1. Смерть Тарелкина, или Великий день

Второй постановкой Театра-студии Арнольда Пономаренко был спектакль «Великий день» по весьма сложной пьесе А.В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Были взяты отдельные фрагменты из этой пьесы, но и они потребовали большой работы.

У этой пьесы была и политическая подоплека. Об этом упоминает в кратких, но богато иллюстрированных воспоминаниях «Театр жизни» Владимир Штерн: «Следователи николаевской России казались копиями сталинских».

Я не знаю, почему "николаевской". Пьеса была написана в 1869 году в царствование Александра III, но, может быть, Володя имел в виду Николая I, скончавшегося за 14 лет до написания пьесы или потому что под николаевской Россией принято было в наше время понимать "палочную" дисциплину. Ведь недаром Николая II-го звали Николаем Палкиным. Но не в этом дело.

Мы с детства привыкли считать царских следователей ангажированными. Так нам вдалбливали в голову. Но мы понимали, что и в эпоху Хрущёва следователи тоже выполняют заказы правящих структур. Осуждения людей за экономические преступления это постоянно подтверждали. И анекдоты тоже не были безопасны. Помните, я недавно приводил слова Хрущёва из анекдота: "Скажи своему папе, что я сажаю не только кукурузу".

Но, уж простите меня, не могу удержаться от сравнения с нынешним временем. Горе-следователи путинской эпохи переплюнули и николавских и хрущёвских во сто крат. Я думаю, что сталинские следователи и следователи в эпоху Путина - одного поля ягода. Прокуроры на суде над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым несли такую чушь! Просто уши вянут. Как самим не стыдно? И это не единичный случай, а массовое явление.

Я дописываю этот отрывок в свой день рождения 2 ноября 2010 года. Уже Ходорковский выступил со своим последним словом на суде. Судья Данилкин огласит свой вердикт до 15 декабря. Каким он будет? По прошлому неправедному суду подсудимые уже просидели по семь лет. Теперь прокурор потребовал еще 14. Будет ли судья честен перед собой и богом, перед людьми и законом? Каким его имя останется в истории?

Или оно будет стоять рядом с именами гонителей Путина и его подручного Сечина? Так называемого прокурора Лахтина? Или имя судьи Данилкина встанет рядом с именами достойнейших людей нашего времени Михаилом Борисовичем Ходорковским и Платоном Леонидовичем Лебедевым?

Если это случится, представляю, как на него спустят собак!!

Скоро увидим. Я вернусь сюда и допишу этот отрывок после 15 декабря ...

Дописываю. Судья Данилкин вынес свой приговор. Теперь общий срок, к которому Ходорковского и Лебедева приговорили стал 14 лет.

Позорный "данилкин суд" войдет в историю, как еще один неправедный суд путинской эпохи. Аргументы обвинения, переписанные в приговор - абсолютно абсурдны. На глазах Фемиды повязка, а уши заткнуты затычками.

Все же, подумав, я бы назвал этот суд не именем судьи Данилкина, а именем Путина, потому что все они воспитанники одной системы - путинизма, системы, созданной Путиным. Пройдёт время, и будут говорить: путинские следователи, прокуроры, судьи, как раньше говорили - николаевские.

Ведь в то время - 60-е годы ХХ века - суды были такими же. Первый пример, - суд над Иосифом Бродским в 1964 году.  Там тоже были абсурдные аргументы, а Фемида была слепа и глуха.

Пожалуй, никто - ни райком, ни обком КПСС - этой аналогии со следователями не заметил.

Тем более, никто не подумал о современных следователях. Да никто и не знал, как они теперь работают. Об этом тогда не принято было ни писать, ни говорить. До суда над Бродским оставалось два месяца, а над Даниэлем и Синявским полтора года, и советский суд "числился" самым справедливым в мире, ведь мы считали, что сталинские времена прошли и более не повторятся.

Увы, ничего не менялось в судебной системе страны ни в 60-е годы ХХ-го века, ни в нулевые ХХI-го. Стоит сегодня почитать отчеты с суда над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, как сразу станет ясно, что в эпоху Путина судебный произвол продолжается.

Но что касается тех лет, что я работал в Академгородке в ОКП (1963-1967 гг.), я должен заметить, что ни один коллектив Академгородка не чувствовал идеологического прессинга партийных органов.

И за весь период моей работы (я перестал быть председателем ОКП в марте 1967 г.) никто из идеологических работников или секретарей не высказывал мне каких-либо претензий по поводу репертуара Театра-студии или работы других коллективов, входящих в ДК «Академия» и, следовательно в структуру ОКП: кафе-клуб "Под интегралом, киноклуб "Сигма".

Но вернусь к спектаклю. Главную роль частного пристава Оха сыграл Сережа Кудрявцев, а роль Расплюева – Володя Штерн. Женя Савин в спектакле сыграл роль купца Попугайчикова.

Любочка в спектакле не участвовала, хотя в программке стояла как исполнитель роли Людмилы Спиридоновны. Эту роль сыграла то ли К. Лубошникова, то ли Э. Тонкова, – их фамилии тоже стоят в программке. Я их совершенно не помню, даже имен. Помещика Чванкина сыграл Саша Чернобров, а мушкетеров – Володя Свиньин и Гена Попов. Арнольд выбрал для себя роль дворника Пахомова.

фрагменты этого спектакля были показаны 28 декабря 1963 года на сцене ДК "Академия. Он не требовал большой сцены, и Арнольд сумел впервые показать свою работу на новой сцене нашего ДК.

Спектакль, безусловно, получился. В одной из рецензий было написано:
"Большой популярностью пользуется театр-студия, возглавляемая энтузиастом самодеятельного искусства А.Г. Пономаренко. Зрители увидели отрывки из подготавливаемой этой группой к постановке комедии «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина".

Даже Арнольд был доволен. Но, мне кажется, спектакль шел на сцене всего лишь один-единственный раз. Новосибирская телестудия, тем не менее, показала отдельные фрагменты его жителям города. Полностью спектакль Арнольд решил не ставить.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/10/10/398


Рецензии