Павел Шубин как маленький Торквемадо большого русс

Павел Шубин(директор обнинского музея) как маленький Торквемадо большого русского искусства
В интервью в студии Биэлайв от 23 мая 2012 г. http://www.youtube.com/watch?v=q3tGhNGsmks "маститый деятель" высокого искусства  огорошил общество рядом очень спорных сентенций.
Мы все вдруг увидели мудрого старшего брата, терпеливо, закусив губу, ведущего свою паству из хаотичных, с заскоками творцов и  прочих маргинальных околотворческих личностей к свету. Мы все вдруг поняли, что Палпалыч имеет лицензию на высший суд в сферах  творчества. Интересно, во всем интервью сей "творец" ни словом не упомянул о товарищах по цеху. То бишь искусствоведах Обнинска.  Складывается впечатление, что лишь Палпалыч - единственный в Обнинске за всю историю, способный организовывать выставки, аукционы  и пр. Что кроме него и брата, как то нет в Обнинске значительных творцов, и что самое главное: людей, разбирающихся в искусстве. Правда  Палпалыч перманентно ссылается на уже ушедших столпов  в области критии искусства - Дунаева М,М,, в области творцов Обнинска -  основателя первой изостудии в городе -Громадского Н,А., как бы намекая невзначай, к какой линейке следует относить и его самого , ну и  его брата...Вероятно к линейке к которой применимо понятие канонизации.
Конкретика, с какой ППШ выносит приговоры "святой инквизиции" от искусства наводит на мысль об искренности нашего "величайшего"  искусствоведа. Действительно, как такой умный, образованный человек, с широким словарным запасом, с 20 летним опытом работы вдруг  так продался идеологии, что внахлест, метко, в лоб, безальтернативно стал навешивать ярлыки на деятелей русской культуры. Блок, Белый -  поэты-сатанисты. Врубель - сатанист. А при уточнении, в каком плане они ими были ППШ высказался, что в чисто библейском. Да сам то ППШ  прочел ли полностью всю Библию, и Ветхий и Новый Заветы? Люди более ста лет спорят о черном квадрате, как о символе, но ППШ твердой  рукой оттирает Малевича в отстой и дерьмецо. Не спорю, такая точка зрения имеет право на существование, но надо же обосновывать,  советоваться, выносить на суд многих групп подобные вопросы. ППШ прекрасно знает, что творческая личность - противоречивый и  непредсказуемый клубок ...что путь художника черезвычайно извилист и что в нем уживаются противоречивые подчас черты...Но ничтоже  сумняшеся ППШ вершит "божий, правый" суд. Кто дал ему право на это? Наверное его брат...Вообще речь этого господина(чьи работы  кажется вообще неизвестны в городе) очень сильно разит душком оруэловского романа 1994. Итак, почему же все таки ППШ продался  идеологии?... Православной идеологии. Причем так, что в итоге он только ослабляет Дух свободы, свойственный истинным духовным  поискам. А продался он силе и власти. Приятней и выгодней всего присоединиться к тем, кто ныне на коне...и попинать мертвых львов. Тяжких  искусствоведческих усилий тут не надо. Иные из церковной верхушки сплавились с шайкой, разграбившей и продолжающей грабить страну,  а Павел Павлович Шубин сплавился с православием на свой манер.
 И ведь как кокетливо он напускает туманца, весело балаболя о внутрицеховых секретных принципах, используя которые профессионалы  могут с точностью определять, - представляет ли пр-ие искусства художественную ценность или оно полная туфта. Вот такой вот Торквемада  с грозным, зорким взглядом вдруг выплыл из городского музея в ютуб. Журналист, конечно, не согласился со многим из манифеста ППШ, -  это чувствовалось...Но виду не подал. Чего только стоит перечисление зон табу по мнению ППШ в искусстве.
Перечислим то, что он говорил:
1. Нельзя поднимать национальные вопросы в искусстве, например изображать героя Ермолова в бою.
2. Нельзя освещать тему торжества и процветания русских на русской земле.(Тут журналист воскликнул"Александр Невский, до свиданья!"  "Да", - пропыхтел в ответ великий мыслитель.
3. Нельзя ни под каким соусом критиковать Коран.
