Станок похоронили

   В токарном цехе электро-механического завода царила непривычная ситуация; какая-то- эмоционально- отрицательная. Все молчали, опустив низко головы, как на похоронной процессии. Но хоронили что-то неодушевленное. Оказывается- останки станка по заточке и правке режущего инструмента, одним словом, наждак выносили спешно и настойчиво. Но слез не было, никто не ревел.  Несколько человек откручивали болты, снимали щитки, расколотый наждачный круг, уголки, трубы, электрическую проводку; все это выносили куда-то вон из помещения. Другие молча смотрели, покачивая головами, сочувствовали, как это бывает на похоронах. А о покойниках, известно, надо говорить или хорошо, или, вообще, ничего не говорить.
   "Ах, как он раньше жил и процветал, теперь уже покойный наждачный станок. Благодаря ему многие руководители выходили из трудного положения, многие рабочие завоевывали авторитеты. Этот станок символизировал совершенство и успех всего цеха. Он удостаивался такого внимания, что рядом стоящим токарным, фрезерным и сверлильным станкам и во сне не снилось.
   А дело было так. Приобрели старый наждачный станок в соседнем предприятии год назад за 324 рубля. В то время сумма равнялась двум заработкам рабочего средней квалификации; когда за один рубль давали три доллара.
   Как раз, в то время начало процветать движение по разработке и внедрению рацпредложений и изобретений.
   Директор завода отдал приказ, гласящий о том, чтобы рабочие и инженерно-технические работники каждый месяц внедряли, как минимум, по одному рацпредложению. Голову ломал всякий, недосыпая ночами, не дорабатывая  по основному направлению. А как-же? Иначе, не одна голова могла бы слететь с плеч: и начальника цеха, и мастера, и токаря, и фрезеровщика...
   В бой ринулись самые светлые головы. Что касалось токарного, фрезерного и сверлильного оборудования, то решено было оставить его без внимания. Машины действовали десятилетиями, и что-либо усовершенствовать в них возможным не представлялось. Все внимание обратили к наждачному трехсот-двадцати-четырех-рублевому  станку.
 Сначала, установили концевик, связанный с защитным стеклом. Таким образом, рабочие обезопасились от возможных травм и увечий. Подсчитали условную прибыль. Она почему-то составила- 1231 рубль. Деньги немалые, в пересчете на доллары- более 3,5 тысяч. Потяжелели и кошельки новаторов. Многие стали протестовать, мол, 1231 рубль- очень мало...Такая сумма относится к одному условно пострадавшему, если бы не было концевика. А в цехе более человек, которые пользуются станком. Выходит, если каждому выбьет глаз отлетевшими кусками абразива , то эффект при сохранении глаз должен составлять не менее 12000 рублей.. Кстати, на такие деньги можно было купить две новеньких "Волги". А так, мол, и на "Москвича" еле тянет эффект.
   Да ладно уж, особо спорить не стали. План по рацпредложению был выполнен и... хорошо!
   В течение месяца светлые головы отдыхали. Но время прошло и нужно было внедрять что-то новенькое.
   Помог тот-же наждачный станок. К нему подвели вытяжную трубу, для чего поставили дополнительный двигатель рядом, установили и вентилятор.
Дышать стало легче всем в течение следующего месяца при экономическом эффекте 1500 рублей.
   На третьем месяце к наждачному кругу подвели воду. Сэкономили тут, правда, немного, всего каких-то 555 рублей. Но ведь воздух в цехе, по мнению многих, стал чище чем на Альпийских лугах.
   В течение следующих месяцев новаторы не бездействовали. Видоизменились упоры, вставились куда-то резиновые прокладки для уменьшения шума и вибрации, поставили реле времени (это чтобы станок автоматически выключался через определенное время, когда его забывали выключить вручную), и тд. и тп.. В общем, благодаря станку, изобретатели умудрились сэкономить несколько десятков тысяч рублей (более ста тысяч долларов). На эти деньги можно было приобрести несколько токарно- винторезных станков для завода. Один из новаторов на вырученные деньги купил себе автомобиль "Москвич". И все-же завода это показалось маловато. Ему, входящему в пай с новаторами, необходимо было купить "Мерседес"...
   Наконец, головы "изобретателей" помутились от постоянных размышлений. Больше ничего не могли придумывать, что бы можно было прикрепить к этому наждачному станку. А приказ директора: рацпредложение или изобретение- в месяц, действовал и поныне.
   "Гениальное - просто,"- так гласит мудрость. Стали "изобретать" в обратном направлении. Внедрился лозунг, где были слова "простота" и "дешевизна"...
   Убрали воздуховод с электромотором, чтобы не было нареканий от того, что вылетающие песок и газы из трубы калечат жизнь рабочим из других цехов. Экономический эффект был равен тому, когда внедрили воздуховод. Не нужным стало и все остальное, что было внедрено. Стекло мешало удобно подобраться к кругу. Реле времени часто выходило из строя, а заменить его стоило больших затрат и денег. При очередном демонтаже чего-либо всякий раз подсчитывалась условная экономия.
   В конце концов, станок решили выбросить из-за вибрации, пыли и грязи; и он стал представлять опасность для окружающих. Гораздо проще и безопасней было заправлять режущий инструмент в соседнем цехе, который отгораживался от этого легкой перегородкой.
   Вот почему в цехе царила непривычная обстановка, напоминающая похоронную процессию.   Жалко станок, принесший в свое время годовой экономический эффект в 200 тысяч долларов, пусть и условно, 100 тысяч- при навешивании на него всяких приспособлений и 100 тысяч- при демонтаже онных и, вообще, самого, который был куплен за 324 рубля!
 


Рецензии