Карлсон

В «Правде» ни слова правды,
В «Известиях» ни слова известий.
Анекдот середины 20 века.



Литература. – Как много пишут всякой откровенной и прикрытой фигни, выдавая её за что-то стоящее и оригинальное. Особенно неприятно, когда пишут детские сказки, опираясь не на законы некоего, пусть даже воображаемого, культурно-магического мира, а на свои странные фантазии. Тут мы можем столкнуться с тем, что писатель просто коверкает реальность, делая вполне правдоподобным то, чего быть не должно и искажая до неузнаваемости то, что вполне очевидно.
Меня раздражает сказка про Малыша и Карлсона, который живёт на крыше. Только старая маразматичка Линдгрен могла всерьёз считать, что между мальчиком и этим типчиком Карлсоном может быть только дружба. Всякий, кто хоть сколько-нибудь знает шведов, их нравы и умеет читать между строк, поймёт, что либо Малыш страдал серьёзным душевным расстройством, отягощённым бредовыми галлюцинациями, либо стал жертвой опытного педофила.
Нет, возможно, конечно, и то и другое, потому как шведские дети славятся своей болезненностью и восприимчивостью, а шведские семьи своей половой распущенностью. И тут уже не важно, что является причиной, а что следствием, факт в том, что ни в каком другом обществе таких сказок не пишут, а где-нибудь в Америке старуху Линдгрен вообще бы обвинили в скрытой детской порнографии, несмотря на весь её гуманизм. К тому же появляется множество статей и публикаций, посвящённым либо душевному нездоровью Малыша, либо сексуальным предпочтениям его друга, поэтому я решил изучить вопрос о том, что стоит за всей этой историей.
Итак, если у мальчика бред, то довольно странный, обостряющийся в моменты эмоционального стресса до специфических галлюцинаций. Везде ему мерещатся «заводные» толстые мужики с пакостными наклонностями. Да, действительно, в галлюцинаторном бреду, на острой стадии шизофрении или при передозировке галлюциногенами, ребёнок мог и пожрать всё варенье, и комнату разгромить, и на крышу залезть. Но я хочу обратить внимание, что даже для продвинутых шведов семилетний наркоман это уже слишком, да и чётких признаков душевной болезни повествование не даёт. С одной стороны ребёнок, конечно, нелюдим, скрытен и всё время сидит дома, но с другой избалован и вполне благополучен.
В общем если это и бред, то какой-то однонаправленный – повсюду Малыша мужичок-озорничок, со своими глупостями преследует. Можно предположить посттравматический синдром на почве сексуального насилия, но кроме старшего брата и отца, других значимых мужчин вокруг него нет. Не уже ли папаша?
Нет, думаю это уже перебор. Старуха Линдгрен до такого бы не опустилась, она всё таки идейная была, и чернухи сама не любила. К тому же свидетельство Фрёкен Бок подтверждает наличие реального, а не воображаемого субъекта - Карлсона.
Хорошо, а если он был, то почему от родителей Малыша прятался? Почему в окно залазил и дверь изнутри запирал, а?
И что это за странный домик на крыше, в котором по всем описаниям жить в общем-то нельзя? Это явно не сарай и не голубятня, там чисто, есть кровать, стол и стулья. В центре города, скрытно от глаз. Типичный притон! Это красный фонарь нужно на виду вешать, а тут такое место которое незаметно, чтобы было трудно обнаружить, поймать и чтобы не видели кто туда ходит. И вот этот Карлсон враками и хитростью заманивает туда мальчиков, ложится на кровать и предлагает поиграть в  «доктора» или «папу с мамой». А за мальчиков ведь совсем другая статья в уголовном кодексе, даже в шведском! И опять же на крышу ни какая девица не полезет, это только для пацанов домик предназначен, совершенно очевидно. И вот кто он после этого?
Ещё  я сталкивался с таким исследованием текста, где проводилась попытка обнаружить склонность Малыша к зоофилии исходя из пассажа о том, что «Мама имела папу, папа имел маму, а Малыш ни кого не имел, даже собаки». Но думаю, что это притянуто за уши и автор опираясь на  неточности перевода истолковал слова превратно, в духе современного сленга. То, что сексуальный подтекст истории очевиден не только мне, это похвально, но скорее всего собака Малышу нужна не как продолжение сомнительных игр Карлсона, а как то существо, которому можно было такую тайну доверить, или с кем под благовидным предлогом уединиться, спасаясь от домоганий «грязного друга». Понятно почему появление собаки не понравилось Карлсону... Это лишний раз доказывает, что Малыш был жертвой, и как всякая жертва не до конца осознавая своего положения, стремился вытеснить факт насилия, заменив его отвлекающим объектом. Отсюда и просьба о собаке такая навязчивая и отчаянная.
