ЧЕРТ

   Дед Иван Денисович враль был ещё тот,а рассказчик- ещё хлеще. Ему было под восемьдесят,шепелявил,зубов-то не было. А слушать всё-равно интересно,зажигал своим враньём, искромётностью глаз, жестами и, вообще, азартом.

   Сидит как-то на лавочке,козью ножку выкуривает. Никто не подходит,а скука его одолела. Подзывает меня. Я ещё тогда пацаном был- лет 12-13-ти от роду.

   -Ты что-ли не веришь, что черти бывают на свете?- спрашивает.

   -Конечно, не верю,-отвечаю,- это только в сказках они живут и дела всякие творят. В основном, людей пугают своим видом и смышлённостью. А вреда вроде никакого не делают.

   -Во, во,- продолжил разговор Иван Денисович,- насчет смышленности ты правильно заметил.

   "Ну...понесло,- подумал про себя я,- а вообще-то, делать нечего, послушаю его враки." И дед заметил, что я никуда не спешу и что я присел на лавочке возле него. Воспользовался моментом и втянул меня в свои росскозни, от которых мне и вовсе уходить не захотелось.

   "Так вот, иду я ка-то из Черёмушек в Сиреневку. Это что вон... за той горой была. Снесли её как малоперспективную. На полдороге стог сена стоит, а на стогу разлёгся чёрт, как барин какой-то. Нога на ногу уложена, правая рука ли, лапа ли, не то с копытом, не то с какой-то култышкой вместо кисти, под затылок подложена. А левой рукой ли, лапой ли подманимает меня к себе:

   -Мужик! Дай закурить.

   Смотрю на него вытаращенными глазами. Не то что страшно сделалось, а как-то не по себе. Впервые ведь с чёртом встречаюсь. Тоже, как ты, не верил в них раньше.

   -Ты чего?- продолжает чёрт,- чертей не видел? Уставился на меня!..

   -Да, тебя первого увидал! А ты не переодетый ли человек?

   -Я, вообще, без одежды. Вот, видишь шерсть растёт на груди, на руках и ногах.

   -А на голове тоже шерсть...?- спрашиваю.

   -Не-а, на голове- волосы, как у вас- людей. Вот только рога почему-то прут изо лба, как у козла.

   -А может, ты козёл и есть?

   -Обижаешь, мужик! Ты где-нибудь слышал, чтобы козлы разговаривали?.. То-то же!

   Я немного пришел в себя и спрашиваю:

   -А ты где говорить научился на человеческом языке?

   -Мы, черти, такие! Среди которого народа живём, по ихнему и говорим. В Англии- по английски, в Китае- по китайски..., потом вопрошать стал,- курить-то даш?

   Я сделал самокрутку, подал чёрту.

   Тот уже свесил ноги со стожка, протянул руку- лапу. А я засунул самокрутку между его не то пальцами, не то копытцами. Я преподнёс заженную спичку; чёрт прикурил. Закашлялся.

   -Добер ты для меня,- говорит чёрт,- дружить с тобой можно, если ты не против. Что тебе нужно от меня- проси, не стесняйся. Только сразу признаюсь: вор я,по вашему, в законе. Сызмальства ворую. У нас- чертей воров уважают, но только тех, кто людей обворовывает. А я и чертей всех обобрал. Крал всё, что плохо лежало. Они и прогнали меня из своего племени.

   Понял я, что с чёртом можно откровенно говорить. Освоился, расслабился. Боязнь отошла. Как будто на равны с ним стал. Вопрос задал спокойно:

   -Ты страшен, как козёл. На вид мало чем отнего отличаешься. А умом от человека,видно, не отстаёшь? Кто вы такие черти? И для чего предназначены?

   -Мы такие же посланники, как и вы,- отвечает чёрт.Только скрытны и созданы пакости делать.

   -Всем людям что ли пакости-то делать?

  -Не знаю, наверное. Мы не разбираемся, кто из вас хороший, а кто - плохой.-А как же ты собираешься дружить со мной, если ты привык, как и твои соплеменники, пакости нам делать?- спрашиваю.

   -Ты ничем от чёрта не отличаешься,- отвечает,- всем врёшь, а недавно,к примеру, с колхозного тока четыре мешка пшеницы спёр.
Далее чёрт говорит: "Ох,давно за тобой наблюдаю. Поэтому ты мне и понравился. Так что? По-рукам?

   Поставил чёрт меня в тупик. Откажусь дружить,такую пакость сможет сотворить,что жить не захочется!

   -Ладно,- говорю,- дружить так дружить.- И сунул в его не то копыто,не то в двупалую руку свою руку,похолодев от ужасного соприкосновения с чёртом.

   После встречи с этим существом, я забыл, что мне нужно в Сиреневку идти, пошёл домой, чтобы тут же рассказать о происшедшем своей бабе. Но чёрт окликнул меня:

   -Мужик! А закурить-то оставь! И никому обо мне ни слова! Скоро я к тебе нагряну. А ты подумай о той пакости, сделать которую я тебе помогу.

   Я завернул ему козью ножку и отдал спички. Пошёл в Черёмушки.

