Курильские острова

Фото: Автор с уловом горбуши на островах

На Курильских островах пристаней не было. Ходил туда из Владивостока  большой пароход «Кулу». В интернете в рассказе Ларисы Ивановой-Ленской "Пароход"Кулу" я нашел следующую информацию : "Пароход "Кулу"был построен в Голландии в 1917 году и спущен на воду под названием "ВАТОЕ". И стоял, как говорят моряки, на линии Амстердам - Австралия". В 1935 году он был куплен СССР. И тогда же, получив название "Кулу", пароход продолжил работу в море, но уже в нашей стране, в Дальневосточном морском пароходстве.

В 1968 году он был списан... В ноябре 1995 года на 78 году трудовой жизни пароход  покинул порт Владивосток и отправился в свой последний путь в корейский порт Наджин на металлолом. Но в японском море зародился циклон и 5 ноября пароход  затонул, но не сдался на металлолом!"

В рассказе автор пишет:  «Когда спускаешься по трапу в трюм, то попадаешь в огромное помещение, где по каждому борту располагается длинный ряд небольших круглых иллюминаторов у самой поверхности воды. Они задраены, чтобы не захлёстывала в помещение вода.Иллюминаторов много, но свет загораживают двухъярусные спальные места, расположенные вдоль бортов,и посередине помещения тоже много этих двухъярусных коек, а между ними – узкие проходы, как в вагонах поезда.
         
 ...Никому из нас и в голову не могло прийти, что наш пароход не просто старый, а очень старый. И вот неожиданная встреча в Москве в 2008 году с одним из читателей моей книги "Роза ветров моих…", в которой я  упомянула о пароходе "Кулу" в одном из моих рассказов о море. Этот человек оказался капитаном дальнего плавания, который работал на этом пароходе в последние годы его жизни. И опять передо мной возник пароход "Кулу", правда, уже на фотографии, которую мне подарил этот замечательный человек Александр Иванович, москвич,  капитан дальнего плавания ".

 В интернете я нашел и эти строки о пароходе "Кулу":

"Главным" пассажирам 30-х … 40-х …
 
Пароход "Кулу".
В трюме нар три этажа.
Тут, уж я не вру,
Он – плавучая тюрьма.
Пароход "Кулу",
К небу руки – две трубы.
Он привёз на Колыму
Всех ненужных для страны.
Десять лет – не срок,
Это мягкий приговор.
Пахнет труб дымок
"Герцеговиной Флор".
А спросить – за что?
Значит глупым быть.
Слава Богу, что,
Дали, так пожить.
Эти ржавые борта
Вам последним раем,
Грязно – серая толпа
Под собачьим лаем.
На холодный мох
Слёзка упадёт,
Чей-то тяжкий вздох
Ветер понесёт.
Лейте покаяния
Вечной мерзлоте,
Раз, уж нет желания,
В стаде жить, как все.
-----Несин-----"

На этом пароходе везли на Колыму конструктора космических кораблей С.П.Королева.
                ***
 ...Свое имущество, включая машины, мы перевозили на берег на больших металлических баржах для перевозки танков (танковозах). На такой барже когда-то «отважная четверка во главе с сержантом Зиганшиным»  болталась по океану, пока их не подобрали американцы.

 Я был на островах Итуруп и Кунашир. С острова Кунашир в ясную погоду хорошо виден японский остров Хоккайдо. Везде потихоньку трясло каждый день и ночь несколько раз, а бывало и основательно. На островах около 40 действующих вулканов. Иногда за ночь из палаток  выбегали на улицу в трусах не один раз. Боялись цунами. 5 ноября 1952 года гигантская волна цунами обрушилась на северные Курильские острова и практически полностью уничтожила Курильск, поселок  Горячие Ключи. Капитальных домов на островах нет. Остались только на вершинах некоторых сопок прекрасные домики - японские метеостанции. Русские строили хибары из фанерных ящиков и консервных банок.

При японцах на островах были неплохие дороги, вымощенные булыжником. Во время войны русские танки, все дороги разбили. Мы привезли две или три машины ГАЗ с лебедками. Если машина влетала в колдобину и не могла самостоятельно выбраться, пассажиры брали в руки трос с крюком на конце, тащили его до ближайшего дерева, пня, скалы. 

Трос крепился, лебедка включалась, и машина выползала из ямы. Она вытаскивала сама себя. Помню поездку из одного поселка в другой. Если раньше при японцах туда ехали по вымощенной булыжником дороге 30-40 минут, то мы ехали больше 12 часов.

Почти все жители на островах временные. Идет рыба и народ есть. Нет рыбы – пустыня. Все уезжают на материк. Приезжают только, чтобы заработать и тут же пропить.  Спирт туда в бутылках не везли - только в бочках. В то время «Спирт питьевой» и на материке продавался в магазинах в бутылках, но особой популярностью пользовалась настойка «Перцовая».

Стояли мы в поселке Горячие Ключи где две фанзы оборудованы под естественные термальные ванны. Температура, бьющей из-под земли воды, во всех ваннах была различной.
 
На островах много медведей и местные, и приезжие на тропах ставят самострелы. Если угодишь под него, считай пришел конец. Человека пробивает насквозь. По тропам надо идти крайне осторожно, чтобы не задеть растяжку. Их ставят на разном уровне от земли. Слава Богу, из топографов, к счастью, никто не попадался.

