Прав или не прав Чаадаев?

   Еще немного мыслей вслух...


   Чаадаев считал что причина «выпадения России» из Европы, лежит в неправильном выборе религии-православия. И если бы Русь выбрала католицизм, то Россия была бы европейской страной.Можно ли с ним согласиться?

   Мое мнение: Чаадаев глубоко заблуждался в том, что причина «выпадения России» из Европы, лежит в неправильном выборе религии-православия. Но данный вопрос сам по себе настолько многогранный, насыщенный, глубокий и философский, что  требует расширенного ответа. Возьму на себя смелость аргументировано изложить ошибочность утверждения Чаадаева о неправильном выборе России. Для этого необходимо сделать небольшой экскурс в историю и вспомнить, как протекал процесс зарождения христианства в Европе и в частности в России. Как зарождалась передовая европейская культура, которая так очаровывала Чаадаева, а также рассмотреть на каком историческом фоне формировалась личность самого русского философа, под каким воздействием сложилось утверждение о том, что причина отсталости России  в неверном выборе религии.

   Колыбелью европейской цивилизации по праву называют Древнюю Грецию – родина демократии, философии, искусства, литературы, физико-математических наук и т.д. Влияние культуры Древней Греции на Рим не подлежит сомнению, который, в свою очередь, донес ее почти до каждого европейского народа. Религия, в данном контексте,  является неотъемлемой частью культуры человечества.

   Христианская религия возникла в  I веке в Палестине - провинции Римской империи, первоначально в среде евреев, но в первое десятилетия распространилось в другие провинции и другие этнические группы. К V веку н. э. лучшие умы Церкви  создали философскую основу религии, включающую учения древнегреческих мыслителей. Важным достижением стал перевод Библии на латынь.

   Однако, когда-то единая христианская церковь, на фоне историко-политических событий, которые веками налагались друг на друга, разделилась на два центра христианской традиции – латинский (Рим) и греческий (Константинополь). В корне раскола лежало множество причин, но одной из основных являлось банальное деление власти.
 
   Католицизм и православие имеет одни истоки, но католическая церковь унаследовала римские традиции – авторитет права и власти. Преследуя язычество, в огне горели не только библиотеки с бесценным собранием документов, в том числе относящихся и к древнейшим временам, но и ученые, преследуемые, как еретики. Такое отношение католической церкви к науке и просвещению отнюдь не способствовало развитию общества и государства. Тогда как православное христианство, пришедшее на Русь из Византии, привнесло огромные позитивные изменения в культуре древнерусского общества. Христианская вера объединила Русь, христианство принесло на Русь письменность и вместе с тем книжное просвещение, по наследию Византии, управление и суд проводился на основе сборника законов греческой церкви. Христианская вера изменила быт народа, с принятием христианства возрос авторитет княжеской власти («поставлен от Бога» — влияние Византии), церковь опекала нищих, больных, убогих, давала пример более совершенного и гуманного устройства общества. Христианская вера на Руси совершила переворот в области искусства и ремесла, не малую роль сыграли в этом монастыри, которые начали появляться во всех славянских землях. Благодаря распространению просвещения, книг началась выработка языка, образовалась литературная школа.

   Таким образом, вывод напрашивается сам собой: раннее христианство, принятое Русью скорее дало толчок в культурно-просветительном развитии государства, чем наоборот, в отличие от Европы. Однако, со временем история показывает иное. Следовательно, не религия (её не правильный выбор, как утверждал Чаадаев) является определяющим фактором в культурном развитии государства, скорее это один из множества факторов, оказывающих на него воздействие.

   Петр Яковлевич Чаадаев – мыслитель, философ, писатель, человек достаточно оригинальный. Вспомним исторический контекст определяющий утверждение Чаадаева о «выпадении России» из Европы? XIX век, в России получает развитие философское мышление, во многом связанное с Отечественной войной 1812 г. Знакомство русского народа, а также привилегированного класса с западно-европейской культурой родило тему русской самобытности. Немецкий идеализм способствовал углублению русской философской культуры, увлечение идеями европейских философов оказало влияние на П.Я. Чаадаева. Чаадаев, прежде всего – это философские письма, в них мыслитель сконцентрировал концепцию русской цивилизации. В своих «Философических письмах» он поставил перед своими современниками вопросы, связанные с прошлым, настоящим, будущим России.   Критикуя православие за социальную пассивность, утверждал, что католицизм лучше выражает вселенскую миссию христианства – стремление к прогрессу и культурному развитию. Следует отметить, что со временем он иначе изложил свои мысли о русском человеке как основе становления и существования «русской цивилизации», России как новом историческом типе цивилизации, будущем политическом строе, истории.
 
   К этому можно только добавить, что на цивилизацию государства влияет не только религия, как определяющий фактор самобытности, а и политическая воля исторической личности привилегированного класса в равной степени, как и национальные русские традиции, национальная духовная идея.


Рецензии
Речь у Чаадаева шла о Византийском деспотизме и выборе религии в этом аспекте, а не аспекте русских национальных традиций. Культы Древней Греции - культ Дионисия в православии как раз присутствуют. Как мы видим, все авраамистические религии испытывают сильный упадок, но римским правом мы пользуемся до сих пор.

Ольга Благова   22.06.2021 09:07     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.