Формула жизни. Часть2

Часть вторая.

Сильный шквал ветра влажными, но ледяными снежинками ударил в окно. От неожиданных звуков, словно трещёткой прокатившихся по стеклу окна, мы все вздрогнули, думая, что стекло треснуло. Нет, всё впорядке, лишь часть мокрого снега осталась прилипшей, и , сразу этот снег стал подтаивать и сползать вниз.
А за окном бушевала пурга – буран, вьюга – метель, всё сразу, и не разберёшь как это назвать. По дороге возле нашего здания с пробуксовкой проезжают автомобили, залепленные снегом, с работающими стеклоочистителями, которые раскрывают уставшие глаза уставших  от непогоды машин.
 Я тоже слегка устал за чертёжной доской, а потому решил отдохнуть, присел на свой стул, и обратил внимание, что наш начальник отдела Каминский Лев Моисеевич собрал за столом в центре комнаты, где в обед мы играем в домино, моих коллег конструкторов Володю, Рината, и Григория.
- Я позвал вас сюда и мастера со стройки Рахманова, с которым мы ездили в командировку, чтобы посмотреть видео фильм про установку, о котором сейчас будем говорить. Там , в городе Южном успешно производят черепицу на основе речного песка и пластмассы, и имеют хорошую прибыль. Наш директор поручил нам изготовить такую установку для нашей фирмы, что послужило бы нам для своевременной выплаты зарплаты. Целью нашей командировки было выкупить чертежи и технологию производства, или же, заснять установку во всех деталях, а здесь уже самим спроектировать силами нашего отдела. Купить чертежи не получилось, - запросили слишком высокую цену, поэтому придётся нам самим разработать чертежи. Рахманов несколько месяцев работал на этой установке, он и объяснит нам принцип действия, технологию, особенности.
 В дверь постучался и вошел в комнату Рахманов.
- Привет, я принёс видео камеру, подключайте к своему компьютеру, - весело и радушно сказал он.
У нас был только один компьютер на рабочем столе у Григория. Он и взял видик и подключил его к монитору, повернул экран к центру комнаты, чтобы всем было видно.
- Нур-Натан, иди и ты сюда, возможно, тебя тоже придётся подключить к работе. – позвал меня начальник отдела.
  Для сведения, - Нур-Натан - это моё имя. Почему меня так назвали, я уже объяснял своим товарищам, скажу и вам.  Мой отец говорил: « Может быть и у нас в родне когда-то были евреи.», у него и вправду глаза блестели как у еврея одного из двенадцати колен древнего народа. В тоже время он хвастался: « Я настоящий татарин!». Когда я изучил историю своего этноса = тюмень =тумян, - понял, что во мне перемешаны ДНК древних азиатских этносов и этносов Кавказких и Закавказских, и всех этносов Восточной Европы.
Я – Россиянин, и все народы мира, - мне родня!
 Вернёмься в комнату. Я подошёл тоже поближе к экрану, невольно чувствуя, что первоначально меня не хотели привлекать к этой работе. Мне стало даже неприятно, что у начальника промелькнуло недоверие в моих способностях, и , и приглашал он меня так, на всякий случай. Может потому, что в отделе работаю всего полгода? Но ведь у меня за плечами десять лет работы старшим инженер-технологом на соседнем заводе, да ещё на этой строительной фирме, но в цехах, где я был единственным инженер-технологом, и везде мне приходилось конструировать и чертить, может быть, даже больше, чем чисто констуктору.
Из цеха в цех меня переводили по очень простой причине, - в 1990ые годы многие заводы в России закрывались, это нашей фирме ещё повезло держаться на плаву, - да и то, из машиностроительной стала полустроительной, - мы стали строить многоэтажные дома из бетона. Но и нас теснили конкуренты, и грабили банки и разные теневые структуры. Отсюда ужимание штатов, особенно инженерно-технических. Ещё и зарплату снижали, после и задерживать стали на месяц, на два, и на пол года. Иногда, вместо зарплаты нам выдавали продуктами: мешками муку и сахар, курами, мясом, чаем в пачках , и разной прочей мелочью. Мало того, что продукты были дороже ,чем в магазинах, - они иногда были просто из свалки, наверное. Например, когда дома открывали мешок с мукой, нас просто тошнило от увиденного, - в мешке червей было больше, чем муки. Обратно муку не принимали, приходилось выбрасывать, словно часть зарплаты выбросили на ветер.
Многие тогда ушли в бизнес, особенно много в «новое купечество», - возили дешёвые вещи из Китая, Турции, Греции и из других стран, а здесь продавали втридорога. Те, кто не хотел воспринимать стечение обстоятельств в блудливый кошмар возвращённого капитализма, жили от зарплаты  до зарплаты, но в условиях куда хуже, чем при социализме бывшем.,- при возможности, сохраняя профессию. А как выживали? По разговорам, примерно также как наша семья. Жена работала в больнице, где зарплата была совсем маленькая, но всё же стабильная. Когда получал зарплату я, мы распределяли её вперёд по неделям на два месяца, на три месяца, потом уж и на пол года, и тратили строго по запланированному. Эти деньги мы ложили в бумажные конвертики, и подписывали на какой неделе должны использовать. Покупали только самое необходимое: хлеб ( когда была хорошая мука, выпекали сами, - обходилось в два, три раза дешевле магазинного), крупы для каши, соль, сахар,мыло, подсолнечное масло, яйца, колбасу из перловой каши, лук.
Ладно, это было отступление от темы.
Итак, мы просмотрели видео запись, Рахманов рассказал о тонкостях технологии изготовления, объяснил назначение узлов и агрегатов, о параметрах температуры, о составе шихты. Так незаметно время подошло к обеду.
- Всё, ребята, обед! Пора играть в домино. –сказал Каминский, сам тоже большой любитель этой игры. – После обеда будем рассматривать узлы и распределим кому что делать.
Мы все пошли к своим рабочим местам, включили кипятильники, вскипятить воду для чая в своих кружках или банках, и достали бутерброты. У меня сегодня между двумя ломтями хлеба два кружочка варёной колбасы из перловой каши с названием «Весенняя» и кружочки свежего лука-репки. Ну и к нему чай с сахаром. Буквально за десять минут мы пообедали, а тут и гости из соседних отделов пришли играть в домино: главный механик Мифтахов, главный энергетик Новиков, инженер по технике безопасности Фатыхов. Играем по две пары, на вылет. Проигравшие уступают место ожидающим. Играем в «пятнашки», суть игры такая: каждый игрок старается поставить такую костяшку, чтобы сумма на концах доминошной змеи делилась на пять, тогда эта сумма записывается в зачёт играющей паре. У кого наберётся больше очков, та пара и выиграла. Кроме того, кто заканчивает первым с установкой в змею костяшки «шесть-шесть», записывает себе сразу сто очков, а если с установкой в конце «пусто-пусто», то пара сразу выигрывает. Одна партия игры может длиться несколько конов, пока победа достанется тому, кто первым наберёт 150 или 200 очков( как договорятся на игру). В конце обеда наступает время для шумных подшучиваний над теми , кто сколько схлопотал «пусто-пусто».

