По балтийскому и северному морям. Франция

Ф Р А Н Ц И Я.

Сколько впечатлений! Мы снова на корабле. Пересекаем Ла - Манш и входим в Гавр – порт Франции. Река Сена отделяет  город от региона Нижняя Нормандия и соседнего города Онфлёр. Гавр — один из молодых городов Франции. При основании адмиралом Гуфье в 1517 году он был наречён Францискополем  в честь короля Франциска I. Впоследствии был переименован в Гавр-де-Грас «благодатная гавань». В 1562 году гугеноты передали город англичанам, но уже через 2 года он вернулся к Франции. К 1572 году город стал значительным торговым центром, откуда отправлялись суда к Ньюфаундленду и Шпицбергену для ловли трески и китов.  Старый порт изображён на картине Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872). С этой картины начинается движение импрессионистов.

У нас не была запланирована экскурсия по Гавру. Как только прибыл наш корабль, к причалу подъехали автобусы и мы пересаживаемся в автобусы  и едем в Руан. Река Сена делит город на две части: Рив Гош (левый берег) и Рив Друат (правый берег). Старый город находится на правом берегу.
 
Проезжая по улицам Руана, заметила, что город - лабиринт узких улочек, фахверковых домиков, ставень, острых крыш и вазонов с цветами. Руан знаменит своим собором Нотр-Дам. Сказочный и воздушный собор возвышается среди узких улочек. Этот собор запечатлен на серии картин Клода Моне. Строительство собора было начато в 1202 году и продолжалось до 1880 года. На фасаде собора - две башни: левая была построена в XII в. (ранняя готика), а правая - в начале XVI в. Это поздняя готика с множеством мелких деталей и усложненной формой, называемая пламенеющей готикой. Эту башню называют еще масличной за желтый цвет. Есть и другое объяснение названию башни: сливочное масло было запрещено во время Великого поста и те жители, которые не отказывались от масла, платили епископу во искупления этого греха. На эти средства и была построена башня. Центральный шпиль построен позже всех в середине XIX в. Его высота 151 метр. В то время это было самого высокое сооружение в мире.
Окна собора украшены мозаикой XIII века из знаменитого голубого кобальта, называемого «голубым из Шартра». Витраж рассказывает историю Св. Юлиана-Госпитальера.
 
Мы не заходили в собор, но нам рассказали, что в соборе находится могила короля Ричарда Львиное Сердце. В те времена было принято хоронить по кусочкам, поэтому, согласно завещанию, в Руанском соборе покоится сердце короля. Также в Руанском соборе находится могила Ролло – предка Ричарда и первого правителя Нормандии.

Ещё один пример пламенеющей готики - церковь Сен-Маклу. Она была построена в 1437-1517 годах. За церковью находится склеп - редчайший пример средневековых захоронений жертв чумы. В Средние века трупы привозили к церкви и сбрасывали в яму. Значительно позже на этом месте появилось кладбище.

А мы направляемся туда, где в центре площади Вьё-Марше после Второй мировой войны построен собор Святой Жанны д’Арк. Это большой современный архитектурный комплекс, включающий в себя кроме собора также крытый рынок (давший название площади). Крыша собора напоминает костёр, на котором в этом самом месте была казнена Жанна д,Арк.
 
В разгар Столетней войны, в 1419 году, после долгой осады Руаном овладели англичане. В 1430 году в башню(ныне открыта для туристов) была заключена французская национальная героиня.   В следующем году она была сожжена на Старорыночной площади Руана. На одной из стен епископского дворца в городе установлена памятная доска о полной реабилитации героини, которая произошла через четверть века после её смерти.

А мы въезжаем в Париж!  Как это волнительно!

П  А  Р  И  Ж.

Мы - туристы смотрели на парижские улицы, разворачивавшиеся перед нами одна за другой. Сидя в автобусе понимали, что это - воплощение  мечты. В столице Франции было нечто такое, что заставляло  волноваться. Автобус ехал по Елисейским полям по направлению к Триумфальной арке, над которой гордо и величественно развевался французский флаг. Это место много значит для каждого француза.  В нем нечто невероятно красивое и властное. Мы провожали взглядом знакомые достопримечательности – Дом инвалидов, «Гранд-Опера», Вандомскую площадь. Сверкающие витрины «Шомэ» и «Бушерона» были совсем рядом, до «Шанель» было рукой подать, так же как и до «Дж. А. Р.», ювелирной фирмы, названной так в честь основателя – Джоэля А. Розенталя. Но одним из самых важных элементов Вандомской площади был отель «Ритц», дорогой и богатый. Автобус остановился недалеко от собора Парижской Богоматери.

