Гравитационная физика. Эффект Оберта

Дескать, на принципе отдачи основано реактивное движение. С её и начнем.

При стрельбе из малокалиберной винтовки мы слышим слабый звук выстрела и совсем не ощущаем отдачу, чего никак нельзя сказать о стрельбе из пистолета Марголина этими же патронами.  Объясняется это не только разным весом оружия, но и тем, что ствол у винтовки относительно длинный и массивный, а пороховой заряд в патрончике бокового воспламенения маленький. Поэтому к моменту прохождения пулей дульного среза давление пороховых газов в холодном стволе падает и они покидают канал ствола с дозвуковой скоростью, то есть меньше 340 м/с. Примерно такая же и начальная скорость полёта пули. При скоростях меньших скорости звука ударная волна не возникает. Это мы знаем.

Сильная отдача при стрельбе из короткого ствола, как и сильный звук выстрела, объясняется большой скоростью истечения пороховых газов из канала ствола и большим их давлением. Всё просто. Стало быть, вес и скорость пули к величине отдачи отношения не имеют. Пока скажем так. И только благодаря тому, что пуля, находясь еще внутри ствола в момент выстрела, никак не влияет на отдачу, которой еще в это время и нет, мы и можем попасть точно в цель.

Задачки из школьных учебников, в условиях которых есть вес чугунного ядра, вес пушки… и  требуется вычислить силу отдачи, мы больше не решаем, так как при стрельбе из пушек лёгкими осиновыми чурочками при должной обтюрации отдача может быть ещё больше. Зато с удовольствием решаем примеры из практики, в которых фундаментальный закон сохранения импульса якобы нарушается. Например, объясняем эффект Оберта.

«Эффект Оберта проявляется в том, что ракетный двигатель, движущийся с высокой скоростью, создаёт больше полезной энергии, чем такой же двигатель, движущийся медленно». Это из Википедии. Мы скажем проще: парадокс эффекта Оберта в том, что чем больше скорость ракеты, тем существенно больше может быть сила реактивной тяги при постоянной скорости реактивной струи.

Однако немецкого физика Германа Оберта и его эффект мы, увы, вспоминаем только в связи с так называемым гравитационным (или пертурбационным) маневром. Этот маневр применяется чаще всего для разгона и изменения направления движения космических зондов в поле тяготения массивных небесных тел. Во время гравитационного разгона двигатели зонда  - в целях экономии горючего – включаются только во время максимального сближения зонда с планетой или звездой, когда скорость его итак уже достаточно велика. Только при этом и достигается максимальный экономический и энергетический эффект Оберта.

Несмотря на то, что эффективность такого приёма давно известна и сотни раз доказана, внятного объяснения природы и физической сути эффекта Оберта ещё не существует.

Возьмём охотничье ружьё 12-го калибра и немного постреляем. При этом мы сразу можем заметить, что отдача при стрельбе вверх значительно больше, чем при стрельбе вниз. И это понятно: стреляя вверх и заставляя пулю двигаться против действия силы тяжести, мы словно увеличиваем её вес. Это приводит к замедлению пули, увеличению давления пороховых газов в канале ствола в момент выстрела... и к увеличению отдачи ружья. Пуля при стрельбе вверх может вылететь и с меньшей скоростью, чем при стрельбе вниз. И ясно, что отдачу создаёт давление пороховых газов на дно гильзы, а не пуля и не закон сохранения импульса.

Вернёмся к космическим зондам. Зонд использует для приращения своей скорости силу тяжести планеты, двигаясь по направлению действия этой самой силы. Разогнавшись ускорением свободного падения и сблизившись с планетой, зонд включает реактивные двигатели. При этом скорость реактивной струи порядка 3 км/с, что сравнимо со скоростью газов при направленном взрыве.  Вот и получается, что зонд как бы выстреливает газы в направлении противоположном действию силы тяжести планеты.

Сравним частицы реактивной струи с маленькими пульками, имеющими вес. Выстреливая такими «пулями» вверх, зонд или ракета получает более сильное давление газов в камере сгорания, направленное вниз, к планете, как и при стрельбе из ружья вверх.