Думаю, что мы на правильном пути. На этом этапе отец даже не догадывается о травме ребёнка. Если бы он был её автором, то сразу же приобрёл бы собаку просто из чувства вины.
Ещё я слышал о каком-то деятеле из Соликамска, который утверждал, что Карлсон это воплощение Кришны и Иисуса Христа, в современной техногенной обработке. Ну это же явный бред и религиозное кликушество, которое не имеет к делу ни малейшего отношения.
Итак, по моему наша цепочка рассуждений безупречна, значит ребёнок в целом здоров, папаша его адекватен, а Карлсон реален. Продолжим дальше.
Что ещё нам подсказала писательница? Ну во первых Карлсон устраивал свои рейды по вечерам, облитая крыши домов в поисках, как мы уже выяснили, мальчишек. Во вторых у него странная любовь к тортам и тефтелям, что для русского читателя не было понятно, пока специалисты по шведской ментальности не предложили адекватный смысловой эквивалент в виде варенья. То есть говоря проще он любитель сладенького, или попросту сладострастник - жирный и избалованный, да ещё и недомерок. Налицо явный комплекс неполноценности, антиобщественное поведение, маниакальная склонность ко вранью и воровству, расстройство памяти и вкусовых предпочтений, при этом богатая интуиция, способность быстро входить в доверие и любовь к мальчикам в сочетании с нелюбовью к их родителям. Он инфантилен, капризен и весьма навязчив, пока не «получит своё», после же почти моментально исчезает.
 Вот история с походом на крышу – как только их «спалили», он сразу же исчез. То есть страх перед поимкой во много раз превосходил страх за ребёнка.
В общем перед нами портрет типичного маньяка извращенца.
А случай с ворами? Вот откуда он узнал ночью в темноте что это воры. И интересна реакция – он не испугался и не позвал на помощь, наоборот, он повёл себя так, словно встретил старых знакомых, причём даже знал, чего они боятся. Откуда? Ответ очевиден – где могут тесно познакомиться воры и извращенец? – Только в тюрьме. Отсюда и злорадное желание отомстить, ведь известно, что в тюрьмах воры делают с извращенцами, а особенно с педофилами!
Вот вам и Карлсон, воров не боится, а властей избегает. Ну разве я не прав?
Раз персонажи реальны, то наверняка можно отыскать первоисточник сказки. Национальный архив Стокгольма и Шведская Королевская библиотека ни чего не дали, а вот в уголовном архиве нашлись кой-какие документы. Известно, что авторы часто прибегают при составлении сюжета своих рассказов к документальным историям и даже к уголовной хронике. А это вполне похоже на правду, ведь ещё за девять лет до этого писательница увлеклась детективным жанром, и создала серию историй о Калле Блюмквисте. Можно было уверенно предположить, что она пользовалась этим источником, на что есть много косвенных указаний. Например, хоть в рассказе и упоминается что мальчика зовут Сванте Свантесон, но даже не шведу видно что это псевдоним, и поэтому ребёнка она называет по прозвищу – Малыш, отсылая нас тем самым некоему реальному человеку с таким прозвищем. А по другому не получится, ведь имена потерпевших не разглашаются. В то же время преступник назван по фамилии, как его и представляли в суде и в сохранившихся документах. Найти их было не сложно, достаточно сделать запрос на те материалы, которыми пользовалась Астрид Анна Эмилия Линдгрен в период с 1950, по 1955 годы. Результат меня поразил.