В конце обеда, когда начали складывать костяшки домино в коробку, в комнату вошла молодая женщина восточного типа, стройная и привлекательная, и, встав у двери стала искать кого-то взглядом.
- Света, что стоишь у двери? Проходи. – по отцовски ласково пригласил её Мифтахов. – Если в домино играть, то мы уже закончили игру. –пошутил он.
- Мне нужен Нур-Натан. Мне сказали, что он умеет стихами поздравлять.
- Да, я слышал, что может. Он у окна, поговори с ним.- и Мифтахов указал на меня.
Света чуть смущаясь подошла ко мне.
- У меня к вам будет просьба, - и ждёт моего ответа.
- Готов выслушать вашу просьбу, говорите.
- У моей мамы, вы её знаете, - она работала с вами цехе номер два зав. Складом, - скоро будет юбилей, пятьдесят лет будет. Могли бы вы написать поздравление в стихах?
Я слегка опешил, - ещё никто меня о таком не просил на заказ. Я сам других поздравлял, только лишь. Расстраивать девушку тоже не хотелось. Через пол минуты раздумий, я ответил.
- Хорошо. Только вы расскажите мне о ней, о своей маме, как о человеке на ваш взгляд, и, что вы хотели бы ей сказать.
 Света смутилась, но, подумав, рассказала какая она в семье, и свои требования к стиху.
- Я прямо сейчас, сразу написать не могу, нужно подумать. Если до конца смены вас устроит, я попробую сделать.
- Устроит, конечно. Тогда я потом зайду, хорошо.
- Договорились, ближе к концу смены заходи.
- Ну, ладно, заранее спасибо. Пойду пока.
И она вышла из комнаты.

