вахтенному начальнику. На судне есть расписание по тревогам, каждый член экипажа знает, как себя вести и что ему делать в той или иной ситуации. Задача пассажиров в этом случае – не мешать им работать.” (с) “Школа жизни”

Красивая отделка речного круизного судна горит очень даже хорошо. Огнетушитель тут не поможет. А если пожар начался в машинном отделении и успел разрастись, от огнетушителей толку ноль. Остаются пожарные рукава, а ими еще пользоваться нужно уметь. Но дело даже не в этом. Все эти красивые слова рассчитаны на опытную команду, всему обученную, регулярно проходящую тренировки. С учетом постоянной экономии на зарплате и скотского отношения к работникам – набирают в матросы кого придется. 

Не стоит забывать о факторе паники. Огонь и дым – явления зримые и вызывающие у большинства людей ужас. Это утонуть можно незаметно для себя, если судно погружается на ровном киле, а вот сгореть – не получится. Какое уж тут “стоять и не мешать”... когда, извините, задницу печет. От огня путь один – в воду, а если пассажир плавать не умеет? Дети, опять же...

Пожары на речных судах в истории внутренних водных путей России известны. Катастрофических среди них (повлекших гибель людей) мало, но это... везет до поры до времени. А которые обходятся без жертв – судоходными компаниями аккуратно замалчиваются. В 2011 году в Перми горел трехпалубник “Жолио-Кюри”. Причина – короткое замыкание. К счастью, без пассажиров, а потому и слышали о пожаре только те, кто связан с речным флотом.

Опрокидывание

“Ну, и случай с опрокидыванием. Явление довольно уникальное. Дело в том, что речные суда выпускаются с принципиально разным устройством днища: килеватые и плоскодонные. Килеватые – это у нас от моряков. Такие суда хорошо держатся на любой волне. Плоскодонки больше подходят для эксплуатации на реках с незначительными глубинами, но на волне они держатся значительно хуже. А если ещё и надстройка намного больше подводной части, то это вообще не судно, а Ванька-встанька будет. Но! Таким судам категорически запрещено выходить в водохранилища при определенной высоте волны. Дело в том, что всем судам присваивается свой класс Речного Регистра, который указывает, при какой высоте волны может эксплуатироваться то или иное судно. ” (с) “Школа жизни”

Это гениально. То есть пример “Булгарии” (класс “О” - озерный), которая за две минуты набрала воду, легла на борт и ухнула на дно, нам ни о чем не говорит? Что до категорических запретов, то мы живем в России. При очень сильном желании в Регистр запросто вносятся все необходимые изменения. Некоторые речные “грузовики” вполне себе по морям ходят. По бумагам Регистра – все нормально, а по ощущениям экипажей, многократно описанным – постоянный ужас-ужас. Плюс, повторюсь, водохранилища – те же моря, а на Ладожском озере такие шторма случаются, что у многих моряков глаза на лоб лезут.

Если вообще говорить о Регистре, то судно, способное затонуть за две минуты, существовать в природе не должно. Тем более пассажирское. За две минуты не то что плоты спасательные не сбросить – с нижних палуб наверх не подняться. Мышеловка. Любое судно должно дать время экипажу и пассажирам спустить спасательные средства и эвакуироваться, а уж потом тонуть. В идеале – вообще сохранять плавучесть до подхода буксиров. Однако же -  “Булгария”. Она затонула фактически мгновенно. И не поспоришь.

Многие речные туристы считают, что плавание по реке намного безопаснее плавания по морю. Отчасти это так – когда рядом берег, когда небольшая глубина, когда нет паники. Умение плавать, опять же, многое значит. Но если до берега пара километров, то не каждый пловец одолеет такую дистанцию. Ребенок, пожилой человек – без спасательного жилета просто утонут. На реке, как и на море, помощь физически не может появиться быстро – в этом главная беда спасения на водах. Если что-то случилось вдали от портовых городов и пристаней, ожидание спасателей может затянуться на часы. (“Арабелла” прибыла к месту гибели “Булгарии” через час, и это выжившим еще повезло!) Надеяться в это время лучше на себя – больше помочь некому.

Безопасность

“Ежегодно любое судно проводит текущий ремонт. Каждые пять лет проводится средний ремонт. Судно поднимают на слип, происходит дефектация днища. Если листы обшивки окажутся тоньше, чем положено по ГОСТу, их просто вырезают, а на их место приваривают новые. Кроме того, перебирают главные двигатели и выполняют ещё массу всякой работы. На речном транспорте установлены очень жесткие правила технической эксплуатации судов. За осуществлением выполнения этих правил призван следить специальный государственный орган – Речной Регистр судоходства. Кстати, обратите внимание, кого задержали в связи с гибелью “Булгарии”. Ещё и старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, разрешившего эксплуатацию технически непригодного, как считает следствие, судна. Так что, если все всё делают в соответствии с Законом и нормативными документами, то речные суда – самый безопасный вид транспорта, по сравнению с остальными (авиационным, железнодорожным или автомобильным).” (с) “Школа жизни”

Прекрасно. Эксперта нашли, обвинение предъявили. А он в Регистре такой один уникальный и (предположительно) до денег жадный? Ой, не верится. А значит - “правила будут нарушаться”. Такова жизнь. Такова Россия. Такова отрасль речного туризма, зарабатывающая деньги на ветшающем советском наследии. Даже капитально отремонтированные суда не вечны, эпоха белых теплоходов подходит к своему завершению. Нужны новые лайнеры, но их нет и, видимо, не будет. Уже сейчас круиз по Волге – один из самых дорогих видов отдыха, не всем по карману. Чтобы закупить новые суда, компании должны поднять цены на путевки до уровня космического туризма, а это тупик. Дешевле найти очередного “эксперта” и решить вопрос с допуском к эксплуатации.

Судоходные компании не заинтересованы в том, чтобы пассажир боялся, и это понятное стремление. Поэтому на множестве сайтов и лежат такие вот убаюкивающие статьи, ключевым словом в которых является слово “безопасность”. Но безопасность – понятие весьма условное, потому что кирпич с крыши может на голову упасть прямо во дворе родного дома. Безопасность на транспорте – вообще миф. Не бывает безопасного транспорта, нет его в природе и не было никогда. И вместо того, чтобы успокаивать себя мантрой “все будет хорошо”, нужно осознанно готовиться к тому, что все будет очень плохо. Тот же спасательный жилет – хотя бы примерить. Пути эвакуации с теплохода – пройти от и до. И так далее. А уж потом отдыхать и развлекаться.


Рецензии