Вот эти темы в искусстве оставьте и забудьте навсегда...
Свобода в искусстве условна, - подитожил тюремщик Свободы и выкормыш класса буржуазии П,П, Шубин.
По идее критиковать тогда нельзя и Православие...со всеми вытекающими...И тогда строки Матюшина"...все продается на земле, от панагий,  до разовых салфеток..." - являются крамольными, и творчество иеромонаха Романа не имеет никакой ценности. Да что там, назовем его сразу  сатанистом в библейском смысле. Я уже вижу как ППШ приплясывая, несет охапку хвороста к позорному столбу.... Уф! Ужас!
А что вообще нарисовал, написал Шубин? С чего этот старец от искусства решил, что способен водительствовать и наставлять неразумных в  области искусства.
Занимательно, как рьяно он фракционирует художников-любителей и профессионалов, к которым он причисляет с огромным удовольствием  себя и своего брата... ну еще несколько имен, также поющих дифирамбы Православию видно. Как  по отечески тепло заключает:  ..."Профессионал владеет всеми способами самовыражения, его учат этому школы и маститые перцы там, а любители владеет только  вдохновением...а если быть точнее, то ничем не владеют."О, как! Ничто не напоминает?
Да это же Гебельс! Есть арийцы, а есть недохудожники изначально...
А Коран критиковать нельзя, вероятно, из-за того, власть замешана в капиталлы, коими владеют люди с Востока и Юга...
Но не будем однобоки в суждениях, есть вещи в шубинских монологах, с которыми можно согласиться. Это позор в виде декаданса  извращенцев типа Кулика, Гельмана и группы "Синие носы". Пожалуй и все позитивное в Палпалыче...
Жаль, что такое чудовище  и тоталитарист маодзэдунского розлива все еще возглавляет музей города науки и свободы.
И все же что есть свобода в искусстве, как ее применять, нужны ли табу и как сочесть идеологию и искусство.
Мы увидели один полюс - шубинско-гебельсовский, мы увидели контрарный полюс, - кулико-гельмановский. Один соотносит себя с  традицией, со школой, с ортодоксальностью и устоями, будь то в религиозных отправлениях, будь то в живописи или стихах. Другой полюс -  првокативный. Это - рубка икон в Манеже осоловелым фриком с армянской фамилией. По отношению к первому полюсу можно обнаружить  созидательную тенденцию и понятие стабильности...правда в качестве перегибания палки здесь возникает опасность активного появления  самозванцев-наставничков, которые не преминут повсюду подержать свечку в вашей жизни, будь то написание картины или  взаимотношения с женой в спальне...Это неизбежно...увы, при всех плюсах... как раз яркий пример - ППШ, с увлечением яростно работающий  на этом фронте локтями (писать картины наверное не очень получилось...) По отношению ко второму полюсу ничего вообще обнаружить  нельзя, потому как он не относится в объективном смысле к искусству. Просто такое деление  искусственно насадилось узкой группой лиц, с  деньгами, успешно манипулирущей человечеством. О них легко прочесть в "Откровениях инсайдера"  Нам всем насаждается понятие  ньюэйджа в области человеческих проявлений...Но искусство, кроме того что является как и Бог свободой, абсолютной, имеет и канон, иначе  оно не было бы свободой...Этот канон связан с нашим восприятием, которое аксиоматично устроено исходя из принципов вселенской  гармонии. Мы пока не можем выпрыгнуть за рамки этого восприятия. Образно говоря, если представлять человеческое самоосознание как  пучок струн с разным звучанием, то сейчас их количество ограничено...И мы можем воспринимать мелодии состоящие только из некоего  ограниченного количества звуков.Таким образом во внешних феноменах мы интуитивно ощущаем сродство с принципами внутри нас, с теми  струнами, которые способны звучать в нас. Истинный контрарный полюс ориентирован на активацию новых струн и расширение восприятия,  потому как вечной и возможно недостижимой целью человека является звучание всех струн и осознавание всез типов гармоний (в  православии - скопление благодати)...Ну вобщем не следует здесь неуклюже вдаваться в философские дебри, главное понять для себя  принцип, что искусство, в отличии от Творца содержит здоровую дуальность: старое всегда спорит с новым, типы гармоний искрят друг о  друга, но могут и являть синергию. Наверное здесь нечто подобное парадоксу Рассела, то есть в искусстве всюду противоречие...И это  конечно понимает и Павел Павлович, но предпочитает относиться к людям как к дошколятам, возможно это и было правильно ранее, но новая  эпоха несет и новые черты... Время ежовых рукавиц осталось в прошлом...Мы видим, что критерии искусства бесконечно широки, и что  приоритет получает именно активация новых струн. А здесь неважны технические приемы, так называемый профессионализм, и тем более  спайка с идеологией с сотериалогической парадигмой. Это все имеет свою законную нишу, но не ограничивает в себя бесконечное тело  искусства... Можно возразить, что и сатанинские культы содержат в своих атрибутах принципы эстетики и определенную гармониность, но  здесь как раз и есть проявление парадокса Рассела: гармония , как Божье творение с другой стороны может быть и аидеологично...
