Страсти мордасти по Чапаеву

    Накануне всенародного Дня защитника отечества  окончились страдания телезрителей по сериалу о Чапаеве. Но не все. Некоторые вовсе не захотели страдать и прекратили просмотр раньше – даже после первой серии. Чуть было не поддался соблазну такому и я, но пересилил себя – досмотрел до конца. И не пожалел.  По ходу действия фильма сама собой высветилась мысль: а считать ли Чапаева защитником отечества?  Какого отечества? От кого защитника?  Отечеством для него и всех, воюющих друг с другом и брат с братом,  была Россия. Её, выходит, они и защищал  Противоположная сторона  тоже состояла из сынов отечества, воспетого Пушкиным и множеством других поэтов – его она и защищала… Парадоксы гражданской войны один за другим.   Две, воюющие на смерть стороны, защищали одно и то же  отечество друг от друга… Вопрос  при этом стоял не столько о настоящем, сколько о будущем. Красные воевали за будущее светлое – социализм, а там и за коммунизм. Белые – за будущее, с позиции красных, тёмное – возврат к капитализму. Тут некоторые верят в то, что за возврат к  монархии, но Деникин, и большинство его офицеров, были  ярыми  антимонархистами. Вопрос сложный и при лихой кавалеристской  атаке  его не разрубить даже вострой казачьей шашкой.  Как пелось в песне тех времён: «Не срубить нас саблей острой, вражьей пулей не убить. Мы врага встречаем просто – били,  бьём и будем бить!»   И били. И просто, и сложно.  И ради чего? Казалось, светлое победило – началось и построилось царство социализма, да ещё и развитОго. Но вот оно в одночасье рухнуло и вернулся в Россию-отечество капитализм… Разве ради этого Чапаев защищал отечество от других защитников отечества?.. Победило, получается, дело белых, хотя и без царя… (Чуть не добавилось «в голове»).
          Как же попытались увязать парадоксы гражданской войны постановщики фильма? Давайте начнём с внешности главного героя: он на Чапаева совершенно не похож. У того имелись знаменитые геройские пышные чапаевские усы, у этого – усики. У киногероя буйная шевелюра,  у подлинного Чапаева – аккуратная прилизанность на прямой пробор, примятая папахой.  Брови настоящий Чапаев себе не рисовал – не девица, своих хватало.   Киногерой – богатырь. Чапаев – нижесреднего сложения, зато геройской осанки и выправки настоящего унтер-офицера.  Но не внешность главное. Хотя авторам фильма всё же надо бы уважать внешний вид своего героя – как и делали постановщики первого фильма: «Чапаев» - артист Бабочкин был более похож на подлинного Чапаева.
       Для тех, кто не знает ни прошлого страны, ни её истории,  фильм мог бы показаться просто замечательным. Но даже более-менее знающие начинают спотыкаться с первых же шагов по сериалу. Вот речь Чапаева перед солдатами на митинге: он напоминает им об «офицерских зуботычинах» и казаках, усмиряющих солдат нагайками.  На самом же деле всякие телесные наказания в армии российской были запрещены ещё в конце XIX  века. Во  время боёв практиковать их было бы  чистым безумием – избиватель запросто мог получить пулю в затылок.  О том, что казаки пороли бунтующих против власти  штатских нагайками, известно, но чтобы фронтовых солдат хлестали таким же инструментом усмирения – читать не приходилось никогда. Послать казаков против  воинов – это немедленное  вооружённое сопротивление – бой внутри воюющей армии своих со своими. Да казаки и не пошли бы на  глупость такую.  Этот эпизод фильма – идеологическая фантазия, если не сказать бред.
      Бредом выглядит и то, что любящая своего отца полковника  дочь не пролила и слезинки после расстрела его и напросилась в любовницы тому, кто приказал её отца расстрелять – Чапаеву…
      Уже давно, кажется, известно: Чапаев не был кавалеристом – в пехоте служил. Поэтому особой привязанности к коням не имел – на авто ездил. И у Фрунзе автомашины просил для поездок служебных, а не для покататься, как в фильме. Кадры со скачущим в атаку Чапаевым, лихо крутящим шашку, смотрятся воинственно-героически, но и они – натянутая фантазия. И  сразу – сравнение с прежним фильмом. Там конная атака с Чапаевым впереди на лихом коне в крылатой бурке  аж дух захватывает до слёз… Атака каппелевцев под барабанный бой в чётком строю «красиво идут!» потрясает. В «Страстях по Чапаеву» атаки не захватывают и не потрясают. Разве что нелепостями.  Казачья атака с пиками «к бою» на окопы красных… И что бы они в этих окопах своими пиками делали, будь такое на самом деле? С коней выковыривали бы стреляющую в них из тех окопов пехоту?  Предназначение казаков  на войне было совсем иным… По «мелочам» всевозможных огрехов фильма можно насчитать массу и в ней утонуть. Но всё же главное в фильме не это…