Столица с пригородами – Большой Париж – занимает около 1,7 тысяч квадратных километров и имеет 10 миллионов жителей. В столице Франции много мест, связанных с жизнью и деятельностью великих вождей мирового пролетариата – К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Здесь осенью 1844 года произошла встреча Маркса и Энгельса, положившая начало их дружбе и совместной работе. Начиная с 1895 года в Париже жил и работал В.И.Ленин. На улице Мари – Роз  сохраняется квартира – музей В.И.Ленина, где он жил в 1909 – 1912 годах.
В Париже собирались международные конференции, съезды, конгрессы. В Париже находятся резиденция президента республики, парламент, министерства и правительственные учреждения, ЮНЕСКО и более двухсот международных организаций.

В шестидесяти музеях собрано множество художественных и исторических ценностей. Помимо всемирно известных сокровищ Лувра и Версаля большой интерес представляют музеи Современного искусства, музеи Родена и Гюго, музей восковых фигур Гревен.

Город начинался с острова Ситэ, имеет радиально-кольцевую планировку. Городские кварталы раскинулись как в широкой долине Сены, так и на окружающих возвышенностях – на холмах Монмартр, Валерьен, плато Дез – Алюет.

Вышли из автобуса, и прошли к Собору Парижской Богоматери, который построен на месте языческого храма, где римляне поклонялись Юпитеру в I веке. Позже, в 528 году, здесь установили романскую церковь Сен-Этьен. И, наконец, в 1163 году епископ Парижа основал новый собор, посвященный Деве Марии (Notre Dame).

Легендарному сооружению было суждено стать свидетелем многих знаменательных событий в истории Франции. Здесь крестоносцы молились перед отъездом на священные войны, Филипп IV созвал Генеральные штаты - первый парламент в 1302 году, короновался Генрих VI (единственный правитель Англии, носивший титул «король Франции») в 1422 году и венчалась Мария Стюарт с Франциском II. А в 1804 году Наполеон надел корону Императора.

В разгар французской революции, в которой Париж был эпицентром, возмущенный народ ворвался в собор, ставший символом королевской власти, и в пылу обезглавил 28 статуй иудейских царей. Много сокровищ было разрушено или разграблено, лишь большие колокола избежали переплавки. Здание уцелело по счастливой случайности - после уничтожения аббатства Клюни у революционеров закончилась взрывчатка. Так собор Парижской Богоматери объявили Храмом Разума, а помещения использовали как продовольственный склад.

Лишь в середине XIX века, после выхода первого романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где в предисловии он написал: «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре», началось восстановление знаменитого храма. Все разбитые статуи заменили, добавили высокий шпиль, а крышу заселили демонами и химерами. Кроме того, дома вблизи собора снесли, чтобы улучшить вид на обновленное здание. Чтобы рассмотреть всю красоту, что включает в себя собор потребовался не один день, а у нас было около часа времени. Поэтому запомнился собор своей необычной архитектурой, своими химерами.

Западнее, около Сены, находится один из самых живописных районов Парижа – славящаяся своей красотой и четкой планировкой площадь Согласия, Тюильрийский сад, длинная торговая улица Риволи и, наконец, Лувр. Этот дворец в XVI – XVII веках был местом пребывания французских королей. Но с постройкой Версаля и переносом туда в 1672 году королевской резиденции, Лувр стал хранилищем королевских сокровищ, а позже был превращен в национальный художественный музей.
Особенно знаменит Лувр собранием картин, среди которых  Ники Самофракийской и другие,  есть творения Рафаэля, Леонардо да Винч, Тициана, Рубенса, Ребранд.  В Лувре хранятся великолепные скульптуры, такие как, статуи Венеры Милосской.

Дворец Тюильри находится в западном конце Лувра, в саду Тюильри, который растянулся от Лувра до площади Согласия. Два часа, которые нам были выделены для свободного гуляния по Парижу, я посвятила саду Тюильри. Ухоженные аллеи, множество прекрасных скульптур, воздух. насыщенный ароматами цветов, растущих в этом саду, вот такое впечатление оставил на меня уголок Парижа.