В тот год наши специалисты Министерства рыбного хозяйства допустили ошибку. По их расчетам считалось, что нерест будет в  реках Курильских островов, а рыба пошла в сторону Камчатки. Говорили, что это дело рук японцев,якобы, они поставили в море сети под напряжением.

А на острова уже привезли сотни рабочих, соль, бочки. Отправить все это срочно на Камчатку не смогли. Страна понесла огромные убытки. Говорили, что делегация рыбаков за свой счет летала в Москву с целью попасть на прием в ЦК КПСС или даже к Н.С. Хрущеву. Но вернулись они, ни с чем.

На Курильских островах нас считали настоящими браконьерами. Во время хода горбуши на нерест, стоило на несколько минут перегородить японской капроновой сетью  речушку, и сеть не могли вытащить на берег. В каждой ячейке - рыба. Мы брали только брюшки, остальное возвращали в реку. Икру в ведро, а рыбу выбрасывали. В моем архиве есть фото, где я держу горбушу, которая чуть меньше меня.

Однажды, работая на побережье острова, топографы наткнулась на выброшенный на берег во время шторма, японский рыбацкий сейнер. Команду, очевидно, забрали японцы, а поврежденный сейнер бросили. Солдаты обследовали сейнер, взяли прекрасные капроновые сети, кое-что из одежды, а мне принесли аптечку. Ничего особого я в ней не нашел, но обратил внимание, что иглы к шприцам были позолоченные. После этого о находке сообщили пограничникам. На острове была одна застава.

Вспомнил, как на Курилах мы ели красную икру столовыми ложками. Поваром у нас в штабе был сверхсрочник белорус, кажется, по фамилии Сенкевич. Пришли мы однажды в импровизированную столовую на завтрак. Приготовил он перловую кашу из концентрата. Рыба у нас была три раза в день, жаренная, отварная, котлеты рыбные, суп рыбный.

Горбуша как раз шла на нерест. Сели за стол, а командир отряда скептически посмотрел на кашу и спрашивает у повара:
– А что, сегодня икры не будет?
Сенкевич тут же ответил ему:
– Товарищ подполковник, подождите немного. Сейчас будет.

Не успели мы поговорить и покурить, как на столе появилась большая миска икры. Сенкевич с дежурным по кухне мгновенно поставил сеть (столовая была на берегу речушки), поймали несколько огромных рыб. Технология приготовления икры была отработана им идеально.

Икра протиралась через сито (удалялась пленка), тузлук готовился тоже несколько минут (раствор соли такой концентрации, чтобы сырая очищенная картофелина не тонула). Икра опускалась в тузлук и через десять минут была готова к употреблению. Кушали так: ложка перловой каши и ложка икры. Так было вначале, а потом на икру и не смотрели.
 
А какая в реках Курильских островов форель! Полчаса у реки  и ведро крупной царской рыбы на уху. Ловили форель удочкой на лососевую икринку. Во время рыбалки постоянно оглядывались и прислушивались, боялись медведей. Они очень часто тоже приходили «на рыбалку». Причем шли осторожно, ступая по траве. По рассказам старожилов нападали на рыбаков всегда сзади.
 
Как-то, во время езды на машине из одного поселка в другой,  из зарослей бамбука (местные жители называли его стлаником) прямо пред нашей машиной на дорогу выскочил огромный  медведь. Черный, блестящий, как-будто покрытый лаком.

Кто больше испугался, он или мы, сказать трудно. Пока возились с карабином, он исчез в кустах, а лезть в те джунгли бамбука, куда он ушел, решили не стоит. Мы сидели в кузове машины на каких-то ящиках. Карабин был только в кабине у водителя.

Во время езды карабин пристегивался к сидению. Там были специально предусмотренные для оружия застежки. Отстегнуть карабин быстро надо уметь, а еще его надо и зарядить. В тесной кабине это не так просто сделать. Заряженное оружие везти в кабине не разрешали.

Каждый офицер имел пистолет. Но на Камчатке и Курильских островах  никто и никогда не ходил на медведя с пистолетом, из которого можно только ранить зверя. А раненый медведь становится вдвое опаснее.
 
Я уже писал,что при японцах на островах были хорошие, вымощенные булыжником дороги. Наши танки во время войны разбили их так, что выбраться из этих колдобин машины не могли. Мы чаще ездили по рекам. Ширина рек до десяти метров, а глубина до пятидесяти сантиметров. Все реки очень быстрые. Дно каменистое, одна галька. Мы ехали по речушке во время хода горбуши на нерест.

Страшно было смотреть, как рыба, от обилия которой река буквально кипела, попадала под колеса машины. Никогда бы не поверил, но видел своими глазами, как солдаты становились в воду с палками и руками ловили огромную рыбу. Медведи в это время тоже шли к рекам за рыбой.

Не помню почему, но командир отряда срочно отправил меня на материк, и я с острова Итуруп, где был аэродром «Буревестник» и стояли несколько наших реактивных истребителей, на самолете ИЛ-14 улетел в Хабаровск.


       


Рецензии
Создаётся впечатление, что огромные территории нашей страны с богатыми природными ресурсами, в отличие от Японии и других густонаселённых стран, позволяют нам расточительно и безалаберно относиться к сохранению и рациональному использованию природы и её ресурсов. А будущие поколения, да уже и нынешние, вынуждены будут расплачиваться за это. С уважением,

Александр Смирнов 83   21.11.2022 10:29     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.