Лампа Алладина

И Сулейман прислал своего визиря Асафа ибн Барахию,
и тот доставил нас насильно.
И Сулейман ибн Дауд-мир с ними обоими!
 — приказал принести два сосуда:
один медный, а другой глиняный,
 и заточил меня в глиняном сосуде, а брата моего,
Омара Хоттабовича, — в медном.
 
Стари;к Хотта;быч
www.moshiach.ru/view/kaleidoscope/4264.html#ixzz1ohHIorvX




Знаменитые сказки Шахерезады! Книги, фильмы… Мы помним самые яркие моменты, самых захватывающих и интригующих историй. Как, например, юноша Алладин познакомился с прекрасной принцессой Будур, а Джин ради дружбы покинул свою лампу и поселился в кувшине. Помним сакральную фразу: «Так раб или друг?»,  которая помогла могущественному духу освободиться и победить чары.
История так увлекательна, что никто не задумывается над тем, что в результате стало с лампой. Да и колдун из Магриба куда-то исчез…
Сказка из сборника Тысяча и одна ночь, предлагает нам упрощённый вариант истории, где колдуна Алладин обезглавил, а лампу с джином оставил себе, однако приходится сомневаться в точности этого текста. Согласно автору, не понятно, кто в то время правил страной. Ясно, что это султан, у него есть дочь царевна Будур и визирь. Если верить другим новеллам той же книги, то султана должны были звать царь Шахрамат, а избранника царевны  Камар-аз-Заман, оба, кстати, вымышленные персонажи. Но это не вяжется с исторической конвой, так как в Персии султанат появился позже самого царя Шахрияра (мужа Шахерезады).
К тому же на слуху у всех более полная версия той же сказки, насыщенная историческим контекстом и глубоко осмысленным подробным содержанием, на основании которого делались  экранизации. Согласно гипотезе Эструпа, текст который мы знаем по книжкам, имел первичное персидское происхождение, и восходит к халифу Багдада, знаменитому Харун ар-Рашиду, правившему с 786 по 809 годы. Именно у него был верный визирь Джафар, из рода Бармакидов, повсюду сопровождавший своего господина, который появляется в повествовании. Позже, около пятнадцатого века, сказка прошла арабскую обработку в Египте, и в деформированном виде вошла в сборники. Однако интересно заглянуть в глубь веков, и проследить реальный исторический ход событий, опираясь на все возможные источники.
Согласно легенде, лампа была не просто куском меди, а одним из пяти волшебных сосудов, изготовленных (предположительно отлитых) в эпоху Сулеймана ибн Дауда, или проще царя Соломона, правившего в Иерусалиме с 965 по 928 годы до нашей эры. Это было время не только экономического и политического могущества Израильского государства, но и воцарения мира и укрепления мультикультурных связей между разными странами, от Индии до Эфиопии. Согласно Торе, король Шломо (всё тот же Соломон), имел магическую печать со святыми именами, при помощи которой он мог повелевать духами, а по исламской версии Сулейман ибн Дауд покорил джинов, принудив их служить Аллаху. Многие приписывают его славу и успехи, магическим силам, которыми он владел.
Сказка упоминает как волшебный перстень, так и лампу, и джинов им служащих. Следовательно, речь идёт именно об одном из светильников Соломона, в каждом из которых был вечный огонь, который горел без масла и фитиля, и освещал то, что называется «духовным миром». Духи, демоны, ангелы, колдуны становились видимыми в свете волшебного огня, что давало её обладателю возможность безопасно перемещаться в потустороннем мире. Волшебный огонь в каждой лампе поддерживал джин, который согласился служить могучему магу. Некоторые отождествляют эти лампы с лампами храмового семисвечника, но очевидно  них разная функция. Волшебные лампы имели особые печати и заклятия, делающими союз джина, лампы и их господина вечным, что оберегало каждого из них от любой крамолы. Союз скреплялся также именем джина, которое было нанесено на поверхность сосуда, а для тех кто разбирается в магических практиках известно, что кто знает имя духа, тот обладает властью над ним.
