Женщины в книге Бытие

Женщины в библии представлены самым широким социальным спектром, начиная от рабынь и заканчивая царицами. Здесь есть проститутки и праведницы, убийцы и пророки. Хватит перечислений, обратимся непосредственно к библии.
Сотворение женщины произошло совсем не так, как с сотворением животных женского пола, когда Бог создавал одновременно и мужскую особь и женскую. С человеком всё не так, ибо вначале Бог создал лишь мужчину. И лишь потом, создав мужчину, Бог задумался и решил создать для мужчины помощника, именно помощника, но не любовницу. Вот как об этом повествует библия:
- И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворю ему помощника, соответственно ему.
Другими словами, женщина вначале Богом как бы и не планировалась вовсе. Но потом Бог увидел, как утомился мужчина, давая имена всем живым тварям, и потому принял решение создать ему помощника. Именно помощника, хотя когда Бог создавал животных, то при этом создавал два разнополых существа. Но, такая промашка не цель нашего исследования. Наше дело осветить женский вопрос в библии. Начать же необходимо, разумеется, с Евы. Чем же она отличалась от Адама? Не с физиологической стороны, не с точки зрения анатомии, а как бы с душевной стороны. Например, почему она сорвала запретный плод? А библия сама отвечает на этот вопрос. Ева стремилась к знаниям. Она сорвала плод, «потому что плод даёт знание». Ева не дура, а исследователь мира, стремящийся к знаниям. Она первооткрыватель. Можно даже утверждать, что Ева явилась первым первооткрывателем. Это не тавтология, это факт.
Хотя библия вовсе не ставит женщину высоко. Даже все родословные в книге Бытия идут лишь по мужской линии. А женщины вроде бы и не причём.
Хотя именно женщины устраивают благополучие мужчин. Например, жена Аврама Сара стала и женой фараона с полного на то согласия супруга. Нет, не согласия, а именно по приказу мужа она стала и женой фараона. Так Аврам сделал карьеру при дворе фараона и стал жить припеваючи. И вот как об этом говорится в библии:
- И Авраму хорошо было ради неё; и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки и верблюды.
Так и жил бы в Египте Аврам. Если бы не открылась, в конце концов, правда и фараон не узнал, что Сара вовсе не сестра Авраму. Пришлось семейству уходить из Египта. Хотя фараон и не конфисковал у семейства нажитое.
Сара была умной женщиной. Но в одном ей не везло в жизни. У Сары не было детей. Поэтому Сара посоветовала Авраму сделать рабыню Агарь своей сожительницей, чтобы та родила для них ребёнка. Агарь действительно забеременела, хотя Авраму было уже восемьдесят шесть лет. А забеременев, Агарь «стала презирать свою госпожу за её бесплодие. И когда Сара пожаловалась супругу на высокомерное и дерзкое поведение служанки, то Аврам поступил просто, он сказал жене: «служанка твоя в твоих руках; делай с ней что тебе угодно». То есть Авраму было совершенно наплевать на своего ребёнка, которым была беременна Агарь. А ведь свою высокомерную служанку Сара попросту выгнала вон. Такие были нравы. Впрочем, Аврам не оставил своего сына от рабыни Агарь. Он его сделал таким же иудеем, как и он сам. А сам Аврам сделал обрезание себе, когда ему было уже девяносто девять лет. Хотя воспитывал Аврам своего сына от Агари лишь до тринадцати лет, а потом Аврам дал Агари хлеба и воды и выгнал её вместе со своим сыном. В общем, сюжет сказки о царе Салтане. Но, ни Агарь, ни её сын не пропали, хотя и жили в пустыне. И сын рабыни Агарь сталь отличным стрелком из лука. Агарь же самолично нашла ему супругу из египтянок. Так что эта мать одиночка не пропала со своим сыном, выжила. Вот такие были стойкие женщины, умевшие преодолевать невзгоды жизни. А в лице Агарь мы наблюдаем первую мать одиночку. Утверждать, что между рабыней Агарь и Аврамом произошёл первый семейный развод, мы не можем. Фактически Агарь была никем, рабыней, но не женой.
Сара, несмотря на свою жёсткость по отношению к своей рабыни, изображена как весьма умная женщина. Кстати, большой ум у Сары признавал сам Господь, недаром же он сказал Авраму: «Во всём, что скажет тебе Сара, слушайся голоса её».
Впрочем, Сара всё же родила Авраму сына Исаака, того самого, которого Аврам собирался собственноручно принести в жертву Богу. Кстати, родила Сара, когда ей было уже девяносто лет. Это первое свидетельство поздних родов. Кстати, Сара была ко всему прочему и долгожительницей. Она умерла, когда ей было сто двадцать семь лет, и была похоронена в пещере. Таковы тогда были традиции.
Кстати, сейчас у нас во Франции проживает бабулька такого же возраста, как было Саре в день её кончины.
Кстати, сын Сары получил после смерти отца всё его состояние, а оно было немалым. Сын выгнанной из дома рабыни Агарь не получил ничего. Впрочем, после смерти Сары Аврам женился вновь. К тому же у этого Аврама, было ещё и масса наложниц. Да, тогда процветало многожёнство. Но никому из его многочисленных детей не досталось ничего от богатства отца, всё досталось, как я уже сказал, сыну Сары Исааку.
Кстати, и Аврам, и Сара к этому времени сменили свои имена. Вернее Господь самолично отметил их, поменяв имена. Это было как орден сегодня. Сара стала Сарра, а Аврам Авраамом. Одна буква к имени добавлена супругам, но какое отличие. Ведь эту буковку добавил сам Господь.

