Речные пороги

         
     Сборы закончены. Консервы, крупы, макароны отправлены на конечную станцию, где мы намеревались собрать нашу трехместную лодку, переложить все продукты в нее и отправиться в первое в нашей жизни совместное водное путешествие на целый месяц.

    Собственно идея принадлежала мужу. Снаряжение тоже лежало на нем: сборная лодка, палатка, ну, и всё остальное. Я утешала себя тем, что умею неплохо плавать. Так, на всякий случай. Сын девяти лет очень быстро подключился к сборам и как-то явочным порядком был включен в состав нашей команды. Ну, а собака Ай-Риз-Дэсма, (так она числилась по своему паспорту), хотя все звали ее просто Дэсма, присоединилась к нам, так как ее некому было оставить. Да еще муж уверил нас, что в лесу хорошо обученная собака такого размера (большой ризеншнауцер) явится для нас надежной защитой.

    Железнодорожная станция была специально выбрана так, чтобы до воды оставалось рукой подать. Оставив собаку охранять вещи, мы отправились на почту. К счастью, посылки все дошли в целости и сохранности. Муж с сыном довольно быстро собрали и перенесли на воду нашу туристскую байдарку. Недаром дома столько тренировались! А я начала загружать лодку, рассовывая по бортам, носу и корме все наши вещи. После этого в лодке осталось совсем немного места, ровно столько, чтобы сесть посредине скамейки. Ох, и верткая она оказалась! Пока я усаживалась, муж держал лодку, чтобы она не перевернулась, еще не начав плавание.

    Но вот всё позади. Лодка плавно скользит по водной глади. Постепенно я тоже беру в руки весла. Немного практики, ну, зачерпнула немного веслом не в ту сторону, но всё обошлось. На четырех веслах лодка пошла еще быстрее. Легкая эйфория экипажа. Прекрасная погода, лодка движется, отпуск начался вполне благополучно. Проблемы стали возникать позднее. Когда мы решили, что пора отдохнуть и перекусить, муж подгреб к берегу. И тут вдруг собака, которой тоже надоело сидеть неподвижно в лодке, рванула прямо через борт на берег, хотя мы к нему еще не подошли. Лодка качнулась так, что мы с трудом удержали ее в равновесии. Собака радостно искупалась, но в дальнейшем пришлось удерживать ее, пока высадка не станет вполне безопасной. А через пару дней наша Дэсма стала заправской морячкой. Мы тоже научились садиться и вылезать из лодки, практически не нарушая ее равновесия.

    Зато такой красоты, какая открывается с середины реки, уставшему от столичного нагромождения каменных громад москвичу, даже трудно представить. Словно природа специально для нас устроила фантастический спектакль по обоим берегам: то рогатый лось выйдет из чащи на водопой и в удивлении замрет, следя взглядом за движущейся прямо у него под носом лодкой. Однако равномерное движение весел его не испугало. Напившись, лось с достоинством удалился снова в лес.

    Кругом была такая тишина, что даже собака не отреагировала на появление сохатого, словно это была какая-то картинка. В другой раз на кочку у воды выскочил заяц. Но его что-то спугнуло, и он так же молниеносно скрылся из глаз. А за парой цапель мы долго наблюдали, пытаясь понять, что именно они время от времени вытаскивали из воды и с удовольствием глотали.

    В один прекрасный день мы остановились у молодой березовой рощи. Видно, это были искусственные посадки: ровные ряды молодых березок как-то неестественно тянулись от самой воды и скрывались на горизонте. Между ними вместо травы и кустарников расстилался мягкий зеленый ковер из мхов. И на этом ковре заносчиво стояло… несметное количество белых грибов разных размеров. Я в жизни своей не видела такой волшебной картины. Видно было, что их никто никогда не собирал. Мы оказались первыми.

    А тара у нас была одна – капюшоны наших ветровок. Мы уже привыкли к такому распорядку: чего только в них не побывало! И вермишель в них насыпали в далеких сельпо, и яйца в крупу прятали, чтобы не разбить, если удавалось купить в какой-нибудь деревушке пару десятков.
 
    Зато лесная жизнь оказалась хорошим воспитателем для сына. Расстановка сил и обязанностей определилась как-то сама собой. Ничего не пришлось говорить. В первые дни меня удивляло, зачем в лесу кто-то сооружал на привале скворечники? Муж рассмеялся, когда я его об этом спросила, и объяснил, что это никакой не скворечник, а просто домик в дупле для туристского НЗ: спички, сахар, крупа, растопка. Те, кто прошел по этому маршруту, оставляют на всякий случай самые необходимые вещи для тех, кто придет сюда позже.

    На следующий день сын, как само собой разумеющееся, сказал: «В домике нет чая и спичек. Давай оставим, у нас много. Только как завернуть, чтобы не промокло?» Как важно уметь помочь людям, которых ты даже никогда не увидишь!

    А грибов с луком мы нажарили целую большую сковородку. Жаль, что сметаны не было для полного удовольствия. Зато через пару дней нам повезло на рыбалке, и мы дополнили наш рацион замечательной ухой. В целом же, наш экипаж редко останавливался надолго на одном месте, разве что того требовали чрезвычайные обстоятельства. Ну, а как же без них?