Площадь Согласия – одна из самых красивых площадей в Париже, занимает обширный участок между Тюильри и Елисейскими полями. Площадь была разбита в середине XVII века по проекту архитектора Габриэля и сначала носила имя Людовика XV. Подобно другим «королевским» площадям, она была украшена конной статуей монарха.
Последнее своё название она получила в знак примирения сословий, после того, как закончился революционный террор в 1795 году. Площадь Согласия имеет форму четырехугольника, она с трех сторон открыта. На восток открывается сад Тюильри, с юга протекает Сена, а на запад уходит перспектива Елисейских Полей.
 
Это необычное решение превратило площадь фактически в шедевр ландшафтного дизайна, а не архитектуры зданий, что весьма неожиданно для центра огромного, плотно застроенного города. Расположение фонтанов с мифическими, морским персонажами на площади Согласия не удивительно, т.к. здесь находится Министерство морского флота, где работал молодой чиновник Ги Де Мопассан, за основу некоторых его произведений взят именно этот период его жизни.
 
На площади Согласия, при короле Луи-Филиппе, были установлены монументальные статуи, символизирующие главные города Франции: Лион, Марсель, Бордо, Нант, Руан, Брест, Лилль и Страсбург. Статуи не являются образцами высокого искусства, но они примечательны тем, что в каждом из огромных постаментов помещалась маленькая квартира и в ХIХ веке власти сдавали это необычное жильё за 500 франков. В наше время здесь находится подземная стоянка.

В центре площади высится обелиск, вывезенный из Луксора (Египет) гранитный монолит. На постамент нанесены диаграммы, иллюстрирующие процесс доставки 23-метрового 250-тонного сооружения из Египта во Францию.

Статуя монарха, на заре Французской революции, была низвергнута, а на месте короля была установлена статуя Свободы. Здесь, возле Елисейских полей, 21 января 1793 года король Людовик XVI был обезглавлен. Позже около террасы Тюильрийского сада, был возведён эшафот с гильотиной, там были казнены герцог Орлеанский Филипп-Эгалите, королева Мария-Антуанетта, любимица короля мадам дю Барри, Шарлотта Корде, революционеры Дантон, Камилл Демулен, Максимилиан Робеспьер, Сен-Жюст.   

На возвышенностях левого берега Сены, напротив Ситэ, расположен Латинский квартал – район студентов, издательств, книжных магазинов, лавок букинистов. Именно здесь находится старейший университет Франции – Сорбонна и Коллеж де Франс.
История Сорбонны начинается раньше XII века, но именно в 1215 году формируется Парижский университет, когда несколько церковных школ объединились и сформировали один из первых Университетов в Европе.

Первоначально он имел 4 факультета: вольных искусств, канонического права, медицины и теологии. Уже в XIII веке университет стал одним из крупнейших в Европе. После забастовки 1229—1231 годов университет получил право местной автономии, подчиняясь непосредственно папе.

В 1970 году Сорбонна, или Парижский университет, была реорганизована в 13 университетов, различающихся по направлениям обучения и относящихся к трём академиям Парижа и парижского региона.
Четыре из этих университетов находятся в основном в исторических зданиях Сорбонны, остальные — в других кварталах Парижа и его пригородах. Университеты Сорбонны заслужили авторитет во всём мире.

Вблизи университета на холме возвышается Пантеон с гробницами Вольтера, Руссо, Гюго и других великих людей Франции.
 
Западнее, не левом берегу Сены – здание парламента, многие министерства, посольства. Заканчивается центральная часть левобережья монументальным Домом инвалидов, в соборе которого стоит гробница Напалеона I.  От набережной Сены и моста Александра III к Дому инвалидов ведёт эспланада Инвалидов.

Благодаря эспланаде открывается великолепный вид на протяженный (196 м) фасад Дома инвалидов, величественный и строгий. Мост Александра III – арочный мост, перекинутый через Сену и соединяющий Елисейские Поля с кварталом Эйфелевой башни. Этот мост является одним из самых богато украшенных и экстравагантных мостов Парижа. Это подарок Франции от России в знак дружбы.

Мы посетили собор Дома Инвалидов, где в мундире гвардейского капитана, с треуголкой на груди, в семи запаянных гробах покоится Наполеон. Экскурсовод говорила на французском, а переводчик, оказывается не все переводил. У нас в группе была путешественница, знающая язык. Так вот, когда мы стояли у захоронения Наполеона, а это на возвышении, и чтобы увидеть само захоронение, надо наклониться. Экскурсовод пригласила нас наклониться и взглянуть как покоится Наполеон, а сама тем временем сказала: Хотите или не хотите русские, но вы поклонились праху Наполеона, хотите или не хотите русские, но прах Наполеона покоится в русском подарке, так как этот красный лабродарит (разновидность гранита) был привезен из Петразаводска русским царем в качестве подарка.