После Соломона, магическая наука постепенно сошла на нет, до уровня мелких знахарей, и ходить в мир духов никто не отваживался. Возможно свет иссяк за ненадобностью, возможно угас со смертью своего создателя, или вообще огонь в лампе был метафоричным описанием её свойств, но ко временам Алладина светильник не горел. Однако джин был всё ещё там, и прочитав его имя вслух или наощупь проведя пальцами по картушу лампы, можно было призвать его к исполнению присяги.
Судьба других четырёх светильников неизвестна, но тот, что нашёл магрибский колдун, был в городе теней. Это говорит во-первых о том, что у себя в Африке он сталкивался с подобной лампой и был хорошо информирован о её свойствах, а во вторых, что кто-то посещал мир духов, раз хранил её в городе теней. Значит традиция каким-то образом тогда ещё жила.
Как вызвать джина понятно – надо знать и правильно назвать его имя. Джин называет имя своему хозяину, после чего тот может свободно призывать его к служению, но Соломон связал имя джина Маймуна Шамхураша, запечатлев его в картуше и наложив заклятие. Пока лампа жива, имя связанно, а для джина-раба это особенно важно, потому что защищает его от прежнего господина – Шайтана. Это как солдат дезертировавший из одной армии, может укрыться от гнева прежних хозяев присягнув другой.
Так как раб лампы не занят поддержанием огня, но находится под клятвой, то формально его можно привлечь к другому служению, как любого солдата свободного от обязанностей службы. Возможность эта не бесконечна, и некоторые авторы говорят о трёх желаниях, но вернее понимать, что джин способен действовать в рамках своей силы, уровня и духовных правил. То есть может, но не всё и не просто так.
Для меня самый интересный вопрос в другом - как лампа,  удерживающая джина много веков, вдруг его отпустила?
Видимо ответ кроется в традиции, согласно которой на каждое заклятие есть ключ - расколдовыватель. Все знают, что если красавица полюбит чудовище, или принцесса поцелует лягушку, то заклятие снято. Кажется нелепо, но тут есть своя мудрость!
Алладин сделал универсального раба – джина своим другом. Это выходит за рамки рабовладельческих понятий, традиций и логики, и вполне может являться ключом. Через этот поступок, хозяин переводит раба в ранг равных себе, то есть освобождает. Испытав тяжёлое душевное потрясение, джин перешёл в другую касту – свободных духов, что даёт ему возможность иметь другое имя и совершать поступки по собственному усмотрению. Лампа уже над ним не властна.
Однако о лампе. Её ни кто не сломал и не расколдовал. Та сила, что удерживала джина внутри осталась, просто поселенец для неё стал недоступен. Сказка о ней ничего не говорит, но согласно приданию, магрибский колдун, которого по некоторым источникам звали Худайдан-ибн-Худайдан, не смог с ней расстаться, и не удосужился расколдовать, в результате чего сам подпал под её чары. Мы помним, что впечатлительный Алладин, получив лампу, стал вести себя более чем странно, потеряв страх и отдавшись своим проказам. Лампа словно раскрыла его подлинную натуру.
Что было потом неизвестно, но неожиданно след этих событий всплывает через века. Придворный историк халифа Абу-ль-Аббас Ахмад ан-Насир ли-диниллаха упоминает, что у него был слуга – колдун, живущий при дворе более трёхсот лет. Всё это время он ни ел, не пил и не спал, зато обладал могучей силой и исполнял приказы повелителя быстро и чётко. О нём мы узнаём потому, что в 1218 году при походе на Багдад, султан Харезма Мухаммад потерпел сокрушительное поражение, когда большая часть его армии погибла в результате неожиданно обрушившейся снежной бури. После этой победы халиф настолько размягчился сердцем, что позволил колдуну пожелать чего-нибудь. Тот попросил только одного – возможности поесть и попить, так как душа и тело его истосковались по человеческой жизни, а для этого ему нужно было взять в руки старый медный сосуд. Ни чего не подозревающий халиф, считавший семейную реликвию пережитком суеверий, позволил это.
Колдун сел, взял сосуд, выпил воды, съел фрукт и тут же умер, обратившись в древнего старика. С тех пор удача отвернулась от славного халифа и в 1225 он умер. А вскоре, в 1258 году халифат исчез и династия погибла, когда последний халиф Аль-Мустаим ни чего не смог противопоставить завоевателям  Сельджукам кроме угроз и проклятий. О таинственном сосуде с тех пор долго ни кто не слышал.