Мужика звали Johan Liam Karlsson. Он был сыном цирковых артистов – папа лилипут, а мама воздушная гимнастка. Всё детство этот гибрид провёл в цирках, но не смотря на то, что многому там научился, не примкнул ни к какому жанру из-за своей нестандартности. Единственно кто с ним водились, так это клоуны, но у тех к детям особое отношение. Они их любят во всех смыслах, и то, что на манеже забавно – паясничанье, капризы, кривлянье, перевирания, насмешки, лицедейство – в повседневной жизни превращается в сплошную непрерывную вакханалию. В общем молодому Йохану за общество клоунов пришлось расплачиваться своей задницей. Видимо тогда он и решил, что ни за что не останется в цирке, не смотря даже на то, что вполне был готов выступать. Гораздо более модной и актуальной на тот момент, казалась карьера военного инженера, тем более, что хотя Швеция не участвовала в войне, она была впереди научно-технических разработок в авио и машиностроении.
Карлсон забросил тренировки, пристрастился к сладкому, разжирел, что при коротком расточке сделало из него уродца. В то же время он налёг на учёбу, и в результате смог поступить в институт, где получил образование инженера-конструктора. Но капризный и вздорный коротышка, даже не смотря на свой талант, не смог ужиться на государственной службе, и в 1951 году Йохан открывает своё дело. Он стал придумывать, разрабатывать и собирать снаряжение и оборудование для гимнастов иллюзионистов и клоунов, что приносило неплохой доход. Тогда же родилась идея управляемых полётов человека в ограниченном пространстве. Лёгкий спиртовой мотор, который он позаимствовал с прежнего места работы, оптимальная форма винта могли создать тягу, необходимую для того, чтобы поднять в воздух человека, а микротурбины создавали нужное ускорение и компенсировали силу вращения винта.
В это время он впервые попадает за решётку. Агрегат который он создал убил клоуна. Поговаривали, что это была месть тому, кто его растлил, но кто же докажет? Расчёт был точен – при правильной пропорции используемое вещество было не опасно, но стоило ошибиться в дозировке и - бах! В общем старый алкоголик не мог ни попасться, и взорвался на пятой репетиции. Хорошо ещё не на глазах зрителей.
Карлсону удалось оправдаться, историю замяли, но за те три месяца, которые он провёл под следствием в тюрьме, уголовники хорошо распробовали его жирную задницу.
Возможно это было бы смешно, если бы не было так печально... не смотря на оправдательный приговор, он вышел озлобленный и подавленный, и тогда же в первый раз обратился к психиатру.
Сведения биографии, которые удалось собрать по крупицам, конечно же не полные, но по ним можно примерно представить как развивалась эта история.  К тому времени Йохан Карлсон был женат на крупной высокой женщине, с которой переселился на ферму близ городка Сундбиберг, что под Стокгольмом. Там он развернул свою лабораторию и занялся прежним ремеслом, уделяя этому всё возможное время. Через три года чудо-аппарат был готов, но к сожалению оказался совершенно не востребован в цирке. Летать на нём под куполом было слишком рискованно, к тому же все ещё помнили историю со взрывающимися клоунами и опасались.
Военным изобретение сначала понравилось, но потом стало тоже не нужным, из-за ограничений в использовании – малая подъёмная сила, короткое расстояние полётов и так далее, и остался Карлсон один на один со своим детищем. Но он не опустил руки – продолжал усовершенствовать, экспериментировать, испытывать и даже пару раз попал в больницу после падений, но обходилось всё благополучно.
Хотя к тому времени у него уже была дочь, внимания он ей уделял мало, а всё больше собирал вокруг себя сельских мальчишек, сильно ими увлекался и вообще вёл себя странно. Насколько это правда не знаю, возможно просто люди потом домыслили, но только в скором времени он стал совсем плох и попал в больницу с диагнозом гебефренная шизофрения.
Пробыв там несколько месяцев, наш герой был выписан на домашнее лечение в состоянии деменции из-за использования в больнице нейролептиков. У него наблюдались странные инфантильные фантазии, снижение интеллектуального коэффициента, сильный регресс и заторможенность, что выражаясь нормальным языком – ещё не овощ, но в детство впал.
Скоро он начал поправляться и уже выходил из дома. Скромная пенсия позволяла не работать, и Карлсон либо целыми днями шлялся без дела по окрестностям, либо возился со своими изобретениями. Потом начал куда-то улетать, и по долгу не бывал дома, но так как пользы от него в хозяйстве всё равно не было, на это не обращали внимания.
Сам же он, тем временем, повадился выбираться в Стокгольм, облюбовал заброшенную голубятню, на крыше одного из многоквартирных домов, навёл там порядок, организовал место для ночлега и разместил своё изобретение. Днём он шлялся по улицам, а по вечерам, когда стемнеет, или белыми ночами, когда все приличные Шведы спят, летал над крышами домов.