Главная достопримечательность северной части Парижа – холм Монмартр с белым храмом Сакре – Кёр на вершине.  Монмартр (Гора Мучеников) — название 130-метрового холма на севере Парижа. Базилика Сакре-Кёр («базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) — католический храм в Париже, построенный в 1876-1914 годах по проекту архитектора П.Абади в римско-византийском стиле. Взойти на Монмартр можно по знаменитым лестницам или с помощью фуникулёра.
 
В 2001 году вышел фильм «Амели», местом действия которого стал Монмартр. Это привлекло сюда новую волну туристов. Существуют две версии возникновения слова «Монмартр». По первой версии название происходит от имени римского бога Марс (Mарсов холм). По другой, Монмартр был так назван в честь священномученика Дионисия Парижского (холм святого мученика). Сегодня Монмартр является излюбленной целью туристов. Монмартр оккупирован художниками-портретистами, карикатуристами и графиками.
 
В районе Монмартр находится известное кабаре Мулен-Руж.

В восточной части города много мест, связанных с революционным прошлым Парижа. Площадь Бастилии обязанная своим названием крепости Бастилии. В начале Великой Французской революции 14 июля 1789 крепость была взята революционно настроенным населением. На то, чтобы разобрать крепость, ушло три года. От дома № 5 до дома № 49 по бульвару Генриха IV брусчаткой была выложена черта, которая обозначает контуры стен разрушенной крепости.
 
В 1833 Луи-Филипп I решил воздвигнуть на площади Июльскую колонну в память о «трёх днях славы» с 27 июля по 29 июля 1830 во время Июльской революции. Её открытие состоялось в 1840. Сегодня на площади устраиваются различные концерты, ярмарки, марши, это отправная точка многих демонстраций — политических, профсоюзных, первомайских и прочих. Парижская молодежь собирается здесь в многочисленных кафе, ресторанах и ночных клубах. 14 июля здесь проводится самый крупный парижский бал. Каждое воскресенье с 1998 года стартует прогулка на роликовых коньках. В туре участвует до 28 000 человек. Этот тур популярен среди роллеров всего мира.

Здесь же, в восточной части города находится кладбище Пер – Лашез – с могилами многих знаменитых людей – Барбюса, Тореза и других. Пер – Лашез – место, где сражались последние защитники Парижской коммуны. Здесь, у «Стены коммунаров» после падения Коммуны проводились массовые расстрелы. Это - один из красивейших архитектуреых ансамблей. Кладбище Пер-Лашез, было названо в честь иезуитского священника Лашеза, исповедника короля Людовика XIV.
Здесь покоятся многие известные люди, в том числе Мюссе, Шопен, Мольер, Оскар Уайльд, Делакруа, Бальзак, Джим Моррисон.
   
«Париж – это все, что ты захочешь», - сказал однажды Фредерик Шопен и был прав. Каждый, приезжая сюда, открывает свой Париж, ощущает ее атмосферу: краски, запахи, шум уличной толпы.

Мы начинаем свое путешествие с главной артерии города – Елисейских полей, что соединяет Лувр с новой королевской резиденцией Версаль. Начинаем свой маршрут с Триумфальной Арки, выстроенной по распоряжению Наполеона в честь побед великой французской армии. Двенадцатью лучами отходят от площади Звезды (ныне площадь Шарль де Голя) проспекты с названиями сражений и имен полководцев. Так, например, на западе проспект Красной Армии приводит в современный район Парижа - La Defense, на востоке очаровательница   авеню Елисейские поля - в Лувр.
На Елисейских полях, немного в глубине расположен Елисейский дворец, который  используется как официальная резиденция президента в Париже. Елисейский дворец – главное здание страны, символ высшей власти во Франции. Но он находится в тени. Густая зелень отделяет его от Елисейских полей и почти крепостная стена от улицы Фобур Сент - Онре. Этот дворец остается одним из самых значительных памятников французской архитектуры.