Как не были умны женщины, всё же положение у них было по отношению к мужчинам подчинённое. И жён в то время глава семейства или мать выбирали сыновьям самолично, как на рынке. Мнения сына, а тем более невесты, никто и не спрашивал. Именно так Аврам выбрал своему сыну Исааку жену по имени Ревека. Кстати, этот Исаак поступил со своей супругой Ревекой точно так же, как до этого его папенька Аврам. Исаак скрыл от фараона, что Ревека его жена и тоже назвал её своей сестрой. Правда, до постели у фараона с Ревекой не дошло.
Библия часто описывает соперничество между ближайшими родственниками. Такое соперничество происходило и между сыновьями Ревеки Иаковом и Исавом, хотя те и были близнецы, но не однояйцевые. Внешне они были не похожи. Исав был волосатый от рождения и не красивый. Иаков, который был помладше брата на несколько секунд, был красив, хотя и подл. Однако Ревека любили более всего младшенького, который был просто настоящей дрянью.  Ревека даже пошла на гнусный обман, для того, чтобы благословение отцово получил коварный Иаков.

Я уже говорил о попытке усыновления, которая описана в библии. Это когда Сара ввела к мужу Авраму свою рабыню Агарь. Такая же история случилась и с другой женщиной, которая была бесплодна. Эту женщину звали Рахиль. Кстати её супругом был сын Ревеки Иаков. Этот Иаков был женат не только на Рахили, но и на её старшей сестре Лии. Эта Лия рожает и рожает Иакову сыновей, а Рахиль остаётся бездетной. Тогда и придумала Рахиль усыновить ребёнка. Но в этой ситуации интересен способ усыновления. Рахиль ввела к мужу свою рабыню Валлу, которая и забеременела от Иакова. Но это ещё не всё. Дело в том, что эту рабыню Валлу заставили родить ребёнка на колени Рахили. И так эта Рахиль усыновила не одного ребёнка.
И хотя её старшая сестра Лия имела своих детей, но ведь угнаться за младшей сестрёнкой довольно проблематично, когда та усыновляет детишек. Поэтому Лия тоже решила осуществить такую же комбинацию, когда по возрасту уже не могла рожать. Вот ведь какая конкуренция между сёстрами возникла интересная за право быть любимой супругой.
Сёстры Лия и Рахиль просто соперничали за ночь с мужем. Ради этого шли на довольно таки хитроумные уловки. Лия, например, купила ночь за мандрагоры. Наверное, вкусные плоды, раз Рахиль купилась на них. Впрочем, любовь к фруктам сделало своё дело, Рахиль таки родила по настоящему, сама. И была очень счастлива. Вот оно, женское счастье, изображённое в библии. Но Рахиль не очень всё же была счастлива. Ибо умерла при следующих родах, когда родила Вениамина.
Разумеется, если мы говорим о женщинах, то нельзя не упомянуть о насилии. Это судьба многих женщин. Так уже в книге Бытия мы узнаём об изнасилованной девице, дочери Лии, которую звали Дина. И хотя насильник, которого звали Сихем, не отказывался от женитьбы, его и всех мужчин города братья Дины попросту истребили.
Кстати, в то время жёны зачастую переходили как бы по наследству. Например, в библии рассказывается о двух братьях, это Ир и Онан, сыновья Иуды. Ир был женат на женщине по имени Фамарь. И случилось так, что Ир умер, не оставив потомства. Тогда отец Онана Иуда приказал сыну взять в жёны супругу его умершего брата Ира. Но в данной ситуации сеть одна тонкость. Дело в том, что первый ребёнок, который родится от такого брака, будет считаться не дитём покойного. Онан же взбунтовался, он вовсе не желал, чтобы его ребёнок юридически считался сыном его брата Ира. Именно поэтому он и спускал сперму на землю перед сексом со своей бывшей невесткой и навязанной ему женой. В данной ситуации я хочу обратить внимание не на гнев Бога, не на желаниях и поступках Онана, а на то, что мнения самой вдовы Фамарь никто и не спрашивал. Она просто была обязана стать супругой своего деверя. В данном случае женщина переходила как бы по наследству брату покойного. Вот такие были порядки.

В книге Бытия изображена весьма подробно женская месть мужчине, который отказался быть её любовником. Это история Иосифа. Который был у царедворца Потифара домоправителем, заведовал всем хозяйством. Жена этого чиновника очень возжелала Иосифа и предложила ему быть её любовнице. Когда Иосиф отказался, то женщина просто оклеветала его, объявив всем, что тот пытался её изнасиловать. И оказался Иосиф в тюряге. Вот такая банальная история о банальном женском коварстве.
Впрочем, для Иосифа история окончилась благополучно. Он, в конце концов, вышел из темницы и даже занял более высокую должность. Сам фараон выдал ему в награду ко всему жену по имени Асенефа, которая была дочерью крупного священника. И что интересно, хотя эта Асенефа являлась дочерью очень крупного священника, её мнения, её желания никто тоже не спрашивал. Отдали в жёны и всё.
Вот так описана женская доля в книге Бытие.


Рецензии