      Главное – попытка приблизиться к правде о гражданской войне…  Опять с некоторым перекосом в сторону белых: зверюги они – запросто убивающие мирных женщин и стариков, а красные – благородные мстители. Офицер  – мелкий бесчестный подлец – палач, убивающий пленных.  Пленных, «оказывается», с удовольствием расстреливали и красные, лихо мародёрствуя при этом. Вспомнилась страница из романа Николая Островского «Как закалялась сталь» - там некий красный командир торжественно заявляет: «Мы пленных не расстреливаем!». Уже слышны голоса возмущающихся: «Издевательство над  бойцами Красной армии!»  Какова, скажем, сцена с пьянством взахлёб и утоп возле цистерны со спиртом! Но такой случай был в действительности. Только с гораздо худшим концом: казаки налетели  и порубили всех упившихся без всякого с их стороны сопротивления. Пьянство, впрочем, было повальным явлением практически всех воюющих сторон – трудно, всё-таки, убивать своих соотечественников на трезвую голову. А о пьянстве в Красной армии начальник Политуправления Красной армии  Лев  Мехлис писал в ЦК ВКП(б) даже в мае 1940 года: «Пьянство продолжает оставаться бичом армии. Особенно безобразные формы принимает пьянство среди начсостава». В фильме – комбриг Жуков…
           Чапаев… Эпизод с воздвижением креста на колокольню, падение  парня Василия и его чудесное сохранение живым и невредимым выглядят неправдоподобными.  Но это всё описано в книге  правнучки  легендарного комдива Евгении Чапаевой «Мой неизвестный Чапаев» совершенно реальным событием.  Из её книги  многие узнают, к удивлению своему, что Чапаев в молодости был… иконописцем – сцена фильма, где Василий Иванович ходит с горечью по  поруганной церкви и берёт из неё икону, дружелюбно разговаривает со священником. Да и не всякому-каждому  доверят и поручат поднять крест на колокольню. С Богом у комдива Красной армии отношения были терпимыми. С комиссарами не заладились.
            Здесь кстати вспомнить, для чего советская власть придумала комиссарскую должность в Красной армии. Если судить по первому художественному  фильму о Чапаеве, то исключительно для мудрого наставления на путь истинно  партийно-коммунистический  несколько блуждающих в «двух соснах»  армейских начальников и Чапаева в их числе. На самом же деле институт комиссаров ввели в Красную армию после привлечении в неё   правдами и неправдами  бывших офицеров царской армии. Привлекать-то привлекли, но доверять им остерегались: кто их знает – этих золотопогонников… Для неусыпного контроля  над ними и придумали должность комиссара – вторую после командиров полков, бригад, дивизий и фронтов.  Чапаев в прошлом имел звание унтер-офицера – тоже вторую по своему значению после командира подразделения царской армии.  Да ещё и с характером, близким к анархическому – действовал  слишком самостоятельно. Как за таким не следить усиленно. А « сила действия равна силе противодействия»… Вот и конфликт. Да тут ещё и красавица жена-«комиссарша» присовокупилась со своими спектаклями. И действие между ней и Чапаевым зашло гораздо дальше, чем это допустимо художественной самодеятельностью. Не только в сериале, но и в действительности. Об этом тоже пишет правнучка героя.
           Пишет она и о том, что Чапаев доблестно подавлял и так называемые «кулацкие» мятежи против советской власти. Они по всей стране полыхали смертным для большевиков огнём. И не одни только кулаки этот огонь поджигали – большинство было крестьян,  познавших на собственных шкурах замашки нового общественного строя, обещавшего всяческие блага тому же крестьянству. Сложная ситуация складывалась: с одной стороны коммунистическая армия сражалась против белых армий,  защищая  интересы рабочих и крестьян, и с этой же стороны  крестьяне восставали против тех, кто их «защищает»… Это были крестьянские мятежи протии власти и власть себя обороняла  вооружённой силой.  Чапаев приказы исполнял честно… Но если киношный Чапаев сожалел о расстрелах пленных, то реальный комдив подписывал приказы (№ 8 от 22 июня 1919 г.) о расстреле даже тех, кто «искренне перешёл на сторону советской власти», но не зарегистрировался в трёхдневный срок, вместе с хозяевами, «которые их укрывают». Жестокий приказ из  беспощадной необходимости. Но была ли она – эта необходимость? Может быть, политику власти надо было менять, а не подвластных расстреливать?
          Несомненный  плюс фильма: Чапаев показан живым человеком, а не лубочно-лозунговым, как в чёрно-белом кино даже не двух цветным, а только одним  цветом – не чёрным. Обаятельным, но всецело под опекающим крылом мудрого комиссара.  Щеголеватый красавец, «самый нарядный в московском штабе», как писали о нём современники,  был любим женщинами и любил их, но и семью свою не забывал; был в меру религиозен, добр к людям, талантлив многогранно, выпивал – кто из воюющих был трезвенником в то время. Чапаев мог бы сказать о себе словами Маркса: «Я – человек и ничто человеческое мне не чуждо».
        Чапаев, Котовский, Щорс, самые известные в России воины гражданской войны – погибли при загадочных обстоятельствах… Вечная им память. Но не напрасной ли была их борьба? И гибель.   