Жилые кварталы богатых расположены главным образом в западном районе города. Главная парадная улица Парижа – Елисейские поля с особняками богачей, дорогими гостиницами, ресторанами, кабаре, кинотеатрами, агентствами авиационных и рекламных компаний, редакциями газет. В западной части Парижа находится всемирно известная Эйфелева башня высотой 314 метров и Триумфальная арка на площади де Голля, от которой лучами расходятся прямые улицы, открывая далекие перспективы. Западная часть города заканчивается обширным парком – Булонским лесом.

Название свое Елисейский дворец получил от близкого расположения к Елисейским полям. Дворец был построен в 18 веке и изначально назывался особняк. В 1873 году дворец окончательно был признан президентской резиденцией. В наше время двери елисейского дворца для обычных посетителей открываются только раз в год – в начале сентября, в остальное же время двери для непосвященных закрыты, так как здесь располагается личный кабинет президента Франции, и проходят заседания Совета министров. Отсюда президент может управлять ядерными боеприпасами и воздушными силами государства.  В Елисейском дворце проводятся шикарные банкеты, проходят встречи очень важных персон. Подаются очень изысканные блюда, и только лучшие вина.
 
Елисейские поля лежат строго по исторической оси города, которая берет свое начало от двора Наполеона в Лувре со статуей Людовика XIV на плошади, продолжающейся на запад через арку на площади Каррузель, пересекающей Королевский сад Тюильри, Луксорский обелиск, Триумфальную арку на площади Звезды и заканчивающейся Большой аркой Дефанс.

Гуляя по Елисейским полям, видели кипящую бурную жизнь города, все выглядело богатым, пестрым и оживленным. А сколько архитектурных шедевров довелось увидеть.
На круглой (140м в диаметре) площади Ront-Point - середина Елисейских Полей - находится бывший панорамный павильон и ледовый дворец, а сегодня Theatre de Ront-Point.  Далее начинается так называемая парковая зона.
 
Прогуливаясь по роскошной каштановой аллее, подошли к площади Клемансо, названной по имени известного во времена первой мировой войны политического и государственного деятеля Франции Жорджа Клемансо. Его неприметная скульптура соседствует с огромным монументом первому президенту пятой республики Франции Шарль де Голю.  Их разделяет улица Черчиля, на которой расположились Большой и Малый дворцы, построенные к парижской выставке 1900года. В современном Париже им также отведена роль крупных культурных и выставочных центров. В западном крыле Большого дворца расположился музей открытий и изобретений, в северном крыле Художественная галерея. В Малом дворце находится экспозиция городского музея изящных искусств. Перед входом установлен памятник У.Черчилю. Отличительной чертой Большого дворца является стеклянная крыша, выделяющая его среди других сооружений Парижа.
 
Завершается прогулка по Елисейским полям  на площади Согласия. Переименовав из Революционной площади, французы попытались тем самым реабилитировать ее в глазах истории Парижа. Сегодня площадь украшена 250 тонным луксорским обелиском Рамсеса II, подаренным египетским правителем Мухаммед Али - паша. Такой же обелиск по-прежнему стоит у Луксорского храма в Египте.
Слева - перекинутый через Cену мост согласия, упирающийся в здание национального собрания. Справа два дворца- близнеца, фасад которых украшен оригинальной колоннадой. В левом дворце расположился Автомобильный клуб Франции и фешенебельный отель "Крийон", в правом, с конца 18 века и по сей день, размещается Морское министерство Франции.

Уже вечерело, когда мы поднялись на Эйфелеву башню. Сверху вид предстал замечательный. Париж, разделенный длинной и широкой лентой Сены, был прекрасен. С видом позолоченных башенок церквей он походил на большую серебряную чашу, оправленную в золото и медь осенней листвы деревьев, осенью окрашенных в красный, золотой и коричневый цвета.   Столица нежилась под теплыми лучами солнца и жила своей собственной жизнью.  Много красивых городов на земле - Будапешт, Москва, Венеция, Рим, но какой восторг испытываешь перед этим величественным, и сознающим свою собственную красоту городом, особенно если смотришь на него сверху, с высоты Эйфелевой башни.

Ни один город не сравнится с ним по красоте! Может это и не так, может это внушение? Может, мы привыкли подчинять свои чувства внушению, или взгляду другого. Впервые проводим ночь на земле и где!! В Париже. Номер в отеле на двоих «царский». Великолепная ванна, а вода голубая и, наверное, минеральная, как я только погрузилась в нее, уснула. Вскоре проснулась, усталость отступила, и мы отправились гулять по вечернему Парижу.