Таким образом, эффект Оберта обусловлен направлением движения ракеты к планете, замедлением скорости истечения реактивной струи силой тяжести планеты и приращением давления газов в камере сгорания реактивного двигателя за счёт этого замедления. Вот и выходит, что ракету толкает вперёд давление газов в камере сгорания. Думается, сам Герман Оберт это знал, ведь иначе такую тактику экономного и эффективного разгона космических аппаратов в поле тяготения небесных тел просто невозможно придумать. "Вояджеры" покинули пределы Солнечной системы, имея на борту лишь по 700 кг топлива. И в этом велика заслуга теоретика космических полётов Германа Оберта.

В настоящее время толкователи эффекта Оберта сходятся на зависимости скорости химических реакций от скорости ракеты, ибо им всем мерещатся какие-то релятивистские эффекты. Мы же говорили о зависимости силы реактивной тяги от направления движения ракеты в гравитационном пространстве. В дальнейшем принцип реактивного движения мы будем объяснять уже на атомарном уровне, то есть через энергию движения взаимного отталкивания атомов и молекул и действия на них "внешней" силы.

Математический закон сохранения импульса, следующий из третьего закона Ньютона, к природе реактивной тяги отношения не имеет. А что имеет?

Если стартовую массу ракеты разделить на площадь передней стенки камеры сгорания, мы получим «давление зависания» ракеты над стартовым столом. Масса ракеты с включённым двигателем быстро убывает, и ракета ускоряется. Таким образом, «давление зависания» - максимальное расчётное давление непрерывного взрыва смеси топлива и горючего в камере сгорания космического корабля, обеспечивающее медленный и комфортный старт экипажу на борту. У боевых ракет «давление старта» может в несколько раз превышать «давление зависания» и обеспечивать им старт даже с горизонтальных направляющих.

Давление непрерывного взрыва в камере сгорания, как и реактивная тяга, зависят от направления полёта ракеты в гравитационном пространстве планеты. При движении ракеты по направлению к планете, давление в камере сгорания повышается за счёт уменьшения скорости истечения реактивной струи, выбрасываемой против действия на неё силы тяжести планеты. При вертикальном старте ракеты с планеты, давление непрерывного взрыва в камере сгорания, как и реактивная тяга, всегда являются минимальными от возможных, так как направление реактивной струи и действие на неё силы тяжести планеты совпадают и обеспечивают максимальную скорость истечения реактивной струи. Стало быть, чем больше скорость реактивной струи, тем меньше реактивная тяга того же самого двигателя, и наоборот. Разумеется, этот вывод мы употребляем только в связи с ориентацией двигателя относительно центра гравитационного пространства.

Вот, пожалуй, и всё, что нужно знать конструктору реактивных двигателей о теории реактивного движения. А теперь, заглянем в учебники...


Рецензии
Спасибо! Весьма любопытная статья по "секретному ракетостроению" - не помню вообще обсуждения этой темы на станицах учебников. С уважением,

Иван Таратинский   28.10.2015 20:54     Заявить о нарушении
Спасибо, Иван!

Да, асимметричное давление непрерывного взрыва на переднюю стенку камеры сгорания при отсутствии такого же давления на заднюю стенку камеры, которой и нет, и толкает ракету. При конструировании ракетных двигателей идёт борьба именно за давление. Конечно, это давление связано со скоростью истечения реактивной струи, но зависимость тут не прямая, как видим.

Закон сохранения импульса нужен математикам для решения школьных задачек, но Природа такого закона, похоже, не знает.

С уважением,
Виктор.

С уважением,
Виктор.

Виктор Бабинцев   29.10.2015 04:44   Заявить о нарушении
Понравился Ваш пассаж о "пассажирских ракета с мягким стартом" и "боевых с резким". Наблюдал и те, и другие. Вот только теперь есть понимание. С уважением,

Иван Таратинский   29.10.2015 04:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.