Слово и дело ветерана

Надо сказать, что Павлодарскому районному акимату всегда удаётся подобрать достойную кандидатуру на выборную и почётную должность председателя Совета ветеранов. Хотя, с другой стороны, среди нынешних пенсионеров немало таких, кто может собой украсить это весьма ответственное и очень хлопотное место.
До того, как Толеу Арипбаев согласился принять бразды правления, делами ведал Абдиков, бывший и последний директор совхоза «Шакат» (того самого, к которому  80 лет назад в статусе госхоза относились земли на обоих берегах Иртыша до Теренколя и Актогая).
Абдиков вслед за своими предшественника укрепил лучшие формы работы и традиции ветеранского движения. Толеу Арипбаевичу оставалось лишь подхватить знамя и встать во главе большой когорты работников и специалистов нескольких отраслей.
Став пенсионерами, они не утратили своих знаний, не растеряли свой опыт. Поэтому многие их привлечены к работе в хозяйствах,  госбюджетных учреждениях. А некоторая часть и вовсе не помышляет о пассивном отдыхе – занимается частным предпринимательством (как, например, Майя Акимханова)
Так сложилось, что с молодых, но зрелых лет Толеу Арипбаевич отдал себя подготовке кадров для сельского хозяйства. Его можно считать глубоко знающим экспертом в области организации учебно-воспитательного процесса в средне-техническом звене профессионального образования.
Как-то сразу, не постепенно он погрузился в эту среду. Привыкать  ко всем трудностям и неожиданностям. Техникум (теперь колледж) – среда не простая. Долгое время это воспринималось как нечто среднее между школой и институтом.
Содержание больше практическое, чем теоретическое. Статус специалиста после окончания весьма зыбкий. Одним «учёба и способности помогали выйти в люди». Другие удовлетворялись лишь тем, что могли иметь диплом и при случае покозырять им.
И очень редко встречались такие, кто раз за разом, последовательно проучились на всех отделениях «сельского подвуза» в Красноармейке. (Это шутливое прозвище» некогда присвоил технику Григорий Берестовский, очень серьёзно относившийся именно к этой ступени профобразование).
Толеу Арипбаев пришёл в это учебное заведение именно тогда, когда оно находилось в зените своего расцвета. Дипломные работы, которые он подписывал в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе и дипломы, которые он выдавал уже как директор, свидетельствовали только в пользу выпускников.
Там, куда их направляли или за чей счёт учили, посмотрев документы, вопросов не задавали и сразу ставили на рабочее место, без конкурсов и испытательных сроков. «Красноармейцам» даже не надо было объяснять, что и как надо делать.
И в этом есть доля заслуг Арипбаева. Когда в качестве завуча-воспитателя он курировал музейный фонд, он обратил внимание, что еще более ста лет назад, с 1907 года, существовала Павлодарская низшая сельскохозяйственная школа, обучавшая полеводов начальным  основам работы с почвой, семенами, конными агрегатами – плугом, косилкой, жаткой.
Это соотносили с германской агрономией, которая приживалась в Павлодарском Прииртышье благодаря столыпинским временам. Немалую роль сыграли в том и немцы-переселенцы, расселившиеся в Луганске и Розовке. Впрочем, и в более ранние годы заботами сибирских губернаторов в наших краях никогда сохой и не пахали).
А кода в 1920 году около маленькой станции выросло село Красноармейка, школу перевели на новое «место жительства). В «тракторную эпоху» коллективизации её делали базой курсового обучения механизаторов (заодно электриков).
Вот и выросло из этой малой точки солидное учебное заведение, учившее не хуже какого-нибудь политехнического. Арипбаев и бывший до него директором Сабиев позаботились о том, чтобы наладить тесные связи с Омском, Челябинском и Алма-Атой, где в узах и техникумах похожего профиля готовили технические кадры для сельского хозяйства.
Разумеется, родственный техникум в Щербакты не остался в стороне. Тем более, что педагогическую стезю Арипбаев начинал там и хорошо знал возможности «конно-балетной академии» (в этом прозвище были «повинны» учителя физкультуры, увлекавшиеся внедрением лёгкой атлетики и гимнастики и перегружавшие порой студентов своими любимыми многоборьями в русле ГТО).
Заканчивая Павлодарский индустриальный институт, молодой специалист Толеу Арипбаев и не предполагал, что будет до самого ухода на пенсию заниматься преподаванием. Но декана и преподаватели факультета, видимо, заметили в нём особую жилку пестуна-«дядьки».
Так он получил направление в Щербактинский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, чье название складывалось в мудреную аббревиатуру ЩТМЭСХ.
И с первых дней работы в стенах Толеу Арипбаевич (он сразу и навсегда привык, что его называли по имени отчеству даже неофициально), что его институтские наставники были правы, метко и точно определившие суть его характера и судьбы.
Бывая в хозяйствах, куда он возил студентов на экскурсии и на практику, он близко знакомился с производственным процессом, сравнивал со своей работой.
И удовлетворенно отмечал, что учить ребят и девчат своей профессии ему интереснее. Он уже и представить себе не мог, как заведует машинным двором, гаражом или мехмастерской.
При этом никто не мог сказать, что Арипбаев дела не знает. Зачастую, оказывая помощь своим студентам на практике, он засучивал рукава и показывал руками то, что раньше объяснял словами. И механизаторы уважительно цокали языками, оценивая профессионализм молодого преподавателя.