Тем временем Лев Моисеевич собрал конструкторов у доминошного стола, а мне , после ухода девушки, сказал.
- Нур-Натан, твой чертёж ждут на стройке, пока доделывай.
Я принялся за чертёж, в пол уха слушая о чём говорят мои товарищи, а в голове свербила задача от Светы. Примерно через полчаса меня вдруг словно дёрнуло током, и стих в голове прозвучал сам сабой; пока не забыл, я быстро написал его на лист бумаги. Прочитал его несколько раз, сам себе не веря, что так быстро в один миг это получилось, и, побежал из комнаты на третий этаж, в бухгалтерию, где работала Света.
Девушка и удивилась, и обрадовалась, - ей понравилось послание- поздравление.
  Вернувшись на своё рабочее место, обратил внимание, что мои товарищи не могут разобраться в конструкции агрегата порционной выдачи горячей смеси, имеющего двойные стенки для поддержания определённой температуры. Постояв возле товарищей, вникнув в суть проблемы, утвердился, что они не могут представить агрегат в трёхмерном пространстве.
- Можно вопрос? Спросил я.- все дружно посмотрели на меня.
- Да, спрашивай. – ответил Лев Моисеевич.
После выяснения, что должен делать агрегат, после минутного молчания, предложил им,
- Это же очень просто, зачем спорит. – и рассказал, каким должен быть агрегат. И еще добавил,
- По видео съёмке видно, что рабочие вручную просеивают песок, загружают в смеситель, а потом в мешках поднимают смесь и загружают в печь, при этом заняты пять- шесть рабочих. Там помещение низкое, а у нас в цехе потолок достаточно высокий, поэтому установку можно сделать полностью автоматизированным, собрав его в конвейер в вертикальной плоскости. Одного – двух операторов вполне будет достаточно для обслуживания установки.
- На словах это хорошо, но лучше будет, если ты всё это зарисуешь.- с сомнением сказал начальник отдела.
- Сейчас сделаю.- улыбаясь ответил ему. Ещё бы не улыбаться, у меня в голове уже отпечатался чертёж и агрегата, и всей установки, даже самому стало и приятно, и как то неловко, что это я предложил. Может быть и другие так думали, но не желали брать на себя ответственность, или просто не хотели выполнять эту работу.
- А как чертёж на стройку?
- Он у меня готов. Сейчас подпишу и отдам. –
- Тогда отдай чертёж, а после зарисуй эскизный вариант своих предложений.
Через десять минут эскизы были готовы, а товарищи всё это время продолжали спорить.
- Ребята, хватит кричать, вот эскизы, смотрите. – мои товарищи просмотрели, задали мне несколько вопросов, и согласились с моими решениями.
- Я не хотел тебя подключать к этой работе, - сказал Лев Моисеевич, - нужен был человек для повседневных заданий для стройки. Придётся нам всем заниматься и стройкой, и этим проектом. У тебя уже есть решение по дозатору и по вертикальному конвейеру, поэтому ты ими и займёшься. Кроме этого за тобой буде печь разогрева и транспортёр просеиватель песка. – далее он выдал задание моим товарищам.

Когда распределение заданий закончилось, Григорий задал вопрос, который у всех вертелся на языке.
- Интересно, а как фирма будет нам платить? Если чертежи имеют цену в 20 миллионов рублей, пусть нам заплатят хотя бы десять процентов от этой цены. Допустим, мы сделаем чертежи за один год, тогда нам, - четыре конструктора плюс начальник отдела, за выполнение работы должны заплатить по четыресто тысяч рублей каждому. А у нас зарплата сейчас всего полторы тысячи рублей в месяц. Я думаю, что нужно заключить договор с директором на эту срочную работу.
Наверное, начальник отдела был готов к этому вопросу.
- Я уже имел разговор с директором на эту тему, - его ответ более чем ясный и безоговорочный: или мы выполняем задание, или, нас всех уволят с работы. Причина на виду, - у фирмы нет денег для своевременной выплаты зарплаты даже при наших ничтожных окладах. Есть надежда, что установка даст нам возможность зарабатывать деньги хотя бы на нашу своевременную зарплату.
- Лёва, а ты не думаешь, что нас просто хотят обуть? – это вспылил дерзкий на язык Григорий. – Мы сделаем чертежи, изготовим установку, в результате кто-то выкупит установку за копейки, и, будет в России новый миллионер. За примером далеко ходить не надо, - один такой ушлый выкупил уже наш цех номер один, и сейчас собирает миллионы в свой карман. При таком раскладе скоро всю нашу фирму с потрохами съедят ушлые дяди.
Начальник не стал отвечать, - махнул рукой и вышел из комнаты, доставая из кармана сигареты. Мы тоже прошли за ним в тамбур для курения. Закурили и разговор пошёл на другую тему.
- Нур-Натан, ты когда напишешь стих для Светы? – спросил Лев Моисеевич.
- Так, я уже отдал его Свете.
- Когда только успел. Знаешь, у моего брата весной тоже будет юбилей, может и мне что нибудь напишешь?
- Всегда пожалуйста. Когда время подойдёт, скажете. Заранее писать примета плохая.
- Согласен, ближе к теме поговорим.
- Нур – Натан! – это уже обратился ко мне Володя. – Говорят, в цехе номер один на Новый год ты читал короткую  фантастику. Скоро двадцать третье февраля, может быть и нам что - нибудь почитаешь.
- Зачем так долго ждать? Завтра принесу один из своих рассказов, только хочу предупредить, -  когда то давно, в шестидисятые годы, тогда ещё в школьные годы, я прочитал один роман-фантастику,- не помню уже как название, и как фамилия писателя, это был наш или зарубежный, но сюжет запал в память. Вот на основе этого сюжета я придумал свой рассказ –пересказ, как хотите можете назвать.
- Да, ладно, неси свой рассказ…


Рецензии