Назавтра начали экскурсию от дворца Шайо, который расположен на противоположном, от Эйфелевой башни, берегу реки Сены. Он находится на возвышенности, где когда-то стоял древний замок – Трокадеро. В 1937 году в этом месте началось строительство нового дворца – Шайо, которое было приурочено, как и многое другое в Париже, к Всемирной выставке 1937 года.  Строение состоит из двух больших павильонов, развёрнутых в виде дуг, между которыми расположена 60-ти метровая терраса. С неё открывается великолепный, самый удачный вид на символ Парижа – Эйфелеву башню. Так же отсюда начинается садово-парковый комплекс, который объединяет в себе прекрасные цветники, водоёмы, изумительные лестничные спуски, скульптуры и необыкновенно большие фонтаны (самые мощные в Париже!).   

Сегодня в залах дворца Шайо находятся: 1. Музей монументального искусства Франции позволяет практически за одно посещение познакомиться с важными этапами истории архитектуры страны. Здесь в миниатюре представлено большое количество французских памятников, копий знаменитых зданий и сооружений, имеющих для народа Франции эпохальное значение. 2.Национальный морской музей хранит воспоминания об эпохе исключительных открытий и путешествий, вековых традиций сборки макетов военных кораблей и их  коллекционирования. Экспозиция включает в себя более трех тысячи экспонатов, а около 500 моделей, это разномасштабные макеты судов и лодок. Здесь можно увидеть макет прискорбно известного всему миру «Титаника», рядом с удивительно реалистичной моделью прогулочной лодки Наполеона, и многое- многое другое… Стены музея украшают редкие гравюры и картины, старинные карты и морские приборы, корабельные пушки и флаги.  Вызывает большой интерес у посетителей  Музей человека.

Чуть ниже от здания, спускаясь к Сене, под землёй расположен зал Национального театра Шайо. Эта одна из крупнейших арен Парижа, где проводятся концерты, театральные представления, оперные спектакли и фестивали.

Далее гуляли по городу. Обедали в ресторане Парижа. Как же все было вкусно! И незабываемое французское вино!!! Вечером вышли на улицу Пигаль (пляс Пигаль). Около площади Пигаль, названной в честь скульптора Жана-Батиста Пигаля, расположена одноименная улица – одна из известных парижских улиц красных фонарей.
В районе улицы Пигаль когда - то жили Ван Гог и Пикассо. Здесь же находилась студия знаменитого рисовальщика проституток и борделей Тулуза-Лотрека. В южной части площади расположены магазины музыкальных инструментом, а в окружающих ее улочках находится огромное количество секс-шопов и борделей.
Эта улица начинает функционировать только после 21-часа. Темнеет и улица зажигает огни. Вся в огнях. Светло и празднично, но немного для нас было не комфортно. Нас было пятеро: две женщины, и трое мужчин. И на всем протяжении этой улицы нас преследовали зазыванием. Слыша наш разговор, понимали, что русские, и из всех дверей борделей только и слышали: русский камарадо – просим! Женщин не приглашали, а мужчины в цене, особенно русские! В нашей группе был мужчина из Бобруйска, который сказал, что потратит все, что ему обменяли – а это 50$ на француженку. Но этих денег не хватило, это катастрофически дешево. Он не нашел применения этим деньгам в Париже.
 
Мечты, мечты! И вдруг эти мечты становятся реальностью! Реальностью, которая остаётся в памяти на всю жизнь. Будоража воспоминаниями и желанием вновь оказаться на вечном празднике жизни под названием "Мулен Руж". 6 октября 1889 к открытию Всемирной выставки в Париже, произошло событие, которое полностью изменило представление о ночных заведениях. Распахнула свои двери Красная мельница - кабаре "Мулен Руж". Почему красная и почему мельница?!
По соседству с Moulin Rouge, находится квартал Красных фонарей и что бы было созвучно, цвет мельницы выбрали тоже красный.
 
Раскинув свои яркие красные крылья у подножья холма Монмартр, уже более ста лет, это элитное заведение принимает гостей со всего мира. Первое впечатление ошеломляющее! Прежде всего "Мулен Руж" в Париже это нечто среднее между музеем и светским ночным клубом. Поражает интерьер, с экстравагантными комбинациями разных стилей. Сочетания антиквариата и модерна, восточного и европейского, авангарда и сюрреализма. Но самое главное, именно здесь впервые был исполнен, гремящий до сих пор на весь мир, знаменитый Френч канкан (cancan).
 
