Бирюч курьер, почтальон, журналист

В последний месяц случился необъяснимый для меня всплеск обращений к краеведению людей разного чину. Хочется снять шапку перед тем, кто всколыхнул всеобщий интерес. И, чтобы хоть частью его удовлетворить, я размещаю здесь ответ на самый горячий вопрос в моём уголке Белгородской области: откуда есть пошло имя городу Бирючу.
А споры идут давно. Чего только не говорят! И татарское-де слово, то ягоды какие-то вспоминают, и при этом ещё ссылаются на словарь Даля. Хотя у Даля по этому поводу сказано буквально так : «Бирюч, бирич, глашатай, объявляющий по улицам и площадям постановления правительства, герольд; иногда род полицейского служителя (в Воронежской губернии название города) «И ты велел на Короче в торговые дни кликать бирючами во многие времена, почасту».
Посему можно смело утверждать: имя городу дано не по зверю-бирюку, а по глашатаю. Об этом же свидетельствует и дарованный Бирючу императрицей Екатериной Великой Герб с изображением орудия бирючей – жезла с колокольчиками. И предки наши, основавшие город, хорошо знали историю этой, как бы мы теперь сказали, профессии.
Начало свое бирючья служба ведёт от мифических времен, когда бог торговли Меркурий для обозначения своего появлении я обзавелся особым жезлом –
кад(л)уцеем. Жезл этот уже тогда очень напоминал известный впоследствии бирючий. А у римлян слово кадуцей(калуцей) использовалось в смысле «секретарь",
« помощник». Когда же католические епископы обзавесись собственными секретарями-кадуцеями, то последние уже попросту превратились в референтов, журналистов. Отсюда можно смело вывести, что и вся нынешняя журналистская братия тоже ведет родословную от бирючьего жезла.
На Руси же история бирючей началась ещё в языческие времена, когда первыми разносчиками информации подзабытые нынче калики перехожие.

Как обувку новую надели,
И котомки взяли от земли –
Из Царьграда, на Святой неделе
Выходили семеро калик.

Им ещё брести через Балканы
И переправляться за Дунай,
За спиною оставляя страны
По дороге в свой славянский край.

Это были очень крепкие люди, ходившие из страны в страну, от города к городу, и, как пчёлы пыльцу, разносившие и достоверные сведения, и слухи.

Бороды кудельные не бреют,
Молятся о всех земных сторон.
В Киеве расскажут о Никее,
В Муроме расскажут про Афон.


Уже тогда для при влечения внимания они использовали гусли и колокольчики, и первым бирючом можно смело назвать Вещего Баяна.
Собственно, особо расторопные и талантливые бирючи скоро попали на службу к князьям и стали официальными распространителями информации. Белее того, в силу своей службы бирючи были непременно грамотны, а потому их охотно брали учителями в состоятельные семьи.
Именно бирючи стали проводниками научных трудов римского грамматика !У века Доната и и приобщили Русь к европейской грамоте и культуре. «Аще поведаши словесы Дотанови чадам нашим Роману и Ефросинье…будет тебе похвала велика», - обещал князь Галицкий Ярослав киевскому «биричу малу» Сидору. А спустя время мир узнал в этой Ефросинье знаменитую Ярославну из «Слова о полку Игореве». Выходит –была она европейски образованной женщиной и знала латынь.
Но служба для бирючей всегда оставалась откровенно опасной. Уже тогда было известно : кто владеет информацией – тот обладает властью.Бирючей перехватывали, перекупали и убивали, передавали с ними подложные грамоты. Опасная обстановка сложилась у бирючей в нашей местности в смутное время. Тогда Слобожанщина присягнула Лжедмитрию I, дала ему целое войско севрюков , и бирючи Самозванца нередко сталкивались на площадях с бирючами московских царей. Дело доходило до ножей. Под 7119 (1611) годом есть донесение валуйского ямского старосты ямскому же голове Михаилу Баловневу о том, что «…у Бирюч-Погоста на Голунь-городище его государевы людишки канули, а казна истрачена».
Тут много загадок. Тема для большой докторской диссертации. Что такое – Бирюч-Погост? А Голунь-городище? Погост – иногда значил кладбище, захоронение. Может – тут место захоронения неведомого глашатая?Не случайно в России есть только два населенных пункта с названием Бирюч – наш город, да село в Валуйском районе (железнодорожная станция не в счёт, она названа по городу). Аупоминание имени города есть в летописи намного раньше, чем он получил официальный статус. В 1688 году, при прохождении в Крым по нашему краю военной рати князя Василия Васильевича Голицына , в росписи по изъятию четверикового хлеба для нужд армии записано : « с Бирючьего погоста не взято вовсе». Я тут не говорю о том, какое это было поселение. Просто обращаю внимание – опять всплывает слово бирюч.
Конечно же, значение этого слова и его жители, и царь Петр, жаловавший Бирючу имя и городской статус, толковали однозначно: глашатай. Потому город на Тихой Сосне и получил свое «журналистское» название. И я удивляюсь, почему белгородские художники и скульпторы не обыгрывают это удивительное название в своих работах. Тут ведь безграничный полет фантазии. При том, что основание делу – наше,слобожанское,
нигеде более не встречаемое. Будь у меня возможность – я бы творческий конкурс объявил на изображение фигуры бирюча. И утвердил бы скульптуру на въезде в город. Да ни один турист мимо такого чуда не проедет!
Кстати, и самоё слово «бирюч», и знак его отличия - жезл, были подвергнуты запрету на известном церковном Стоглавом Соборе , когда было наложено проклятье и на иные разновидности информации. « И егда начнут играть скоморохи в гудцы и перегудцы…начнути скакати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети…обманщики оне и мошенники». Поэтому в документах после Ивана Грозного мы уже не находим слова «бирюч» - оно осталось лишьт в народной памяти да в названиях погостов и урочищ. А в России, вместо бирючей, появились канцеляристы, почтальоны и курьеры. Да ещё газетчики и прочий люд, взявший на себя труд службы Её величеству Информации. И все они по сути своей – бирючи.


Рецензии