               
          
 
         
         


Рецензии
Станислав, статья интересная. Но есть в ней и ошибочные заявления.
Взять хоть это: "На самом же деле всякие телесные наказания в армии российской были запрещены ещё в конце XIX века. Во время боёв практиковать их было бы чистым безумием – избиватель запросто мог получить пулю в затылок."
Тут Вы просто не в курсе дела.
телесные наказания в армии официально были отменены манифестом Николая 2-го,выпущенным в связи с рождением наследника Алексея. Это произошло в 1904 году, а не в конце XIX века. В самый разгар русско-японской войны. Очень многие боевые офицеры (вкл. Куропаткина) считали, что это было непродуманным решением подкосившим и так слабую дисциплину во многих частях царской армии и способствовавшее ее развалу и революции 1905 года.

С началом ПМВ телесные наказания (порка) были снова ОФИЦИАЛЬНО приняты в русской армии и очень широко практиковались, по самому незначительному поводу, порой.
Почитайте мемуары офицеров-эмигрантов. Тот же Брусилов частенько направлял на порку нижних чинов за не отдание чести, к примеру.
Так что настоящий Чапаев все это хорошо знал и мог использовать в речах на митингах. Знали это и солдаты тогдашние, разумеется.

Другой пример: "комиссарскую власть" в армии придумали ОТНЮДЬ не большевики, а Временное правительство, пытавшееся удержать развал и распад русской армии весной-летом 1917 года.
Были введены должности комиссаров дивизий, корпусов. армий и фронтов.
Тот же Б. Савинков был комиссаром при Корнилове.

Сергей Дроздов   27.04.2014 15:14     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и замечания. Обязательно учту.
Насчёт порки в русской армии у меня источники иные. Но важно то, что она была отменена в царской армии. А в Красной опять введена.
Я писал не о том, что комиссарская власть была придумана большевиками вообще, а в Красной армии в частности.

Станислав Афонский   27.04.2014 23:28   Заявить о нарушении
Требуется уточнение вашего замечания насчет телесных наказаний в царской армии.
Они были ВРЕМЕННО (с 1904 по 1914 г.г.) отменены в царской армии, а потом вновь ОФМЦИАЛЬНО введены и широко применялись в годы ПМВ.
В Красной армии телесные наказания НИКОГДА не были официально разрешены.

Про "комиссарскую власть" вы написали: "для чего советская власть придумала комиссарскую должность в Красной армии". Я лишь отметил, что советская власть этого НЕ ПРИДУМЫВАЛА. Комиссарская власть в русской армии существовала с весны 1917 года, по решению Временного правительства.

