Буйда

                1
   Буйда- конечно-же, не село, как сейчас называют этот населенный пункт. Здесь никогда не было мечети или церкви, по которым определяют- село это или не село. Правильней было бы назвать Буйду поселком. Кстати, и называли так, когда статус был определен- как подсобное хозяйство Учалинского горно- обогатительного комбината. Но разве суть- в определении? Что Буйда- не город, это точно, хотя в документах, где-то "наверху", стоит под номером- Учалы-3. Но такой факт опровергает нахождение в этом поселении Буйдинского сельского Совета. Слава богу, что Буйда, все-же, не город, пусть и близко к нему расположена. Границы города и села, находящиеся друг от друга в четырех километрах, никогда не сомкнутся по той причине, что между ними есть разделительный отрог огромной сопки. Ура, ура!
   А с другой стороны, предки поселились здесь несколько веков назад вовсе не для того, чтобы пахать близлежащие к поселению земли или содержать огромные табуны лошадей, стада коров или отары овец и коз. Посудите сами, окружающие сопки и леса разве способствуют такой деятельности людей? Конечно, нет. Другое дело, удаленное от гор, соседнее село Ахуново выстроено было с одной задачей- возделывать жителями огромные ровные поля и получать дивные урожаи пшеницы, ржи, ячменя и овса. Там и водоемов достаточно для питья скоту, насытившегося травами лугов между лесами.
   Буйдинские окрестности- это другая страна. Ее околотки круты, лесисты, обросшие чилижником. Ну, какие здесь сборы урожая? Первые поселенцы и прорвались-то сюда с одной целью, чтобы внедриться вглубь пластов и вытащить оттуда самый дорогой и ходовой на земном шаре элемент- золото. Видимо, его здесь видимо- невидимо, коли и раньше увозили верблюжьими обозами; и сейчас вывозят золотоносную породу из Буйдинских карьеров на самых огромных грузовиках, вплоть, до Белазов.  Богаты недра, очень богаты! Но так бы хотелось, чтобы богатства находились подальше от Буйды, чтобы не пылила техника и не отравляла выхлопными газами редкую красоту, какой и в мире нет. С другой стороны, Буйда живет, в том числе, и за счет отчислений золотодобытчиками. Как-никак, а за счет отчисленных средств, в том числе, село благоустраивается и хорошеет.
   Пригодились и добротные помещения, отстроенные когда-то комбинатом, когда Буйда была подсобным хозяйством.. Постройками воспользовались камнеобработчики, разместившие в бывших мастерских и гаражах свое оборудование. Теперь это оборудование так-же, в том числе, дает какие-то средства сельскому Совету. А как-же? Они ведь используют Буйдинские площади! Побольше было бы таких предприятий, тогда меньше бы людей уезжало трудиться на севера. Другим не надо было бы раньше вставать и добираться до города на работу.
   Сейчас, несмотря на отторжение комбинатом от себя Буйды, как подсобного хозяйства, жители не только не стали покидать насиженные еста, наоборот, призывают близких и родственников приехать сюда, как на постоянное место жительства. И приезжают... А что? Смешно ведь говорить о том, что в селе (так и определимся называть Буйду) мало рабочих мест. Ну и что? Город под носом- работай знай... Например, в Челябинске или Миасе, не упоминая Москву, до места работы ездят за 20- 30 километров. А здесь, всего-то, с десяток верст и...на тебе любое предприятие...на выбор. Теперь в каждом дворе- по автомобилю, в каком-то- и два...
   На Сходе жителей села был дан отчет Главы администрации сельского Поселения Н.Юскиным. Открылся любопытный факт: оказывается в Буйде население не убывает, а растет.
   Кто-то подсчитал: если бы за год на девятьсот Российских жителей прирастало по девять человек, как происходит в Буйде, то население страны ежегодно увеличивалось бы на один миллион человек. Да это-же- целый мегаполис! Странно! Но в большинстве случаев, деревни нашей Отчизны рушатся, приходят в упадок животноводческие и полеводческие хозяйства, а иные поселения "сметаются" с лица земли!