Итак искусство есть то, что отражает определенные общие для всех принципы гармонии в мироздании, которое либо нам дано, либо  вызывается нашим восприятием, как в Матрице Вачовских... Кстати, здесь , я думаю, можно найти общую почву, с Палпалычем, который  особо отметил, что является большим поклонником рока. Вот оно, торжество философии: православный идеолог от искусства обожает  сатанинские звуки Юра Хипп и пр....Ха-ха...Но не будем о грустном...
Есть ли у искусства табу? В свете нашего рассуждения - нет.
Есть ли соотнесение настоящего искусства с какой-либо религией. И да и нет. Если это помогает активировать новые струны восприятия.
По большому счету же -нет. Религиозное искусство - частный случай этого древнего потока, под названием искусства.
Что может относиться к искусству? Изменение вибраций в духовно-материальном пространстве вокруг человека(а оно представляется  монистичным), преображающее хаос в гармоническую систему. Ван-Гог, Гоген и Шагал будучи любителями обнаружили новые области в  искусстве. Недоучка Зверев, пишущий окурком, космически ускорил искусство. В то время, как академик живописи Иванов в итоге  многолетней работы над эпическим полотном "Явление Христа народу" кажется совершил обратное. Как и появление такой архитектурной  конструкции как Храм Христа Спасителя. То же можно сказать и о последней эпической поэме Кузнецова. Ну и еще, конечно, же  и  эпохальное интервью Павла Павловича....
Национальный вопрос и искусство...Это же опять частный случай...Персональное человеческое восприятие существует через восприятие  эгрегора этноса, наложение неизбежно...Бессмысленно делать из искусства служанку идеологии. Бессмысленно предполагать, а как бы чего  не вышло... а вдруг создание батального полотна вызовет резню...но Дух дышит где хочет, если художник вдохновился темой и создал  произведение, то это его священное право. Хоть это и парадоксально, но личное пространство и выбор творца священны и сакральны и нет  инстанции выше этого. Вспоминаем Рассела.
Искусство, очевидно , перестает им быть, когда перестает расширяться во все стороны, затрагивать все стороны бытия, когда оно бронзовеет  и закосневает, пусть даже и в очень достойной нише. Оно должно ассоциироваться с вечно молодым и познающим мальчиком Кришной.
Искусство не отвечает внутренним критериям, когда оно перестает читаться однозначно эгрегорным восприятием в плане отражения  гармонии. Это может быть и человеческий эгрегор.Когда океан Солярис дал Крису умешую жену, то это читалось всеми однозначно, все  поняли, что Крис вновь любит ее. Это было искусство эгрегора Солярис. А вот уродцы из лаборатории там же, на станции - не были.
Черный квадрат Малевича является шедевром. Он не относится к живописи хотя. Это рубиконный символ в мышлении. И он связан с тем, что  тезис бытие существует имеет равные права с антитезисом. Этот шедевр проясняет личностное постижение природы Времени, как энергии  Создателя. Похожий шедевр удалось создать Диоклетиану, ушедшему выращивать капусту.Это было искусство не политики, но  самоосознания. Дауншифт, позволивший вскрыть новые пространства внутри себя. Напрашиваются параллели с дзеном. С хайку. С  блаженной Ксенией Петербургской.


Рецензии