Сергей Дроздов   28.04.2014 08:14   Заявить о нарушении
В связи с комиссарами я пишу о Красной армии, а не о русской.

Доклад Окулова на заседании военной секции VIII съезда РКП(б) 21 марта 1919 г. : "...Политический комисссар 1-й Камышинской дивизии от 20 ноября доносит, что в дивизии мордобой. В "Стальной дивизии" применяются телесные наказания - нагайки. Политический комиссар революционного полка бьёт красноармейцев. В Камышинской дивизии создан временный полевой суд, который приговорил к телесным наказаниям в трёх случаях, а командир дивизии отдал этот приказ. Это значит, что физические наказания в коммунистической армии являются узаконенным институтом, которого никто ни от кого не скрывал, раз отдавались официальные приказы". ("Известия ЦК КПСС". 11.1989 г.С 158)

Станислав Афонский   28.04.2014 23:09   Заявить о нарушении
Да нет, уважаемый, как раз НАПРОТИВ, приведенные вами примеры из выступлений на военной секции VIII съезда РКП(б) говорят о том, что это считалось ВОПИЮЩИМИ случаями, «наследием царизма» и сурово осуждалось. Иначе этот вопрос не слали бы так заострять на съезде.
А вот при царе-батюшке - никому бы и в голову не пришло докладывать ему о телесных наказаниях в армии, в годы ПМВ. Это было ОФИЦИАЛЬНО разрешенным и повседневным делом.
Надеюсь вы ознакомились с текстов Высочайшего манифеста 1904 года (по случаю рождения наследника) и поняли, КОГДА и по какому поводу были отменены телесные наказания в царской армии?
Посмотрите и ссылки во втором моем отзыве (о Шкуро и партизанстве в годы ПМВ) очень познавательно, поверьте.

Сергей Дроздов   29.04.2014 08:29   Заявить о нарушении
Ни о каком "наследии царизма" относительно телесных наказаний в материалах военной секции не упоминается. Если отдавались официальные приказы о наказаниях нагайками - значит ничего "вопиющего" в тех приказах не было. Я не утверждаю, что телесные наказания официально были в Кр. армии всегда.
В материалах 8 съезда РКП(б) много чего интересного. Например, слова Сталина о том, что Красная армия воевать за социализм против империализма не хочет и её надо заставлять воевать.Говорилось, что красноармейцы не знают за что воюют...

Станислав Афонский   29.04.2014 18:46   Заявить о нарушении
Вижу необходимость уточнить: я пишу о военных действиях будущих полководцев белого движения ТОЛЬКО В ПЕРИОД 1-й МИРОВОЙ ВОЙНЫ,к её 100-летию, не трогая гражданскую войну. Смысл вижу в том, чтобы показать как русские полководцы и русская армия сражались против захватчиков а период, названный потом "империалистической бойней", которую следует забыть.
Гражданская война - это уже, как говорится, "совсем другая история" - о ней наврано уже более чем. Мои предки воевали во время Великой войны.

Станислав Афонский   29.04.2014 19:00   Заявить о нарушении
Дело в том, что Красную Армию НЕПОСРЕДСТВЕННО создавали офицеры и унтера царской армии, которые и принесли в нее и хорошие черты старой армии, и плохие (в том числе и привычку к мордобою и поркам), которые были в годы ПМВ обычным, повседневным делом, и официально разрешались в ней.
В РККА это тоже случалось, разумеется, но НИКОГДА не было официально РАЗРЕШЕНО.
Поэтому вопрос о телесных наказаниях, как чем-то несовместимым с идеалами революции и поднимался на военной секции съезда.

Поверьте, я неплохо знаю историю ПМВ и порядки в русской армии в 1914-17 г.г.
У меня есть несколько циклов статей об этом, посмотрите, если интересуетесь темой, чтобы не повторять популярных мифов и откровенных сказок о том времени.

Сергей Дроздов   29.04.2014 19:48   Заявить о нарушении
"Мифы и сказки" я черпаю только из рассекреченных архивных документов и документальной литературы.

Станислав Афонский   29.04.2014 20:13   Заявить о нарушении
Вопрос: вы сами читали стенограммы VIII съезда РКП(б)?

