Самара и окрестности Американец, любивший Россию

Умер Ван Клиберн – американец, любивший Россию. Его победа в 1958 году на первом конкурсе имени П.И.Чайковского была предопределена не только симпатией генерального секретаря Никиты Хрущева, сколько симпатией простых советских людей, которые внимали его искусству пианиста. Первый конкурс имени Чайковского и победитель – двадцатитрехлетний американец? – Невероятно! Видимо, Клиберн знал о России секрет, неведомый россиянам, раз он сыграл произведения русских классиков лучше русских! Ну а мастерски исполненные в качестве современного фолк-бонуса молодым пианистом на рояле «Подмосковные вечера» (после фестиваля молодежи и студентов 1957-го – интернациональный гимн дружбы) и вовсе сделали музыканта из Америки своим в Советском Союзе.

Виданное ли дело: американец, и ставший для совдепа своим? Да, это была редкость того же порядка, как и старик Хэм, который станет одним из культовых писателей для советской молодежи шестидесятых.

 Одетый в элегантный западный смокинг Клиберн, покорял советскую аудиторию искренностью. Аристократичный человек, он искренне любил Россию. Не случайно музыкант неоднократно был в России и, общаясь с политиками, говорил о культуре, которая не может быть только российской или только американской. «Оттепель» начал Ван Клиберн, показав, что музыка не имеет национальности.

Слава Клиберна в СССР была легальна: его записи не надо было слушать с самопальных «ребер», они продавались в музыкальных магазинах. При этом пластинки официально разрешенного партийными боссами Клиберна расходились как горячие пирожки, со скоростью, немыслимой нынешним продюсерам…

Только один пример всероссийской славы музыканта: Ван Клиберн стал героем культовой советской кинокомедии «Операция «Ы» ». - Вспомните, как студент Шурик спрашивает однокурсника, в наушниках настраивающего перед экзаменом радиопередатчик: «что слушаешь?» А тот ему отвечает, выпроваживая из комнаты общаги: «Ван Клиберна, не мешай!» И действительно: виртуозные пассажи пианиста с одинаковым интересом слушали и студенты консерватории, и бабушки в Йошкар-Оле. 

Для советских людей Ван Клиберн стал Ваней Клиберном, и никакие последующие победы на музыкальных конкурсах не заменили ему фурора Москвы 58-го года.

Американцы, как известно, любят украшать свой офис дипломами, грамотами и прочими доказательствами своих достижений в карьере. Если и Ван Клиберн, как типичный америкэн, имел дома такую «доску почета», на ней на почетном месте наверняка должен был быть диплом московского конкурса имени Чайковского.

Американец, любивший Россию и знавший о ней то, чего не знают россияне.


Рецензии