Кочис. Кровавые набеги

В период 1852-1855 годы, чоконен Кочиса не подписывали с американцами подобных договор в отличие от недни и чихине. Проживая на своей земле, на территории США, бэнд чоконен мало соприкасался с американцами, по причине малочисленности их поселений в этих краях. Американцы же вряд ли выделяли чоконен в отдельную группу и идентифицировали их скорее как чирикауа, или просто апачи. Мексиканцы, как правило, все южные бэнды апачи нарекли общим названием – хиленьос.
 Исследователь Ральф Смит, изучавший апачи в период мексикано-апачских войн, отмечал, что в документах не встречал ни одной ссылки на термин «чирикауа».
Выше упоминаемый Мерехилдо Грихалва, который в тот период по свидетельствам был пленником чоконен, утверждал, что этот бэнд кочевал в 1850-х годах по огромной территории от реки Хила и гор Могольон в Аризоне, на юг в горы Сьера Мадре в Мексике. По его утверждению, впервые с американцами бэнд начал контактировать осенью 1858 года, и для американцев чоконен поначалу являлись «неизвестными индейцами». До нас дошли два американских документальных свидетельства, датированных 1855-56 годами, которые указывают на чоконен как на «апачи могольон».
Один документ (сообщение из форта Торн, Нью-Мексико) от 23 декабря 1855 года исходит от некоего капитана Джозефа Хорасе Эштона.
Эштон как-то преследовал враждебных апачи, которые ограбили поселок Месилья. В Сан-Висенте Эштон повстречался с братом Мангаса Колорадоса, Хосе Мангасом и сыном вождя Каско. Эти чирикауа и объяснили Эштону, что ограбление совершил отряд могольон, который возглавлял лидер Чайни.  Далее Эштон называет вождей могольон: Мигель эль Карро, Хуан Апач, Эль Фреско и Капитан Чайни под началом которых действовало 300 воинов, хотя в сообщении доктора Стека значится 150.  Эштон, сам того не подозревая, идентифицировал этих лидеров как могольон, которые на тот момент кочевали на севере исконно обитаемой чоконен территории. Упомянутые Эштоном лидеры, как мы знаем, были хорошо известны мексиканцам. Мигель – это Мигель Нарбона (чоконен), Эль Карро – Карро (чоконен), Эль Фреско – скорее всего Франсиско, которого по ошибке часто путали с Кочисом, в точности принадлежал не к чирикауа, а к белогорским апачи. Так же и Хуан Апач был из племени апачей Белой Горы. К какому бэнду принадлежал Чайни, неизвестно.
Еще одно подтверждение, что чоконен иногда путали с могольон, исходит из сообщения доктора Майкла Стека. Документ датирован 19 сентября 1856 года.  В документе доктор Стек называет известного лидера чирикауа Эскуиналине именем «Эскуиналдине» и более того, относит его к «главным вождям койотеро», что не соответствовало действительности, так как Эскуиналине был одним из вождей чоконен. Также, Стек сообщает о младших вождях Чагарае и Кочиле. На самом деле Чагарай был одним из лидеров бэнда чоконен, а «Кочил» ни кто и ной как Кочис.
Известно, что апачи могольон идентифицируются антропологами с бэндом чихине. Налет в январе 1856 года на Месилья приписывали бэнду могольон (чихине). Стек же, являясь агентом в резервации чихине, опасался, что в набеге на Месилья обвинят его подопечных и пытался всеми силами направить картаельные силы армии в страну чоконен, идентифицировав их как могольон.
Экспедиция, возглавляемая капитаном Д.Чандлером, включала в себя войска сосредоточенные в фортах Крэйг и Торн и двигаясь по направлению гор Могольон, вышла к одной из ранчерий бедонкоэ, вождя Эль Каутиво. Войска атаковали ранчерию, отбив у индейцев 250 овец 21 лошадь и мулов. В столкновении с войсками погибло трое воинов апачи.
В конце апреля 1856 года чихине проживавшие в Нью-Мексико покинули свои ранчерии и присоединились к чоконен с целью совершения набегов в Соноре и Чиуауа.
Сводный военный отряд согласно свидетельствам того времени возглавляли Мангас Колорадос, Делгадито и молодой лидер чихине, впоследствии легендарный Викторио.
Мангас Колорадос, его сын Каско и возглавивший чоконен Кочис, на протяжении мая не давали передышки жителям Соноры. На протяжении первых трех недель месяца чирикауа осадили Бакерас, нападая на фермеров. Воспользовавшись отсутствием гарнизона в Бависпе, апачи блокировали пресидио, а потом подвергли поселение ограблению. «Бич апачи – худшее из того, что мы когда-либо видели», – вспоминал один из жителей Бависпе.
Другой отряд чоконен в семидесяти милях западнее Бависпе подверг грабежу и насилию пресидио Чинапа. В итоге 27 мая апачи подожгли поселение. «С сегодняшнего дня города Чинапа не существует, – писал губернатору префект Ариспе. – Вчера в три часа пополудни передо мной предстал житель этого города, который сказал: «Апачи кончили город. Они захватили Чинапа».
Префект с ротой солдат численностью 80 человек двинулся в Чинапа, и, прибыв туда, застал «кошмарную тишину, тление углей и пролитую повсюду кровь. Не было слышно ни звука, пока залаявшая собака ни привлекла внимание к каменному дому, где спасались женщины, дети и десять мужчин. Дверь дома обгорела».
Уцелевшие в этом доме жители Чинапа поведали: «Апачи налетели около восьми часов. Ворвались в один из домов, где убили женщину и ее мужа. Потом они начали поджигать двери домов, так как жители прятались каждый в своем жилище. Наконец, час назад они ушли…».
Разорив Чинапа, угнав весь скот и лошадей, чоконен Кочиса удалились к своим ранчериям в горах Чирикауа.
Тем временем отряды чихине вождей Викторио и Делгадито терроризировали Чиуауа. Как всегда в набегах апачей интересовали лошади, скот и пленники, за которых на нелегальных рынках вдоль рек Мимбрес и Рио Гранде, они могли выручить ружья, боеприпасы и виски.
Пока чихине грабили Чиуауа, группы бэнда недни искали возможность заключения мира с этой провинцией. Недни разочаровались в американцах, проживая на территории США и первыми покинули тамошние земли, придя в Ханос. За ними, после окончания серии летних набегов, к Ханосу начали подтягиваться и некоторые группы чоконен во главе с Чепильо и Эскуиналине, а затем и чихине вождей Делгатито и Итана.
Бэнд чоконен оставался в горах Чирикауа, занимаясь заготовкой мескаля, периодически высылая за добычей небольшие отряды налетчиков в Мексику. В это время, вероятно, скончался Мигель Нарбона, и управление бэндом перешло к Карро и Эскуиналине. Кочис же стал общепризнанным военным лидером бэнда.


Рецензии