    Помню, как мы с мужем долго стояли на берегу, прикидывая, можно ли преодолеть пороги, которые нам показались набольшими: водный поток свободно обходил камни, и лодка, на первый взгляд, удачно вписывалась в его просвет. Рискнем! Тем более, что обнос в этом месте был практически невозможен.

    Началось всё вполне благополучно. Половину пути мы удачно преодолели, только потом – не знаю, как это произошло - лодку неожиданно развернуло и потащило потоком задом наперед! Мы не успели ничего понять, а тем более сделать. Единственное, что мы еще могли, так это стараться на скорости отталкиваться от несущихся на нас камней. И вот, когда весь этот кошмар всё же остался позади, почти у самого берега лодку снова развернуло, и она опрокинулась…

    Сын и Дэсма вынырнули из-под лодки и дружно поплыли по собачьи к берегу. А мы с мужем ухватились за лодку, опасаясь, что ее куда-нибудь унесет. Правда, лодка никуда не собиралась плыть, т.к., зачерпнув воды, спокойно опустилась на дно. И здесь нам повезло! Вода в этом месте доходила всего до груди. Мы перевернули лодку, вылили из нее воду и вынесли на берег. Ух! Сколько пробоин она получила! Стало ясно: два-три дня с этого места нам не сдвинуться.

    Мы с мужем снова полезли в реку, чтобы попытаться спасти, что можно, из наших вещей. Спасибо потоку: всё, что плавало, он вынес на берег. Ну, а консервы преспокойно лежали на дне, друг подле друга. Было уже поздно, мы решили, что банки подождут до следующего дня. Надо было разводить костер, ставить промокшую палатку для просушки и развешивать, что можно, на ветках. Поляна вокруг сразу приобрела живописный вид цыганского табора.

    Надо было готовить ужин. Легко сказать! Мокрую крупу я еще раз вымыла и поставила вариться. А за тушенкой пришлось снова лезть в воду. Бр! Сейчас она показалась просто ледяной. Вскоре мне удалось вытащить (вслепую ведь) пару банок тушенки и одну банку фасоли. И на том спасибо! Этикетки-то уже смыло. Как мы потом будем со всем этим разбираться?

    Эту ночь мы почти не спали: всё было противное и влажное. Хорошо еще, что хоть белье смогли высушить и надеть на себя. А вот надувные матрасы и спальники так и не высохли. Пришлось дремать перед костром на куче веток.

    С утра пораньше мы принялись за работу. Муж занялся наклеиванием латок на пострадавшие бока лодки. Мы с сыном выудили из бухточки, где нас перевернуло, все консервные банки и разложили их на берегу. Потом сын получил задание: прочитать буквы на банках и пометить, что там внутри. А я отправилась досушивать вещи и готовить обед. Крупу и макароны я рассыпала для просушки прямо на брезенте, который обычно служил второй крышей палатки.

    В общем, как я теперь понимаю, мы отделались легким испугом. За три дня мы всё заклеили, высушили, собрали и могли уже снова пускаться в путь, обогащенные новым ценным опытом.

    Надо признать: судьба благоволила нам. Некоторые эпизоды иначе, как ее покровительством объяснить нельзя. Причем опасность проявлялась вдруг в самом неожиданном месте и в самый, казалось бы, неподходящий момент.

    Обычно мы двигались по реке всё светлое время суток. Уже вечером выбирали симпатичную бухточку или полянку, вытаскивали из воды лодку, ставили палатку, ужинали на скорую руку и ложились спать. Даже костер не всегда разводили: на него уже не хватало сил.

    Так было и в тот злополучно-счастливый вечер. Когда утром мы проснулись, солнце уже золотило верхушки деревьев. Собака выбежала из палатки по своим делам. Я собрала вещи и тоже вышла наружу. Стоя лицом к палатке, я вдруг с ужасом обнаружила, что она стоит ровно посредине между двумя… гадюшниками. Змеи тоже уже проснулись и выползи на камни погреться. Извивающийся клубок змей в непосредственной близости от тебя производит особенно бодрящее впечатление!

    Отослав сына с собакой подальше в лес, мы с мужем молниеносно собрались и загрузили лодку. Про завтрак никто даже не вспомнил. Какой ангел-хранитель совершил это чудо? Думаю, что каждый в душе молча поблагодарил его за это.

    Наше путешествие продолжалось.

27.02.2013 г


Рецензии
Милая Людмила, благодарю ВАС за чудный пересказ событий, да и урок хороший. Замечательно читается. СПАСИБО!!!

Нина Радостная   28.11.2014 14:29     Заявить о нарушении
Когда в реальной жизни становится мало событий, человек начинает вспоминать...
А помним мы только хорошее, таково уж свойство памяти. Спасибо, Ниночка, за отзыв. Счастья Вам и всей Вашей семье! Л.Х.

Людмила Ханыкова   28.11.2014 18:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.