Станислав Афонский   29.04.2014 20:15   Заявить о нарушении
Судя по тому что пишете: "На самом же деле всякие телесные наказания в армии российской были запрещены ещё в конце XIX века" - это ерунда какая-то, а не "рассекреченные архивы".
Царский манифест 1904 г публиковали ВСЕ газеты и читали во всех церквах (т.к. неграмотен народ был на 80% тогда).
Историю ВКП (б) я хорошо знаю, поверьте.
А какое отношение 8-й съезд имеет к теме ПМВ (вашей основной)?!

Сергей Дроздов   29.04.2014 20:19   Заявить о нарушении
Небольшая справка по телесным наказаниям в царской армии:
Телесные наказания были отменены царским Манифестом от 24 августа 1904 г. 12 августа 1904г. родился, а 24-го был крещен царевич Алексей Николаевич, долгожданный наследник Николая II. По этому случаю для объединения вокруг трона армии и всего общества царь решил даровать некоторые демократические свободы.
Эти «демократические свободы» включали в себя:
- отмену телесных наказаний для крестьян, национальных меньшинств, солдат и матросов;
- для евреев была отменена обязательная оплата отсрочки военной службы;
- прекращено следствие по поводу растрат военного имущества частными лицами, школам и т.п.;
- солдаты, нарушавшие военные предписания вступлением в брак, были прощены;
- дезертиры и уклоняющиеся от службы, явившиеся с повинной в течение года (!!!) после рождения царевича, освобождались от ответственности (для финнов срок был сокращен до 3 месяцев).
В то время этот, подзабытый ныне, царский Манифест сыграл немалую роль в революционном развале дисциплины в Действующей армии. Чего стоит только фактическое поощрение дезертирства в годы тяжелейшей войны!

В годы Первой мировой телесные наказания (порку) в царской армии пришлось восстановить.
Брусилов широко развил её применение в своих войсках .
Новое пополнение тогда частенько прибывало на фронт с недостачей в материальной части: вновь мобилизованные по дороге на фронт обменивали казённое обмундирование на сало, водку, махорку и т.д. Некоторые «православные воители» в результате, прибывали к месту назначения буквально в одних кальсонах.
Командующий армией приказал давать каждому прибывшему с недостачей по пятьдесят ударов плетьми.
«Порка», как отмечал Брусилов в одном из донесений, дала «отличные результаты» – слух о наказаниях распространился далеко в тыл, и пополнения стали прибывать без недостачи в казённом имуществе.

Брусилов умел быть достаточно «крутым», добиваясь уставного порядка в своих частях в годы Первой мировой.
Генерал Э.А. Верцинский в книге «Год революции. Воспоминания офицера генерального штаба за 1917-1918 года» приводит «такое свидетельство, подчерпнутое им в штабе 8-й армии, которою Брусилов командовал в начале войны.
«Бывший при нем комендант штаба армии передавал мне, что бывали случаи, когда генерал Брусилов приводил встреченных им во время своих прогулок солдат и приказывал их пороть за не отдание ему чести».

Сергей Дроздов   29.04.2014 22:40   Заявить о нарушении
26 апреля 1863 года указом императора Александра II в России отменены телесные наказания по суду.

Станислав Афонский   01.05.2014 22:33   Заявить о нарушении
Уважаемый, надеюсь Вы понимаете разницу между "гражданскими" видами наказаний, о которых вы сейчас написали и воинскими.
К примеру, "стояние под ружьем", с грузом за спиной, в "гражданской" жизни России никогда не применялось, в армии - вплоть до ее распада весной 1917 года. И т.д.и т.п.
Про отмену телесных наказаний В АРМИИ я привел вам цитату из царского манифеста 1904 года.

Сергей Дроздов   01.05.2014 22:43   Заявить о нарушении
Так или иначе, но телесные наказания в армии были отменены до переворота 1917 года.

Станислав Афонский   02.06.2014 21:42   Заявить о нарушении
Были отменены в 1904 году и ВНОВЬ ОФИЦИАЛЬНО введены в 1914 году, после начала Первой мировой войны.
Надеюсь, Вы про это прочитали уже.

Сергей Дроздов   03.06.2014 07:47   Заявить о нарушении
Нет - не прочитал. Источник назовите, пожалуйста, о введении телесных наказаниях в русской армии в 1914 году. Если это было именно так - большей глупости не придумать. Но я сомневаюсь.