Много позже о необычном медном артефакте ходили слухи в Самарканде. Его называли негорящей лампой и использовали как орудие смерти, которое дарили недругу. Тот сначала страстно привязывался к древнему предмету, а затем скоро увядал и помирал. В пользу подлинности этих историй говорит тот факт, что именно среднеазиатским, более богатым источником истории об Алладине пользовались Лагин, Виткович и Ягдфельд для создания своих произведений, так как в советское время пользоваться западными изданиями было сложно. Видимо в Самарканде сохранилась более архаичная, а следовательно древняя традиция, связанная с артефактом. 
Следующие упоминания о лампе можно найти на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. По одним источникам она была передана в Сирию из Стамбула в 1895 году, по другим из Каира в Ирак в 1907. Может это были разные предметы, может тут какая-то ошибка – ни чего точно сказать нельзя. Я сторонник Иракской версии, потому что уже в наше время след этой истории опять можно разглядеть.
Дело в том, что у Саддама Хусейна был интересный приспешник – Химический Али. Он чётко и быстро выполнял все приказы диктатора и до конца не ясно, каким ресурсом пользовался. Известно, что Хусейн применял химическое, а может и биологическое оружие, однако ни заводов, ни арсеналов на территории Ирака не нашли. То есть оружия не было, а люди погибли. При этом был верный раб, и была лампа, которая таинственным образом пропала из музея Багдада после прихода Американцев.
Вот вы знаете куда она делась? – Я например не знаю. Но то, что Американцы напали на Ирак, якобы из-за какого-то оружия массового поражения, и что несколько дней попускали мародёрство в музее древней истории, это неоспоримо. Кстати, исчезли не только самые ценные экспонаты, но и документация по ним. В прессе уже звучат голоса о целенаправленном  посягательстве на исторические и культурные ценности древнего востока.
Остаётся надеяться на мародёров, потому что артефакт такой силы в руках имперских фанатиков может повлиять на ход истории самым непредсказуемым образом. Вспомним, что Гитлер тоже, строя свою империю, охотился за древними магическими предметами.
Среди изотериков есть мнение, что лампа сама ищет себе жертву или поселенца, словно у неё есть миссия или цель, к которой она стремится не смотря ни на что. Ни кто не знает, какой силой или заклятьями она заворожена и что произошло с ней за долгие тысячелетия существования. Кем она была и кем стала? Ведь то, что было благом в те далёкие времена, сегодня воспринимается как жесточайшая дикость.
Я думаю, что лампа продолжает порабощать того, кто ищет в ней помощь или защиту. Взамен она даёт волшебный свет, то есть способность видеть мир духов, но без владения магическим искусством это только завораживает, отнимает жизненны силы и ведёт к безумию. Зато маг, продавший душу заклятой лампе, обретает великое могущество, хотя по условиям сделки распоряжаться им может только новый хозяин лампы. Пока есть эти торе, каждый неуязвим, но стоит магу взять лампу в руки, та отнимает у него всё что может – настолько велика их связь.
По форме лампа это небольшой – размером с грейпфрут, чуть сплющенный медный шар, с тонкой дырочкой и раструбом над ним в верхней части. С двух сторон на нём заполированые остатки ушек, чтобы носить предмет на цепочке, снизу плоское донышко. Поверхность слегка помята и сильно затёрта, особенно в области картуша, но на ней ещё угадываются странным образом расположенные линии и геометрически фигуры, а также орнаментальная вязь или текст на загадочном языке. Лампа приковывает к себе внимание, словно она следит за вами. Взявший неё в руки постепенно входит в состояние транса и испытывает глубокие переживания, описываемые очевидцами как расширение сознания. Всё это известно из интервью с заместителем директора национального музея Ирака Набхаль Амин, которая последней видела артефакт.
Остаётся только надеяться, что маги древности, создавшие этот предмет, дали ему правильное направление, ограничили возможности или срок жизни. Хотя, что есть правильно в наше странное время?


10. 03.2012 г.                Андрей Попов


Рецензии