   Поднявшись на пригорок, оглянулся назад, чтобы убедиться, сидит ли чёрт на стожке. Но стог горел,а чёрта и в помине не было.

  "Всё-таки сделал очередную пакость,- подумал я. И что ведь характерно, с моей помощью! Ведь спички-то я ему дал."

   Кстати, тот стог сена принадлежал соседу Миколе. У меня с ни отношения натянутые были. Всё ссорились из за изгороди, которую он воздвиг на моём огороде. На целый метр расширил свой участок, сузив на столько же мой. Куда только я не жаловался: и в Сельский совет, и в товарищеский суд...,но нигде мне не помогли. Сказали,чтобы сами разбирались. Всё-таки есть справедливость на свете. Так и надо ему, что стог сгорел

   Баба моя, Варвара, встретила, как всегда с ворчанием.:

   -Где шляешься? Обед стынет, а тебя нет и нет!

   Не ответив на её вопрос, пошёл умываться. Руками до щек дотронулся, ощутил, как сильно оброс. И это всего-то за половину дня! Посмотрелся в зеркало и...ужаснулся. Подбородок вместе с волосами вытянулся клинышком. Щеки впали и из впадин пробивалась, не щетина- редкая и жесткая, как обычно, а натуральная шерсть. Поражала моя схожесть с моим козлом Кондратом. Вот только рогов ещё не хватало.

   Ножницами состриг шерсть, побрился опасной бритвой. Вроде бы ничего! Даже симпатичней сделался, чем был до встречи с чёртом.

  -Не заболел?- спрашивает Варвара,- осунулся что-то!

   -Да нет, всё нормально!- ответиля и сел за стол.

  Не дообедав, услыхал крик Никодима:

   -Денисыч!- кричит,-помоги борова заколоть! Верёвку прихвати.

   -Сейчас выйду,- отвечаю, а сам думаю про себя: недавно, паразит, отказался помочь мне леса переставить. На больную спину сослался. Но я то знал,что никакая спина не болела, а так , отказался деликатно. Да уж ладно, я человек добрый, Не отказался борова связать.

   Долго верёвку искал. Сунулся в закуток сарая, а оттуда мой приятель чёрт верёвку подаёт и говорит:

   -На, друг Иванушка! В самый раз будет...

   Связали мы с Никодимом борова. А Никодим и говорит мне:

   -Ступай, Денисыч, домой, дальше один справлюсь. Что-то вид твой не нравится. Больной ты какой-то!

   А мне и не хотелось смотреть, как сосед будет горло хряку перерезать. Ушёл.

   Потом, минут через пятнадцать моя Варвара заорала:

   -Ты какую верёвку Никодиму подсунул? Разорвал её боров на мелкие куски. Вырвался и чуть хозяина не убил! Искусал и хребет перебил Никодиму. Увезли бедненького в больницу с переломами да ушибами.

   Но тут Варвара упала в обморок, как только глянула на меня.

   Я посмотрел на себя в зеркало. Смотрела рожа, точь в точь козлиная. И бородка, прикрывающая горло, и волосатые уши, вздыбленные вверх, и вытаращенные глаза- всё это испугало меня. Я не заплакал, горько зарыдал! Когда стал ладошками по глазам водить, а потом по лбу, то ощутил по его краям выпуклости. Да это-же начали появляться рога. Тут только до меня дошло, что я начал перевоплощаться в чёрта, а не в какого-то там козла. Хотя не знал, кем лучше стать: козлом или чёртом?

   Когда Варвара очнулась, я лежал в кровати, прикрыв голову каким-то платком, чтобы Варвара, посмотрев на меня, снова в обморок не упала.

   -Что с тобой, Ваня, творится? На кого ты похож стал?

   -Сходи за врачами, хирургами, попом, за кем угодно, лишь бы кто-нибудь вернул мне прежний облик!- взмолился я.

   Варвара с восклицаниями "ох" да "ах" выбежала. На место неё зашёл чёрт и говорит:

   -Ты давно был чёртом в душе. Многим пакости сделать хотел. Теперь и внешностью- чёрт, как я. Кстати, и я был человеком, маленьким. Вредным ребёнком рос. Всем пакости делал: и родителям, и сверстникам, и старшим. Но у меня сначала хвост вырос, потом весь чертёнком сделался. Меня увидали такого родители, братья и сёстры, заорали:"Чёрт, чёрт!!! Скалками да палками прогнали меня прочь. Я и прибился к чертям, где меня хорошо воровать научили. Но тебе легче, ты хоть дольше в человеческой шкуре был.

   Иван Денисович замолчал. А мне интересно было узнать, как-ж он снова в человека превратился? И я спросил его об этом.

   -Господь помог. В церковь ходил, каялся много. Всё, хватит языком трепать, а то снова чертом стану.


Рецензии
Понравилось.Чтобы чёртом не стать,не надо пакости другим делать!

У меня тоже о хвостатых есть сказка http://proza.ru/2010/12/07/498
Знакомьтесь с моей нечистью!

Зоя Кудрявцева   09.03.2013 19:05     Заявить о нарушении