                2
   Но не одно-же обстоятельство, связанное с близостью к Буйде города, заставляет жителей не покидать вотчины.
   Мы с женой почти двадцать лет назад приехали сюда. Осмотрелись и почувствовали, что лучших мест нам нигде не найти, хоть всю Россию обойди. А жили, вроде, в таком красивом месте в Рязанской области близ Оки... Чего-то не хватало. А чтобы понять, придется коснуться философии. Не только со стороны развития природы и общества, но со стороны мышления. Нормальный человек всегда стремится жить в покое и мире, желательно при благоприятных климатических условиях. Но, при этом, желательны факторы, исключающие нарушение стабильного существования. Здесь имею ввиду- стихийные бедствия: ураганы, землетрясения, цунами и пр.. Поэтому, человек, выбирая место для жительства, не осознавая того, стремится найти стабильное и безопасное место. Так я думаю.
   Теперь, вернемся к Буйде, расположенной как раз в таком стабильном и безопасном месте. Село защищено от внезапных и разрушительных ураганов, так как защищено огромными холмами и сопками; исключена и возможность подтопления жилых домов и построек. Все-таки, речка Буйдинка течет внизу глубокого русла, а берега- крутые и обрывистые... За сотни лет речка, протекающая между холмов, углубила русло на 5- 7 метров. И любой паводок не способен разлиться до уровня жилых домов, школы и котельной, находящихся неподалеку от речки. Я уж не говорю о сейсмостойкости наших мест. Так что, в плане безопасности от стихийных бедствий, здесь все - "в ажуре".
   Но, прежде чем отстраивать жилой дом, мы делали восхождения на прилегающие к поселению огромные холмы и сопки. Смотрели окрест; нам открывалась Родина просторная и необозримая, с лесами лиственных и хвойных пород, с лугами, пронизанными речушками и ручьями. Мы знали, что на этих лугах такая дикая, сладкая и полезная клубника, какой нет ни в Рязанской, ни в Саратовской областях. А запах, нет, аромат клубники и полевой мяты восходит до вершины, где воссияла свобода тела и духа; захватывает так, что хочется воссоединиться сразу и навсегда с вершиной огромной сопки и с лугами, которые там, внизу, издают сногсшибательный аромат. И это не все...
   Лес потрясает не меньше! Мы спускались с вершины, взявшись за руки, может быть, от любви, а может, чтобы не дать упасть тому, кто оступится. Заходили в лес, собирали грибы. Но не всякие... Их много съедобных: и белых, и подберезовиков, и подосиновиков, и груздей... Но нам их уже не надо было. Мы искали лисички... и находили. Набирали столько, сколько планировали набрать. И это... в пятистах метрах от села!
    В какой-то газете я вычитал, что всю растительность на земном шаре съест и истопчет крупный рогатый скот, который выращивает человечество для того, чтобы потом забивать его на мясо - основной продукт для населения. На Буйдинских околотках нет больших стад крупного рогатого скота. Огромные стада там, за Уральским хребтом, на западной стороне. Мы уже- азиаты, за нами, на востоке,- суровая тайга, которую пусть воспевают другие, умчавшиеся туда в поездах по железным дорогам мимо крупных городов. Отсюда далеко до железнодорожных магистралей; нам не грозит приток случайных поселенцев, которые могут безмозгло вскрывать верхние пласты с благородными травами и кустарниками, чтобы добывать ценные породы камней и золото под этими уже мертвыми пластами.

                3
   Теперь-то, после Схода населения и выступления Главы поселения, духом воспряли папы и мамы. Ничто здесь не закроется: ни средняя школа, ни детский садик, ни медицинское учреждение. Почему должна закрываться школа, когда имеется прирост населения? Не закроется и переполненный на данный момент детский сад!
   Правда, сейчас некоторые родители отправляют своих чад набирать знания в школы города. Для чего? Я спросил одного старшеклассника: "Почему рвешься туда? Здесь что, преподаватели не нравятся?" Он ответил честно: "Нет! Учителя здесь не при чем! Там буду чувствовать себя более свободным от родительских ежедневных наставлений!" Такая она, современная молодежь! Вот в чем зарыта собака! А родители думают иначе: ребятишки рвутся в город, чтобы получить больше знаний. Забывают милые папы и мамы, что не такие сейчас дети, которые были раньше. Теперь они и рождаются-то с компьютером в голове. А обхитрить родителей им не составляет особого труда. И родители, способствующие школьному "переселению", не понимают, какую медвежью услугу вносят в возрождение родного поселения. Давно ясно- не станет школы, не станет через какое-то время и деревни. Нарушится одна из инфраструктур, обеспечивающая жизнеспособность поселения. Ну, да бог с ними. Единицы пока мало влияют на последовательное воспроизводство населения, его культуры.
   Молодым присуще: убегать искать, страдать где-то, чтобы набраться опыта; иногда надрываясь и плача. Почему плача? Потому что обидно становится потом от того, что покинул когда-то одно из самых прекрасных  на земном шаре мест, к которому нет возврата при сложившихся положениях разных обстоятельств!


Рецензии