Про гаммадион

RLD

Свастика (санскр.), по-гречески: "гаммадион" ("гаммированный крест", "гамматический крест") или "тетраскеле" ("четвероногий"), по-древнеанглийски: "филфот" ("четвероногий"), по-латышски: "угунскрустс" ("огненный крест") или "перконкрустс" ("крест Перконса" - бога-громовержца"), по-фински: "гакаристи", по-древнерусски "ярга", "конь" или "коловрат" (от общеславянского "коло" - солнце), в русской геральдике - "головчатый крест" - известный с незапамятных времен солярный (солнечный) символ ("су" - "связанное с добром, благом" - название древнеарийской солнечной птицы, "астика" - перемена, двуликое божество теплой и холодной половины календарного года), олицетворение вечного солнцевращения и, тем самым, вечного круговращения природы. В "программной" книге Адольфа Гитлера "Моя борьба" (Мein Kampf) свастика обозначается заимствованным из немецкой геральдики словом "гакенкрейц", или "гакенкройц"(Hakenkreuz), что означает, буквально, "крюковой (крюкообразный, крюковидный) крест". Иногда (гораздо реже) в немецкоязычных текстах свастика обозначается сходным по написанию и звучанию словом "гаккенкройц" (Hackenkreuz), имеющим, однако, иное значение - "мотыгообразный (мотыговидный) крест".

Свастика широко использовалась в символике индуизма, джайнизма, зороастризма, зерванизма, митраизма, буддизма, древнетибетской "черной (синей) веры" (бон-по) и "желтой веры" (ламаизма), а также в символике и орнаментике античной Греции, эллинизма, Древнего Рима, Византии, древних иранских, германских, славянских, балтских и кельтских народов.

Под названием "мученического креста" гаммадион вошел также в раннехристианскую символику (в частности - на надгробиях христианских мучеников в древнеримских катакомбах) и нордическую руническую символику, средневековую европейскую геральдику, символику теософов, антропософов и ариософов середины XIX-начала XX вв.

Гаммадион пользовался особым почитанием Новомучеников Российских - Святых Страстотерпцев Государыни Императрицы Александры Феодоровны (молитвенник, многие личные вещи которой и даже стены Ипатьевского дома в Екатеринбурге - месте мученической гибели Царской Семьи в 1918 г. - были украшены знаком свастики)и Святого Благоверного Царя-Мученика Николая Александровича (капот автомобиля которого, как видно по сохранившимся фотографиям, был украшен знаком прямостоящей свастики в кольце). Мало того - после свержения Самодержавия в России в качестве национально-государственной эмблемы стихийно появилась (например, на денежных купюрах как "белого" Временного, так и "красного" большевицкого правительства) солнечная свастика, просуществовавшая на нарукавных нашивках и головных уборах некоторых красноармейских частей вплоть до 1924 г.!

Замечено: кто не любит гаммадион, (один из древнейших видов Креста), тот почему-то не любит и Крест вообще (за исключением, разве что, наиболее "экзотических" православных конспирологов-парадоксалистов вроде Юрия Воробьевского). В наиболее извращенной форме это отношение было высказано устами советского литератора Евгения Евтушенко, открыто написавшего в своей "Автобиографии", как он с детства возненавидел кресты на щитах тевтонских рыцарей - эти "зародыши свастики"(!)

В Германии гаммадион, имевший ограниченное употребление в теософско-ариософских кругах ("Германенорден", "Орден Нового Храма", "Общество Туле", "Туле-Бунд", "Орден Туле", "Арманеншафт", "Общество Г(в)идо фон Листа"), впервые получил широкое распространение после возвращения на родину из Финляндии и Прибалтики бойцов белых добровольческих корпусов (фрейкоров), позаимствовавших свастику у латышей, литовцев и финнов, в национальной орнаментике которых свастика издавна играла важную роль. Так, например, белым изображением прямостоящего гаммадиона были украшены стальные каски, автомобили и броневики белой добровольческой 2-й Вильгельмсгафенской Военно-Морской бригады Эргардта (Marinebrigade Ehrhardt). Наряду с белым гаммадионом и белой "мертвой головой" фрейкоровцы часто использовали в качестве опознавательного знака на своей военной и автомобильной технике изображение Железного Креста и прямого белого креста (последний использовался в качестве такой эмблемы и в танковых частях СС и вермахта в 1939 г., но позднее был заменен "Крестом Святого Николая").

ПРИМЕЧАНИЕ

В качестве иллюстрации к настоящей миниатюре мы поместили в ее заголовке фотографию дна керамического cосуда с "гаммадионом" в окружении дельфинов или рыб, найденного при раскопках в Самарре (Ирак) и датируемого 4000 г. до Р.Х. Это изображение "гаммадиона" считается древнейшим из изображенных на изделиях гончарного ремесла, дошедших до наших времен. Вообще же изображения свастики (как и крестов иных форм) встречаются, начиная с эпохи раннего палеолита (древнекаменного века).


Рецензии