Кочис. Перемирие с мексиканцами 1856 года

С середины 50-х ХIХ века бэнды чирикауа, кочевавшие на территории современных Аризоны и Нью-Мексико все больше стали ощущать присутствие в Апачерии американцев. В 1856 году американские войска заняли Тусон (штат Аризона). Окрестности Тубака начали заселять рудадобытчики.
В апреле 1856 года американскими войсками была атакована ранчерия чихине вождя Делгатито. Солдаты убили несколько женщин и детей. Доктор Стек агент (попечитель) чихине протестовал против такого обращения с апачи. Но полковник Д.Гарланд успокоил его и цинично заявил: «После выплаты им (индейцам–И.К.) рационов они все забудут и успокоятся. В конце концов, убитые скво были всего лишь апачи».
Апачи под натиском американских войск перекочевали в Мексику, по привычке сразу же, запросив мира во Фронтерасе и Ханосе. В Ханос привел свою группу и Кочис, но не получив четко ответа от мексиканцев увел ее во Фронтерас. Там чоконен Кочиса пробыли некоторое время в неопределенности и, не получив мира, ушли обратно в Аризону, оставаясь там в состоянии войны и с американцами и мексиканцами. К Кочису присоединилась группа чоконен Карро.
Прибывшие в Ханос чихине вождей Итана, Лакереса и Монтераса, запросили мира с мексиканцами в надежде выторговать, находившегося в плену сына Монтераса Налзи, захваченного в  мае 1855 года отрядом капитана Падильи. В обмен чихине предложили своего пленника Пруденсио Аралоса, которого они пленили три месяца назад. Уполномоченный от провинции Чиуауа Хосе Мария Зулоага, рассмотрев предложение вождей чихине распорядился провести обмен, и отпустить Налзи в надежде, что апачи заключат мир. Но не тут-то было. Покинув Ханос, Монтерас и его воины устроили засаду у дороги из Ханоса на Барранко и убили одного мексиканца, ранив двоих. Затем Монтерас с группой воинов, перед тем как возвратится в агентство чихине в Нью-Мексико, совершили несколько убийств возле Касас Грандес.
Выходка Монтераса никак не повлияла на результат переговоров с остальными бэндовыми группами чирикауа, запросившими мира у мексиканцев. Некоторые группы чоконен, недни, чихине по-прежнему отказывались возвращаться в Нью-Мексико из-за опасений попасть под пули американских военных.
Доктор Стек объяснял губернатору Нью-Мексико Д.Мэриуэтеру такое поведение апачи следующим образом: «Их мотивом в заключении мира с  городами Ханос и Корралитос было желание добиться освобождения апача Налзи, обменяв его на захваченного ими в плен мексиканца. Следовательно, решено было для этого заключить мир, чтобы обменяться пленниками и не более».
19 августа газета «Эль Пасо де ла Фронтера», выходившая в провинции Чиуауа во всю сообщала о долгожданном мире с апачи. Но два инцидента едва не нарушили перемирие.
В августе, преследуя налетчиков апачи, совершивших грабежи в Соноре, в Чиуауа вошел отряд сонорцев под командованием Луиса Гарсиа. Появление Гарсиа, насторожило и взволновало индейцев, ожидавших решения комиссии по вопросу заключения с ними мира. Только благодаря вмешательству жителей Ханоса вооруженный конфликт удалось предотвратить. Действия Гарсиа власти Чиуауа признали «преступными и противоречащими интересам провинции».
Второй инцидент произошел 2 сентября во время сиесты.
Отряд Мангаса Колорадоса численностью 30-40 воинов совершил дерзкий налет на Ханос. Апачи вихрем пронеслись по улицам города, и увели более ста голов крупного рогатого скота.
Этот налет привел в ярость командующего гарнизоном Падилью, который немедленно отреагировал, арестовав мирно торговавших в Ханосе чирикауа в количестве тридцати человек и их лидера Эскуириба.
Тем самым Падилья и Зулоага надеялись вынудить Мангаса вернуть украденный скот, но более того тормознуть воинственные порывы других апачи, ожидавших подписания мира. Падилья и Зулоага понимали, что апачи Эскуириба не принадлежат к той  группе чирикауа, которая совершила налет, и их арест был ничем не оправдан. Им было хорошо известно и то, что у чирикауа не было главных вождей, чье слово для всех племенных групп могло бы являться законом, и поэтому рассчитывать на то, что Мангас «снизойдет», узнав об аресте Эскуириба, не приходилось.
31 декабря 1856 года в Ханос пришла группа недни в составе четырнадцати женщин и одиннадцати воинов. Возглавляли ее лидеры Лакерес и Фелипе. Индейцы пришли для проведения переговоров об освобождении Эскуириба. Как выяснилось позже, Лакерес был братом Эскуириба.
19 января Лакерес отправился в горд Чиуауа, где провел встречу с главнокомандующим – генералом Хосе Мериносом.
 Лакерес видимо произвел впечатление на генерала своей искренностью, что повлияло на решение Мериноса о заключении с недни мирного договора. По условиям соглашения, апачи должны были отпустить пленников, а мексиканцы взамен обеспечить их рационами.  Убедившись в благих намерениях индейцев, генерал отдал распоряжение Падилье об освобождении группы Эскуириба.
Лакерес, также сдержал данные генералу обещания, и привел в Ханос группу недни в количестве 184 человек. Выдача рационов индейцам способствовала замирению и  появлению в Ханосе других групп чирикауа.
В марте свою общину карризаленос численностью 98 человек привел Фелипе. Таким образом, около Ханоса поселилась около 282 замиренных апачи, а события, происходившие в Нью-Мексико и Соноре, вынуждали придти в Ханос  группы чоконен и чихине.
В 1857 году регулярная армия США начала жестко реагировать на налеты апачи в Нью-Мексико. Войсками против апачи была проведена крупномасштабная карательная кампания, вошедшая в историю под названием Боневильской. 


Рецензии