Судя по отчётам судебно-медицинской экспертизы, туда со временем стал приходить какой-то беспризорник. Карлсон сначала его приютил, а потом, как-то незаметно для себя ещё и приголубил. Обиженный отрок сбежал, а Йохан потерял покой. Он подолгу летал над городом, заглядывая во все чердаки, в поисках своего нового друга, но совершенно напрасно.
Зато как-то раз он натолкнулся на парочку шалунов, которые его испугались, так как залезли на чердак вопреки запрету родителей. Но дядя оказался не злой и не страшный, а предложил им поиграть, и очень скоро, расположив мальчишек к себе так увлёкся, что склонил одного из них к растлению. Второй через какое-то время рассказал взрослым о странных играх смешного дяди с мотором, и Карлсон чуть не попался. Родители потерпевшего переехали с ним на север, в Ерпен и на суд не явились, но случай этот фигурировал на суде как косвенная улика.
Я не понимаю, зачем вам это? Зачем вы всё это читаете? Всю эту грязь, пошлость и коварство? Верили бы себе дальше в забавного весёлого человечка из сказки. Почему так нравится людям, чтобы всё святое было обязательно испачкано?               
В общем Бог знает, сколько он ещё там накуролесил, в общем на Малыше Карлсон погорел. Молчание фрекен Бок, удалось обеспечить льстивыми ухаживаниями за старой девой, она влюбилась в него как кошка, и поэтому ни чего не замечала, и ни о чём ни кому не говорила вплоть до самого суда. А вот родители отреагировали быстро и просто: а) они закрыли окно, б) вызвали полицию.
Что было дальше уже понятно. Совместные показания мальчика и Карлсона, почти дословно Астрид Линдгрен изложила в своей сказке. Особенно близка к оригиналу была первая книжка, остальные сильно приукрашены фантазией писательницы. Заметьте, что сама же она называет историю сказкой, вполне отдавая себе отчёт о её не полной правдоподобности, и к такому же заключению пришла мед экспертиза. Конечно, может всё что было рассказано друзьями и происходило в действительности, но это было явно не всё, и упущенное интересовало судей больше всего.
В результате Карлсон попал в тюремную психушку на долгий срок, а Малыш на курс реабилитации. История, в виду своей пикантности не получила широкой огласки, а вот сам мальчик стал известен в определённых кругах так как среди специалистов возник вопрос о его восстановлении после травмы.
Как его имя, я по понятным причинам не скажу, а в дальнейшем он получил образование во Франции и открыл ателье моды.
Следы Карлсона затерялись. Я столкнулся со статьёй в газете Афтенбладет, где говорилось, что какой-то психопат погиб в тюрьме. То ли вообразил, что умеет летать, то ли другие зеки за что-то отправили мух ловить, в общем откуда-то упал и разбился. В статье его тоже называли Крлсоном, но так как это было уже после выхода сказки в свет, то возможно имя использовалось как нарицательное.
А может отсидел и вышел. Живёт где-нибудь потихоньку...
Тут в общем-то можно и закончить рассказ, он остаётся ещё один важный момент.
Ну изловили бдительные граждане педофила, упрятали его подальше от детишек и что? Мальчик от этого счастливее стал, или для чего это всё делалось? Весь этот суд, шумиха, сказки эти писались?
Нет,я понимаю,если бы Малыш прибежал домой к папе с мамой и сказал, что его какой-то летающий подонок обидел. Те бы забрались на крышу, накостыляли бы ему и в тюрягу. Мальчик счастлив, родители довольны, торжествуют закон и порядок. Но сказки тогда бы не было, и вообще эту грязную историю постарались как-нибудь скрыть.
Но мы знаем доподлинно, что сам Малыш прятал Карлсона до последнего и защищал как мог. Тогда получается, что он не считает себя потерпевшим или пострадавшим, и если была психотравма связанная с этой историей, то скорее не из за дружбы с извращенцем, а из-за того, что её грубо разрушили.
Ну посудите сами, возможно впервые в жизни у ребёнка появился друг, который не бил и не дразнил его, как сверстники, не воспитывал и не наказывал как взрослые, а просто с ним баловался и играл. Им было весело, они могли делать всё что захотят и как захотят. Они же подружились, полюбили друг друга... разок другой, но у детей это всё только игра, в своих фантазиях и балуясь друг с другом они ещё и не то проделывают. Представляете – в первый раз в жизни можно всё! Можно просто быть собой!