Было это в 1970-е годы. Славный щербактинский техникум, дал Павлодарской области немало видных хозяйственников и кадровых сельхозработников (один из них, например, Владимир Иванович Левченко, ставший районным акимом). К сожалению, не выдержал оптимизации 1990-х годов и стал простым училищем.
Потом Арипбаева перевели в Красноармейский техникум заместителем директора по учебно-воспитательной работе. По содержанию работы это фактически второй директор со своим профилем. Директор держит в руках «главную вожжу», завуч «узду».
На новом месте границы компетенции раздвинулись, так как техникум располагал своими посевными делянками, скотом и техникой. Был даже план сдачи молока, мяса, и зерна ограниченного объема. Только сенокос оставили в пользу «учебных» бурёнок.
Студенты постигали свои науки после аудиторий непосредственно на рабочих местах, сдавали зачёты в поле и мастерских, на зернотоке, на ферме, и местных строительных площадках.
Арипбаев снова почувствовал в себе благотворные изменения. Как порой правомерно утверждают педагоги, «мы сами учимся в ходе обучения». Толеу Арипбаевич открыл для себя новые горизонты самосовершенствования. Вместе с личностным ростом повышался профессионализм.
И когда Сабиева «забрали» в облисполком, то н настоятельно рекомендовал поставить директором техникума своего деятельного и глубоко погружающегося в дело Толеу.
Не сразу он почувствовал себя директором, по инерции продолжал  заниматься сразу всем. Но потом научился распределять организационную нагрузку между своими помощниками, и техникум, как большой корабль, продолжил своё устойчивое плавание.
И когда через десять лет была нарушена вся система государственного профобразования, когда закрылась почти половина профтеучилищ, техникумам пришлось несладко. Уже галопировала безработица, но юношество еще стремилось к учебе, надеясь получить «кормящую» и «непотопляемую профессию». Специалисты не были востребованы, но востребован остался Красноармейский колледж
Дальновидные областные администраторы из числа тех, кто прошёл школу жизни в техникумах, сумели максимально сохранить сеть средне-технических учебных заведеннй.
Техникумы реорганизовались в колледжи, объединили под крылом Министерства образования. Пострадал только совхоз-техникум в кенжеколе, - его расформировали и часть базы передали в Красноармейку. ЩТМЭСХ «понизили в звании, а зооветтехникум и политехникум переделили, оставив учётно-экономическое отделение.
Арипбаев участвовал в этом как «принимающий». Под его руководством Красноармейский колледж увеличил свой моральный и интеллектуальный потенциал и вполне мог бы стать агротехнологическим институтом.
Пока такого решения не было. Но поддержкой кафедры агротехнологического университета факультета техникум пользовался, и это побудило местных учёных открыть в ПНИИСХе учебный филиал. А, как известно, объединение образовательной и исследовательской линий даёт самые лучшие кадры для реальной экономики.
Как порой не очень весело мы шутим, «пенсия подкралась незаметно». Получив удостоверение пенсионера, Арипбаев еще остался директором, пока не подготовил себе смену. А сам, ещё полный сил, стал заведовать учебным хозяйством.
И когда аким района пригласил его на задушевную беседу, Арипбаев не удивился его предложению возглавить Совет ветеранов. Привыкший к хлопотам и организационной работе, Толеу Арипбаевич, говоря языком компьютерщиков, сразу «встроился в инсталляцию» и «загрузился» дополнительной программой.
Создавая необходимый общественный фон социальной защиты, Толеу Арипбаевич в то же время не оставляет усилий по активизации ветеранов. Многим из них трудно привыкать к вынужденному безделью там, где нет больше занятости для пенсионеров.
Но есть Дом культуры с его кружками и творческими коллективами, есть сфера воспитания детей, которым нужны рассказы о прошлом, есть доступные по здоровью виды физкультуры и спорта.
Ветераны к Арипбаеву прислушиваются, охотно участвуют и сами проводят разные мероприятия, обретая душевный покой от осознания свей нужности. Такая психологическая защита – половина общего здоровья души и тела.
Толеу Арипбаевич живёт в Красноармейке, Отсюда он чаще выезжает не в акимат, а сразу на места в сельские округа, минуя улицы Павлодара. На местах собирает запросы, претензии от председателей сельских ветеранских Советов, требования, тут же адресует их местным акимам.
Себе оставляет то, что можно решить на уровне районного акимата. Не докучая акиму, Арипбаев «грузит» вопросами аппарат. С контролем результатов проблем не возникает – каждый, кому передается вопрос, знает, что Толеу Арипбаевич тих и интеллигентен, но настойчив до въедливости. И обратная связь работает чаще в сторону Арипбаева, что сокращает время и сводит на не волокиту.
Как считает Толеу Арипбаевич, у Совета ветеранов достаточно высокий статус и авторитет. Но не мешало бы упрочить их с точки зрения представительности.
Тем самым возродилась бы старинная казахская традиция почитания старейшин, как особого общественного парламента, чьё слово остаётся самым главным и окончательным непререкаемым аргументом в принятии разных правил, постановлений и законопроектов.
И Арипбаев при поддержке всех своих ровесников хочет приложить все усилия тому, чтобы ни одна подобная и полезная инициатива не осталась утопическим прожектом.


Рецензии