Духовность, гуманность и гуманная педагогика

Предлагаю вниманию Читателя очередную главу из «Манифеста гуманной педагогики» под названием «Духовность, гуманность и гуманная педагогика». В Манифесте она следует после главы «Педагогическое созвездие слов».
Духовность и гуманность – эти слова можно понимать по-разному, и определения этих слов в словарях и википедиях  можно найти самые разные. Многие святые и подвижники размышляли об  этих нравственных категориях .
Может, в обычной жизни человеку и не нужно знать научных определений этих слов-понятий, лишь бы помыслы и интересы наши были духовны, а дела и поступки гуманны.
Но это моё упрощённое личное вИдение.

Манифест рассматривает эти два понятия иначе, с позиций научных. И мне показалось интересным, что Духовность и Гуманность понимается его авторами как смысл и путь, содержание и форма.


                Духовность, гуманность и гуманная педагогика

Духовность и Гуманность есть фундаментальные понятия, и они способны, если станут качеством образовательного мира, содействовать непрерывному эволюционному процессу улучшения природы человека. Они – опора личности на её трудном пути совершенствования и восхождения, направляющая сила её жизни и деятельности на общее благо.

Духовность есть сугубо личностное состояние внутреннего мира каждого человека. На основе духа и духовности совершенствуется в нем духовная жизнь, вовлекая в себя мысли, чувства, переживания, впечатления, увлечения, вкусы, отношения, устремления, мечты, фантазии, мировоззрение, нравственность, оценки… Духовность объединяет всё, что происходит в сознательном и подсознательном мирах человека. В своём внутреннем мире человек может прожить прошлое, настоящее и будущее как единое целое, жить без пространства и времени, свершать деяния, поступки.

Часть всего того, что созревает и рождается во внутреннем мире, в зависимости от условий, целесообразности и действия свободной воли, человек будет проявлять и утверждать во внешнем мире, в жизни среди людей.

Смысл духовности станет более полным через понятие Гуманности. Гуманность мыслится как процесс поиска человеком своей бессмертной основы – духа, своей связи с Творцом, поддержание этой связи. Это есть процесс обретения веры и жизнь в вере. Гуманность вносит в духовную жизнь особый порядок: в этом процессе внутреннего поиска и обретения веры упорядочивается и гармонизируется духовная жизнь, она становится целенаправленным потоком творчества и созидания.

Вера наделяет человека свободной волей и делает его духовно сильным, способствует наиболее полному проявлению и утверждению внутреннего мира во внешнем. Человек становится преобразователем внешнего, материального мира, творцом жизни. Таким образом, гуманность задаёт направление поискам и движению духовной жизни и способствует проявлению этой жизни во внешнем мире в соответствии с законами любви, красоты, нравственности, в целом же – культуры духа.

Понятия Духовность и Гуманность переплетаются друг с другом как смысл и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики: гуманная педагогика есть теория и творческая практика становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма.

Мы не утверждаем, что полностью и с абсолютной точностью раскрыли смыслы Духовности и Гуманности, а также всех остальных слов-понятий, составляющих Педагогическое Созвездие. Углублённый поиск возможных отклонений откроет нам не менее важные грани их содержаний. Но суммарность уже постигнутых смыслов позволяет определить социальную и личностную направленность Человека: творить вокруг себя красоту и гармонию жизни через творение красоты и гармонии жизни внутри себя. Это должно стать естественным состоянием человека.

Продолжение темы гуманной педагогики следует.
   27.02.2013

     Предыдущие публикации по теме "Манифест гуманной педагогики":

  1. «Путь в будущее»:  http://www.proza.ru/2012/11/06/1700
  2. «Педагогика для детей Света»:  http://www.proza.ru/2012/11/08/1675
  3. «Педагогическое созвездие слов»:  http://www.proza.ru/2012/11/10/1367
  4. «Победить себя»:  http://www.proza.ru/2012/11/17/1781
  5. «Нам только кажется, что силы, с которыми  мы сталкиваемся, непреодолимы»: http://www.proza.ru/2012/11/25/1266
  6. «Инерционный авторитаризм образования»:http://www.proza.ru/2013/02/24/1871


Рецензии