Станислав Афонский   10.06.2014 10:13   Заявить о нарушении
Трудно общаться с дискретностью раз в неделю.
О том, что телесные наказания в русской армии были ОФИЦИАЛЬНО разрешены в годы ПМВ есть многочисленные свидетельства ее участников (русских генералов и офицеров)Брусилова, Деникина, Верцинского, и других.
Часть из этих свидетельств я Вам УЖЕ приводил выше: "Брусилов широко развил её применение в своих войсках .
Новое пополнение тогда частенько прибывало на фронт с недостачей в материальной части: вновь мобилизованные по дороге на фронт обменивали казённое обмундирование на сало, водку, махорку и т.д. Некоторые результате, прибывали к месту назначения буквально в одних кальсонах.
Командующий армией приказал давать каждому прибывшему с недостачей по пятьдесят ударов плетьми.
«Порка», как отмечал Брусилов в одном из донесений, дала «отличные результаты» – слух о наказаниях распространился далеко в тыл, и пополнения стали прибывать без недостачи в казённом имуществе.

Генерал Э.А. Верцинский в книге «Год революции. Воспоминания офицера генерального штаба за 1917-1918 года» приводит «такое свидетельство, подчерпнутое им в штабе 8-й армии, которою Брусилов командовал в начале войны.
«Бывший при нем комендант штаба армии передавал мне, что бывали случаи, когда генерал Брусилов приводил встреченных им во время своих прогулок солдат и приказывал их пороть за не отдание ему чести».

Посмотрите мемуары Р.Я. Малиновского (он САМ был тогда солдатом) и т.д. и т.п.

Сергей Дроздов   10.06.2014 10:34   Заявить о нарушении
Из мемуаров Малиновского:
"...подошел корпус, специально подготовленный генералом Сандецким, известным живодером и мордобойцем. Ходили достоверные слухи, что бил он самолично не только солдат, а и господ офицеров, под которыми, конечно, понимались прапорщики и произведенные из них подпоручики....
Вот почему Сандецкий бил прапорщиков. Все они были в основном выходцами из простого народа. Достаточно было солдату иметь образование II разряда (а это значит четыре класса городского училища, гимназии или учительской семинарии), как его, хочет он того или не хочет, направляли в специальную школу и через четыре — шесть месяцев выпускали прапорщиком. Это был офицер, и неплохой офицер, часто знавший военное дело лучше, чем подпоручик юнкерского училища, в которые зачислялись дворяне. И все-таки прапорщики терпели всякие обиды. Отыгрывались они на унтер-офицерах, которых били так крепко, что зубы вылетали. Господа унтер-офицеры после отводили души на солдатах и били их уже по-своему, по-простому, голой рукой, без перчатки, но челюсти сворачивали. Мордобой в армии был обычным явлением..."

Там множество подобных примеров.

Сергей Дроздов   10.06.2014 10:39   Заявить о нарушении
Еще пару примеров из воспоминаний расстреляного большевиками в 1919 году генерала А.В. Соколова о его сослуживцах в годы ПМВ:
"Ко времени моего прибытия 54 Минским полком командовал Казачинский... Вместо него прибыл гвардеец Тришатный, по внешности воспитанный и выдержанный, но лично бивший солдат, очень богомольный, до ханжества, плохо владевший собой в бою и потому требовавший подбадривания и поддержки...
Ко времени моего прибытия Подольским полком ко-
мандовал Григорович, бывший воспитатель, а потом ротный командир Одесского юнкерского училища. Это был человек самых отрицательных качеств, бессердечный с офицерами, и жестокий с солдатами, эгоистичный, трусливый и лживый, в высшей степени несправедливый, но совершенно непонятным причинам он был выдвинут моим предшественником. Высокомерие его с офицерами и полное безразличие к их интересам выразившееся, между прочим, в совершенном игнорировании поощрения их боевых заслуг, разогнали лучших офицеров, все стремились уехать из полка, чтобы затем уже не возвращаться к Григоровичу. Провинившихся солдат он приказывал бить шомполами".

Достаточно этих примеров телесных наказаний в русской армии времен ПМВ?!
Другие Вы и сами можете их с легкостью найти, их предостаточно.

Сергей Дроздов   10.06.2014 11:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.