Бабушкина судьба. Так начиналась жизнь

Пишу о том, что мне рассказывали моя бабушка, мама и отец. Может моим внукам и правнукам это будет интересно. Очень хочется, чтобы они знали о судьбах своих предков. Мне, например,  этого очень хотелось и я холодными , зимними вечерами часто слушала рассказы своей бабушки Елизаветы Никифоровны. Бабка часто повторялась и я наперёд знала о чём она хочет мне поведать. Несмотря на эти повторы я слушала её с большим интересом.
   Бабуля родилась в крестьянской семье в 1892 году  в деревне Никитино  Оренбургской обл. Отец её занимался пчеловодством и бабушка смеясь говорила почему у неё так рано выпали зубы:
- Мёд ложками ела.

Кроме зубов она потеряла  и слух,  но тут виноват уже мой дед Иван Фёдорович Гишаев.
Фамилия Гишаев является чеченской. (хотя мой дед по национальности был мордвин, а бабушка русская) Скорее всего, эта фамилия образована от имени Гишай. По одной из версий, оно происходит от армянского слова gisher, которое переводится на русский язык как «ночь». Вполне вероятно, что так назвали черноволосого мальчика или ребенка, родившегося ночью.

 Однажды дед избил бабушку (горяч был, да и раньше это считалось в порядке вещей. Бьёт - значит любит.) И вот она зимой, в чём была, в том и убежала в свою деревню к родителям. Платок сразу не смогли снять - примёрз, а потом полная глухота. Но вернуться к буйному мужу ей пришлось всё равно. У неё были две младшие сестры - кто бы потом их взял замуж?  Сбежать от мужа было позором.  Пятно на всю семью.
Уже ближе к старости, дед "остыл," а бабка осмелела и иногда доставалось теперь деду, правда валенком,  а  им вреда не причинишь ,только потешишь женское сердце. Вроде, как бы и отомстила за свою глухоту.

 По словам бабки - жили они богато. Держали постоялый двор. Это типа гостиницы. Заезжали к ним купцы, чтобы отдохнуть, покормить или сменить лошадей. Расплачивались своим товаром: Когда бочка селёдки, когда холщовая ткань на рубашки и портки, всем одинаковая. Соль,леденцы...и т.д.

  Часто выходила бабушка торговаться с купцами или покормить лошадей. И вот однажды двое татар повалили её в снег, задрали юбку и снегом, снегом под юбку. Сами приговаривают:
- Русская баба штаны не носит. Вот ей, вот ей!
Бабушка в слезах вернулась в избу. После этого дед сам выходил к купцам.

    Были и праздники. Кулачные  бои. Дед любил помахать кулаками. Деревня на деревню шли. Много увечья было от таких забав. Однажды деду сломали палец на руке и он больше не ходил на такие бои.

На святки все веселились. Катались ряженые, на санях. Зимой вообще мало работали. Девки пряли и пели песни. Делали пельмени. Ели "от пуза."
Была у них такая забава - делать счастливый пельмень. Я тоже иногда делаю такой с перцем. Все спрашивают есть ли счастливый и внимательно разглядывают  в своих  тарелках  пельмени.
А в то время счастливые начинки были из соломы или монетку клали. Каждая начинка что-то означала. Достанется с копейкой - к богатству.
  Ну вот деду и достался самый счастливый пельмень  с конским волосом.  Как дед ругался... вышел из-за стола. На чём свет матерился и всё допытывался - между чьих ножек этот волосок выдернули.
А конский волос-это означало, что у хозяина в хозяйстве будет всегда здоровая и сильная лошадь. Не иметь свою лошадь - значит быть бедняком.
 
   Иногда мама моя услышит, что рассказывает мне бабуля, подойдёт к ней и на ухо кричит:
-Зачем ребёнку такое рассказываешь?

 Потом мы с бабушкой договорились: - как появляется мама, я сразу хлопаю её по ноге.  Но бабка увлекалась и забывала о нашем договоре. Ещё и отругает меня за то , что хлопаю по ноге.

   Продолжение следует.
               
                Оренбург с 1938 года до 1957 года- Чкалов.


Рецензии
Валентина, очень понравилось все, что у Вас прочитала. Моя бабушка была 1897 года рождения и умерла в 1986 году. Очень жалею, что мало расспрашиаала ее о жизни. Тоже жили в деревне, тоже были раскулачены, вдовой осталась в 40 лет. Муж был репрессирован. Но бабушка по сравнению с нами, внуками была человеком более сильным, интересным, много чего умеющим, любила читать, и никогда не теряла оптимизма. Я её очень любила. Остались её письма, свидетельства времени...
Спасибо за творчество, Валентина!

Анисимова Ольга   27.10.2023 19:52     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Ольга. Эти бабушкины воспоминания и рассказы правдивы. Правда тех времен- это самое главное.

Валентина Гишаева   27.10.2023 20:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.