Зрители видят под музыку Оффенбаха дразнящие движения танцовщиц с манящими взглядами и криками, взлетающими вверх юбками, обнажающими длинные стройные ножки в чулках на пикантных красных подвязках. Падая одна за другой на шпагат и как бы невзначай, сбивая шляпу, носочком туфли с зазевавшегося зрителя из первого ряда. Изюминкой "Мулен Руж" стала и остаётся "натуральная кадриль" придуманная Селест Могадо в 1850 году. Позже англичанин Чарльз Мортон назвал её – "французский канкан", канкан в переводе с французского языка означает шум или гам. Вот тогда все заговорили о новом танце, увековеченном на афишах и картинах французского живописца постимпрессиониста Тулуз-Лотрека.
Вот такая эта улица Пигаль.
На следующий день мы уезжали в Версаль.
         
В Е Р С А Л Ь.
Двадцать четыре километра в автобусе – и мы в Версале. Уже издали виден этот памятник абсолютизма, символ монархии. Холодная торжественность, строгость и симметрия классицизма царят во всем – и во дворце и вокруг него. Версальский дворец строили с 1661 по 1710 год во время почти всего периода царствования Людовика XIV. Необычная геометрическая планировка площади вокруг Версаля является символом представления о монархе как о Короле-солнце. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.

Роскошные интерьеры дворца украшает позолота, лепнина, разноцветные гобелены, хрустальные люстры, статуи. На первом этаже главного здания, вокруг Мраморной площади, располагаются приватные апартаменты короля и королевы, вызывающие особое любопытство у туристов. Залы Версаля называются именами олимпийских богов. Статуя Людовика из многоцветного мрамора стоит в самом известном – Зале Венеры.

Особое внимание привлекает Зеркальная галерея Версальского дворца. 17 огромных зеркал висит вдоль 70-метровой стены, напротив каждого окна. Отраженные блики света, в буквальном смысле слова, создают ослепительный эффект.

История Версальского дворца начинается в 1623 году с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази, чья семья владела землями с XIV века.
В 1632 году территория была расширена за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка. С 1661 года «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле классицизма.

С 1666 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Мы побывали в большой галерее (Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами, и колоннами производит потрясающее впечатление. Зеркальный зал своей холодной торжественностью внушает почтительное чувство. Посетили Галерею битв, дворцовую часовню и Королевскую оперу. В предназначенном для балов зале Геркулеса на потолке дивная фреска Фр.Ла Мойна.
 
Перед дворцом просторная площадь, здесь Мольер разыгрывал свои пьесы. Вмещает площадь четыре тысячи зрителей. На площадь ведут шестнадцать ступенек.
С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII веке королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе договора, завершившего Войну за независимость США (1783).  В 1789 году работавшее в Версале Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В 1871 году, после поражения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, оккупированном германским войсками, было провозглашено создание Германской империи.  Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало так называемой Версальской системе — политической системе послевоенных международных отношений.

Парк Версальского дворца — один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют собой продолжение дворцовой архитектуры.
В Версальском парке четыреста фонтанов.
 
Осмотрев дворец и парк знаменитого Версаля, покидаем гостеприимную Францию, возвращаясь в Гавр, а далее нас ждет  Дания.


Рецензии
Это перл: «Пересекаем Гиблартар и входим в Гавр – порт Франции» (видимо имеется в виду Гибралтар). Вообще-то, если пересечь Гибралтарский пролив можно попасть из Африки в Европу или наоборот, а тут сразу во Францию. Лихо.

Михаил Колобов 53   05.05.2016 20:18     Заявить о нарушении
Конечно же, это ошибка - Ла-Манш. Но сколько людей прочитали и не заметили. Большое спасибо, Михаил за ваше внимание. С улыбкой!

Татьяна Подплутова 2   05.05.2016 20:30   Заявить о нарушении
Спешу Вас удержать от следующей ошибки. Ла-Манш тоже пролив (как и Гибралтарский) и пересекать его можно только с берега на берег, что делают, скажем, англичане и, если Вы не стартовали с туманного Альбиона, то Ла-Манш Вы не пересекали, а прошли.

Михаил Колобов 53   05.05.2016 21:26   Заявить о нарушении
Наш корабль шёл из Лондона. Спасибо!!!

Татьяна Подплутова 2   05.05.2016 21:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.