И тут родные мама и отец, которые итак ребёнка до депрессии довоспитывали своими правилами, сначала нанимают надзирательницу-домомучительницу, а потом единственного друга скручивают, заставляют Малыша на него доносить, обвиняют в самых постыдных делах и в тюрьму запирают.
Во где психотравма! Представьте, что в детстве вы с кем-то весело играли, о чём-то фантазировали, шалили, и тут его вот так вот опозорят, и ещё потом накажут. Из-за вас.
И сразу возникает вопрос – зачем? Ну догадался папаша, что к сыну клоун какой-то повадился, залез ночью на крышу, удавил тихонечко гада в его избушке и пришёл к Малышу с печальной новостью – Карлсон улетел...
Оба поплакали, погрустили и ребёнок успокоился. Потом через пол годика письмо от его имени написать – «Так, мол, и итак, живу на облаке, всё хорошо, возвращаться не собираюсь»... И всё, проблемы нет.
Сдаётся мне, что сам папаша был не здоров на голову, потому и ребёнок у него был с детства травмирован, и вместо того чтобы с детьми играть, по вечерам у окна в одиночестве сидел. Не зря же Карлсон именно его выбрал — родную душу почувствовал, и подозрительные игры эти не показались ребёнку странными... Тогда понятно, зачем нужно было жестокую надзирательницу Фрёкен Бок нанимать, которая, кстати, тоже имела отношение к криминальному миру, как специалист по потенциально неблагополучным детям. И понятно, зачем этого клоуна Карлсона, по судам таскать — папаша, похоже, сам садист и извращенец был, и возможно, хотел отвести от себя подозрения. А может наоборот — сдерживался, но когда видел это в других, то оттягивался на них в волю.
В общем, хоть гнобили Карлсона, но Малышу, видимо, тоже досталось по полной...
И исходя из всего этого получается, что старуха Линдгрен была не так уж проста и глупа, как может показаться в начале. Работая на шведском телевидении, и редактором  солидном издательстве «Рабен и Шёгнер», она по поду своей деятельности сталкивалась со всем тем, что было связанно с детской проблематикой в обществе. Будучи человеком тактичным и утончённой души, она не могла примириться с теми методами «помощи» детям, которые были приняты в обществе того времени, и шли в разрез с её ненасильственным и гуманистическим подходом в отношении детей. Кого-то обвинять или разоблачать было ещё более бессмысленно, так как дело щекотливое и любое лишнее движение принесёт только вред и для ребёнка, и для его семьи, и для всего общества. По своей манере, она не ввязалась в теоретические споры, а отреагировала наглядно-действенно, публично, тактично, и так, чтобы наверняка достичь адресата, и помочь ему.
Бог с ними, и с Карлсоном, и с семейкой Малыша, и с общественным мнением, у ребёнка серьёзная травма и его нужно как-то реабилитировать... Работая с детьми, она видимо встретилась с ним лично, осознала проблематику и поняла, что же действительно поможет ребёнку выздороветь.  Всю эту грязную историю она преподнесла как волшебную сказку, то-есть именно так, как видел её сам Малыш. Ни чего более терапевтически исцеляющего, для него и придумать было нельзя.  Как публично был опозорен его друг и их дружба, так же публично они оба были реабилитированы. Извращенец превратился в доброго фея, жертва насилия, в славного невинного ребёнка, жестокий папаша, просто в глупого, садистка Фрёкен Бок, в обычную старую дуру, и так далее.
И это важно, потому что одно дело сказать — в детстве мы играли в глупые игры, а совсем другое — в детстве я стал жертвой сексуального извращенца-манияка-педофила... Первое это смешно или забавно, а второе может покалечить психику на всю жизнь, хотя события за всем этим стояло одно и то же. Поэтому я думаю, что цель была достигнута, и после выхода сказки в свет, Малыш должен был пойти на поправку.
Жалко только, что книжка эта осталась на прилавках. Её же читают, и не догадываются, что там за история такая на самом деле. Чувствуют, но не догадывается. А ведь могут и дети прочитать...


Андрей Попов                2011.


Рецензии